Выступление в детской библиотеке. Заготовка

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые.

Сначала давайте познакомимся. Мы - <...>.
Мы пишем книги для детей и любознательных взрослых.

У нас уже вышли две бумажные книги: Робусто и компания (сборник познавательных и добрых сказок про кролика Робусто и его друзей),  а также Сказки из Морского аквариума (истории, произошедшие в нашем домашнем морском аквариуме с рыбками, морскими ежиками, морскими звездочками и другими жителями).

Сказки из обеих книг победили в конкурсе «Внеклассное чтение» издательства «Союз писателей» и вошли в сборники для среднего и старшего школьного возраста.

В ближайших планах - издание в бумажном виде уже готовой, следующей серии сказок про Робусто и его друзей , а также книги про морских дракончиков – очень интересных рыбок из нашего аквариума.
И, безусловно, написание многих новых чудесных сказок и историй, которые точно заслуживают того, чтобы быть рассказанными взрослым и детям.

*****
С чего все началось…

С одной стороны – с аквариума.
Ребята, у кого дома есть аквариум, поднимите руки?
Кто у вас живет в аквариуме?
Кто больше всех нравится в аквариуме?
Что тебе интереснее всего наблюдать – как рыбки плавают, как кушают, как общаются между собой?

Больше 10 лет назад  мы завели себе морской аквариум. К его запуску мы готовились почти год – читали про него, продумывали обустройство, составляли список будущих жителей. Почему морской – потому что в нем просто невообразимое (по сравнению с обычным, пресным) количество самых разнообразных жителей

кто знает – какие существа могут жить в соленой воде, в море? Кораллы, водоросли…Рыбки – да, морские звезды – да, креветки – безусловно, улитки – конечно!!!

Но представьте себе, что в нашем морском аквариуме только улиток сейчас – восемь  разновидностей, от крохотных, 2-3 мм (носариусы), до галиотиса, чей панцирь около 10 см.  (носариусы – два, колумбелиды, морские ушки, ципрея, галиотис, бабилония, стромбус). Морские звездочки – двух, совершенно непохожих видов….  А уж сколько разных видов крохотных, мелких рачков и червячков, просто невозможно сосчитать – такие они юркие и многочисленные.

И самое интересное в морском аквариуме – это истории, которые происходят внутри него! Ни в одной научной передаче по телевизору такое увидеть невозможно. Ни одному сказочнику такое не сочинить.

Поднимите руки- кто смотрел мультик «Приключения Немо»? … Все помнят, что там про маленькую полосатую рыбку, точнее – «рыбенка», который вырос  в актинии?

А вы знаете, что актинии могут вполне самостоятельно передвигаться, ходить? И что рыбка Дори из мультика – одна из самых умных и сообразительных рыб в аквариуме, любит заниматься перестановками «мебели» (камушков) и даже может составить букет  из сухих коралловых веточек?
Вы фотографируете или рисуете своих рыбок,  делитесь с друзьями? Рассказываете про них?

Такие истории, которые я сама наблюдала в нашем аквариуме, я старалась записывать и выкладывать в интернет, на форуме для морских аквариумистов, где они всем нравились. Поскольку их читало много людей, я очень старалась, чтобы тексты были не только с интересными сюжетами, но и грамотными, как можно лучше выражающие то, что я хотела рассказать. Так я оттачивала свои навыки в изложении текста.

Потом я задумалась: получается, что такие интересные истории читают только люди, которые, отчасти, сами могут похожее наблюдать у себя дома. А как же все остальные?
И я стала «переводить» эти истории, пересказывать так, чтобы тем, кто очень далек от морской аквариумистики, они были понятны и интересны. Так получились три книжки – сказки для маленьких, истории из жизни стайки морских дракончиков и все остальные истории – про актиний, морских ежиков, креветок, улиток и многих других.

Сказки из морского аквариума – так и называется наша первая книжка. Наша, потому что одна из сказок в ней – целиком придумана моим мужем,  а все остальные – на самом деле абсолютно реальные истории, просто изложены в сказочной манере. А еще в этой книжке есть специальный словарик, объясняющий всякие интересности морского аквариума: например, кто такие креветки-доктора, и как рыбы ходят к ним на прием, как в морском аквариуме меняются день и ночь, чем опасны стеклянные розы и многое другое.

Вот послушайте нашу сказку «Почему у Стромбуса нос длинный и глазки из песка торчат»

<Заменить Мамзель на Дори. Фотографии стромбуса, Хепатуса и астеринки>.

Ребята, Вам понравился Стромбус? А Дори?

Вот так аквариум положил начало нашему книгоизданию.

С другой стороны,  к изданию собственных книг нас привели замечательные сказки, которые придумывал и продолжает придумывать муж, а я при нем работаю редактором, корректором и … порой вставляю в эти истории целые сцены и приглашаю новых персонажей.

Вы знаете, чем отличается редактор от корректора?

Корректор – тот, кто первым проверяет текст будущей книги по правилам русского языка – орфографию и пунктуацию. Проще говоря – ищет где этот самый автор жиши написал через Ы, а после вводного слова (навроде Конечно) не поставил запятую. И – исправляет.

Редактор – это более высокий, сложный уровень проверки.  Это тот, кто проверяет – не сообщил ли автор своим читателям, случайно, что У Лукоморья дуб зеленый написал Лермонтов, а Белеет парус одинокий – Тургенев? (А ВЫ знаете кто написал эти стихи?.... Молодцы! )

Редактор проверяет текст как самый умный и самый вредный читатель, критикуя автора без всякого снисхождения. Редактор наших Сказок про кролика Робусто и его друзей, например,  заявил, что раз книжка предназначена детям, то кролик, во время сцены на корабле, не должен вскакивать на бухту корабельного каната, потому что дети этого не поймут. Пусть вскакивает на что-нибудь попроще! Мы обшарили весь корабль, но ничего проще найти не смогли, так что кролик у нас просто вопил и размахивал лапками, привлекая к себе внимание.

Так вот. Когда наша дочка была совсем малышкой, мы вместе с мужем придумывали сказки и маленькие стишки для нее, точнее – придумывал муж, а я ему помогала. Героями этих сказок были дочкины игрушечные звери – зайчики, ежики, медвежата… Нам так нравились эти сказки – всем троим, что мы их повторяли снова и снова, но сказки все равно забылись, уплыли из памяти как маленькие бумажные кораблики… Потом дочка выросла, а мы решили, что сказки обязательно надо записывать. Так появились истории,  в которых белый кролик Робусто приходил к нам в гости на чашечку чая и рассказывал про себя и своих друзей.

Вот одна из таких историй, рассказанная им:

< про Фицпатрика или Полосатого кабанчика или сундук, в зависимости от аудитории>
Сначала мы только выкладывали эти истории в интернет.

А потом я случайно увидела, что издательство «Союз Писателей» объявило конкурс «Новые имена». Мы послали на этот конкурс сказки Робусто, и получили такой великолепный отзыв, который просто сами не ожидали. Издательство выпустило нашу книгу за свой счет, а мы получили много очень приятных слов в свой адрес от тех взрослых, которые читали эту книгу своим детям.

Например:
«Не устаю удивляться. Сыну 4 года, поскольку он ещё и не все буквы знает, читаю я. В общем, я не знаю в чём феномен, он почти ничего не понимает в терминологии и слабо прослеживает связь событий среди обилия деталей, но сам  просит "зайчика Абусту". Наверное, это общий задор и настроение, с которыми написаны сказки. И это здорово!»

«Покупала книжку себе, читала ребенку, больше всех понравилось папе!»

«Замечательная книжка! Дети просили перечитать несколько раз! Читали с большим удовольствием! Спасибо Вам за ваше творчество!».

****
Все, что было сказано выше – это результат нашего творческого труда.
А как же выглядит сам процесс создания книги?
Он довольно прост.
Сначала издательство и автор договариваются об издании – сколько экземпляров книги печатать, какие сроки издания и так далее. В договоре указывается – кто будет рисовать иллюстрации, художник издательства или кто-то другой.
Затем автор передает (присылает, приносит) свой текст в издательство. Там над ним работает сначала – корректор (помните, кто такой корректор? Кто исправляет ошибки), а потом – редактор.

Все исправления  пишутся в отдельный список, и автор может какие-то отклонить, а может и заменить  своим, новым вариантом. После согласования, когда все – и автор, и редактор, и корректор – согласны с тем, что текст – замечательный, художник приносит или присылает автору свои рисунки для книги. Автор может какие-то попросить переделать.
Например, что-то дорисовать, а что-то – убрать или заменить на другое.

Но вот и рисунки готовы.

Текст и рисунки собираются в единый файлик, который называется «Макет» и снова присылается автору, чтобы он посмотрел и, если ему очень захочется, еще немножко поправил – например, расположение рисунков в книге или какую-то несчастную ошибочку, которую никто до сих пор не заметил.

И вот после того, как автор скажет, что он всем доволен и получившаяся книжка ему очень понравилась, книгу запускают в печать. С каждого тиража несколько экземпляров отдается  в Российскую книжную палату (например из 1000 - 16 шт. из тиража). Остальное отсылается автору, или остается в издательстве, в зависимости от договора.
*************************

А вообще - что значит – быть писателем…

Для того, чтобы быть писателем, нужно

Желание сообщить окружающим людям, миру что-то, что сидит в тебе. Желание поделиться своими мыслями, идеями, историями. Желание сделать это настолько хорошо, чтобы окружающие поняли тебя, поняли правильно, заинтересовались и захотели слушать или читать дальше.
То есть необходимы три вещи сразу, одновременно:

Первое. Желание писать.
У вас иногда возникает желание запеть? От того, что весело или наоборот – грустно? Или порисовать – просто так, потому, что хочется провести линию, раскрасить лист разными красками.  Желание писать выглядит примерно так же, только в виде слов, увязанных в строчки, будто бусинки на ниточки в красивом изделии из бисера – видели такие браслетики? Желание написать, как способ выпустить из себя то, что в душе, в мыслях, в сердце.  Как песню или рисунок. Как птицу из клетки – на волю.

Второе.  Знать – о чем писать.
Когда Вы делаете подарки, то, наверно, в первую очередь подбираете то, что Вам самим кажется ценным, правильно? Так же и с мыслями и историями, которыми писатели делятся через свои книги с окружающим миром. Отдают самое дорогое – а, значит, самое интересное и важное, по их мнению.
Если у Вас есть желание быть писателем, то очень советую для своевременной записи интересных мыслей носить с собой везде блокнот и делать в нем пометочки, чтобы использовать их потом .
Помните старинную русскую пословицу «Что написано пером не вырубишь топором»? Это очень справедливо для написанных книг  - ведь однажды написанное в книге через читателей распространяется все дальше и дальше. Значит, надо нести в этот мир такое, за что потом не будет стыдно перед окружающими, ни при каких обстоятельствах.

Третье. Необходимо уметь излагать свои мысли грамотно и красиво.
Иначе вас просто не поймут.  Здесь очень и очень помогут правила русского языка. Отлично, если Вы читаете много книг и у Вас хорошая память: тогда знание о том, как правильно употреблять слова и орфографический словарь просто записаны у Вас в голове, и при написании Вы интуитивно выбираете правильный вариант. Но если такой «автоматической памяти» у Вас нет – нужно стараться запоминать правила русского языка еще в школе, это очень пригодится в дальнейшем. Люди, которые пишут неграмотно в общедоступных местах, подобны неряхам, пришедшим на праздник в мятой и грязной одежде.

Знаете, еще в школе я много раз слышала известное высказывание «Гений-это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота». Томас Эдисон <американский изобретатель – лампочка накаливания, успешный коммерческий вариант; усовершенствования телеграфа, фонографа и тд>

Но только когда сама взялась за книги, поняла, насколько это важно: писать правильно, и сколько труда уходит на то, чтобы история рассказывалась легко и понятно. На вычеркивание из текста  речевых излишеств и многого другого мусора

Что такое тавтология, кто знает?

Тавтология –повторение одних и тех же близких по смыслу и звучанию слов.
старый старик – как можно заменить? Седой, сгробленный,
заплатить плату – отдать,
высокая высота - большая
гость в гостях – знакомый\родственник\...кто конкретно.

Плеоназмы - Это то, что можно охарактеризовать термином — речевые излишества (ошибки). Они очень часто режут слух и засоряют нашу речь.
Примером такого плеоназма, , могут служить такие вот фразы-пустышки:
По направлению к дому ехала телега (можно убрать фразу «по направлению» и ничего по смыслу не изменится и не потеряется)
Полезный навык (слово «полезный» тут лишние, ибо навык сам по себе подразумевает «полезное умение»)

Вроде бы пустяки, но это мусор, который засоряет наш мозг.
Это было только несколько примеров.

Для борьбы с  засорением речи очень полезно тренироваться писать маленький рассказики с заданным количеством слов.
<Драббл Последняя охота>.


Но для меня сущая напасть – это слово «был» в разных вариантах. Когда описываешь события в прошедшем времени, очень сложно избежать этого слова в каждом предложении.

Например: Когда он был молодым,  у него был большой дом, который был сделан из кирпича, который был красным. Дом был новым и самым красивым  на улице, а все остальные дома были старыми и неказистыми.

Сравните:
В молодости, он владел (или жил) в большом доме, сделанном из красного кирпича. Дом был новым и самым красивым на улице, в противоположность остальным домам – старым и неказистым.

Кроме того, бывает очень важен порядок слов в предложении.

Кто смотрел фильм Звездные войны? Помните, как разговаривает Мастер Иода?
Например, есть эпизод, когда он говорит Оби-Вану: "Разрешение свое дает тебе Совет. Твоим учеником Скайуокер пусть будет."

Это звучит немного забавно и немного загадочно, но если бы так разговаривал обычный человек, это бы раздражало и резало слух, согласитесь.

И еще есть такая волшебная вещь, очень-очень необходимая каждому писателю – это вдохновение.

Это явление довольно сложно описать. Отчасти – как будто на нахохлившуюся на холоде птичку подул ласковый, теплый ветер, смешанный с солнечным светом и позвал в небо. Это наполняет сердце радостью и счастьем, от того, что хочешь написать, знаешь, что будешь писать, и что у тебя точно получится красиво, потому что полет некрасивым не бывает.

<Сердитый день Эдуард Успенский>

Желаю Вам всем вдохновения и радости, вне зависимости от того, будете ли Вы писателями или читателями.

**** текст написан для выступления перед читателями Городского Центра семейного чтения в марте 2019 года). Очень интересный опыт был ))


Рецензии
Лиззи, как славно изложено) Доступно для деток и интересно (о процессе) для взрослых. Читала с удовольствием. Пожалела, в свою очередь, что не брала когда-то на карандаш свои экспромты для дочерей

Татьяна Тареева   30.03.2021 14:03     Заявить о нарушении
Таня, с добрым утром! :)
Очень рада, что тебе понравилось! :)
Спасибо за теплые слова!
Да, экспромтами разбрасываться нельзя, но это понимаешь уже немного позже, чем они начинаются... А детские глазки, взирающие на тебя, рассказчика, с интересом - прекрасный стимул для творчества! :)

С пожеланием творческих находок и доброй весны :),
с теплом и улыбками :),

Элизабет Симпсон   31.03.2021 09:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.