Собачонка Белка и прикладное искусство

   Белка и Стрелка полет в космос совершили 19 августа 1960 года. Он оказался успешным и сыграл большую роль в научных исследованиях того времени. 


                Из газет.




    Да! Были времена! Первые полеты в космос. Вопросы без ответов. Иногда вопросы с ответами. И жертвы ради науки.
   Собачкам Белке и Стрелке повезло. Они были первыми из живых, кто побывали в космосе, пожили там какое-то время, и, полюбовавшись звездами и чудесной голубой планетой, вернулись домой героями.

   Жизнь этих собачек сложилась удачно. Они мирно и в почете дожили до глубокой собачьей старости.

   У нас тоже была своя Белка.

   Где это у нас?

   В городке Опочка. В тихом Новом переулке. Во дворе дома под номером 1Б.  В этом доме прошло мое детство и ранняя юность. А в молодости я часто приезжал туда к родителям.

   Так вот, у одного из наших соседей, дяди Володи, были мотоцикл “Иж-Юпитер” c коляской и  собачка Белка.

   Мотоцикл к нашей истории никакого отношения не имеет, а вот собачка – главный герой. После меня, конечно.

   Почему собачку назвали Белкой? Так ведь она была рыжая, как белка! Пусть и с белыми пятнами. И пушистая! А еще она  очень походила на Стрелку. Одну из знаменитых космических собак.

    Вот, видимо, и назвали “белкоподобную” собачку, очень похожую на Стрелку, именем Белка. Сложная комбинация!

    Так сказать, дань уважения космическим первопроходцам с учетом реального облика собачки.

    Белка была небольшого росточка, очень симпатичная и шустрая.

    Собачонка старательно облаивала незнакомцев  своим заливистым, звонким, можно сказать, музыкальным,  лаем.

    Если Белка видела знакомую личность,  то радостно бежала навстречу, широко улыбаясь (собаки умеют улыбаться!),  и  приветственно крутя   пушистым хвостом.

    Вот такая была наша собачка Белка!

  А я в те времена был уже не ребенок. Вполне себе юноша. Уж не скажу точно, но ходил я тогда в седьмой или восьмой класс общеобразовательной, и просто замечательной школы № 3.

  Чем я только не увлекался в те годы!  Я увлекался в те годы всем! Не из хвастовства хвастаюсь, но чисто из зависти к самому себе юному.

   И моделировал я, и мастерил, и рисовал! Книги и велосипед – само собой!  Ко всему прекрасному тянуло с неимоверной силой! В том числе и к прекрасному полу. Исключительно из любви тянуло. К прекрасному тянуло. Из любви. Но об этом в других рассказах. Сейчас о другом.

   Однажды попалась мне на глаза и на ум статья о прикладном искусстве в журнале “Наука и жизнь”. Конкретно, о художественной чеканке по металлу.

   Я загорелся не на шутку. Ведь это было все в одном. И тонкое искусство, и суровое мужское ремесло.

  Упорство мое и  старание были вознаграждены, когда одна из стенок в большой комнате нашей квартиры вскоре стала заполняться моими работами.  Наступил момент, когда я начал выполнять довольно сложные работы по латуни с последующей химической обработкой для придания нужного цвета и оттенка.

   Я уж и не помню точно, какие составы готовил. Скажу только, что это было достаточно опасное занятие, так как применялись концентрированные серная, азотная и хлорная кислоты.   Не спрашивать, где я все это доставал. И про металл не скажу. У художников и ремесленников могут быть свои секреты.

   Помимо секретов, была у меня специальная емкость. Такая низкая пластмассовая ванна.  Ванна заполнялась нужным раствором. А в раствор 
погружалась готовая чеканка для травления и придания нужного оттенка.
   Процесс подготовки к травлению занимал длительное время. У меня тогда вполне хватало и терпения и желания. Без этих составляющих творить нельзя.

   А мне нравилось творить! “Творюга” я был! От слова “творить”.

    Частенько возле меня крутилась любопытная Белка. Бывало, подбежит, и наблюдает с интересом, потешно наклонив голову набок, выставив одно ухо. И смотрит. То на меня, то на предмет моего творчества, каким бы ни был этот предмет.

   Интересно же понять, что и зачем?


   В один прекрасный летний день я, как говаривали в деревнях Опочецкого района, “раскаракалился” на всю катушку. В переводе на общепринятый язык – широко разложил свои “манатки”…. Короче, целое производство развернул перед нашим сараем.

   Подготовил чеканку, смешал растворы и вылил их в в пластмассовую ванну. В целях химической безопасности, все делалось на улице. Ведь всем известно, что кислоты парят! И вдыхать эти пары совсем нежелательно. А самое неприятное, что  в процессе травления металла, периодически и неожиданно, могут происходить реакции с едкими выбросами. Я однажды немного “нюхнул”. Не понравилось.

   В общем, у меня дело шло. А по двору, совершенно “сбившись с дела”, как говаривала моя бабушка, сновала Белка. Увидав меня, и большую ванну, собачка радостно ринулась посмотреть. Я погрозил пальцем:

- Белка, нельзя!  Здесь химические процессы!

   - Вав, Вав! – понимающе откликнулась собачка и сделала вид, что было вовсе и не интересно.

    Потом она зевнула и присела на почтительном расстоянии, демонстративно разглядывая в небе пролетающих галок.

    Моя бдительность была усыплена, и я зашел внутрь сарая, дабы взять инструмент для помешивания раствора.

    Через секунду, выглянув на улицу, я узрел, что Белка стоит рядом с ванной, в которой  завораживающе кипело, шипело и бурлило.  Это было безумно интересно и  Белке, разумеется,  захотелось все  понюхать!  Ведь  собаки нюхают все интересное! Против природы не попрешь! Для собаки главное не хвост, а нос!

    На секунду я замешкался от неожиданности, и мое отчаянное “КЫШ!” прозвучало с фатальным опозданием.

    Белка сунула нос в ванну и в этот момент случился едкий, вонючий выброс недобрых химических паров.

- Ау-еу-яй! – визгнула собачонка , подпрыгнула вверх всеми четырьмя лапами.
   Движением  хвоста бедняга помогла себе развернуться в воздухе. Приземлившись на землю, собачонка резко рванула прочь от непонятного противника, коварно укусившего ее прямо за  нос.
    Отпрыгнув примерно на три метра, Белка метнулась в другую сторону. Потом обратно. Потом села на задние лапы, а передними принялась тереть нос, фыркая и чихая.

    Потом она вдруг на мгновения замерла, уставившись на шипящую ванну с реактивом. Затем тихонько зарычала и изрекла троекратное “Вав!”

    Я подошел к Белке и погладил ее по голове. Собачка подняла на меня обиженные глаза и тихонько поскулила, после чего громко чихнула.

    Подняв животное на руки, я пошел к скамеечке, что стояла рядом с дворовой детской песочницей. Мы присели. Я гладил собачонку. А она смотрела исподлобья на меня. У нее был благодарный взгляд. Ведь ее поняли и пожалели. А что еще порой в жизни надо! 

   Белкин испуг прошел без последствий для нее. Если не считать приобретенного опыта. Она уже не так безоглядно рвалась к новым знаниям. Ведь оно, неизведанное, всяким бывает! Вот взять тех же инопланетян. Почему это они обязательно должны быть добрыми и щедрыми?  Ведь даже люди бывают…не такими.

                Описанные события происходили в семидесятые годы двадцатого века в СССР в городке Опочка Псковской области.

                На картинке – одна из моих чеканок. “Садко” называется.  Металл – травленая латунь толщиной 1мм. Высота рельефа – до 20 мм. Рамка – из коры комля старого дерева.

                Ну и собачка, похожая одновременно на нашу Белку и на космическую Стрелку


Рецензии
Хорошо, что Белка легко отделалась. С химикатами нужно быть крайне осторожными. Мог и ребенок поинтересоваться, что там у мальчика в корыте булькает.
Я боялась, что для неё все плохо кончится. Собаки - моя слабость, и в обиду их никому не дам. У меня были 2 собачки. Но собачий век короткий. Больше не заводили. Но историй, связанных с моими любимцами было предостаточно.
Вот одна из них
"Малышка и партизан" http://proza.ru/2003/08/21-104

Всего доброго.

Ольга Жуковская   21.09.2021 16:18     Заявить о нарушении
Так ведь ребенков я не подпускал! А собачонка...юркая такая!

Спасибо! С улыбкой, Валерий

Валерий Павлович Гаврилов   21.09.2021 16:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.