Детские годы в Балашове.. Часть 3

У каждого человека есть своя малая, но от того больше всего на свете любимая Родина. И где бы нас не носила судьба, каждый из нас знает, что он обязательно ещё вернётся к истокам своей жизни.
Мой Балашов, знаешь, чем я становлюсь старше, тем больше думаю о тебе. А когда мне грустно, а бывает и одиноко, я вспоминаю твои окрестности. Наш Хопёр, где летом плескались с друзьями. Тот двор, в котором жила, где я всё знаю и помню до мельчайших деталей.А ещё, мой родной Балашов, я всегда помню о своих родных, которые навсегда остались с тобой, хранить мою частичку души.
Балашов, родная моя земля, здесь я впервые появилась на свет в роддоме у вокзала. Здание и сейчас стоит при ЦРБ, а новое поколение балашовцев рождается в районе Комбината (КПТ)
Тогда, в начале 60-тых на месте Комбината были подсолнечные поля Хопёрского, а Собачий хутор только застраивался и его огороды были распаханы аж до самого оврага, в котором жители собирали землянику и набирали воду из родников. В маленьком озерце этого оврага купалась местная детвора, а те, что постарше спешили к Хопру.
В 60-тые наш Хопёр был широк и полноводен. У многих были лодки и даже моторки. Около старого городского моста находилась лодочная станция, можно было летним вечером прокатиться на лодочке по реке.. Опустишь ноги в прохладные воды Хопра, и скользишь по водной глади.. и любуешься красотой вокруг.. Потом причалишь к лесному берегу, пройдёшь по лесочку.. тут тебе берёзки, липы, осины, вязы, сосны, клёны и даже дубовая роща.. Иногда встречаются лесные яблоньки, терн.. Весной появляются первые ландыши.. и запах.. дышишь-не надышишься..
Мы часто приходили в лес. Шли по мосту, а потом вдоль Хопра.. Я собирала цветы, плела веночек, а бабушка собирала разные травы.. Она знала в них толк, какие-то сушила небольшими пучками развешивая в коридорчике, они потом пригождались для отваров от разных болезней. Из некоторых после сушки делала букетики, подкрашивая их в разные тона. Тогда многие вставляли такие букетики высушенных цветов между оконных рам в окна. С улицы смотрелось очень красиво. Потом в магазинах появились искусственные цветы и ими заменили засушенные.
К бабушке часто обращались за помощью, она знала как помочь с помощью травяных отваров, может поэтому в детстве я никогда не болела. До сих пор люблю запах полыни.. Считаю это растение самым полезным и нужным, ведь лечение полынью убивает всю инфекцию в организме, излечивает бессоницу, нервные болезни и восстанавливает обмен веществ, в результате чего исчезает ожирение и лишний вес.

В середине 60-тых мы переехали жить на улицу Бестужева в Ветлянке. Произошло это по просьбе одной женщины Нины. Она несколько раз приходила к бабушке, умоляла поменяться, так как разошлась с мужем и говорила, что он ей угрожает. Сулила нам с бабушкой золотые горы.. Бабуля моя была доброй женщиной, поверила ей, пожалела бедолагу и они поменялись. Теперь приходилось вставать ещё раньше, чтобы добраться до остановки автобуса на переезде.
Новый дом был двухэтажным красного кирпича. В нём жили работники мясокомбината, а также консервного завода. Нашими соседями по коммунальной квартире стала семья тёти Любы и дяди Пети Абраменко. У них тогда был маленький сынок Серёжа. Он часто болел и бабушка оставалась с ним, помогала. Семья Абраменко стала нам родной. Очень простые и добрые люди. Тётя Люба работала в рыбокоптильном цехе. Это чувствовалось сразу, как только она возвращалась с работы. Никакие духи не могли противостоять "аромату" копчёной скумбрии. Дядя Петя работал в холодильнике "на мясе". Все наши соседи с работы приносили всё, с чем работали. Дефицита в рыбе, мясе и консервах не было. Но вот беда.. В то время и холодильников ни у кого не было.. Зимой ещё можно было хранить продукты в сарае, которые были рядом с домом. А вот в летнюю пору.. думаю мясокомбинат перевыполнял план))
Рядом с домом жильцы делали небольшие огородики. Там росло всё самое необходимое к столу: помидорчики, огурчики, морковь, зелень, несколько грядок картошки.. и даже у многих цветы.
Воду носили из колонки. В доме воды не было. Умывались на кухне из рукомойника. На стирку приходилось не раз с бабушкой ходить к колонке, она с вёдрами, а я с бидончиком.

У меня появились новые друзья и подруги. Помню Сахаровых, брата и сестру, по-моему Саша и Оля. Они жили на втором этаже. В соседних домах тоже было полно ребятни. Мы часто играли в казаки-разбойники, вышибалы, скакали на прыгалках, прыгали в "классики". Мужчины в доме были мастера на все руки.. тогда не было "мужей на час". Молоток и пилу имели все. Нужно было и дрова рубить и пилить, и гвозди забивать. Нам, детям, для игры "в войну" делали деревянные автоматы и пистолеты. Сверху резиночка и.. бах-бах.. главное, не в глаза целиться..

Помню как у многих моих подружек появились обручи. Их крутили на талии, на шее, на ногах.. даже по несколько штук.. Обручи были алюминиевые, довольно тяжелые для ребёнка. Но.. это-ж так здорово! Я пристала к бабушке.. купи, у всех уже есть, а у меня нет.. И вот мы уже после детсада идём к универмагу на Карла Маркса.. Там, на втором этаже находился отдел игрушек. И уже помимо алюминиевых обручей, начали продавать пластиковые. Бабушка купила мне обруч оранжевого цвета и я шла, сияя от счастья.
Теперь мы с девчонками крутили обручи всем двором. Может поэтому до сих пор у многих из нас тонкие талии..))

В нашем городе было училище лётчиков. БВВАУЛ. Гордость города и счастье для многих балашовских девушек, вышедших замуж за бравых офицеров. А сколько наших парней училось в лётном училище!
Недалеко от улицы Бестужевой было лётное поле. Как только над полем начинали кружить самолёты, мы, ребятня сломя голову неслись в сторону лётного поля.. И, запрокинув головы смотрели.. как приземляются курсанты-парашютисты. Белые купола парашютов, словно одуванчики парили в небе.. Это было так сказочно красиво, что многие из нас мечтали вот так-же.. когда-нибудь.. став взрослыми связать свою судьбу с небом.


Рецензии