Огненные рейсы

22 июня 1941 года застало ледокол «Анастас Микоян» (проект 51, до 1938 года - «Отто Юльевич Шмидт») у достроечной стенки судостроительного завода в Николаеве. По нормам мирного времени на его ввод в строй требовалось 7-8 месяцев, однако уже уже 28 июля судно было мобилизовано, а 5 августа без ходовых испытаний под грохот залпов зенитных орудий, отражавших налеты немецкой авиации на николаевские судостроительные заводы своим ходом ушло в Севастополь. Первым командиром нового ледокола стал опытный военный моряк, участник Гражданской войны в Испании капитан 2-го ранга С.М. Сергеев. Ценным пополнением экипажа нового судна стали высококвалифицированные специалисты - рабочие сдаточных команд судостроительного завода имени А. Марти, пожелавшие добровольно сражаться в рядах ВМФ.
В Севастополе «Анастас Микоян» был вооружен пятью 130-мм орудиями, четырьмя 76-мм зенитками и четырьмя пулеметами калибра 7,62-мм и 26 августа включен в состав Черноморского флота в качестве вспомогательного крейсера. Новый «крейсер» вошел в состав отряда кораблей северо-западного района Черного моря (крейсер «Коминтерн», эсминцы «Незаможник» и «Шаумян», дивизион канонерских лодок и другие корабли), целью которого была артиллерийская поддержка войск Одесского оборонительного района.
«Анастас Микоян» обстреливал позиции врага по Одессой, оказывал артиллерийскую поддержку при высадке десанта под Григорьевкой 22 сентября 1941 года, подавив две артиллерийские батареи противника. За шесть суток орудия ледокола выпустили по врагу 600 снарядов. Впервые на Черноморском флоте комендоры «Микояна» начали отражать налеты авиации огнем орудий главного калибра. Для этого по предложению командира БЧ-5 (электромеханическая боевая часть) старшего инженер-лейтенанта Юзефа Злотника для увеличения угла возвышения орудий повысили высоту амбразур в их броневых щитах. Здесь и пригодился опыт бывших рабочих-судостроителей. После оставления Одессы крейсер-ледокол участвовал в обороне Севастополя, вывозил из осажденного города раненых и гражданское население.
В ноябре 1941 года вспомогательный крейсер снова стал ледоколом - в порту Поти вооружение было демонтировано, военно-морской флаг сменили на государственный. Затем «Анастас Микоян» прибыл в Батуми, где к нему присоединились танкеры «Сахалин», «Туапсе» и «Варлам Аванесов». На борт ледокола приняли 3000 тонн угля и ранним утром 25 ноября караван судов в сопровождении лидера «Ташкент», эсминцев «Способный и «Сообразительный» вышел в море, взяв курс на Босфор. 30 ноября на подходах к Босфору корабли охранения повернули назад, а ледокол и танкеры, войдя в Босфор, стали на якорь.
Вскоре на борт «Анастаса Микояна» прибыл советский военно-морской атташе в Турции капитан 1-го ранга Родионов и офицер британского флота Роджерс. Родионов сообщил, что согласно решению Государственного комитета обороны, ледоколу и танкерам ставилась задача прорваться в порт Фамагуста на Кипре, где танкерам предписывалось поступить в распоряжение союзного командования, а ледоколу следовать на Дальний Восток.
Задание было не из легких - Эгейское море контролировалось итальянскими и немецкими кораблями и авиацией, базировавшимися на многочисленных островах. С.М. Сергеев принял решение уходить с рейда как можно скорее и незаметнее, без разрешения властей. В ночь с 30 ноября на 1 декабря 1941 года в 01:40 самым малым ходом «Анастас Микоян» вышел на фарватер, а затем дал полный ход; на корабле было объявлено полное затемнение, а главный демаскирующий признак - столбы дыма - в темноте не был заметен. В ночь с 30 ноября на 1 декабря ледокол прошел Дарданеллы и двинулся на юг, прижимаясь к турецкому берегу. Переходы совершались ночью, а в светлое время суток судно скрывалось среди бухточек и островков турецкого побережья.
На третью ночь, когда «Анастас Микоян» проходил между турецким мысом Карабурун и занятым противником островом Лесбос, счастье изменило советским морякам. Светила полная луна и итальянцам удалось заметить и атаковать безащитный ледокол, вооружение которого состояло из шести пистолетов и винтовки. Советские источники утверждают, что в течение 23 часов «Анастас Микоян» подвергался атакам трех торпедных катеров, самолетов- бомбардировщиков и торпедоносцев, преследованию подводных лодок, но благодаря умелому маневрированию ему удалось уклониться от многочисленных торпед и повреждения ограничились 150 (по другим данным - 500) пулевыми и осколочными пробоинами и сгоревшей спасательной шлюпкой. Это выглядит не совсем правдоподобным. Скорее всего, ледокол следовал турецкими территориальными водами и итальянские катера ограничились пулеметным обстрелом, не рискуя вступать в конфликт с турками.
Танкеры прорывались в Фамагусту поодиночке, замаскированные под сухогрузы. «Варлааму Аванесову» не повезло - он был был потоплен подводной лодкой U-635 в районе Лесбоса. Позднее, уже в Атлантике, погиб и танкер «Туапсе», торпедированный 4 июля 1942 года в Юкатанском заливе U-129.
Из Фамагусты «Анастас Микоян» направился на ремонт в Хайфу, а затем через Суэцкий канал, Красное море, Индийский океан, мимо мыса Доброй Надежды, через Атлантический океан, обогнув мыс Горн последовал в Сан-Франциско, а затем перешел в Сиэтл. Здесь судно отремонтировали и вооружили четырьмя 76,2-миллиметровыми орудиями, десятью 20-миллиметровыми зенитными автоматами, четырьмя 12,7-миллиметровыми и четырьмя 7,62-миллиметровыми пулеметами.9 августа 1942 года после девятимесячного перехода длиною в 25 000 миль ледокол вошел в Анадырский залив на Чукотке.
К этому времени в соседней бухте Провидения уже собрались суда экспедиции особого назначения ЭОН-18  в составе 6 транспортов, следовавших из американских портов Сан-Франциско и Сиэтл с импортными грузами, 3 ледоколов, трех боевых кораблей – лидера «Баку», эсминцев «Разумный» и «Разъяренный» и вспомогательного судна «Волга». Перед участниками экспедиции стояла сложнейшая задача – за одну навигацию пройти Северным морским путем, доставить остро необходимые фронту грузы и пополнить Северный флот боевыми кораблями.
14 августа 1942 года «Анастас Микоян» под командованием капитана Ю.В. Хлебникова в составе ЭОН-18 покинул бухту Провидения. Ледовая обстановка была сложной, поэтому на помощь «А. Микояну» прибыли однотипные «Л. Каганович» и «И. Сталин». Через месяц после выхода из бухты Провидения караван прибыл в бухту Тикси, где к нему присоединился еще один ледокол – «Красин».
В это время в Карском море немцы проводили операцию «Вундерланд» - тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» и подводные лодки пытались обнаружить и уничтожить ЭОН-18, поэтому экспедиция задержалась в Тикси. Караван вышел из бухты только 19 сентября. Доведя экспедицию до чистой воды, «Анастас Микоян» вернулся на восток и до середины ноября работал в Карском море, а затем направился в Молотовск (сейчас Северодвинск).
Когда ледокол обогнул мыс Канин нос и подошел к 42-му меридиану, то он практически завершил кругосветное путешествие - ведь на этой же долготе находиться и Батуми. 26 ноября в 21.55 «Анастас Микоян», следовавший вместе с ледоколом «Ленин» в сопровождении британских тральщиков TJ-71 и TJ-83, подорвался на одной из мин, поставленных в сентябре немецким соединением в составе крейсера «Адмирал Хиппер» и четырех эсминцев.
Кормовая часть судна получила повреждения, вышла из строя рулевая машина, в машинное отделение начала поступать вода, но к счастью, невредимыми остались гребные валы и винты и судно могло управляться машинами. Корпус ледокола доказал свою прочность - хотя в результате взрыва вспучилась даже верхняя палуба на юте, пробоин не было - только трещины и осушительные средства справлялись с поступающей водой. Созданная из бывших судостроителей ремонтная бригада приступила к работе прямо в открытом море. Ранним утром 29 ноября «Анастас Микоян» отдал якорь в бухте Иоканьга и после водолазного осмотра в составе конвоя направился в Белое море. 30 ноября 1942 года судно прибыло на ремонт в Молотовск. На заводе №402 одновременно с аварийным производился средний ремонт ледокола, в котором он нуждался после длительного плавания.
Требовался доковый ремонт, но на Севере в то время не было дока, способного вместить судно подобных размеров. Поэтому с открытием навигации «А. Микоян» направился по Северному морскому пути на восток, ведя за собой караван судов, а затем на ремонт в Сиэтл (США). После ремонта ледокол продолжал работать на Северном морском пути, а потом был переведен во Владивосток, оставаясь в строю еще более 25 лет. Из всех ледоколов проекта 51 он был единственным, который не был переименован после разоблачения культа личности.


Рецензии