Махалла

(Из серии, Еврейская слободка Дербента)

«Махалла»  - еврейская слободка Дербента - это четыре улицы одноэтажных частных домов, в которых в большинстве своем, проживали несколько родственных семей. Площадь, куда сходились улицы слободки  был главным  центром общественной жизни слободчан, которую мы называли "Красной", потому что, именно здесь, под открытым небом в обрамлении палаток проходили важнейшие события в жизни каждого из нас - свадьбы и праздники Бар-мицвы. "Красная площадь Махалли" славилась ещё тем, что являлась незаконной, но уникальной торговой площадкой Дербента. Именно здесь отоваривались модники и новоиспеченные женихи и невесты всего  города.  Высокие  таможенные пошлины чиновников почтовых служб, внутренние правоохранительные налоги, многочисленные сборы и ограничения в сфере свободной торговли, никак не влияли на активные жизненные позиции слободчан. Посылки из США, Голландии, Бельгии, Франции, Канады  и многих других «вражеских  капиталистических государств», были нормой для большинства семей слободки. Почти каждый двор был своеобразным торговым центром заморских товаром и самых престижных марок коньяка, местного коньячного комбината.

Эффективность свободной торговли, независимого образа мышления и вольной жизни были на виду, поэтому мы решительно не воспринимали пропаганду пионерских и комсомольских вожаков, о превосходстве социализма над капитализмом. "Махалла" была естественной академией управления и выживания в стесненных условиях жизнедеятельности его обитателей. «Махала», формировала свои этнические особенности ускоренного процесса взросления и становления пацанов, которые уже в тринадцать лет были настоящими, реальными мужчинами, и несли полную ответственность за все свои поступки.

Еврейские религиозные и национальные праздники свободно отмечались на слободке, все это происходило с особым энтузиазмом и энергичностью юного поколения горских евреев. Позывные радио Израиля, открыто и во весь голос звучали с каждого двора. В любое время суток, за пару монет можно было приобрести косяк анаши. Наши чемпионы забивали за раз  по шесть папиросок «Кавказ». Обкуренные, они  неприхотливо в дремотном состоянии  обсуждали последние новости "Махалли". Игра под деньги в карты и кости, была неотъемлемой, составной частью всех мальчишеских тусовок, которые в большинстве своем, заканчивались потасовками, перераставшими порой в банальный мордобой.

Слободские в школе - это отдельная история. «Праздник Песах»  - еврейская пасха, была самым значимым праздником не только для нас мальчишек и девчонок с «Махали», но  и  для  учителей еврейской школы имени «Сталина».  Всю  неделю  мы  были  празднично  одеты  и только в обновку. «Жаль, что еврейская пасха длиться  только  одну неделю  в году», шептались меж собой наши педагоги. Но несмотря, ни на что, многие из нас оканчивали школу с  хорошими результатами, продолжая учебу в престижных университетах Москвы, Санкт - Петербурга, Волгограда и в других городах бывшего союза. Есть среди нас свои бизнесмены, доктора наук,  инженеры, писатели м художники известные певцы и поэты. Судьба разбросала нас по разным странам и континентам. Даже в Австралии и Новой Зеландии можно случайно встретить наших парней из "Махалли"

Июнь 1967 год. Еврейская слободка Дербента замерла, прильнув к радиоприемникам. Мы со страхом и надеждой, отчаянием и восторгом слушали "вражеские голоса": Израиля, США, Англии.  Еврейский народ вечно угнетенный, гонимый и униженный, прошедший:  изгнания, рассеяния, инквизицию, холокост и пятую графу, восстал из небытия. Израиль  за  шесть дней повзрослел на две тысячи лет, обеспечив своему  народу достойное место в будущей истории человечества. Гордость за свой народ, за себя, что принадлежишь  к избранному Богом народу, граничащая с гордыней было важнейшим итогом Шестидневной войны Израиля. Мы на слободке почувствовали, что вдруг стали частью далекой, но ставшей для нас удивительно близкой и родной страны. В нашем сознании фраза из Пасхальной Агады «В следующем году в Иерусалиме!» стала реальностью сегодняшнего  дня.

- Эта  «Зоов – старая карга», ходит по всем дворам слободки и рассказывает как, видите ли хорошо живется людям в Израиле, не подымая головы от кастрюли с борщом, гневно с явным раздражением пробормотала моя мама.

- Она рассказывает, что там,  в  Израиле  текут молочные  реки, а  берега медовые. Что  они  там даже на ночь не закрывают свои двери на замок. Велика радость, в сорока сортах  мороженого, как - будто нельзя обойтись одним Дербентским, продолжала ворчать моя мама, глядя с удовлетворением,  на свое свежо приготовленное блюдо.

- Вот  такого  борща как у меня, в  Израиле, точно никто не сможет сварить, на этом она  закончила свой критический монолог и вышла на улицу, чтобы  услышать, что  ещё  такого сверхъестественного рассказала Зоов в её отсутствии, об этой непонятной, но  завораживающей  и притягивающей к себе стране

Тетя Зоов, пожилая женщина, мать семерых детей, обаятельная с магической силой  убеждения, была  великой подвижницей в среде горских евреек слободки. Она  первая поднялась и уехала в Израиль. Через некоторое время она вновь возвратилась в Дербент и это событие, как считали многие старожилы, стала началом Исхода евреев из слободки. Разные небылицы   рассказывали про неё. Говорили, что она чуть ли не израильский шпион и её специально заслали в союз, чтобы  агитировала горских евреев на выезд в Израиль.  Но евреи слободки  уже сами хотели перемен и были готовы к ним. Они верили и надеялись, что там «На другой планете» обязательно найдут свое счастье и заживут достойно по-человечески.

Надежда в  движении и мы горские евреи слободки в одночасье, семья за семьей, брат за братом, сосед за соседом поднялись и стремительно ушли - кто куда. Ушли, оставив самое ценное, почитаемая еврейским народом из поколения в поколение - могилы своих  отцов и матерей. Одним из первых уехала многочисленная семья Зорика, главного поставщика вина на наших пацанских сходках. Это был натуральный кисляк, но после пары стаканов выпитого «вина », мы становились компанией близких и неразлучных  друзей. Иногда мы  просили Зорика не добавлять, хотя бы для нас, в этот «кисляк» воды. «Мы не давим вино в подвале, что дают отцу на трудодни в колхозе, то и выношу, это они там, колхозные виноделы мухлюют». Он был прав, потому - что мы знали, именно таким образом все и происходило с нашими хваленными дагестанскими винами. Когда они  уехали, слободка  осиротела, -  Зорика  семья  была самая  большая  на  «Махалле».

Шура, самая очаровательная и красивая девчонка на "Махалле", принцесса слободки. Её завораживающая грудь сводила нас с ума, надо было иметь огромную силу воли отвести от них свои сладострастные глаза. Мы все как один мечтали дотронуться до её груди с большими и очень выразительными сосками. Созерцание и прикосновение к  женкой груди очень полезны для мужчин, причем лицезрение женской груди способно продлить жизнь мужчинам, к такому выводу пришли ученые. Чудаки эти ученые, мы об этом знали  уже в тринадцать  - пятнадцать лет. Она видела наши страдания и сочувствовала нам, всё понимала и снисходительно относилась к нашим волшебным юношеским  желаниям. Шура неожиданно для нас всех вышла замуж за парня, которого мы дружно возненавидели. Через некоторое время она с мужем, перебралась в Штаты. 

Ёсик не успел  уехать в Израиль. Его убили в  далеком хабаровском крае, куда  он уехал после окончания института. Ему было всего двадцать три года. Несколько пьяниц зарубили его за бутылку вина. Слободка хоронила многих наших  ребят в молодом возрасте, которые уезжали в  Россию за удачей, в надежде быстро и без особых усилий заработать большие деньги. Они понимали, что только в России с её огромным потенциалом и большими возможностями для самореализации молодых, энергичных, жаждущих успеха людей у них  есть шанс встать на  ноги, стать счастливым человеком, настоящим хозяином своей судьбы.


Рецензии