Главный проект Бога часть 7

                Главный проект Бога

                (Часть седьмая)

     1.Необходимые пояснения.

     История разделения Израильского царства на два враждебных государства подробно изучена историками и другими специалистами в этой области. Написано большое количество исследований и т.д. Моя задача, как всегда, постараться изучить этот период с точки зрения влияния Невидимого мира  (Бога) на все происходившие в тот период события.

     Такие понятия как Невидимый мир, Господь, Бог, Яхве, Иегова – одно и то же. Каждое конкретно применяется в зависимости от контекста.

     Свои указания Невидимый мир (Бог)  передавал двумя путями:                непосредственно являясь, как правило,  во сне  тому человеку, которому Бог желает дать свои указания  или передает свои указания через своих пророков.

     Непосредственно свои указания Бог сообщал Патриархам, Вождям, первым трем Царям, то есть тем людям, которых Он ставил во главе Своего народа и которые твердо исполняли Его указания. Это был период непосредственного богоправления.

     Начиная с разделения Израиля,  Бог передавал свои указания царям через пророков.
 
     Описывая историю царствования Саула,  я упоминал о том, что вождь Самуил создал школу пророков, но те пророки были предназначены для толкования Святого писания.

     Пророки, направляемые Богом с указаниями царям, выбирались каждый персонально и направлялись с конкретными указаниями каждому царю.  Каждый из этих пророков наделен был возможностью лечить людей, творить чудеса и т.д.

     2. Основная часть.

     Во все время существования Израильского царства  колено Ефремово претендовало на главенство, ефремляне уже давно отдельно от колена Иуды именовали себя Израилем. При Соломоне ефремляне, как и другие колена, подобно рабам трудились на тяжелых строительных работах и были особенно недовольны правлением  династии Давида. Северные колена  под главенством ефремлян стали искать подходящего случая, чтобы заявить о своей независимости.

     В последние годы  правления Соломона пророк Ахия, явившись ефремлянину Иеровоаму, смотрителю над оброчными  работниками, разодрал свою верхнюю одежду на двенадцать частей и сказал: «Возьми себе десять частей, ибо так говорит Господь, Бог Израилев: вот, Я исторгаю царство из руки Соломоновой и даю тебе десять колен». Господь обещал укрепить царство Иеровоама как царство Давида,  если тот будет соблюдать заповеди и ходить путями Его.

     В сложившейся политической ситуации наследнику престола Ровоаму необходимо было подтвердить свои права в главном городе ефремлян Сихеме. Там северные колена потребовали  облегчения повинностей, справедливо указывая, что главные постройки и свершения уже позади. Старые советники убеждали Ровоама уступить, но тому пришлось по душе горделивое легкомыслие молодых советников, развращенных роскошью Соломонова двора последних лет, и наследник престола гордо заявил народу: «Если отец мой обременял вас тяжким игом, то я увеличу иго ваше». Такое поведение наследника объясняется тем, что Бог ожесточил его сердце, ибо  час Израиля уже пробил.

     Оскорбленные израильтяне дали волю накопившемуся недовольству правящей династии. Десять колен призвали царствовать над собой  Иеровоама, за домом Давида остались только колено Иудино и малочисленное Вениаминово.

     Позже  Иегова через пророка Самея объявил Ровоаму и царству его, что отпадение Израиля произошло по воле Божией; но, конечно, воля Божия лишь не стесняла естественных, в данном случае дурных движений воли человеческой – Ровоама, Иеровоама и мятежников из 10 колен. Здесь имело место подобное же действие Божие, как ожесточение сердца Фараона. Цель божественного попущения печального распадения богоизбранного народа на два враждебных царства, очевидно, состоит в наказании династии Давида и народа за факты неверности Соломона и народа Иегове.

     Израильское царство объединило 2/3 населения и занимало плодороднейшую часть земель, но за Иудейским царством осталась столица Иерусалим с огромными государственными сокровищами и Храм – духовная святыня богоизбранного народа.

     2.1.Краткая история Израильского царства.

     Первым делом Иеровоама было внешнее укрепление своего государства.

     Но Иеровоам чувствовал опасность для своего государства и с другой стороны – со стороны интимной религиозной связи израильтян с Иерусалимом и Храмом.   Он углубляет образовавшееся разъединение единоплеменного народа религиозным расколом - введением нового богослужебного культа для своего  израильского  царства.

     Сущность реформы – он слил двух золотых тельцов и поставил их на противоположных концах своего царства, чтобы народ не ходил в Иерусалим.  По мысли Иеровоама, в тельцах его представлен был образ истинного Бога, Иеговы. Он  учреждает культ по образцу Иерусалимского, с теми двумя изменениями, что ввел всеобщее священство, с уничтожением исключительных прав на него Левина колена, и праздник Кущей перенес с седьмого месяца на 15–е число  восьмого месяца – по климатическим условиям северного царства.  Необходимо понимать, что  воплощение Иеговы в чувственном образе тельца было прямым и грубым нарушением второй заповеди десятословия и попранием основного духа Ветхого завета с его требованием  БЕЗОБРАЗНОГО СЛУЖЕНИЯ ИЕГОВЕ. Это было  тяжким грехом Иеровоама и народа,  проявивших в этом чисто языческое настроение, ищущее своего удовлетворения в чувственном изображении невидимого, неизобразимого Бога. «Это обстоятельство, говорит И. Флавий, стало для евреев НАЧАЛОМ всех бедствий»  и, в конце концов, царство израильское перестало существовать».

     «Так благодарит он Бога, давшего ему царство! Так верует Богу, обещавшему сохранить оное!» - пишет М. Филарет о Иеровоаме.

     Как некогда Саулу, так теперь Иеровоаму за непослушание Богу и нарушение Его Закона был возвещен приговор об отвержении. Бог отрыл пророку Ахии и тот изрек: «Так говорит Господь, Бог Израилев: Я возвысил тебя из среды простого народа и поставил вождем народа Моего, Израиля,  и отторг царство от дома Давидова и дал его тебе; а ты не таков, как раб Мой Давид; ты поступил хуже всех, которые были прежде тебя. Вымету дом Иеровоамов, как выметают сор, дочиста».

     Иеровоам не ввел служения  иным богам, но увлек народ на путь уклонения от истинного богопочитания.

     Последующие правители ввели уже разнузданное идолопоклонство, с каждым царствованием народ все более удалялся от истинной религии.  Помятование о Господе и страх Божий заграждают путь греху, но поэтому евреи и стали избегать Яхве, что стремились к порочному. Цари  были  призваны поддерживать истинное богопочитание своей твердой властью, но эта удерживающая сила в Израиле сама стала развращать народ.

     За вопиющее богоотступничество Израильское царство было наказано двумя тяжелыми войнами с Сирией.

     Один из последующих царей -  Иеровоам II,  сумел на время восстановить могущество и блеск Израильского государства. В дни его правления Израиль и Иудея  практически достигли размеров царства в славные дни Давида.

     Страна утопала в роскоши. Но государственной религией по-прежнему оставалось противозаконное поклонение Яхве под языческим символом золотого тельца, вновь строились капища Ваалу, в том числе и в столице Израиля Самарии. Женщины массово служили при капищах посвященными блудницами и совращали евреев к культу Астарты и других «богинь».

     Безбожной жизни в довольстве и роскоши сопутствовали, как всегда, не милосердие к ближнему, интриги, предательство, развращенность и крайнее нечестие. Блеск правления Иеровоама II был лишь сиянием перед тьмой безвременья. После него власть в стране попадает в руки целого ряда сменяющих друг друга цареубийц – узурпаторов: Захарии, Селлума, Менаима, Факии и Факия.

     Для упрочения своего престола  цари Израиля стали отчуждать народ от Иерусалимского храма и вводить идолопоклонничество: поклонение Яхве под языческим символом золотого  тельца. Постепенно народ обесчестился, развратился и стал поклоняться языческим идолам. Господь лишил царство  Своего благословения и после многих тяжких наказаний подверг разрушению ассириянами.  Народ был отведен в плен в Ассирию, где израильтяне подверглись ассимиляции и перестали существовать как народ.

     Таким образом, после вопиющих нарушений обетов, данных Господу на Синае, десять израильских колен оказались не в состоянии исполнить свое мессианское предназначение и исчезли с арены истории.

     Израильское царство просуществовало 269 лет, с 992 по 723 г. до Р.Х., за это время на престоле сменилось 20 царей из 10 различных династий и родов.

     На опустевшие  земли  Израильского царства ассирияне поселили язычников из Аравии и Вавилона, которые смешались с остатками израильтян, и новый народ по имени новой столицы Самарии стал именоваться самарянским. Наряду со своими богами  самаряне поклонялись и Яхве.

     2.2.Краткая история Иудейского царства.

     В Иудее порядок и политическая устойчивость сохранялись в большей степени. Царский престол неизменно сохранялся за родом Давида.

     Иудея  как государство была заметно слабее Израиля, но она была духовно крепче и сплоченнее. Сердцем Иудеи был Храм, в нравственном отношении царство усилилось переселением в его земли колена Левия – священников и левитов, покинувших Израиль с введением там культа золотых тельцов. К иудеям отошли значительные богатства Соломонова царства.

     Но благочестию Давида подражали лишь некоторые цари, гораздо чаще правители тяготели к идолопоклонству и прочим беззакониям.  Вслед за царями постепенно развратился и народ. Иудейское царство также оказалось не в состоянии быть верным носителем обетований Божиих. Как и царству Израильскому, Иудее предстояло погибнуть, но не навсегда: в ней еще оставались здоровые религиозно - нравственные задатки.

     Для вразумления иудеев Господь попустил вавилонянам завоевать страну, разрушить Иерусалим и Соломонов храм, народ был отведен в плен на покаяние и исправление. Вавилонское  пленение было лишь временным наказанием, народ Иудеи возвратится в свои земли и воскреснет  к политической жизни, чтобы возродить Храм и возобновить богослужения, до тех пор,  пока  не явится в мир Мессия.

     Царство Иудейское  до порабощения Вавилоном просущетвовало 385 лет, а до своего разрушения – 403 года, с 992 по 589 г. до Р.Х.

     2.3.Основные итоги истории  к концу Периода разделенного царства.

     Полтора тысячелетия назад праотец Авраам жил в Халдее, получил обетование о земле ханаанской и множестве потомков. Земля была дана, и потомство умножилось, был славный Израиль, город Иерусалим и в нем – дивный Храм, в котором пребывал Господь. А теперь нет ни Израиля, ни Иерусалима, ни Храма, а остатки потомства Авраама – снова в Халдее (Вавилоне). История сделала круг.

     Все вернулось к началу? Нет, теперь в Халдее были другие евреи – убедившиеся в пагубности следованиям своим страстям, познавшие свои  греховные немощи. С этим бесценным багажом народу предстояло прийти  в разум истинный в уничижении вавилонского плена, из которого должен был выйти обновленный Израиль.

     Господь вновь вел Свой народ в пустыню – по слову пророка Иезекииля, духовную «пустыню народов», - чтобы вновь закалить его в вере.

     В эпоху царств богоизбранный народ  так и не смог подчинить свою жизнь Закону, постоянно нарушал самое главное его требование – поклоняться только Истинному Богу. В вавилонском плену, лишенные Храма, богослужений и жертв, евреи исцелятся, наконец, от болезни идолопоклонства.

     2.4.Пророки в период разделенного царства.

     В связи с учреждением царской власти произошло ограничение богоправления, и воля Господня передавалась в деятельности пророков, которые пробуждали засыпавшую в грехах совесть народа и его правителей. Чем нечестивие становился богоизбранный народ, тем с большей силой раздавался глас Господен из уст пророков. Служители Божии обличали соотечественников в идолопоклонстве и падении нравов, учили забытой вере отцов, призывали к покаянию, к послушанию Закону, предсказывали грядущие бедствия и совершали укрепляющие веру чудеса.

     Многие пророки не оставили после себя записей, но шестнадцать пророков оставили свои откровения. В соответствии с величиной и значимостью пророческих книг пророков принято подразделять на больших и малых. К числу больших относят Исаию, Иеремию, а также пророчествовавших по времена вавилонского плена Иезекииля и Даниила, к числу малых – Осию, Иоиля, Амоса,Авдия, Иону, Михея, Наума, Аввакума, Софонию, а также пророчествовавших после пленения Аггея, Захарию и Малахию.

     Я специально перечислил пророков, чтобы было наглядно видно как Невидимый мир (Бог) всеми силами старался привести свой народ к покаянию и исполнению Закона.

     Пророки обоих еврейских царств – Израиля и Иудеи – ревностно стремились нести богоизбранному народу слово Божие. В их деятельности особо выделялись два направления:
- поддержание веры в Единого Истинного Бога, заботящегося о спасении не только Израиля, но и всех народов;
- морально-нравственные поучения, основанные на Синайском Законодательстве.

     Пророки дополняли друг друга, являясь богоносными звеньями единой цепи, соединяющей ветхозаветное человечество с Создателем.

     2.5. Период Вавилонского плена.

     В плену израильтяне  утратили остатки богопочитания, рассеялись и исчезли среди языческих народов ассиро-вавилонского царства.

     Иудеи старались хранить веру отцов, поселяться вместе и соблюдать древние богоустановленные обычаи. Многие иудеи остались в плену такими же грешниками, как и были раньше. Но части иудеев плен послужил очищающим пламенем. В плену лучшие представители народа твердо осознали, что вся сила иудеев – в избравшем народ Боге, в неуклонном соблюдении Его заповедей; в Вавилоне они стали с особой тщательностью соблюдать субботу и все другие религиозные праздники и установления. В языческом рабстве евреи решительно отринули идолопоклонство и в дальнейшей истории этот грех больше не упоминается.
 
     Каждую субботу иудеи стали собираться в домах священников для совместных молений. Так зародились синагоги (собрания). В синагогах не было храмовых богослужений и жертвоприношений, для которых Яхве определил единственное место на земле – Иерусалимский храм.

     Большинство иудеев скоро забыли свой язык, его знание сохранилось только среди священников и появившихся в народе книжников, собиравших и систематизирующих духовное наследие.

     В уничижении плена иудеи стали более чувствительны к страданиям ближних, в значительно степени избавились от пагубной гордыни.

     В руках Божиих вавилонский плен послужил действенным  средством исцеления и духовного преображения иудейского народа. Возрождению духовной жизни много способствовали посланные Господом пророки.

     2.6.Освобождение иудеев из плена.

     Невидимый мир (бог) через пророка Даниила сообщил Киру Великому царю персов, что сделает его властелином мира, и повелел отпустить пленных иудеев «не за выкуп и не за дары» возродить Храм и Иерусалим.

     В 537 г. до Р.Х. царь издал эдикт об освобождении  иудеев и построении Храма, текст которого ныне хранится в Лувре: «Так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь, Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас – из всего народа Его, да будет Господь, Бог его, с ним, и пусть он туда идет». Кир щедро снабдил иудеев денежными средствами для возобновления Храма.

     На призыв Кира откликнулось всего 42 тысячи иудеев из некогда могущественного народа. Это были в основном люди бедные; большинство иудеев успели обзавестись обширным хозяйством, наладить выгодную  торговлю или занять высокие посты в государстве и не хотели переселяться в разрушенное, запустелое отечество.

     Для освобожденных иудеев не было иных мотивов к возвращению, кроме религиозных: благополучие и богатство, словно последние языки пламени вавилонской печи, очистили богоизбранный народ, выделив из него малый остаток, достойных древних обетований. 

     С библейско-теократической точки зрения, семидесятилетний плен Вавилонский есть строго адекватное наказание народа Божия за нарушение им основ теократии, в частности за пренебрежение теократическим законом о субботнем годе: оставленная теперь Иудеями земля Палестины получила тот покой, которого она была лишена вследствие нечестия и жадности своих обитателей – до плена считается четыреста девяносто лет; седьмая часть сего есть семьдесят. Поэтому  в течение 70 лет земля оставалась незасеянной и невозделанной, так как иудеи  жили в земле чужой за то, что вместе с другими законами нарушали и заповедь о субботе.

     2.7.Период послепленный.

     В период после вавилонского плена Иудея была провинцией Персии, но имела некоторую внутреннюю автономию. Внешней политикой руководили правители, назначенные персидским царем, а внутренние дела  иудеев постепенно перешли в ведение первосвященника. Иудея вернулась к теократическому правлению, как при Моисее, только народом управлял не вождь  по откровению от Бога, а богопросвященные мужи и первосвященники. Внимание иудеев сосредоточилось на следовании Закону и исполнении заповедей Божиих. Духовное состояние народа стало ближе к идее Синайского Завета, нежели во времена царей.

     В послепленный период иудеи  восстановили родную страну из руин, возвели Храм и возродили истинное богопочитание.

     Период продолжался более двух столетий – от возвращения иудеев из плена в 537 г. до Р.Х. и до воцарения над Иудеей Александра Македонского в 331 г. до Р.Х.

                Конец седьмой части.

      Литература:

      1.Библия. Библейские общества, Москва, 1995 г.

      2.   Толковая библия или комментарии на все книги св. писания Ветхого и Нового Завета. Издание преемников А.П. Лопухина, 1905 г.
 
      3. С. Воробьев. Библия и история, Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, Москва, 2011г.

      4.Э. Шюре. Великие Посвященные, Репринтное воспроизведение издания.1914г.


Рецензии