4. Введение. Глаголом жечь сердца людей

  ВВЕДЕНИЕ. ГЛАГОЛОМ ЖЕЧЬ СЕРДЦА ЛЮДЕЙ

                «Литература – благородное                .                призвание, но, только
 .                тогда, когда она служит
.                миру, жаждущему
.                просвещения и блага, а не
.                бездонной утробе, требующей
.                насыщения и ублажения».
.                (Гримм)

«Литература – благородное призвание», - эту мысль мы запомнили со школы. Мы всегда уверены, что литература (хорошая литература) служит только добру. Примером тому является, прежде всего, русская и зарубежная литература.
Но, если говорить о нашем народе, об ингушах, то нам кажется, историю души народной можно увидеть, прочитав произведения патриархов ингушской литературы, таких, как Заурбека Мальсагова, Орцхо Мальсагова, Идриса Базоркина, Тембота Бекова, Дошлуко Мальсагова, Салмана Озиева, Хаджи-Бекира Муталиева, Хамзата Осмиева, Магомед-Сали Плиева, Ахмета Бокова, Ахмеда Ведзижева,Саида Чахкиева, Капитона Чахкиева, Джемалдина Яндиева, Иссы Кодзоева, Али Хашагульгова, Гирихана Гагиева, Ибрагима Торшхоева и многих других. Они залечивают раны, учат поступать правильно, закаляют силу воли и характер, пропагандируют красоту поступков и красоту жизни.
Мысль о судьбе духовных ценностей, выдерживающих напор времени, проверяемых в трагических обстоятельствах, с особой щемящей болью видна из писем Орцхо Артагановича, арестованного 27 мая 1950 года и осуждённого 22 августа 1950 года по 58-ой статье п.10-11 «За контрреволюционную деятельность», отбывавшего срок наказания в Иркутском исправительно-трудовом лагере до 24 июля 1955 года.
В личности Орцхо Артагановича, в самой его жизни, в небывалой стремительности творческого развития выразилась замечательная одарённость и могучая творческая сила, породившего его гордого маленького народа. В его произведениях видна ингушская душа, ингушская природа, ингушский характер.
Мы гордимся Орцхо Мальсаговым не только как писателем, философом, но и гениальным мастером жизни. Ему присущ необыкновенный дар: быть счастливым даже в самых драматических обстоятельствах. Всё было в его жизни: огорчения и трудности, безумная усталость от несправедливости, и поиска смысла жизни, и любовь, и горькие противоречия. Но никогда он не терял надежду на лучшее, будущее и своё, и своего народа.
Орцхо Артаганович пришёл к нам из Х1Х века как друг, советчик.
Молодое поколение благодаря Орцхо Мальсагову, становится причастным к подвигу отцов. Романтика ратного подвига, драматизм испытания стойкости и силы человека в бою, напряжённость смертельной схватки двух социальных систем, решавшей судьбу многих народов, - всё это нашло отражение в рассказах, пьесах Орцхо Артагановича.
 Всё это заставляет нас, знающих о войне понаслышке, постигать величие, красоту патриотизма, задумываться над кровавой платой, которая была отдана за каждую пядь родной земли, постигать, какой ценой завоёвано счастье победы и обретение мира, проникаться чувством истории, видеть её тяжёлый ход, опознавать свою личную связь с тем, что было в недавнем прошлом.
В нём идёт напряжённая работа мысли, охватывающей все стороны жизни, бьющейся над нерешёнными социальными, политическими, философскими вопросами.
Его сердце не может не откликаться на боль и тревогу людей. Орцхо Артагановичу всегда приходится мучительно искать среди массы вариантов единственно верное решение, которое бы точно соответствовало высочайшему нравственному кодексу справедливости, добра и красоты. Именно в сложности его духовной жизни, в драматизме его исканий чувствуется то живое, трепетное, гуманистическое начало, которые заставляют любить писателя и верить в него, идти за ним.
«Литература – благородное призвание», она, действительно, должна служить миру и пробуждать в каждом человеке «чувства добрые».
Орцхо Артаганович своим творчеством, своими письмами к друзьям, близким, драгоценными фактами биографии учил сохранять мир, дружбу между народами, жить не только для себя, но, прежде всего, для Родины, для своего народа, для своих близких: «Измучась всем, не стал бы жить и дня, Да, другу трудно будет без меня».(В.Шекспир).
 Сила Орцхо Мальсагова - в активности его исторического оптимизма, т.е. в том, что он свою веру в очеловечивание действительности подкрепляет жительным вмешательством в жизнь, борьбой со всем, что препятствует свободе человека. Орцхо Артаганович проявляет прочность своих идейных убеждений, силу ума, крепость воли, чуткость и такт. Словом, весь опыт жизни своей Орцхо Мальсагов направляет на активное вмешательство в действительность с единственной целью – с целью её преобразования ради счастья людей.
Главным смысловым стержнем его произведений является проблема органической спаянности личной судьбы в трудной истории всей большой страны. Верность революционному делу, связь личных стремлений с общими заботами, делали жизнь Орцхо Мальсагова радостной и вдохновенной.
Для него описание гражданской войны, как видно из его рассказов и очерков, обладало огромной воспитательной силой, формирующей проблему ответственности человека, его долга сохранять верность высоким нравственным идеалам перед лицом самых жёстких обязательств, даже перед смертью. В его очерках чувствовалось яркое своеобразие его таланта.
Мысли нашего кумира Шекспира, который являлся и кумиром Орцхо Мальсагова, совпадают с его мыслями и с нашими мыслями.
Отбывая срок наказания в Иркутском исправительно-трудовом лагере более пяти лет, в этом кромешном аду в сердце Орцхо Артагановича крепко засели слова знаменитого английского классика В.Шекспира:
«Я смерть зову, глядеть не в силах боле,
Как гибнет в нищете достойный муж,
А негодяй живёт в красе и холе,
Как топчется доверье чистых душ.
Как целомудрию грозят позором,
Как почести мерзавцам воздают.
Как сила никнет перед наглым взором,
Как всюду в жизни торжествует плут,
Как над искусством произвол глумится,
Как правит недомыслие умом,
Как в лапах зла мучительно томится,
Всё то, что называется Добром!»
Эти прекрасные слова были огоньком, которые заставили взяться за перо. Он не был согласен с первой строчкой шекспировского совета. Нет! Он не должен умереть! Он тот, кто должен открыть своему народу правду жизни, воспитать молодёжь нравственно, потому что именно от воспитания молодого поколения зависит крепость того прекрасного здания, которое зовётся Ингушетией!
Большое влияние на становление личности Орцхо Мальсагова оказали преподаватели Северо - Кавказского педагогического института проф. Леонид Петрович Семёнов, Всеволод Александрович, связь с которыми он поддерживал по возвращении на Родину: «По возвращению в родные края мы, т.е. Тамара Тонтовна, Дошлуко Дохович и я сочли нужным своим долгом приветствовать Вас, как одного из лучших сынов великого русского народа, как искреннего и благородного нашего учителя, как человека больших знаний, привившего нам бесконечную любовь к русскому языку и литературе.
Мы заверяем Вас, что память о Вас навсегда сохранится среди бывших ваших студентов-ингушей, первыми получившими в Ингушетии высокое звание педагогов с высшим образованием.
Хочется так много, много раз поблагодарить Вас за Ваши лекции по литературе, которые помогли нам получить те знания, в которых так нуждалась чечено-ингушская интеллигенция, и мы с гордостью можем заверить Вас в том, что мы высоко держали честь педагога-словесника, окончившего СКПИ по отделению русского языка и литературы под вашим руководством, даже в Сибирской тайге мы продолжали вести эту работу по силе своих возможностей, и после прибытии на Родину, с чем вам, вероятно, неизвестно».
Основным методом воздействия на членов семьи для Орцхо Артагановича был метод убеждения, внушения. Орцхо-отец убеждал своих детей в истинной необходимости образования, строя целую цепочку аргументов. Он убеждал делом, словом, примером, в том числе, и личным.
Нам, националам, русскому языку нужно учиться ежедневно, систематически, всю жизнь».(1.02.1955)
Как растущим богатством любовался Орцхо-отец чувствами детей. «Должен признаться, что мне неприятно, когда я встречаю у тебя неточные выражения и грамматические ошибки. Ты получил достаточное образование и, видимо, много читаешь, поэтому я, как папаша-педагог, не мог не высказать своего мнения о важности для каждого культурного человека овладения русской речью!»
Орцхо Артаганович узрел в письмах младшего сына Ахмета рост в изложении. «Я увидел, как в зеркале, лет 35-40 тому назад: масса чувств, широкий кругозор, хорошее изложение. Да, Пунтик, (так сына Ахмета ласково звала мама - Прим.авт.), растёшь ты хорошо и с каждым днём этот рост всё лучше и лучше. Пока я не стыжусь погордиться тобою и сказать об этом тебе прямо. Но не вздумай останавливаться на достигнутом. Всегда стремись вперёд, как пишешь сам. Ты имеешь все данные занимать не последнее место в роду. «Что нужно мне? Что я могу сказать? Несмотря на то, что я лишён свободы, и всё-таки я счастлив и благодарю судьбу, что дала мне таких детей».
Отдав всю сознательную жизнь служению людям, ему трудно было осознавать себя врагом народа. Несмотря на все невзгоды, которые ему выпали в жизни, Орцхо Артаганович с честью прошёл свой жизненный путь, вынес все удары судьбы, сохраняя багаж чести, но не запятнал честь гордого звания Человек, который пригодится и детям, и внукам, и правнукам. Ведь мы обязаны ему всем, что есть, вплоть до жизни, так как наделены всем необходимым земным багажом, то, что называется «большим багажом просвещения», открыв широкий путь к нему.
Пятилетняя дата заключения останется пройденным этапом. Только благодаря своему нравственному развитию, он смог   противостоять давлению сложного времени и тех неприятностей, которые угрожали жизни; не смог причинить какого-либо вреда любому существу, пусть даже стоявшему на самой низшей ступени своего развития.
Вся его жизнь – загадка. Всю жизнь он не мог высказать свои мысли вслух, хранил их в душе. Это, кстати, проскальзывает и в его творчестве. В своих произведениях, раскрывая тайны психики героев, никогда не объясняются полностью, тем они,  на наш взгляд,  увлекательное для читателя.
Даже в таких нечеловеческих условиях воспитывал себя как художника и человека. Терпение и оптимизм, трудолюбие и общительность, щедрость и чуткость, честность и правдивость – вот те качества, которые хотели видеть не только в своих детях, но и у всей нашей молодёжи. Недалеко то время, когда государство обратит внимание на значимость молодёжи. Можно сказать, что слова Орцхо Мальсагова стали пророческими.
2009 год Президентом России назван Годом молодёжи!
Красоту человека можно показать по-разному. Даже в тюрьме, где разношёрстный контингент, среди бродяг и воров человек тоже может быть прекрасен.
Красота мира зависит от человеческого восприятия. В частичке природы виден полный её объём, где красота не расчленяется, и каждый человек находится в поиске красоты. И эта красота неотъемлемо связана с жителями родного края, она и зовётся Родиной!
Для нас дороже всех несметных богатств мудрость знаний. Именно они и искусство, на наш взгляд, отражают духовный облик народа.
Орцхо Артаганович старается в своих письмах говорить об исторических сдвигах, о великих ценностях своего народа, выстраданные в обстановке, где погибало в человеке всё человеческое. Только не в нём!
Хочется, чтобы и молодёжь сочетала в себе духовное богатство и мужество, моральную чистоту, физическое совершенство. А для этого молодёжь должна быть грамотной. Именно поэтому Орцхо Артаганович желал, чтобы слово было орудием.
Широкое образование, представленное в Воронежском (Михайловском) кадетском корпусе, стремление к прекрасному – музыке, живописи, литературе. Конечно же, способствовали проявлению его творческого духа.
В анкете бывшего офицера царской армии, на вопрос о том, к какому роду деятельности более склонен Орцхо Артаганович, он ответил: «К народному образованию».
Делу просвещения посвящено ни один десяток лет жизни, отдано много сил, таланта, здоровья.
Творческий потенциал его намного шире, но дали возможность реализовать себя лишь в литературной деятельности.
В разгар массовой борьбы в 1928 году написаны пьесы «Салихат», в 1930 году «Перелом»(в соавторстве с Д.Д.Мальсаговым).
Отец благодарен сыну Казбулату. «За пять лет моего заключения Ты проявил столько чуткости, заботу и внимания ко мне, что мне трудно передать словами, а твои действия за моё освобождение являются заключительным аккордом в длинной цепи прекрасных и благородных деяний, свидетельствующих о высоких моральных устоях, которые выработал в себе. Всё это достойно пера поэта, но, к сожалению, я не поэт, чтобы написать вроде «Рустам и Зураб», но с другой концовкой, а именно: отец узнаёт сына, и они вместе творят чудеса».   
Болезнь, преклонный возраст, условия заключения более 5 лет в Иркутском исправительно-трудовом лагере – всё говорило о том, что навряд ли Орцхо Артагановичу ещё раз придётся увидеть свободу, насладиться ею.
21.07.1955 года Орцхо-отец получил знаменательную в его жизни телеграмму о реабилитации и освобождении из-под стражи, дождался он всё-таки свободы!
Для Орцхо Артагановича важно, что наконец-то восстановлено его доброе имя, и эту трудную задачу выполнил не кто иной, как его старший сын Казбулат!
Сын возвращал отца в родную, любимую семью не отщепенцем, которого масса невольно сторонилась бы, а полноправным гражданином Родины, которой он мог послужить по мере сил.
Орцхо Мальсагова всегда тянуло на Родину. Это был зов предков, зов земли, на которой он родился, работал. Его влекло на Кавказ чувство оскорблённого национального достоинства, чувство протеста против вопиющей несправедливости, лишившей его Родины, желание быть до конца реабилитированным, и, конечно, никогда не покидавшее его чувство любви к своей Родине, к своему народу, в честность и справедливость которых он свято верил.
29 января 1957 года после издания Указа Президиума ВС СССР и Президиума ВС РСФСР о восстановлении ЧИАССР, депортированный в 1944 году вайнахский народ дождался своего часа и стал возвращаться на землю своих отцов и дедов.
К прошлому Орцхо-писатель относился с максимальной осторожностью, честно и деликатно. Это сказывалось и на его творчестве.
Тайна его общения состояла в умении жить с другими людьми в согласии и доброжелательстве, щедро делясь с ними богатством души собственной, сердца.
Человеческий общественный смысл Орцхо Артагановича заключался в общении согласно своей потребности, в том величайшем богатстве, каким являлся он сам.
Мы гордимся тем, что Орцхо Артаганович Мальсагов, какую бы должность он ни занимал: офицера, культорга подразделения, учителя, артиста или писателя, лектора всегда отдавал всего себя: "Моя жизнь наполнена до отказа. У меня нет времени подумать о своём положении". (27.12.54).
В 1957 году семья Орцхо Мальсагова вместе с семьёй Дошлуко Доховича переехала на Кавказ, обосновалась в городе Грозном ЧИАССР. Работая в ЧИНИИИЯЛ, он публиковал очерки о гражданской войне, учебники для национальных школ в соавторстве со своим сыном Ахметом с 1958 по 1962  годы, монографии о творчестве З.К. Мальсагова, Т.Д.Бекова, А.А.Ведзижева, И.М.Базоркина, Х.-Б. Муталиева, переводил стихи В. Маяковского, А.Чехова,Короленко, повесть Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат»,«Казаки» и др.
9 июня 1961 года Орцхо Мальсагова не стало.
Всю свою жизнь писатель старался улучшать нравы своего времени. Вот цель, на наш взгляд, к которой должен стремиться каждый писатель.
Под влиянием жизни и произведений моего Орцхо Артагановича Мальсагова пробуждаются самые светлые, добрые, самые благородные чувства.
"И мир живёт, пока в том мире живы
Твоей души прекрасные порывы", - писал Михаил Дудин.
И ещё, мы считаем, что каждый молодой человек должен помнить слова русского писателя В.Г.Короленко: "А всё-таки, а всё-таки впереди огни!"
Мы считаем, что литература всегда должна делать ставку на эстетическое и нравственное развитие личности на основе освоения всего культурного богатства прошлого, в основе которого лежало воплощение Добра, Истины, Справедливости, Красоты.
Продолжение следует.
С уважением Айшат Магометовна Мальсагова,
Орцхо Ахметович Мальсагов.


Марета Орцхоевна (25.06.1942 г. – 26.12.2017 г.), окончив педагогическое училище, а затем Чечено-Ингушский государственный университет им. Л.Н. Толстого, на протяжении 25 лет проработала цензором в ОБЛЛИТО в г.  Грозном. За многолетний труд была награждена орденом «Ветеран труда», грамотами и ценными подарками. Всем смыслом её жизни были трое детей, их благополучие. Горе не обошло и её дом. Во время военных событий в Грозном жестоко убит супруг Эльбуздукаев Ахмед Ахмедович (26.11.1935 г. – 14.01.1995 г.). Дала гешта долда цунна, вийрза моттиг даькъала хийла!


Рецензии