Память прошлых лет. часть 17 Счастливые годы

         Вот они и наступили годы счастья. Оно ведь у каждого свое. А еще можно сказать, что в разное время жизни представление о нем, о счастье, разное.  В школьные годы я грезила героическими поступками, на целину рвалась, в молодые годы хотелось  всеохватывающей любви, потом очень хотелось простого внимания и понимания, уж больно тяжелы были семидесятые и первая половина восьмидесятых годов. И вот я стала совсем никому не нужной. Дети выросли, муж занят своими делами, а я так — семью обслуживаю. Наступило время подумать о своем счастье, заняться своей жизнью всерьез, без оглядки на кого бы то ни было.

               НА РАСПУТЬЕ.

          Надо сказать, что годы "перестройки" сильно сказались на моем здоровье. Слишком очевидна была для меня никчемность моей работы в последние годы в Министерстве химии и особенно в Госстрое СССР. Мне всегда хотелось видеть результат, а он оказался слишком призрачным.
        В Союзхимпласте Минхимпрома СССР первые 3-4 года казалось, что твоя работа дает свои плоды. Госстрой убедил, что для аппаратной, безрезультатной работы я не гожусь. Дети выросли, я им уже как нянька не нужна, любимой работы не получилось, да еще во всеуслышание было заявлено, что чиновники тормозят развитие страны, и у меня начался нервный стресс.
         Закончился он стойкой бессонницей. Я могла не спать 2-3 дня к ряду и при этом спокойно целый день работать. Транквилизаторы тормозили сознание, но сна не приносили. На глаза попалась реклама центра китайской медицины: они многие болезни, в том числе и бессонницу, лечат иглоукалыванием. Решила попробовать. После первого же сеанса уснула сном младенца, не просыпаясь до самого утра ни разу. Через четыре сеанса в жизни снова появились краски. Это было летом 1989 года. Остатки лета я посветила поиску дела для себя.
 
         Я точно решила, что как только определюсь с направлением своих новых занятий уйду из Госстроя. Что я могла? Только шить на швейной машине. Мои мысли были заняты именно этим направлением. Я пошла в Ленинскую библиотеку, чтобы полистать подшивки модных журналов. Ха! Меня там ждали! То что искала, нашла в библиотеке "Бурда Моден" на ВВЦ. Я там провела несколько дней, в упоении представляя, как налажу вначале штучный, а затем и массовый выпуск модной детской одежды.
        Но человек предполагает, а бог располагает. Перелистывая красочные страницы, мой взгляд остановился на кружевах, связанных крючком. Красота! Почему только одежда? Можно же рассматривать будущее дело шире. Просто все, что я могу сделать своими руками. Так рассматривая кружева, я стала искать изюминки: самое, самое. Наконец поймала себя на том, что уже полчаса разгадываю выполнение, какого то узора и не нахожу решения. Взяла журнал и подошла с вопросом к консультанту. Оказалось, что это кружева фриволите, а вовсе не вязание крючком. Мне дали адрес, где можно научиться этому искусству.
 
        С сентября я начала посещать курсы по фриволите в Центральном Доме Художника на Крымском валу. Вечерская Анна Григорьевна, так звали женщину, которая обучала меня этому удивительному искусству кружевоплетения. Через 4 месяца челноки стали моей неотрывной частью. Я вязала даже в электричке по дороге на работу. Напряжение последнего года сыграло свою роль, и в конце зимы вновь навалилась депрессия. В середине апреля я уехала в санаторий в Кисловодск.

        Массаж, воды, а главное прогулки в горы сделали свое дело. Я испытала на себе удивительное лечебное действие альпийских лугов, где гуляла в полном одиночестве. Вернее, я доходила туда примерно часа за полтора и, ложась на спину, смотрела в синее, синее небо. Солнце пекло, как на морском пляже, а холод пробирал до мурашек на коже, чистейший воздух при дыхании вливался во внутрь, как родниковая вода. Ничего подобного я никогда нигде больше не испытала. Через день я уходила на этот луг, а обедала в маленьком кафе куском жаренной курицы с пирогом и кофе с мороженным. Это было волшебное время погружения в мечты, которые должны вот-вот сбыться. Из Кисловодска я привезла толстую тетрадку рисунков для кружев.
 
           ИЗ ДНЕВНИКА.
        « Сегодня я вновь иду на "большое седло".
        Ходьба на большие расстояния притягивает и завораживает меня постоянным ритмом. Тишина, дурманящий запах трав и крик птиц. Белки прямо сыплются на плечи, и для этого я прихватываю семечки, которые они ловко разгрызают сидя на ладони.
         Кисловодск далеко внизу. Сегодня сильный туман и все в дымке, а оделась очень легкомыслено, надеясь позагорать. Но путь еще впереди. Может через час, когда подойду к "седлу" и солнышко выглянет. Места здесь окультурены и даже туристские тропы шириной 60-90 см.
          Иногда меня сопровождает какая-то черная собака. Мы с ней разговаривая, доходим до места, где тропа раздваивается. Одна идет круто вверх, а другая проделывает этот же путь, петляя зигзагами. Собака каждый раз садится и выжидает, по которой тропе я пойду. Я иду петлями, мне торопиться некуда и она покорно трусит впереди меня.
         Я беру для нее хлеб и котлетку из нашей столовой, что она с удовольствием и съедает. Вдруг собака принимает стойку и, сделав короткий рывок, начинает рыть землю. Что это? Птицы? Крот? Кортовых нор здесь множество. Со мной она доходит только до "малого седла" и потом исчезает. Альпийские луга, где уже ничего не растет кроме роскошной травы. Земля черная, жирная и солнце почти рядом с тобой. Высота 1200 метров над уровнем моря и холодно. Сгореть незаметно можно в два счета.
         Прошла думаю километров 10-12. Болят ступни. Во-первых мое плоскостопие, а во-вторых натерла мозоли прямо на подошвах и они налились водой. Конечно идти одной страшновато, но любопытства во мне больше, чем осторожности и новые дороги, в конечном счете, дают новые впечатления и открывают необыкновенные красоты, питающие душу. Спугнула лису. Вначале думала собака, но по пушистому хвосту и мгновенной реакции скрыться в посадках, поняла, что это рыжая плутовка.»

 
        Вернувшись из санатория, я подала заявление на увольнение из Госстроя СССР. Через два месяца стала вольной птицей.
        Никто не верил, что я ухожу в никуда. Некоторые говорили - Ладно, устроишься, оглядишься, может, и нам посодействуешь. Все понимали, что Госстрой вот вот будет распущен из-за своей ненадобности. Спустя 2-3 года он стал составной частью Минэкономразвития с большим сокращением штата.
        Ну, а я, вплотную занялась кружевом фриволите. Как мы нашли друг друга? Скажи какая-нибудь предсказательница в мои молодые годы, что свои зрелые годы я отдам кружевоплетению, ни за чтобы не поверила.  Судьба!

       Чтобы широко поставить преподавание кружевоплетения нужны челноки. Первые челноки мне сделал брат Виктор вручную. Резал оргстекло по шаблону, нагревал в горячей воде и загибал концы в специальных формочках. Вполне пригодные получились. Но надо было их в разы больше.
       По моим развешанным на столбах и переходах объявлениям о наборе на курсы, меня нашел Юрий Романович, который освоил на своем частном предприятии литье и склейку полистирольных челноков разных размеров. Все. Проблема неограниченного количества челноков была решена. Можно было организовывать сеть курсов в разных городах Подмосковья, что я и сделала.
       На занятиях мы ничего не писали, только работали и получали домашние задания. У меня можно было приобрести в неограниченных количествах челноки, схемы (ксерокопированные), нитки. В магазинах ничего купить уже было нельзя, а я как сказочник обеспечивала всем.  Полный курс длился 4 месяца — 8 занятий по три часа, т. е. занимались через воскресенье.
       В каждом Доме культуры в день две группы по 25-30 человек. Работала я три дня в неделю и обучала сразу около трехсот человек. К концу первого года устала и физически и морально. Я поняла, что такое быть учителем. Не моя это стезя. На каждом занятии одно и то же, все делают одни и те же ошибки и задают одни и те же вопросы, а я как заводная кукушка, повторяю одни и те же слова ответов.
       Но я зарабатывала деньги и меня вдохновляло будущее.


               КООПЕРАТИВ "АЛЬФА".

        Хочу рассказать об одном эпизоде жизни в начале девяностых.
        По окончанию первых курсов женщины обратились ко мне с  вопросом, о возможности реализации изделий через торговую сеть.  А нитки где? Из чего плести? Одна девушка сказала, что у ее брата есть кооператив и он мог бы помочь купить нитки от имени его предприятия. Так я встретилась с Михал Михалычем.
        Разговаривали втроем: он, его помощник и я,  и они обещали открыть под меня филиал в составе кооператива и дать кредит на развитие. Я удивилась и в лоб задала вопрос: 
- Мне-то это интересно! А вам-то зачем?
Они засмеялись:
- А нам все интересно. Никто не знает, что завтра даст прибыль, а что уйдет в небытие. 
Свободный рынок только начинал входить в сознание наших людей.

        А вот история этих ребят.
        В 1998 году Михаил вернулся из армии и вскоре женился. В стране начались самые трудные годы: безденежье, пустые магазины, все катилось в неизвестность.  Он взял у отца старенький «жигуленок», где-то раздобыл старый точильный агрегат, работавший от нажатия на педаль ногой и с этой игрушкой, перемещаясь по Москве, целыми днями ходил по этажам и точил ножи, ножницы. Дело оказалось прибыльным и он втянул в него двоюродного брата. Стали работать через день.
       В семьях появились деньги и улыбки, а они методически собирали деньги на что-то в будущем. Через полгода они взяли на каком-то предприятии списанный печатный станок, привлекли третьего и выпустили тираж цветных больших календарей, который повторяли трижды до февраля следующего года. В то время это было на пике спроса.
       Они заработали большие деньги и стали думать, как их использовать.
       Шаг был неординарный и очень рискованный, но они выиграли. Кто-то подсказал, что в России всегда ценилась мохеровая пряжа, а теперь она исчезла. Уж как они вышли на предприятия Венесуэлы и Чили — не знаю, но там готовы были выполнить их заказ по баснословно низкой цене, если они сделают предоплату на полгода вперед. Поехали в Свердловск на завод «Электромаш» и очень выгодно купили дрели. Заводам в те годы нечем было платить людям зарплату, а здесь наличные деньги.  Дрели по договоренности  отправили в Венесуэлу.  Этот бартер существовал года три.
       Через год они начали заваливать разной шерстяной пряжей Москву и другие города России. Окрепли. Сделали приличный офис, создали свою сеть небольших магазинов по стране, начали сотрудничать со многими зарубежными фабриками по самой разной пряже. Теперь их фирма называлась «Орлис».

       В тот год, они еще были кооператив. Они дали мне машину и мы с шофером отправились в Ленинград на фабрику за нитками. Неопытный я была бизнесмен, хоть и созвонилась с ними заранее, но не представляла какой меня будет ожидать скудный цветовой выбор ниток.
        Купили 6 коробов из того, что имелось, т. к. фабрика работала по мере поступления красителей и ожидать лучшего вряд ли приходилось.  Набили битком машину и той же ночью отправились в Москву. Через три месяца я выплатила стоимость этих ниток, а еще через три, ребята не видя от меня приличной отдачи, предложили забрать остатки и валить на все четыре стороны. Что я и сделала.
        Но мы еще встретимся года через три.


Рецензии