Панин хутор

в Кромском уезде Орловской губернии, ныне в Кромском районе Орловской области.    В 1839 году отец Н.С. Лескова стал владельцем Панина хутора, расположенного на берегу реки Гостомли, в 4 верстах от Курского почтового тракта.
Н.С.Лесков вспоминал этот переезд в рассказе «Пугало»: «Восторг мой не знал пределов, когда родители мои купили небольшое именьице в Кромском уезде. Мы переехали из большого городского дома в очень уютный, но маленький деревенский дом с балконом, под соломенною крышею». «Простонародный быт я знал до мельчайших подробностей» — вспоминал писатель.
Панин хутор был продан в 1863 году. Лесков приезжал сюда в последний раз за год до продажи. Ещё хорошо виден земляной ров, окаймлявший когда-то усадебные постройки Лесковых. Сохранилась и грунтовая дорога, которая шла через хутор к Зиновьеву — имение князя Масальского, где жила семья Ивановых, с которой дружили Лесковы. Гостомельские впечатления будут питать творчество писателя всю жизнь. Ранние его произведения «Ум своё, а чёрт своё», «Язвительный», «Житие одной бабы», «Погасшее дело» имели подзаголовок — «Из Гостомельских воспоминаний».
«Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе, на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного. Да и на запашной панинской толчее, за кругами пыльных замашек».

(Лесков Н. Русское общество в Париже; Малая родина Лескова. Буклет. 1989; Дом-музей Н.С. Лескова. Путеводитель. - Тула, 1981.
— С.32-33).
(Бельский Александр. Орловский энциклопедический словарь, 2009. - С.421-422).


Рецензии