Грешница Наина и Святые 90-е...

Первым толчком к теме послужило то, что на сайте newmirror.mirtesen.ru обсуждалась статья «Юрий Скуратов: почему Наина Ельцина называет девяностые годы «святыми»?» Но время шло, но повода для раскрытия темы не было. И вот на сайте youtube.com опубликованы размышления политтехнолога Андрея Школьникова «Почему отдельных экспертов принимают за пропагандистов...» Они дали второй толчок к тому, чтобы продолжить обсуждение. И снова нам напомнили о святых девяностых годах и их оценку Наиной Иосифовной...

Вряд ли многие согласятся с вдовой Бориса Николаевича, но кое в чём она права, и мы попробуем разобраться, в чём. Хотя иногда хочется возразить ей, но одновременно приходится возражать её оппонентам. Особенно, когда она говорит об оценке 90-х: они святые, потому что благополучные. Нет, т.к. святость всегда связана не с массовым благополучием, а с массовыми страданиями, с героическим и стоическим преодолением трудностей. Именно они дают образцы беспримерного индивидуального и коллективного мученичества и героического самопожертвования, множа число святых мучеников и народных героев. И в этом святость героев Великой Отечественной войны 1941 - 45 гг.: Зои Космодемьянской, Александра Матросова, молодогвардейцев. Да, Великая Отечественная война это Святые годы, без кавычек! Поэтому не дай Бог нам жить в такие святые времена. Хотя выбора времён для нашей жизни нам не дано...

Для подтверждения вспомним и напомним всем суть мифа об искупительной жертве Иисуса на кресте, а ведь это – краеугольный камень Христианства и критерий принадлежности к нему.  Кроме того, в Христианстве есть Святые великомученики, которые и обрели в памяти потомков святость благодаря своим душевным и (или) телесным мучениям. Но ведь 90-е были мучительны для миллионов и миллионов недавно ещё советских людей, только что ставших россиянами, хотя их страдания несопоставимы с тем, что пришлось преодолеть их родителям в годы Великой Оте¬чественной войны. Поэтому и те годы – Святые. Ведь вдова Бориса Николаевича не сказала, что тогда была Райская жизнь, тем более – у всех. Хотя, что мы можем знать о Рае? Может быть те, чьи души туда попадут, горько пожалеют об этом. Однако важно не то, что имеет в виду тот, кто говорит что-то, а то, как это воспринимается теми, кто слушает. Недаром говорят, слово – не воробей. Вот и Наина Иосифовна, наверное, имела в виду нечто другое, но получилось именно так, не иначе! А то, что она считает своё материальное благополучие оправданным и заботится о дочках и внуках, менее всего может быть поставлено ей в вину...
 
Между тем есть ещё тонкая грань между понятиями «святой» и «священный», далеко не всем понятная, и даже те, кто уверен, что понимает, не всегда понимает правильно. Но не хочется углубляться в эти дебри. Что касаемо народа, который воевал, защищая и освобождая от кровавого врага своё Отечество, тем самым, принимая на себя нечеловеческие мучения, смерть ради его спасения, ради спасения своей Родины, то он делал это не сам по себе, а под чьим-то руководством. Кстати, тот же народ в своём большинстве мирно жил на временно оккупированной территории, а горстки подпольщиков и самопальных партизан оккупанты легко выявляли и ликвидировали. И когда мы вспоминаем о народных страданиях времён войны и мира, то нам следует принимать во внимание и эти нелицеприятные факты...

02 февраля 2020 г., 14 марта 2021 г.

© Валентин Поляков 2021


Рецензии