Поездка в Харбин зимой
А вот отношения между СССР и Китаем после периода обострения и даже военных действий в конце 80-х годов стали улучшаться, начался обмен туристами, причем на уровне отдельных провинций Китая. Советский Дальний Восток граничит с провинцией Хейлундзян, столицей которой является город Харбин, хорошо знакомый не одному поколению русских, начиная с работников КВЖД и белогвардейцев. Когда-то это был небольшой городок, но со времени образования Китайской Народной республики он значительно вырос, но в нем до сих пор сохранились некоторые русские кварталы с начала ХХ века. Вот о нем можно прочитать во всезнающей Википедии.
Харби;н — город субпровинциального значения в северо-восточном Китае, место пребывания властей провинции Хэйлунцзян.
Основан русскими поселенцами в 1898 году как станция на строившейся тогда КВЖД. В настоящее время в Харбине, включая пригороды и сельскую местность, проживают более 10 миллионов человек.
Рельеф равнинный на западе и гористый на востоке. Климат умеренный муссонный. Характерны лесостепи и горные леса на плодородных чёрных и бурых почвах. Является житницей страны.
Экономический центр провинции Хэйлунцзян. Ведущий китайский производитель вертолётов. В 2016 году занял 23 место среди городов Китая по ВВП (610 млрд юаней).
Важный транспортный узел. Располагает международным аэропортом, высокоскоростными железными и скоростными автомобильными дорогами, а также речным портом.
Активно развивается туризм. Проводятся международные выставки и зимний фестиваль ледяных скульптур. В последние годы построены: Харбинский оперный театр, Усадьба «Волга», крытый горнолыжный комплекс «Harbin Wanda City» и аквапарк «Королевство Посейдона».
В российской литературе до сих пор так и не выяснено происхождение названия города, хотя существует несколько различных версий возникновения этого слова.
Все исследователи сходятся в том, что Харбин — слово не китайское, и иероглифы, которыми оно пишется, можно перевести по-разному. Одни переводят слово (Ха-эр-бинь) как «высокий берег», другие — как «весёлая» или «красивая (хорошая) могила», третьи вовсе считают перевод бессмысленным. Одна из попыток пролить свет на происхождение слова «Харбин» исходит из монгольского слова «хараба» — «баранья лопатка», так как возвышенность, где впоследствии был разбит Новый город, походила (с высоты птичьего полёта) на её очертания. Существует также мнение, что название взято из маньчжурского языка и означает «брод» или «переправа».
Для того, чтобы быстрее и без хлопот получить визу в Китай, лучше всего иметь на руках приглашение от китайцев, которые гарантировали бы содержание и питание приезжающих в Китай. По крайней мере, именно так было в конце 80-х и начале 90-х годов прошлого века. Китай, где начались реформы Дэн Сяопина, был заинтересован в притоке иностранных гостей, которые покупали китайские товары, оставляя в Китае валюту. Я точно не знаю, когда в Хабаровске было открыто Генконсульство Китая, причем вначале оно занимало небольшой домик на стадионе имени Ленина, из которого выселили подсобных рабочих стадиона. Позже было построено отдельное здание в главной арене стадиона вместо торцевой трибуны. Но это случилось позже, чем произошли те события, о которых я хочу рассказать.
С ноября 1988 года я работал заместителем заведующего отделом здравоохранения Хабаровского крайисполкома, отвечал за организация медицинской помощи взрослому населению края. Заведующим был Анатолий Иванович Вялков, первым его заместителем Валерий Петрович Чебоненко. Именно к Вялкову в середине 1989 года пришли китайские руководители учреждений здравоохранения из провинции Гирин или Цзилин. Вялков выслушал их предложение и направил к Чебоненко для положительного решения. Что это за предложение?
Оказалось, что китайцы въехали в СССР через пропускной пограничный пункт в Забайкалье, проехали по железной дороге до Хабаровска, и захотели здесь остановиться., кое-что купить. Но у них не было ни где жить, да и с русскими деньгами плоховато. Они предложили Чебоненко организовать группу, эквивалентную их количеству, которая взяла бы на себя их содержание в Хабаровске на свои деньги, а потом приехала в Гирин, где все расходы по их пребыванию взяла бы на себя китайская сторона. Валерий Петрович всегда отличался некоторым авантюрным складом характера, согласился, нашел среди медицинских работников края желающих поехать в Китай на таких условиях, и дело было решено, подписан соответствующий протокол о сотрудничестве между Хабаровским краем и провинцией Гирин. Эта провинция находились дальше к югу за провинцией Хейлундзян. Не знаю точно, через какое время, но Чебоненко получил приглашение, и наши коллеги поехали в Китай. Вернулись они полные впечатлений и затареные китайскими шмотками (кофточками, блузками, джинсами и т.п.) , которые в то время в СССР были страшным дефицитом.
По приезду Чебоненко обо всем рассказал Вялкову, тот пригласил меня и сообщил, что китайская сторона собирается прислать 6 человек из руководящего звена учреждений здравоохранения провинции, и предложил мне организовать их пребывание в Хабаровске и затем съездить в Китай. Валерий Петрович расписал поездку в самом лучшем свете, и я согласился. Нашел желающих, в основном из краевой клинической больницы, которую я курировал, и мы стали ждать китайцев.
Не буду вас утомлять рассказом о поездке, уважаемые читатели, она уже описана мной в отдельной заметке. Скажу лишь, что эта поездка состоялась летом 1991 года. К этому времени я стал первым заместителем у Вялкова, и круг моих обязанностей изменился. Среди них была вменена работа с иностранцами. До этого у нас уже были американские и японские врачи с кратковременными визитами, и я съездил в США в составе делегации Хабаровского края. Я всегда привык подходить к поручениям основательно. Поэтому поехал познакомиться с Генконсулом Китая у нас в Хабаровске. Тот был обрадован, что намечаются постоянные контакты между медиками Хабаровского края и двух китайских провинций (Хейлундзян и Гирин), пригласил своего специалиста, который курировал российское направление и хорошо владел русским языком, познакомил меня с ним и распорядился оказывать мне всяческое содействие. После этого указания для меня в Генконсульстве были открыты все двери. И это очень помогло мне исполнять свои обязанности.
О том, что в Китай через Хабаровск легко попасть, сарафанное радио разнесло по многим дальневосточным и сибирским регионам. И руководители здравоохранения из регионов России косяком поехали к нам, чтобы попасть в Китай. Лучше всего это было сделать на самолете, хотя была возможность добраться до Харбина и на поезде. Но гигиена в китайских поездах в то время была ужасной, и все старались улететь туда самолетом. Была у нас и такая возможность. Дело в том, что у нас уже пару лет заместителем заведующего работал Вадим Иванович Мамыкин, до этого начальник медслужбы Дальневосточного управления гражданской авиации. У него осталось в прежней конторе масса связей, так что отправить гостей в Харбин (в это время уже совершались регулярные рейсы между Хабаровском и Харбином самолетами «Аэрофлота») для нас не представляло проблем. Но все равно, это отвлекало. Потому что желающих поехать в Китай все пребывало.
Однажды туда захотела поехать заместитель министра здравоохранения российского правительства (она проработало недолго, поэтому её фамилии я не запомнил). Я оформил все необходимые документы – визу, авиабилет – и поехал провожать гостью в аэропорт. Оказалось, что она везла с собой чуть ли не небольшой чемоданчик денег, и пропустить такое количества валюты через границу её не разрешили. Она отдала мне этот чемоданчик, а так как возвращалась через Пекин в Москву, мне потом пришлось вести её деньги в столицу, чтобы вернуть. Вот такая история была у меня с поездками в Китай.
Я несколько раз с 1990 по 2000 год был в Китае. У меня до сих пор валяется служебный паспорт с постоянной визой, дающий право пересекать границу с Китаем. Но чаще всего я летал в теплое время года, и лишь однажды, и не по своей воле, зимой, да не просто зимой, а перед Новым годом. Как это произошло я и расскажу.
Ко мне, как к первому заместителю, пришла главный врач краевого дома санитарного просвещения Валентина Тропникова, моя сокурсница. Она принесла приглашение из Харбина от руководства местного санатория, которое гарантировало компенсировать расходы на поездку и содержание гостей в санатории. Валя предложила вместе с ней и одной её сотрудницей поездку мне и еще одному заместителю тогда уже управления здравоохранения края Любови Писаревой. Все дамы впервые выезжали в Китай и просили меня не только их сопровождать, но и оформить все документы и билеты до Харбина.
Проблем с оформлением загранпаспортов и виз не было, но вот с билетами на самолет были. Вы помните, уважаемые читатели, какой бардак был в стране в начале 90-х годов? Именно тогда пошли разговоры о самостийности каждого российского региона. Так и в авиации был такой же бардак. В Хабаровском аэропорту базировался свой авиаотряд. Но над ним было начальство в лице Дальневосточного управления гражданской авиации. Раньше билеты на самолеты за границу продавали только в ДВУГА, а сейчас стал продавать и авиаотряд. Самолет один, а билетов на него продавалось примерно в полтора раза больше, чем посадочных мест в самолете. Поэтому Вадим Иванович, отдавая мне билеты на самолет, посоветовал в день отлета пораньше с утра приехать в представительство «Аэрофлота» в Харбине, подойти к сотруднику, его другу, передать привет от Мамыкина, и тот поставит отметку на билеты, что гарантирует отлет на своем рейсе.
Встретили нас в аэропорте представители санатория, и повезли к себе. Нам выдели два номера, но вот беда – оба на два человека, а у нас три дамы и я. Попытки уговорить кого-нибудь заселиться со мной, клятвенные заверения, что не буду приставать, и аргумент, что в вагоне СВ же ездят мужчина и дама в одном купе, не помогли. Дамы сдвинули широченные кровати, и там оказалось столько места, что и я мог уместиться. Так что представляете, какое спальное ложе было у меня одного в моей комнате.
Оказалось, что санаторий не совсем обычный. Он расположен на острове, омываемом водами Сунгари, если не изменяет память, под названием Золотой, и предназначен для оздоровления руководителей провинции и города. Это нечто подобное существовавшему в СССР 4-му главному Управлению Минздрава СССР для партийной номенклатуры. Для них были отдельные поликлиники и больницы, санатории и дома отдыха.
Но Китай в свое время много что перенял из советского опыта, и подобный санаторий тоже оттуда. Все это мы узнали во время праздничного ужина, которое был устроен в нашу честь, где присутствовали главный врач санатория, его заместители и заведующие всеми лечебными отделениями. Если бы был не один переводчик, а несколько, то общение могло быть более оживленным, но чувствовалось, что не только это сдерживает присутствующих китайских коллег, а железная дисциплина в этом санаторно-оздоровительном учреждении.
На следующее утро нам устроили экскурсию по санаторию, где оздоравливались пациенты различного профиля. Чувствовалось, что денег на поддержание санатория выделяются в достатке, везде было чисто, ухожено, самое современное оборудование. Ближе к обеду в санаторий приехал начальник управления здравоохранения Харбина, его предупредили, что буду я, первый заместитель руководителя здравоохранения Хабаровского края. Мы имели с ним почти часовую беседу, а потом вместе с главным врачом санатория и моими спутниками пообедали, продолжая начатый разговор.
Это была моя не первая поездка в Китай, я видел немало лечебных учреждений различного профиля, с которым нас знакомили. Чувствовалось, что развитию медицины в Китае уделяется достаточное внимание, в отличии от «демократической» России, где не хватало финансирование на многие статьи, несмотря на введение обязательного медицинского страхования. В Китае много учреждений традиционной народной медицины, даже в отделениях официального, т.е. европейского лечения, включаются элементы народной медицины. Еще в свой первый приезд я удивился, что структура заболеваемости в Китае не такая, как у нас и в большинстве развитых стран. В Китае намного меньше люди болеют так называемыми болезнями цивилизации – гипертонией, инфарктами и инсультами, желче- и мочекаменной болезнью. Одним из важных направлений в лечении является организация правильного питания человека.
Наше пребывание в Китае запланировано было всего на 5 дней, в понедельник прилететь, в пятницу улететь, тогда рейсы аэрофлота в Харбин были три раза в неделю. Поэтому уже во второй половине дня вторника нас повезли на экскурсию. Странно было видеть Харбин в снегу, до этого я видел его всегда зеленым. Морозы в эти жни стояли сильные, за минус 20 градусов, поэтому выходить из теплого салона автомобиля «Форд» не хотелось. Мы посмотрели знаменитый ледяной городок с разнообразной подсветкой. В Хабаровске на центральной площади Ленина тоже устанавливались ледяные и снежные фигуры, но они были не так ярко подсвечены, и их количество намного меньше, чем в Харбине.
Проезжая по улицам, я обратил внимание, что многие молодые люди без головных уборов и в кедах. Большое количество народа толпилось на автобусных остановках, почти как в советское время по утрам в Хабаровске. А вот нечищеные дороги, по которым в те годы не так много ездило автомобилей, скорее напомнили мне Комсомольск-на-Амуре, когда я туда приехал в качестве главного рентгенолога края зимой 1986-87 года.
Вообще мне эта поезда в зимний Харбин не очень запомнилась. Разве что торчащие в разных местах города строительные краны да начавшиеся возводиться дома свидетельствовали о строительном буме в городе. Но вот поход вместе с дамами на местный промышленный рынок запомнился. Заказы у них были разные, поэтому мы разделились. Я пошел сопровождать Тропникову в поисках меховой шубы для её дочери. А две другие дамы пошли искать что-то другое. Продавцов было много, а вот русских челноков почти не было, это еще не получило такое развитие, как позже. Шуб хватало, и цена была самая разная, и качество пошивки тоже.
Рынок представлял какой-то огромный ангар, без окон, со множеством рядов продавцов, уходящий вглубь чрева этого здания. Где-то в середине какого-то ряда Валентина нашла подходящую шубу и по выгодной, с её точки зрения, цене. Купила её и мы пошли дальше в глубь рядов. И как же она расстроилась, когда где-то там, чуть ли не у самой дальней стены, увидела такую же шубу по цене процентов на 30 дешевле. Но увы, товар не вернешь, да и найти того продавца в этом огромном рынке невозможно, тем более что все китайцы кажутся на одно лицо.
Отдельного рассказа требует наш отъезд из Харбина. Как вы помните, дня через 2-3 был новогодний праздник, как известно, семейный. Так что мы, изрядно затарившись шмотками, с вечера четверга были уже готовы к отъезду. Надо были приехать к представительству «Аэрофлота» пораньше, как советовал Мамыкин. И надо было случиться такой оказии. В это утро в Харбине был 30-градусный мороз, и автомобиль «Форд», который исправно нас возил все дни, категорически отказался заводиться. Мы нервничали, хозяева это чувствовали, и решили дать нам другую машину, хозяйственную, которая привезла продукты в санаторий. Но нам было не до престижа. Загрузились и поехали в центр города.
Представительство уже принимало, люди толпились даже на улице. Я взял еще с вечера все документы у дам, и, сделав морду репой, пошел через всю толпу, не отвечая на возмущенные выкрики стоявших в очереди. Вид у меня был представительный, поэтому никто за грудки меня не остановил. Зашел в кабинет, спросил, кто из сидевших такой-то, подошел к нему, передал привет от Мамыкина и какую-то безделушку, купленную в качестве презента, и протянул документы. Буквально минут через 5-6 я вышел из кабинета и снова стал протискиваться сквозь толпу.
Но это оказались еще не все приключения с нашим отъездом. Еще в представительстве знакомый Мамыкина посоветовал взять с собой в салон все вещи, чтобы не потерялись. За перевес ручной клади надо было доплачивать, но никто на это не обращал внимания. Правда, люди не все знали, и кто-то сдавал свои тюки в багаж. Мы зарегистрировались и после некоторой задержки прошли в салон, таща за собой все сумки. Часть их уместилась под сиденьем, часть на полке над креслами, но некоторые пришлось ставить на колени. И какое у меня было удивление, когда уже в заполненный салон стали заходить дополнительные пассажиры. Один из них, дыша на меня перегаром, нависал надо мной, сидевшим у прохода салона. Наконец, все встали, держась за все, что можно и нельзя, и самолет покатился. Когда он пошел на взлет, стоящие в проходе еще крепче стали держаться за сиденья и друг за друга.
Недавно я прочитал такой анекдот.
В переполненном автобусе раздается возмущенный женский голос: «Мужчина, почему вы держитесь за мою грудь?» Мужчина: «Но мне не за что держаться!». Женщина: «Ну так держите крепче».
Прочитав это анекдот, я вспомнил ту поездку в Харбин, и это возвращение на переполненном самолете. Позже мне рассказали, что самолеты Ту-154, совершавшие рейсы из Хабаровска в Харбин, брали в баки минимум топлива, чтобы хватило долететь до Харбина и вернуться (полет длился в пределах часа в одну сторону). Это позволяло брать на борт больше пассажиров и не брать вообще багаж, который потом привозил пассажирский Ан-26, летевший следом. Не всегда грузовой самолет прилетал быстро. Помню, как однажды встречал гостью, коллегу из Башкирии, которая прилетела из Харбина. У неё был куплен билет на самолет до Уфы, а её багаж из Харбина так и не прилетел. Пришлось мне потом отправлять этот багаж за пассажиркой уже через пару дней. Вот и такое было в те «лихие 90-е» годы.
Последний раз в Китае я был в мае 2000 года. Вместе с коллегой мы отдыхали на острове Хайнань, это на самом юге, в Южно-китайском море. До Харбина долетели на Ту-154, там была пересадка на китайский рейс. Аэропорт Харбина к этому времени перестроился, выглядел очень современно. Помню, меня еще поразило, что у всех китайцев в аэропорту были мобильные телефону, для России такое было экзотикой и весьма дорогим удовольствием. Полет до города Санья на острове Хайнань бы с посадкой для дозаправки в Шанхае. Нас высадили из самолета, и мы стояли рядом с ним, а вдалеке светил огнями огромный аэродромный комплекс Шанхая. А мне вспомнился, как в первую поездку в Гирин через Харбин я видел многочисленные деревянные дома вдоль дорог, напоминающие наши покосившиеся деревянные бараки где-нибудь на окраине городов. Ничего этого в свой последний приезд я не увидел. Все было очень цивильно, хотя я знал, что где-нибудь в глубинке есть и убогие жилища для крестьян, и даже пещеры. Но это приезжающим не показывают, и туристов в такие места не возят.
Свидетельство о публикации №221031600585