Когда ангелы-хранители не дремлют

В дни своей молодости мне довелось работать на строительстве Саяно-Шушенской ГЭС. Прекраснейшее было время. Юность... массы молодых людей, с энтузиазмом живущие и строящие своё будущее.
Свежий горный воздух, здоровая пища, хорошая зарплата и перспектива на будущее вселяла уверенность в своих силах.
Енисей, несущий чистые горные воды... живописная природа и леса, где бродят почти не пуганные звери... и та самая ягода-малина.
Хотя мне и было 20 лет от роду, но уже успел отучиться на матроса и поработать на Чёрном море на СРТ (среднем рыболовном траулере) "Контакт", где и "заработал" гайморит в сложнейшей степени, отсрочки от армии (и вообще временно получил белый билет); год поработал фрезеровщиком второго разряда, но душа искала новых мест где можно развернуться, а цех с работающими токарно-фрезерными станками наводил подозрение на сужение путей судьбы, где смысл жизни заключается в: ожидании очередного листка с кодами расшифровки зарплаты; бесконечной вереницей одинаковых дней, наполненных шумом и сизыми облаками дыма от сварки, заготовками для изготовления деталей и собраниями, с выступающим начальством, распекающего всех за уклонение от выполнения планов.
Так судьба привела меня на Саяно-Шушенскую ГЭС. Однажды мы, несколько парней и девушек отправились купаться на Енисей. Разумеется мне "бывалому моряку" захотелось показать свои способности и мною было выдвинуто предложение переплыть Енисей туда и обратно. Молодые люди ухмыльнулись и наотрез отказались это делать, предлагая мне самому показать свои "выдающиеся" способности.
Пришлось показывать свою удаль. Надо сказать, что море и реки с быстрым течением, для пловца представляют две разные стихии. Так, море, это - волны, плотная и солёная вода, которая хорошо держит тело пловца на поверхности... другое дело реки с быстрым течением и водой, которая на середине может оказаться холодной и вполне ногу может свести судорога.
Меня поджидала другая опасность. Ни разу мне не приходилось переплывать реки с быстрым течением, да ещё такие многоводные. Уже ближе к противоположному берегу, мои силы начали заканчиваться и меня едва не охватила паника. Но, собравшись с силами, до берега добрался.
Что делать? Снова переплыть реку не представлялось возможным. Не было ни сил, ни уверенности. Впрочем, был выход. Можно было обойти скалу, выступающую в реку и придающую воде в этом месте стремительное течение, которое невозможно было преодолеть. Надо было только немного подняться наверх по почти отвесным скалам и потом, спустившись, дойти до моста, по которому можно перейти на тот берег и вернуться к своей одежде.
Так началось моё путешествие вверх. Опыта скалолазания у меня не было. К тому же, из одежды были только плавки.
Видимо, мои ангелы-хранители в это время занимались чем угодно, но только не наблюдением за мной. Если говорить образно, то на месте ангелов оказались черти, которые и подтолкнули меня к столь безрассудному поступку.
Полез и полез. Того места, которое казалось рядом и где можно было перелезть на другую сторону скалы, всё не было. К тому же, начали наступать сумерки. Вскоре, оглядываясь вниз, увидел, что Енисей превратился в узенькую ленточку. Не шире шнурка. Вся Саяно-Шушенская ГЭС и посёлок  (Черёмушки) были как на ладони.
Понял, что попал в передрягу. Но было поздно. Назад пути не было. Вверх лезть было легко. Места, куда браться руками или ставить ноги были очень хорошо видны. А вот назад было спускаться невозможно. Куда ставить ноги было не видно. Сорваться вниз было очень легко.
Так добрался до того места, где более или менее пологие места скалы сомкнулись над моей головой и дальше пути не было. Было понятно, что ждать от судьбы милости не придётся. Надо что-то решать. Долго держаться в не очень удобной позе (спина упиралась в одну сторону скалы , а ноги в другую) невозможно.
Так, впереди был очень острый уступ, который преодолеть казалось невозможно. А вот сзади была часть скалы, похожая на лоб человека, только шириною метра два. И абсолютно лысая.
Решение было принято. Надо лезть на "лысину". На ней были едва заметные трещины. Вот за них мне и удалось уцепиться "мёртвой хваткой".
Когда, на следующий день рассматривал себя в уже спокойном состоянии, обнаружил не только содранные до крови ногти рук и ног; локти, колени и даже подбородок были содраны.
По пути наверх, перебирая в памяти пересечение реки, мне пришла в голову мысль об ошибке. Переплывая Енисей, держал направление наперерез и даже немного навстречу течению. Поэтому выбился из сил. А надо было плыть немного по течению! Тогда река помогала бы, а не отбирала силы.
Уже, спустившись вниз по зарослям кустарника, бросился в реку и "перемахнул" её легко и быстро. Молодёжь ушла, оставив мою одежду на берегу.
До сих пор вспоминаю это приключение и не понимаю, как мне удалось спастись. Видимо, мои ангелы-спасители, очень постарались, выполняя своё предназначение.
Спасибо. Мне 65 лет и, думаю, жизнь прожита не зря.


Рецензии
Да кто же (чуть против течения)? Плыви по течению и выгребай к берегу - река сама и вытолкнет на берег. Главное не попасть в воронку...

Василий Робакевич-Пестов   17.07.2022 21:18     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.