Детские годы в Балашове.. Часть 1

Моё детство прошло в городе Балашове. Это небольшой провинциальный городок в Саратовской области.Тихий, спокойный, как и все малые города нашей необъятной России. Мы жили недалеко от переезда на Ветлянку, в районе мясокомбината.
 Шли 60-тые годы.. Наш дом находился рядом с проходной комбината, окна выходили прямо на дорогу из этой проходной.
В то время комбинат работал на полную мощность, на дороге стояли машины, гружёные всякой живностью и ждали оформления документов. Мычали горестно коровы и глаза у бедной скотинки были очень грустные, видно понимали, что ничего хорошего уже не будет. Даже по железной дороге, проходящей в пяти метрах от жилых домов тоже проходили составы на комбинат. Ночью мы спокойно спали под стук колёс, проходящих мимо поездов, ведь райончик мясокомбината находился как раз между разветвлений железнодорожного полотна.

Мы, дети, так привыкли к поездам, что играли рядом с ними на лужайках близ переезда. Даже делали "денежки" из пробок от лимонадных бутылок, подкладывая их на шпалы под проходящие поезда. Потом собирали ещё горяченькие расплющенные крышечки. На спор, кто быстрее пройдёт несколько метров по шпалам, не глядя на них.. и мне всегда удавалось всех обогнать и не упасть.

В обеденный перерыв из ворот проходной выходили рабочие в серых бесформенных халатах. У многих под этими безразмерными халатами была затарена ворованная колбаса. Весь город ел эту самую принесённую безучётную колбаску, хотя в магазинах её "выкидывали" редко. В основном наша Балашовская колбасная продукция уезжала из города в столицу, где пользовалась огромной популярностью.
Для своих, то-есть жителей района мясокомбината на небольшой площади стоял деревянный ларёчек, где в определённое время продавалась по очень низким ценам колбаса сырая и копчёная, рёбрышки, требуха, хвосты.. и другая продукция комбината. Мы дружили с продавщицей тётей Шурой и она всегда нам оставляла всё вкусненькое.
Мы жили с бабушкой Агриппиной Александровной вдвоём. Бабуля получала маленькую пенсию в 50 советских рублей, на которую сильно не разгуляешься. Всяких дотаций и детских пособий, как и льгот, тогда не было.
Помню бабушкины вкуснейшие пирожки с ливером и луком, очень любили рулеты из требухи делать, а холодец радовал всех наших соседей. Бабушка была очень гостеприимной.
В то время почти все мы жили в коммунальных квартирах, готовили на печи и на керосинке. Печка была большая, занимала полкомнаты нашей.Ещё у бабушки были кожаный диван и кровать, которую она красиво украшала вышивками. Наволочки на подушках были расшиты разными узорами, на спинках была привязана расшитая ткань, скатерть на столе и тюль на окнах были заботливо связаны бабушкиными руками.

Конечно, маленькой пенсии в 50 рублей нам не хватало.. Ведь 6 руб платили за квартиру, 7 руб. за детсад, никаких детских и льгот тогда не было. Мои родители, папа и мама, были живы-здоровы. Но разошлись и.. разъехались по разным городам и весям в поисках личного счастья, оставив меня моей бабушке. За что я им очень благодарна. Ведь бабушка любила меня, готовила очень вкусно и баловала как могла. В три года я мечтала о собственном велосипеде. И бабуля купила у соседей трёхколёсное чудо. Но я считала себя уже большой девочкой и просила двухколёсный велосипед. Тот же сосед переделал мне велосипед и убрал одно колесо. Вот счастье было!
Тогда хороших дорог в Балашове почти не было. Особенно в районе Ветлянки. Всё-же конец города.. Мои коленки были разбиты в кровь, пока я училась урокам вождения, Но я никогда не плакала и не жаловалась.
Детский сад был рядом, около дороги. Несколько метров от дома. Но тогда были ведомственные детсады. А моя мама работала в городской типографии. И мне дали место лишь на другом конце города, недалеко от военкомата.
Рано утром бабушка будила меня и мы шли через переезд к остановкам "Комбикормовый завод"

Зимы в 60-тых годах прошлого века были снежные и морозные. Снега выпадало так много, что в районе Ветлянки многие дома по крыши уходили в сугробы. На переезде рабочие зимой постоянно расчищали железнодорожные пути. Чтобы поезда беспрепятственно проходили к вокзалу и уезжали в разные направления. У переезда всегда стояли в очередь автомобили и повозки с лошадьми, поезда тогда курсировали очень часто.
Рано утром мы с бабушкой шли к остановкам автобусов №1 и №3, которые ходили по кругу в центре по улицам Ленина, Советская, Карла Маркса,Привокзальной. Толпа народа стояла на углу у переезда и ждала с какой стороны поедет автобус, увидев его все бежали к остановке.

К детям тогда относились с уважением, родители с детьми заходили в переднюю дверь, остальные в заднюю дверь. Автобус набивался людьми, как сельди в бочке и на каждой остановке рабочий люд всё пополнялся и уплотнялся. Личных машин в то время почти ни у кого не было. Автобус был единственным транспортом передвижения, и все понимали, что в тесноте едем, но без обид друг на друга.
Впереди в советских автобусах находилось самое высокое сиденье для кондуктора. Но женщина-кондуктор, с сумкой на ремне, всегда уступала своё место детям и пока она ловко обелечивала граждан, проходя в толпе от одного к другому, мы-дети ехали сидя на этом месте как на троне. А так как эти поездки были ежедневными, нас детей многие знали не только в лицо, но и по имени.
Я очень любила петь, что и делала в автобусе, под одобрения битком набитого автобуса. Люди были очень доброжелательными, угощали яблоками, конфетами, печеньками..

Пока мы доезжали до остановки на Володарской, где нужно было выходить, моё настроение всегда было радостным. Потом шли в детсад "Золотая рыбка" на Луначарского мимо военкомата, напротив него было какое-то училище. Помню ребят в суконных серых костюмах, подпоясанных ремнём. Сейчас в этом здании вечерняя школа.

Подходили к детскому саду.. и тут моё настроение резко понижалось.. Какая воспитательница встретит?
Были в детсаде разные воспитательницы и нянечки, в основном добрые и заботливые. Но запомнила почему-то одну, самую строгую и злую, Лизавету Павловну. Правда не ко всем. У кого родители были, особенно на хороших должностях, Лизавета была внимательна и дружелюбна к их детям. У меня родителей не было, может поэтому она меня постоянно наказывала и обзывала. Понимала, что заступиться некому. То заметит, что не сплю в дневной сон и поставит столбиком, накрыв простынью. Я теряла равновесие и падала.. За это тоже наказывала. В детстве я не любила кипячёное молоко и кашу гороховую. За то, что не поела, лишала прогулки. Все гуляют на площадке, а я за столом.. кашей давлюсь.. А вот заведующая детсадом "Золотая рыбка" была большой души и доброты женщина. Не помню её имени-отчества. К детям относилась с большой теплотой и всегда в день рождение каждому ребёнку дарила подарок: хорошую интересную книгу или игрушку. У меня долго хранились две книги со сказками от неё, еще и своим детям читали их.
Был в нашей группе мальчик озорник, Вовка Ганин. Его родители тоже разошлись и за ним в садик приходила бабушка. Мальчишка никого не слушался, то побьёт кого-то, то покусает..То пальцы дверью прищемит.."это так Москву показывали" тем, кто не знает этого фокуса.
Многим детям доставалось от него. Но меня он всегда защищал. Может потому, что наши бабушки вместе ходили в церковь, единственную в те годы церковь на Советской улице. Наши бабушки были глубоко верующими, поэтому частенько мы с Вовкой там встречались.

В летнее время нас, малышей, часто водили из детсада перед сном в горсад или в городской парк Куйбышева, и даже на Хопёр. Мы шли с сачками, ведёрками, игрушками.. На Хопре, в то время мне он казался очень широким, разрешали купаться у берега, в кустах мы ловили бабочек и стрекоз, но большой удачей было поймать божью коровку и отпустить её на небко.. к деткам))


В горсаду, который теперь стал театральным парком, мне тоже очень нравилось. Там росло в конце у забора очень большое дерево каштан. Мы, дети собирали каштановые плоды, потом в детсаде делали разные поделки из него. Кстати, в детском саду нас очень многому научили: рисовать, лепить, шить для кукол, вышивать нитками мулине, вырезать ножницами красивые снежинки и фигурки для нового года, а ещё из бумаги делать цветы. Все эти подарки бережно хранились у моей бабушки долгие годы..

По субботам мы с бабушкой ходили в баню. У нас их было тогда две (которые я знала). Это на улице Пионерской (сейчас 30 лет Победы) недалеко от городского рынка и другая баня на ул.Ленина у оврага.

Бани тех времён.. это целый мир с паром, вениками, тазиками и.. очередью под душ.. Люди всех возрастов отводили душу в этих заведениях как могли..
Здесь мылись почти все балашовские жители, и стар, и млад.. Здесь встречались, обменивались новостями, детей после бани угощали сладкими пирожками и газировкой с сиропом. Это был праздник души и тела..

Раз в полгода бабушка водила меня в фотоателье на улице Советской, перед этим подстригала покороче и .. Внимание, детка.. сейчас вылетит птичка))


Рецензии