Детские годы в Балашове.. Часть 2

ПОЕЗДКА В ВОЛГОГРАД..
Балашов моя родина. Здесь родились и жили все мои предки..
Каждый уголок, каждая улочка здесь мне знакома, столько воспоминаний о моих друзьях, соседях, родне.. что невозможно рассказать обо всех ныне живущих, и ушедших в мир иной.. Здесь прошло моё детство и теперь, когда мои внуки спрашивают меня.. "А как тогда вы жили?.. Как же можно без телевизора и телефонов, без игрушек и гаджетов, как вы общались то.. Да у тебя, бабушка и детства то не было.."
Я улыбаюсь в ответ))
Да, у нас не было много чего из того, что полным-полно у наших детей. Наши мамы стирали бельё не в стиральных машинах, а на доске в корыте. В котором потом намывали нас, малышей, прибегающих с улиц, где асфальт был большой редкостью и где после дождей были огромные грязные лужи.
А каким счастьем для детворы было пробежать по этой луже и встать посередине.. Там тебя не достанет ни мама, ни бабушка, ни сосед дядя Петя, после похмелья которому совсем не до нас. Земля балашовская сплошной чернозём, теплая, мягкая.. проходит между пальцев и лечит, делает нас весёлыми и счастливыми)

Прошло столько лет.. А я с нежностью вспоминаю то босоногое детство, когда подаренные не новые кубики с барахолки были счастьем. Барахолка, а в простонародье - толкучка, в то время находилась в Ветлянке, перед кладбищем и туда по выходным съезжались все балашовцы и жители окрестных сёл, и там, прямо на траве раскладывали люди своё нехитрое барахло, чтобы продать или обменять. А если повезёт продать личные вещи, чтобы потом в торговых павильонах и автолавках приобрести нужные новые товары. Ведь все жили от зарплаты до зарплаты.
Наш сосед, Илюха, работал там каким то ответственным работником по распределению мест для настоящих торгашей, для которых были места не на земле, а на деревянных лотках. А также давал места для торговли автолавок. Там, за удобное и доходное место, ему приплачивали особо.. Когда он возвращался домой, то доставал денежки отовсюду.. из-за пазухи, из карманов и сапог.. Нам, малышне, иногда давал целый рубль, а то и три.. на мороженки и вкусняшки..

Кто из ребят постарше, бежали в магазин комбикормовый, за жд линиями и покупали на всех конфеты и пряники. На дорогие конфеты этих денег не хватало на всю гурьбу, а вот недорогие разноцветные сахарные "помадки" за 1 рубль килограмм или сладкие "подушечки" покупали чаще всего.
Потом Дядя Илюха напивался и.. мама не горюй.. начинал творить такое, что вскорости его забрали куда-то..
Помню в нашем доме жила старая бабка Николавна, так её все называли. Сухая, сморщенная от тяжести лет, она выходила посидеть на лавочке с соседями и очень не любила шумливую детвору, чуть что .. хваталась за веник и ругалась на нас. Возможно, своими криками мы мешали ей отдохнуть днём.
Николавна всё время рассказывала о своём сыне Игоре, всё ждала его откуда-то.. Время шло.. А сын не приезжал. Николавна снова ругалась на детей и тех, что попадались под руку, хлестала веником.. Мне от неё часто доставалось, ведь домой приходилось пробираться в тот-же подъезд.
Но однажды случилось.. Приехал долгожданный Игорь и мать вся светилась от счастья. А на следующий день она сидела на нашей лавочке у заборчика (палисадника) и плакала.. Я раз прошла мимо неё, потом другой.. Веник лежал под скамейкой и опасности не доставлял. Тогда я села рядом и погладила её по коленке.. Не знала, что случилось, но было жалко эту злую старуху. И вдруг, она обняла меня и призналась, что сын будет теперь сам тут жить, а её договорился сдать в богадельню. Потом её уже никогда больше не видела.

Время 60-тых было непростым для всей страны. Это сейчас по ТВ показывают ярко одетых стиляг 60-тых годов, которые танцуют под модные песни. Наверное, в больших городах так и было.. Но в Балашове купить модные вещи, а лучше сказать "достать" было сложно. На барахолке торгаши красивые импортные шмотки продавали втридорога.. Наши балашовские модницы обращались к портнихам или в ателье мод. Помню в городе было ателье "Индопошив" (может не совсем точно называю) по улице Карла Маркса, рядом с общежитием пединститута. Но не всем это было по карману. Поэтому чаще обращались к местным портнихам. В районе мясокомбината, прям рядом с проходной, слева, жила такая мастерица Тамара. Она всем шила такие красивые платья, кофты, костюмы, что не в каждом ателье увидишь.
Бабушка как-то ей заказала шить платье из льна, так Тамара выгадала и мне тоже их этой ткани. Вставила красивую отделку и мы с бабулей ходили совсем одинаковые, но очень довольные.

Были в нашем райончике и курьёзные случаи.. Помню семью одну из двухэтажного жёлтого дома. Там один мужчина иногда напивался и любил раздеться.. Видно жарко становилось, вот и выходил на улицу голышом. Тут-же народец начинал смеяться и видно даже пьяный удалец начинал понимать, что выглядит не подобающе. А так как память к нему возвращалась не рядом с его домом, то он забегал к портнихе Тамаре, которая тут же шила ему из остатков ситца труселя. Потом за ним приходил сын и вёл домой. Семья эта была хорошая, его сын потом стал уважаемым человеком в нашем городе, но вот были такие трудности в семье.

Моя бабушка, чтобы прокормить нашу маленькую семью, да ещё моей маме помочь, работающей в другом городе, вязала пуховые платки. Основу (клубок) покупала на толкучке в Ветлянке. Её часто обманывали. Сверху клубка мягкий пух, а с половины одна козина. Платок терял в цене. Вязала она очень красиво, по кайме шли зубчики и красивый рисунок. Если ещё и с основой повезёт.. то платок уходил на базаре в лёт.. За хорошую цену. Широкий, красивый,тёплый и пух нежный стелется колечками.. Тогда зимы были очень холодные. Мороз был свыше -40 градусов. Не до красоты, чтоб в шляпах или шапочках.. Даже детей кутали в такие платки и завязывали крестом на груди и позади на узел. Никакой мороз не страшен, особенно если ещё и в валенках.

Я часто вспоминаю своё детство, когда гляжу на своих внуков. Чего у них сейчас только нет.. И одеты красиво и добротно, и игрушек полным полно.. А радости нет, лишь на минуту глаза засветятся от подаренной очередной машинки, или робота.. А прошло немного времени.. и сидят, скучают..

У нас и игрушек почти не было. У тех, кто жил с любящими родителями были, конечно, и куклы, и машины, и посудка детская..
Но я сейчас так благодарна судьбе, что не баловала меня.. За годы детства я многому научилась. Самое главное, ценить всё, что судьба даёт и не завидовать, а самой творить, шить, вязать, готовить. Бабушка делала мне из тряпочек куклу-оберег, вязала ей косу с красной лентой, шила сарафан ситцевый и меня учила, как иголку держать, как шить наряды для кукол и плюшевого мишки.. Кстати о необычном приобретении этого самого мишки хочется рассказать особо..
Моя мама работала в нашей балашовской типографии линотипистом. Потом взяла направление в Волгоград. Сначала два года жила в общежитии, а потом ей, как молодому специалисту издательства "Волгоградская правда" дали комнату в центре города в коммунальной квартире. Мы с бабушкой раз в год ездили её навещать на поезде "Балашов-Морозовская". И вот в поезде с нами ехал молодой мужчина на верхней полке. Ехал со свадьбы друга, балагурил, расспрашивал меня, ребёнка, куда путь дорогу держу.. Я сказала, что к маме едим.
-А что в подарок везёте, - спрашивает..
-Да, говорю, -картошку балашовскую и колбасу с мясокомбината. А еще песню новую выучила, про Скворушку.
-Так, спой, - говорит парень.
Я и запела..
"Осень, непогодушка, тополь пожелтел.
И на ветке скворушка песенку запел..
Ветка чуть качается, дождик не кончается..
А на ветке скворушка, до весны прощается.."

Мужчина полез на самую верхнюю полку, достал рюкзак.. И из него вытащил коричневого плюшевого медведя. Протянул игрушку мне..
-Держи, дарю. Очень душевно спела.. Аж до самого сердца достала грусть-печаль.
И подарил мне этого мишку. Радость меня переполняла тогда. И я всё время боялась, что мужчина раздумает и заберёт медведя. Но утром, когда я проснулась.. его уже не было. Парень сошёл ночью на одной из станций.

Приехали мы с бабушкой к маме в Волгоград и помню, как поразил меня тогда этот город. После грязных улиц и бездорожья Ветлянки, город поразил меня чистотой и большими красивыми домами. За кинотеатром "Родина" мама получила новую квартиру и туда нас привела. Там было еще двое соседей, такие приветливые женщины. Одна из них пригласила меня в свою комнату и подарила красивую книжку с рассказами Льва Толстого. Другая пришла к нам с испечённым пирогом. Соседи были очень дружные, всегда помогали друг другу.
Мама показывала мне свою работу, в издательстве мне подарили несколько детских книжек с картинками, потом мы шли по центру Волгограда, по аллее Героев до самой реки Волги. В то время не было речного порта, а стояли вдоль всей реки множество пристаней больших и поменьше.. К ним причаливали корабли, катера и баржи.. И я поняла, что наш Хопёр, не самая большая река на свете.

А еще поразил на аллее Героев Вечный огонь. И ребята с автоматами, которые стояли в почётном карауле. Они были в красных галстуках. И мама рассказала мне, что здесь можно стоять только лучшим из лучших, тем школьникам, что учатся на хорошо и отлично. И я тогда решила, что обязательно буду такой, как эти ребята.

Возвращались в Балашов мы под впечатлением всего увиденного. Это было моё первое путешествие. И я сделала вывод, что самое интересное в жизни, это не только праздники и подарки, а видеть мир своими глазами. Ведь в нём так много можно узнать и увидеть.


Рецензии