Алтайские встречи. Часть 5. Укокская принцесса

На фото: реконструкция Укокской принцессы

В воскресенье, 11 марта, предстояло путешествие. Малое Золотое Кольцо с основными пунктами: музей В.М. Шукшина в Сростках, дом Михаила Евдокимова и республиканский музей в Горно-Алтайске.
Обычный микроавтобус, набралась  небольшая группа желающих познавать.  Две молодые женщины в желтых куртках – из Иркутска, землячки. Остальные – из разных мест.
Выбрал одиночное место у окна – так лучше любоваться видами, да и фотоаппарат не будет бездействовать. Накануне прошел снегопад, поэтому все в снегу – и дорога и леса и горы.

Местные горы – это сопки до 200 метров высотой, ровные, иногда лысые, иногда с лесом - почти по всей дороге. Возможно, настоящие горы, более высокие, поближе к китайской границе.
Проезжали реку с названием Поперечная. Гид – женщина рассказала, откуда такое название. Была жена у алтайца. Все время ему перечила – делала все наоборот. Как-то переходили они речку. Муж бросил жердь, перешел через речку. Жена идет за ним. Он говорит: «Не торопись». Та поторопилась – упала. Алтаец идет искать ее вверх. Люди говорят ему:
 - Она вниз должна уплыть – по течению.
 Муж: - Она все время поперек делает – однако вверху надо искать.
Отсюда и название реки.
Еще миф от гида о возникновении Голубых озер. Хан Алтай повелел смотреть Катуни на мир только осенью и зимой. Так появились Голубые озера. А Катунь убежала к богатырю Енисею.
По пути заехали в кафе-музей «Медвежий угол». Стоит на берегу Катуни. Интересного здесь огромная деревянная статуя ревущего медведя и спуск к мосткам, уходящим в реку. Катунь, видимо, река спокойная, поэтому вся – во льду. На столбе – надпись: «Не залезать на медведя».
В этих местах ели по виду, как кремлевские, укрыты толстыми шапками снега. Указатель: «До Новосибирска – 455 км».

Первый пункт остановки – Горно-Алтайск. Это столица республики Алтай. Национальный музей имени А.В. Анохина. Маршрут осмотра: «Древняя история Горного Алтая».
Пещера с изображением древних людей у костра. Объемная карта республики с исторически значимыми местами. Нижний палеолит (1,5 млн лет – 150 тысяч лет назад). Стеклянный шкаф со стеклянными полками. Реконструкция головы неандертальца. Каменные орудия того времени. Пещеры Денисова, Сибирячиха, малый Иконостас. На плакате говорится, что в Горном Алтае расположено множество стоянок древнего человека, поселений и городищ, наскальных рисунков, рунических надписей. Кстати, показан интересный наскальный рисунок всадника на коне (Монгольский Алтай, 5-7 век до н.э.).
Через три года детали забываются, но мои же фото освежают память. Не собираюсь, разумеется, полностью перечислять, что вновь вижу. Часть экспонатов помню, мне интересны разговоры с экскурсоводом, хотя не записывал, тоже запомнил. Записывать хотел вечером этого же дня в санатории, так как сожитель по комнате завершил лечение и уехал. Но у меня случились форс-мажорные обстоятельства – об экскурсии по Золотому кольцу Алтая не осталось ни строчки. Понятно, что мы можем в интернете, при необходимости, найти сведения об этом музее, наверняка даже – пройти с виртуальной экскурсией. Сейчас это вошло в моду.
Улалинская палеолитическая стоянка – самый древний памятник раннего палеолита в Средней Азии (от 600 тысяч лет и ранее). Находится в Горно-Алтайске, ее вскрывал академик А.П. Окладников в 1960-70-х годах.  Скребки, наконечники копья, топор, отбойник, пластина, ножи  – обработанные куски камня. Тут же бивень мамонта и череп ископаемого бизона.

Кстати, керамические горшки из Афанасьевского кургана - с орнаментом. Удивительны каменные топоры. У них вид современного топора, более гладкий, с круглым отверстием для топорища. Но как их обрабатывали? Мне это непонятно. Камнем камень так не обработаешь.
Более современная – Каракольская культура (конец 3-го – начало 2-го тысячелетия до н.э.). представлена, в основном, захоронениями, изваяниями, стелами и наскальными рисунками. Мне интересны рисунки на плитах погребений Каракольской культуры. Рисунки делались на внутренней стороне ящика. Сами рисунки необычны. Это не просто примитивные фигурки. Написано: «Изображены сцены с участием антропоморфных существ, людей, а также лоси, горные козлы, птицы, собаки». То есть, часть рисунков опознаваемы. А часть – только похожи на людей. Например, рисунки краской (черной и белой). Два похожих. Человекоподобные существа: руки белым показаны до нормы – около пояса, затем продолжаются черным до земли. Голова – белый шар, из которого торчат заостренные стержни, у одного их 12, а у другого существа видно половину головы – сверху отколота стенка. Похоже, как головной убор индейца, но видно, что это не перья. Есть толстые карандаши для рисования. Впечатление, что такие карандаши торчат из головы острием наружу. Потом сама голова – просто белый круг. Что это? Рядом с ним уже красной краской – существо, похожее на человека, но руки заканчиваются трехпалой кистью. Эти рисунки правдивы. Художник показывает явление, поразившее его воображение.\

Я вообще сторонник альтернативной истории. Допустим, что 4 тысячи лет назад уже не каменный век, а бронзовый. Возможно, были даже железные инструменты (они могли не дойти до нас, так как быстро ржавеют). Но даже железным топором – как выстругать каменный ящик для погребения? Надо ведь плиты сделать вначале. Явно присутствовала некая разумная сила рядом, которая могла это создавать. Если это так, то зачем им заниматься такой ерундой – делать ящики для погребения, допустим, вождей местных племен? Наиболее вероятно, что ящики уже были задолго до них. Племена ими пользовались для своих целей. Насчет каменных изваяний – можно допустить, что железным зубилом можно обрабатывать подходящий камень, но создать «каменную бабу» с лицом, имеющим определенное выражение – титанический труд.
То, что надо это собирать и сохранять, несомненно. А вот изучать артефакты – процесс бесконечный. Всегда будут открытия, они неизбежны.
Поздняя бронза – это совсем близко: 2,5 – 3 тысячи лет назад. Бронзовые мечи, ножи, наконечники копья. Бронзовый топор еще более похож на современный – его можно было отливать в форме. Поселение Майма – бронзолитейное производство. Раскопано в 2002 году.
Скифский период Алтая (6 – 2-й век до н.э.). Находки говорят о том, что скифы занимались таким же промыслом, что и сегодня делают крестьяне: разведение скота, охота, земледелие, была металлургия и ремесленничество. Уже находят вещи, привезенные из Китая и Средней Азии. Встречаются золотые вещи – серьги, браслеты, кольца. Зеркала – бронзовые.
Карта: Южная Сибирь и Джунгария в 17-м и первой половине 18-го веков.
Схема: алтайская группа языков (тюркская, монгольская, японская, корейская и тунгусо-маеьчжурская).

Круг летоисчисления бурханистов – алтайцев, исповедующих белую веру (бурханизм): красный шар, вокруг которого изображения знаков зодиака. Для меня любопытно, так как Бурхан – божество у бурят, он охраняет озеро Байкал. Когда рыбаки подъезжают к Байкалу, они «бурханят»: в отведенном месте возле дороги, увешанном разноцветной материей, выпивают немного алкоголя, побрызгав на землю (для Бурхана). Меховые одежды алтайцев. Шашки: доска деревянная, а сами шашки – из войлока. Явно военного времени. Алтайский шаманизм. Ритуальные одеяния. Бубен (тунур) полон различных смыслов. Гид по виду – алтаец, молодой мужчина лет тридцати. Доходчиво отвечает на вопросы. Полностью жилище сельского жителя: дом с крышей и обстановкой, рядом – колодезь. Юрта стоит в отдельном зале, можно смотреть через стеклянную стену или со второго этажа. Здесь же – каменные изваяния.

Комплекс «Плато Укок» находится в отдельном секторе, надо перейти через второй этаж и спуститься по отдельному проходу. Здесь поддерживается стабильная температура (15 градусов), о чем предупреждает плакат, чтобы закрывали дверь.
Плато Укок расположено на юге Горного Алтая – на границе России и Монголии, Китая и Казахстана. Высота – 2500 метров над уровнем моря. Является уникальным комплексом природного и культурно-исторического значения. В 1998 году плато Укок внесено в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Это значится на прозрачном плакате – на фоне пустынной гористой местности с разбросанными валунами. На переднем плане изображения – две каменные стелы.
Реконструкция погребального обряда знатной женщины. Посетители наблюдают сверху – через стекло. Надпись: «Могильник Ак-Алаха-3, курган 1». Реконструкция этого захоронения – в натуральную величину.
Описание: «Для погребения приготовлена большая яма. На дне установлен сруб, где приготовлена лиственничная колода, украшенная кожаными аппликациями оленей.
В колоде на правом боку была погребена женщина в возрасте 25-28 лет. На ней была шелковая кофта, шерстяная юбка с поясом, войлочные сапоги-чулки. На голове – сложный головной убор с многочисленными украшениями в виде животных и птиц.
На поясе лежало серебряное зеркало в деревянной оправе и войлочном чехле, бусы из камня. Около колоды в срубе стояли глиняные, деревянные и роговые сосуды с погребальной пищей, лежал железный нож.
За стенками сруба с севера лежали шесть лошадей с полными комплектами сбруи: узды, седла, нагрудники».
На стене – большие фото с видом археологических раскопок. Под ними – описание.
«На плато Укок расположено большое количество археологических памятников разных эпох, начиная с верхнего палеолита (13-14 тысяч лет назад) до позднего средневековья и этнографической современности». Далее перечисляются эпохи.

В центре зала стоит в стеклянном ящике молодая женщина в богатой одежде: меховая куртка, отороченная черным, на голове царская шапка из черного меха с вертикальной пикой в центре, золоченой снизу, широкой и узорчатой выше, почти полметра высотой. В правой руке ее – букет пушистой травы. У ног женщины – орел, взмахнувший крыльями.
Это – реконструкция уокской принцессы, останки которой покоятся рядом, в саркофаге, отполированном и украшенном бегущими оленями.
Позволю себе, раз уж я оказался рядом с этим лиственничным саркофагом с «принцессой», сделать выдержку из Википедии, чтобы не ошибиться.

«Раскопки кургана Ак-Алаха-3 на плоскогорье Укок (Республика Алтай), в котором была захоронена так называемая принцесса, начала в 1993 году Наталья Полосьмак — археолог из Новосибирска, доктор исторических наук. Курган представлял собой полуразрушенный памятник, который ещё в древности пытались ограбить. В наше время памятник подвергся разрушению в связи с сооружением пограничных коммуникаций. К началу раскопок курган был в полуразобранном состоянии и выглядел разорённым: в шестидесятые годы, во время конфликта с Китаем, в этом районе был построен укрепрайон, материалы для которого брались из курганов.
В кургане обнаружилось захоронение эпохи железа, под которым располагалось ещё одно, более древнее. В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась. Нижнее захоронение было замуровано в слое льда. Это вызвало большой интерес археологов, так как в подобных условиях могли очень хорошо сохраниться очень древние вещи.
Погребальную камеру вскрывали несколько дней, постепенно растапливая лёд, стараясь не навредить содержимому.
В камере обнаружили шесть коней под сёдлами и со сбруей, а также деревянную колоду из лиственницы, заколоченную бронзовыми гвоздями. Содержимое захоронения явно указывало на знатность погребённой персоны.
Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая и сделано в V—III веках до нашей эры.

Мумия лежала на боку со слегка подтянутыми ногами. На руках у неё обнаружились многочисленные татуировки. Надеты на мумии были белая шёлковая рубашка, бордовая шерстяная юбка, войлочные носки, шуба. Также особенной является сложная причёска умершей — она сделана из шерсти, войлока и собственных волос и составляла в высоту 90 см. Вся эта одежда была изготовлена очень качественно и свидетельствует о высоком статусе погребённой. Она умерла в молодом возрасте (около 25 лет от роду) от рака молочной железы (при исследовании была обнаружена опухоль в груди и метастазы) и принадлежала к высшим слоям пазырыкского общества, о чём говорит количество захороненных с ней лошадей — 6.
По останкам черепа был воссоздан бюст в количестве трёх экземпляров. Один хранится в музее Новосибирска, второй с целью компромисса был передан Обществу национального возрождения Алтая (до возврата мумии после всех исследований). Третий экземпляр передан в московский Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (до настоящего времени в экспозиции музея не представлен).
После находки и до 2012 года мумия хранилась в музее Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, в Новосибирском Академгородке. Этот факт вызывал недовольство некоторых алтайцев. С точки зрения недовольных, «принцессу Укока» следовало вернуть на Алтай: одни считали, что достаточно вернуть мумию на территорию республики, другие считали, что её необходимо снова захоронить на прежнем месте.
С сентября 2012 года мумия хранится в новом зале Национального музея имени Анохина (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск), специально возведённом для хранения экспоната, в саркофаге с оборудованием для поддержания и контроля особого температурного и влажностного режима. Для экспоната построена специальная пристройка.
19 августа 2014 года стало известно, что Совет старейшин Республики Алтай решил захоронить мумию. Это решение было одобрено Главой республики. Решение о захоронении было связано с тем, что часть населения республики считает извлечение мумии из кургана причиной стихийных бедствий, которые обрушивались на Горный Алтай в последние два десятилетия (в особенности - сильного наводнения и крупного града, случившихся на Алтае в конце 2014 года)».

В Википедии еще достаточно можно прочесть на эту тему. Выскажу свое мнение. Мумия так и осталась в музее. Думаю, это правильно. Раньше не было такой техники, как сейчас, но люди были такими же разумными. Их разум постигал другие явления, недоступные нашим ученым. Ученые называют это шарлатанством. Шаманы могли видеть другие миры, общаться с духами, излечивать от многих заболеваний или наводить болезни на неугодных. Тонкая материя нам непостижима. Знатная девушка заболела, но шаманы вылечить ее не смогли. Зато смогли проклясть ее захоронение. Это версия простых людей, я тоже примерно так думаю, что такое возможно.
Такие примеры в истории есть. Например, было предсказано, что война начнется, когда извлекут на свет прах Тимура. 19 июня 1941 года советские учёные вскрыли гроб Тамерлана (Тимура). Через три дня началась Великая Отечественная война. 19 декабря 1942 года, после того, как в мавзолее Гур-Эмир были проведены восстановительные работы, кости Тамерлана возвратили на место их упокоения. Месяцем раньше началось контрнаступление советских войск под Сталинградом и завершилось окружением и уничтожением фашистской группировки 2 февраля 1943 года. Все это может быть совпадением. А может и не быть совпадением. Никто этого не знает.

Академики скептически относятся к понятию «принцесса». Академик В. Молодин так характеризовал ситуацию вокруг принцессы: «Не стоит называть её «принцессой». Никакая это не принцесса, это представитель среднего слоя пазырыкского общества». Выдержка из Википедии. Средний слой пазырыкского общества – что это? Дочь вождя племени вряд ли удостоилась бы такой почести: 6 коней убито, много драгоценностей в захоронении, но и саркофаг вечный. Да и что знают о том населении академики? Похоронена была на такой глубине, что обеспечивало сохранность на тысячелетия. Так что народ правильно оценил знатность этой находки. Принцесса – слово западного звучания, на востоке – дочь или жена хана. Как ее назвать? Ханум?
После рассказа гида о принцессе каменные древнетюркские изваяния с реальными изображениями лиц и одежды уже не производили должного впечатления. Два истукана стояли за стеклянной перегородкой. Всего в Горном Алтае их насчитывается около трехсот.

После музея мы попали в кафе «Шаурмафия», где напробовались самых вкусных блинов.

Часть 6: http://proza.ru/2021/03/18/869


Рецензии
Хорошо, когда человек не только умеет "взять максимум" - новых знаний, положительных эмоций - в любой (конечно, благоприятной) ситуации, но и поделиться этим, рассказать интересно. Одно удовольствие читать такой текст, тем более когда и грамота на высоте!

Татьяна Картамышева   17.03.2021 14:59     Заявить о нарушении
Спасибо большое за приятный отзыв!Не хочется, чтобы мои воспоминания пропали, тем более, сейчас больше сложностей посещать такие места.

Анатолий Просняков   17.03.2021 18:41   Заявить о нарушении