Краткая история района имени Полины Осипенко

Моими читателями уже на протяжении пяти последних лет являются многие мои земляки из района имени Полины Осипенко. Я сам родился в поселке Херпучи  Тахтинского района Нижне-Амурской области, который по административной реформе 1963 года был упразднен, а наш поселок вместе с еще несколькими на берегу Амгуни был передан в район имени Полины Осипенко.  Мне захотелось напомнить своим земляками основные вехи в истории района, которые не все знают.

Постановлением Президиума Всероссийского Центрального исполнительного комитета «Об образовании и районировании Дальне-Восточного края» от 4 января 1926 года был образован Кербинский район.
 
Образован на территории Южной части бывшей Кербинской (Удско-Кербинской) волости, Николаевского уезда, Приморской Губернии Дальневосточного края. Обширное Приамгунье, занимающее около 50 тысяч квадратных километров, представляло собой глухую тайгу с малочисленными населенными пунктами и стойбищами коренных жителей. По данным переписи населения 1926 года численность жителей района составляла 1795 человек.
 
С 1926 – 1930 годы Кербинский район входил в состав Николаевского округа Дальневосточного края. Кербинский район включал в себя верхнее и среднее Приамгунье. В верхнем течении Амгуни граница района проходила по восточному склону Буреинского хребта восточнее села Баджал (ныне там проходит трасса Байкало-Амурской магистрали). В низовьях Амгуни граница проходила у поселка Чупино, немного не доходя до села Удинск. На севере в район входила часть Тугуро-Чумиканского района, а на юге – территории бассейнов всех рек, впадающих в Амгунь и Чукчагирское озеро.
 
В год образования на территории Кербинского района было шесть сельских Советов: Кербинский, Веселогорский, Буруканский, Каменский, Демьяно-Чуринский и Инско-Красноярский. Территория района, расположенная в верхнем течении Амгуни и по ее притокам, а также Чукчагирское озеро входили в состав Каменского сельского Совета, а территория ниже Каменки и до Дзадзаево – в Кербинский сельский Совет. Приисковые поселки входили в состав Веселогорского сельского Совета, а территория южной части Тугуро-Чумиканского района – в Буруканский сельский Совет
 
С сентября 1934 года по 1938 год Кербинский район входил в административно-территориальное деление Нижне-Амурской области Дальневосточного края.
 
20 октября 1938 года Указом Президиума Верховного Совета СССР на части территории бывшего Дальневосточного края был образован Хабаровский край, в состав которого входил Кербинский район.
 
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 10 июня 1939 года Кербинский район Нижнеамурской области Хабаровского края переименован в район имени Полины Осипенко.
 
В 1963 году, когда был ликвидирован Тахтинский район, к нашему району присоединили территории Херпучинского, Князевского и Удинского сельских Советов. В 1965 году опять происходят изменения в границе района, Дукинский сельский Совет передается в Комсомольский район.
 
В соответствии с Законом РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 06.06.91 № 1550-I и на основании постановления Главы администрации Хабаровского края в декабре 1991 года была образована администрация района и шесть сельских администраций. Постановлением Главы администрации Хабаровского края от 10 декабря 1991 года № 24-к первым главой администрации района имени Полины Осипенко был назначен Бодров Валентин Алексеевич. В связи с избранием Бодрова В.А. 30 ноября 1992года первым заместителем председателя краевого Совета народных депутатов главой района назначается Сидоренко Александр Алексеевич.
 
В настоящее время, как и в год образования, наш район имеет пять сельских поселений: Херпучинское, Бриаканское, «село им. Полины Осипенко», «село Владимировка»,  «село Удинск».
 
Заметный след в истории района оставил 1938 год. Именно в этот год Кербинский (ныне им. Полины Осипенко) район стал известен всей стране.
 
В 2020 году исполнилось 82 года со времени совершения беспосадочного перелета по маршрут Москва – Дальний Восток.
 
80 лет назад экипаж самолета «Родина» в составе Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой совершил рекордный перелет по маршруту Москва – Дальний Восток. Этим полетом был установлен международный женский рекорд по дальности полета. Трем отважным летчицам, первым среди женщин – авиаторов присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Открылся воздушный мост между столицей нашей Родины и Дальневосточным побережьем.
 
82 года назад ТАСС сообщил «24 сентября 1938 года в 8 часов 12 минут утра по московскому времени известные всей стране летчицы –орденоносцы Гризодубова Валентина Степановна, капитан Осипенко Полина Денисовна и старший лейтенант Раскова Мария Михайловна (штурман) вылетели в беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток на двухмоторном самолете»
 
Полет проходил нормально. Москва осуществляла постоянную радиосвязь с самолетом. Радиостанции Горького, Казани, Свердловска, Челябинска и других городов, лежащих на трассе полета, все время слушали передачи с самолета.
 
Самолет уже находился в районе Красноярска, когда связь прервалась. Погода по маршруту ухудшалась, шел тайфун. Машина стала покрываться льдом, кабина обледенела. Из-за обледенения начались неполадки в радиоаппаратуре. В 6 часов 52 минуты 25 сентября Москва с борта самолета получила последнюю радиограмму. Полет проходил в трудных условиях на высоте 3,5 до 7,5 тысячи метров. Слепой полет продолжался. По расчетному времени экипаж должен достичь берегов Охотского моря, но проверить местонахождение самолета было невозможно. Сплошная облачность покрыла землю.
 
Пролетая над морем, экипаж попал в разрыв облачности. Сличая с картой очертания берега, штурман Раскова сообщила командиру о том, что они находятся над Тугурским заливом.
 
Командир экипажа Гризодубова В.С. принимает решение повернуть самолет на юг и вести его на посадку на ближайший аэродром в Николаевске-на-Амуре. Но проверив запас горючего, решает вести самолет на аэродром города Комсомольска-на-Амуре. Горючего должно как раз хватить. Полетели вдоль Амура. Густая облачность мешает сорентироваться. Через некоторое время оказалось, что они летят над левым притоком Амура – Амгунью. До Комсомольска – 150 километров. Долететь до Комсомольска экипажу не удалось. В 10 часов при подлете к Чукчагирскому озеру загорелась красная лампочка – сигнал о том, что в баках горючего на 30 минут полета. Значит – вынужденная посадка. Самолет делает большой круг, чтобы выбрать место для посадки. Кругом простиралась Чукчагирская низменность с марями, болотами, перелесками.
 
Командир выбирает болотистую марь, а это небезопасно. При посадке самолета на «брюхо» он может скапотировать (перевернуться через нос). От этого в первую очередь пострадает штурман, его кабина находилась в носовой части самолета. Поэтому Марине Расковой было приказано выпрыгнуть из самолета на парашюте, что и было сделано. С высоты 2300 метров в 10 часов 32 минуты 25 сентября Раскова совершила прыжок..
 
Через 8 минут, когда кончилось горючее В.С. Гризодубова удачно посадила самолет на марь, недалеко от сопки Юкачи. Беспосадочный перелет Москва – Дальний Восток закончился в 10 часов 40 минут 25 сентября 1938 года. По местному времени наступал вечер, было 17 часов 40 минут. Короткий осенний день был на исходе.
 
Валентина Гризодубова и Полина Осипенко осмотрели самолет и место посадки. Самолет был цел.
 
Главные трудности выпали на долю Марины Расковой.10 дней она бродила по болотистым марям, перелескам и тайге в поисках места посадки самолета. Мужественная молодая женщина преодолела все трудности и добилась своей цели – вышла на место посадки самолета.
 
Как только оборвалась радиосвязь с экипажем «Родина», от Байкала до Охотского моря были даны указания принять меры по розыску самолета всеми возможными средствами.
 
В нашем районе была создана специальная комиссия по поиску самолета во главе с председателем райисполкома Козловым. Из жителей района сформировали шесть поисковых бригад, в которые вошли работники монтерских пунктов связи, охотники, партийных, советских и комсомольских организаций. Восемь дней продолжались поиски. Хотя над территорией района самолеты летали ежедневно, поиски долго не давали желаемого результата.
 
Наконец, 3 октября в 13 часов 30 минут летчик Михаил Сахаров заметил на земле самолет и двух человек, подававших сигналы. Он снизился, пролетел над самолетом, сделал повторный облет и удостоверился, что это именно те, кого он искал. Михаил Сахаров немедленно радировал об этом в штаб по розыску в город Комсомольск – на – Амуре.
 
Руководству Кербинского района было приказано незамедлительно принять меры по вывозу экипажа «Родина» в районный центр. Районная поисковая комиссия решила использовать мелкосидящий катер «Дальневосточник». 4 октября 1938 года была отправлена в Москву телеграмма: «К месту нахождения самолета из Керби вышел моторный катер. Из села Дуки направилась поисковая партия рабочих и охотников». Старшиной катера был житель села Иван Банифатьевич Зайцев.
 
Преодолевая мелководье, прорубая путь в завалах, команда катера на вторые сутки довела свое судно до устья реки Нилан. Далее Амгунь оказалась несудоходной. Пришлось поисковой бригаде пересесть в оморочки.
 
Большой вклад в дело вывоза экипажа «Родина» внес линейный монтер Максимов Николай Данилович, живший в Нилане. Максимов Н.Д. опытный охотник, негидалец, исходивший бескрайние мари вдоль и поперек, повел группу к дальней мари у сопки Юкачи. Он был уверен, что самолет находится именно там. Его уверенностью заразились и другие члены поисковой бригады , это охотники-эвенки Спиридонов и Соловьев.
 
Вместе с ними отправился председатель Кербинского райисполкома В.М. Козлов и молодой фельдшер Крадниченко. Шли день и ночь. Наступило 4 октября. «Вперед, вперед !» –торопил Максимов – «От нас ждут помощи.» Но летчицы были уже обнаружены. Поисковая группа об этом не знала.
 
4 октября на место вынужденной посадки была сброшена группа военных парашютистов. Среди них были военврач второго ранга Тихонов, полковой комиссар Литвиненко, капитан Полежай, лейтенант Олянишин, старший лейтенант Еремин. Экипаж «Родина» были обеспечены всем необходимым.
 
6 октября Марина Раскова добралась до места посадки самолета. Все члены экипажа были вместе. Кербинцы сделали все, чтобы вывезти экипаж из болотистой мари и таежных дебрей.
 
В районном центре дорогим московским гостям подготовили теплую встречу. Несмотря на позднее время, почти все жители села были на берегу Амгуни. Был устроен короткий митинг, на котором со словами приветствия выступил член президиума исполнительного комитета района К.А. Жигирей, а с ответным словом командир экипажа В.С. Гризодубова.
 
Как только члены экипажа прибыли в село Керби, была отправлена телеграмма в Москву : «Беспосадочный перелет Москва – Дальний Восток совершен на самолете «Родина» за 26 часов 29 минут. Посадка произведена на болотистой мари у реки Амгунь. Экипаж здоров. Материальная часть в исправности….»
 
На память о пребывании в селе Керби экипаж сфотографировался с жителями села.
 
9 октября 1938 года члены экипажа «Родина» и сопровождающие на катере «Дальневосточник» отправились вниз по реке Амгунь, а на Амуре их ждали военные корабли. Они благополучно добрались до города Комсомольск-на-Амуре, где их ожидала новая встреча с народом. Затем на мониторе «Перекоп» экипаж прибыл в Хабаровск, а оттуда по железной дороге в Москву.
 
Когда наступили заморозки, к месту посадки самолета «Родина» были направлены рабочие и авиационные специалисты. Марь возле самолета была расчищена и приготовлен временный аэродром. Экипаж военных летчиков поднял в небо «Родину» и взял курс на Комсомольск. Это было 4 декабря 1938 года.
 
Различен путь прихода в авиацию героинь этого перелета.
Валентина Степановна Гризодубова родилась в 1910 году в семье авиаконструктора. В год рождения дочери Степан Васильевич Гризодубов изобрел летающую лодку (гидросамолет), а когда дочери исполнилось два года, взял её в полет. В годы войны Валентина Степановна была командиром гвардейского бомбардировочного авиационного полка. Была начальником Управления международных воздушных линий Аэрофлота. В 1978 году творческим объединением «Экран» был выпущен документальный цветной полнометражный телефильм «Крылья» о командире экипажа «Родина». Работая над фильмом (автор сценария Б.Волков, режиссер В. Бутков) съемочная группа совершила перелет по тому же маршруту, что проделали отважные летчицы в 1938 году. Вместе с ними находилась Валентина Степановна Гризодубова.
 
Марина Михайловна Раскова родилась в 1912 году в семье учителя пения. Ни в детстве, ни в юношеские годы она не помышляла об авиации. Родители мечтали видеть в Марине музыканта или оперную певицу. Но жизнь распорядилась по-своему. Начав трудовой путь чертежницей Военно-Воздушной академии, она стала знаменитым штурманом, овладела профессией летчика. В начале Великой Отечественной войны с особой силой проявился организаторский талант героини. Под ее руководством было создано три авиационных полка. В 1943 году майор Марина Раскова погибла при исполнении служебных обязанностей.
 
Полина Денисовна Осипенко родилась в 1907 году. В 1932 году окончила военную авиационную школу, служила в истребительской авиации. Полина Денисовна летала на всех типах самолетов, выпускаемых в то время в Советском Союзе. Установила 5 женских международных рекордов в авиации. Несмотря на занятость, она находила время, чтобы руководить женсоветом, на изучение штурманского дела, астрономии, английского языка. В 1939 году майор, инспектор по технике пилотирования Военно-Воздушных Сил СССР Полина Денисовна Осипенко погибла во время тренировочного полета.
 
В 1970 году наш район посетил супруг Полины Денисовны, Герой Советского Союза, участник войны в Испании, командующий истребительной авиацией в годы Великой Отечественной войны, генерал-лейтенант авиации – Александр Степанович Осипенко. Снимок этой встречи имеется в архивном фонде фотодокументов. Хотелось отметить, что в фонде фотодокументов «Архивная коллекция фотодокументов» имеются снимки: в день старта на аэродроме в Москве в сентябре 1938 года; встреча В.С. Г Гризодубовой с жителями села им. Полины Осипенко в октябре 1977 года.
 
В 1971 году в районном центре был установлен обелиск на перекрестке улиц Школьной и Амгуньской, посвященный экипажу самолета «Родина». Изготовлен в скульптурной мастерской художественного фонда в городе Хабаровске. Автор проекта Кукарин. Художественная композиция состоит из фундамента, опорной плиты, поднятого ввысь на 10 метров крыла самолета и приставной плиты на которой выгравированы 3 барельефа женщин-летчиц и сделана надпись «Экипажу самолета «Родина» Торжественное открытие художественной композиции состоялось 24 сентября 1971 года, фотография которого также содержится в архивной коллекции фотодокументов.
 
В 1980 году, в честь 110 годовщины со дня рождения В.И. Ленина был организован комсомольско-молодежный переход П.Осипенко – Юкачи – П.Осипенко.  На сопке Юкачи был установлен обелиск, в честь перелета отважных летчиц Полины Осипенко, Валентины Гризодубовой, Марины Расковой. В 1986 году, в год 60-летия района, комсомольцы и молодежь района осуществили лыжный переход к месту приземления самолета "Родина"
 
В 1998 году, к 60-летию беспосадочного перелета Москва – Дальний Восток был посвящен юбилейный перелет «Союз крыльев» Это был американо-российский экипаж, их было четверо , все женщины Наталья Винокурова (родом из города Иошкар-Олы ) , Халидэ Макагонова (уроженка  Москвы), Ронда Майлс (штат Арканзас Америка), Никки Митчелл (Америка) организаторами перелета были: клуб женщин летных специальностей «Авиатрасса»; правительство города Москвы, Международный фонд авиационной безопасности. Спонсорами в этом перелете выступили: ГУП «Оренбургские авиалинии»; правительство города Москвы; «Морсвязь- спутник». Их маршрут пролегал – из г. Москвы через г.Казань-2, г. Екатеринбург, г. Омск, г.Томск, г. Нижнеудинск, г.Киренск, г.Якутск, с.Аян, с.им.П.Осипенко, с.Аян, п.Охотск, г.Магадан, с.Эвенск, г.Анадырь – наконец США. Это событие запечатлено на фотографиях, хранящихся


Рецензии