Псиарх. Культура. Заключение

Психоархитектоника. Культура (Социо-культурное тело). Заключение.

[Я дико извиняюсь, но вчера до меня дошло, что схемка не совсем правильная. Сейчас я её подкорректировал, но текст остался прежним. В ближайшее время постараюсь его исправить.]

Попытаюсь здесь суммировать то, что написал в отдельных главах четвёртой части Психоархитектоники, посвящённой социальному телу (социальному организму).


Socium - общество, сообщество, коллектив. Общество как социальное тело, в противовес природному телу индивида (Animum). Общество как социальный организм.

Но поскольку мы рассматриваем не само общество, как это делают социологи, а психику общества, как это делают социальные психологи, то под социумом можно понимать социопсихику, или психологию масс. Естественно, что носителем массовой психологии является не только общество в целом, но и отдельный его представитель, социальный индивид. Это ещё не личность, а именно социальный индивид, начальная стадия развития личности, так сказать, личинка личности.

Основой социума является Связь. Её можно понимать как всеобщую связь, Единство многообразного, Единое (Целое), состоящее из своих единиц (частей), как Вселенную, Универсум. А можно - как Бога. Если, конечно, распространять психику на всю Вселенную, и видеть последнюю как одухотворённую и одушевлённую субстанцию. В этом случае это будет либо вселенское информационное поле, либо вселенская разумная и волевая личность, владеющая всем миром и творящая справедливый суд над каждым его творением. Для отдельного индивида вселенское информационное поле будет источником его творческих идей, этаким коллективным и даже суперколлективным бессознательным, которое описывал К.Юнг. Мы же доподлинно не знаем, произошли мы от родственников обезьян, а те - от рыб в океанах Земли, или нас породили какие-нибудь залётные инопланетяне. Может, у нас в генах, кроме чисто человеческих, есть ещё и инопланетянские. А инопланетяне тоже неизвестно как появлялись. Может, от других залётных инопланетян. И так далее.

Я знакомился с социальной психологией на лекциях Г.М.Андреевой и по её учебнику "Социальная психология". Конечно, после университета я перечитал множество учебников по этому предмету, в том числе учебник американца японского происхождения Т.Шибутани (замечательная, кстати, книга). Что у меня осталось в голове после лекций и учебника Андреевой, так это то, что социальная психология делится на три части: интеракция (социальное взаимодействие), коммуникация (процессы общения) и социальная перцепция (восприятие людей другими людьми). Вспомнив это, я стал рассматривать социальную связь как иерархию из четырёх уровней. Да, это интеракция. Да, это коммуникация. И да, это перцепция, которую я назвал рефлексивным слоем. Четвёртый уровень, который я, набравшись смелости, добавил, был организационный уровень - создание новых связей, организация и самоорганизация.

Социум преимущественно интерактивен. Из его коммуникативного уровня выделяется Logos, вербальный интеллект, основой которого является общение. (Коммуникация иногда отождествляется с общением, но надо понимать, что коммуникация - это пути сообщения, а не само общения. Коммуникации - это автомобильные, железные и другие дороги, линии электросвязи, электропередач, телефонные линии, средства беспроводной, эфирной, связи, телекоммуникации, и т.п.). Из перцептивно-рефлексивного слоя социопсихики вырастает Psyche, или Психея, сфера межличностных отношений, основанная на рефлексии. Из организационного слоя социопсихики отпочковывается Spiritus Rector, Управляющий  Дух, или Самодух, Самость (по К.Юнгу), основанный на самоорганизации как отдельной личности, так и на организации целых коллективов.

Интеракция, взаимодействие в социуме, понимается как взаимосодействие, кооперация, сотрудничество, когда социальные индивиды объединяют свои усилия для того, чтобы создать такой продукт, который невозможно создать усилиями одного человека. Сотрудничество - труд, совместная деятельность - надстройка над индивидуальной деятельностью. Противоположной сотрудничеству формой интеракции является соперничество, конкуренция. Синтетической формой, объединяющей в себе сотрудничество и соперничество, является соревнование, капиталистическое, социалистическое, или ещё какое-нибудь.

Как видите, двумя противоположными сторонами связи являются быт и техника. Быт - бытовые условия обитания народонаселения, нации, на определённой территории. Техника - технические приспособления, средства и способы употребления этих средств. Техника включает в себя как примитивный орудия, вроде ножа, топора, копья, лука со стрелами, мотыги, колеса, удочки, и т.п., так и сложные сооружения: строения, механизмы, машины, аппараты, приборы, и т.д.

Как это соотносится с психикой? Вы, наверное, удивитесь, но - прямо. Труд, а особенно орудийный, способствовал развитию предка человека в человека. В быту человек также ест не руками, а вилкой и ложкой, из посуды, готовя еду на огне с помощью разных технических средств. Спит человек не на земле в пещере, и не на полу в доме, а на кровати. Человеческое дитя играет подобиями взрослых технических средств, машинками, игрушечными ложками и вилками, и т.п., фигурками животных и человека, сделанных человеческим трудом.

Для того, чтобы немного вникнуть в диалектику быта и техники, обычая и моды, и т.д., сделаем сопоставление одноуровневых триад из разных (этой и предыдущих) сфер психики.

   Теория    -   Философия      -    Наука        (Socium)
   Любовь     -      Вкус         -        Нрав        (Anima)
  Интуиция   -  Суждение       -       Ум            (Animus)
Склонность - Потребность -  Способность  (Animum)

Мировоззрение   -     Религия     -   Искусство          (Socium)
Сопереживание  -   Сочувствие  -   Желание           (Anima)
     Внимание     -    Созерцание - Воображение      (Animus)
      Интерес    -        Состояние  -     Влечение        (Animum)

   Практика    -     Обычай       -            Мода               (Socium)
Переживание -    Чувство      -        Настроение         (Anima)
      Опыт      -       Память      -      Представление     (Animus)
     Жизнь    -     Сохранение  -   Воспроизведение   (Animum)

        Связь        -        Быт          -     Техника          (Socium)
   Отношение   - Чувствование  -     Эмоция         (Anima)
Ориентировка   - Ощущение    -   Восприятие     (Animus)
 Деятельность   - Отражение    -   Выражение     (Animum)

Быт вполне можно определить как состояние, как пребывание в определённом месте и определённом времени, как общественное бытие, бытие какого-либо сообщества: семьи, рода, племени, народности, нации, общественного класса, слоя, прослойки. Техника же - это процесс, технический прогресс, совершенствование технических приспособлений, орудий труда и вооружений. Техника вместе с её надстройкой - наукой - образует научно-технический прогресс (НТП).

Понимая, что читателям этой статьи не хочется ломать свои головы над приводимыми в моих статьях схемами, медитировать над ними и глубоко вникать в системно-иерархические построения, я постараюсь не особенно распространяться о диалектике социопсихики. Лучше я представлю вам некоторые внутренние иерархии компонентов психологии масс. Для того, чтобы вы сразу увидели внутренние связи между ними.

С внутренней иерархией понятия связи вы уже познакомились.

Быт:
1. природные условия, территория, природные запасы
2. поселения, дома, жильё (сельский, деревенский, городской быт)
3. производственные помещения, места работы (производственный быт)
4. культовые и культурные сооружения, храмы, памятники, здания, театры и кинотеатры, библиотеки, стадионы, места отдыха, парки, рынки, магазины, пункты обслуживания как людей, так и всяческой техники, а также пункты её ремонта, быт воспитательно-учебных учреждений, и т.д.

Техника:
1. конструирование (конструкция, сооружение, орудие, оружие, механизм, и т.д.)
2. дизайн (набросок, макет)
3. проектирование (проект)
4. моделирование (модель,  детская игрушка)

Практика:
1. интерактивный слой - обмен действиями и возникающее в результате этого научение: а) эсксперимент, б) испытание, в) упражнение, г) тренинг (практикование);
2. коммуникативный слой - обмен производственным опытом, накопленным на первом уровне практики: а) обучение, б) ученичество, в) учительство (преподавание, наставничество, лидерство, руководство), г) повышение мастерства (квалификации, умений и навыков);
3. рефлексивный слой - обмен социальным опытом (по взаимодействию "субъект - субъект"): а) воспитание, б) образование, в) просвещение, г) культивирование;
4. организационно-креативный слой - нахождение приёмов и способов, создание методик, алгоритмов, пошаговых инструкций, рецептов.

Методика - эффективный способ употребления того или иного средства в производственной, исследовательской, учебной, учебно-производственной, или какой-либо ещё деятельности, для достижения того или иного результата.

"Методика - конкретный план действий на основе метода, создание инструкции, четкого алгоритма." (Экономический словарь).

"МЕТОДИКА, фиксированная совокупность приемов практической деятельности, приводящей к заранее определенному результату. В научном познании методика играет важную роль в эмпирическом исследовании (наблюдении и эксперименте). В отличие от метода в задачи методики не входит теоретическое обоснование полученного результата, она концентрируется на технической стороне эксперимента и на регламентации действий исследователя." (Философская энциклопедия).

Наиболее чёткое и краткое определение понятия находится в словаре кроссвордиста. "Методика: 1. Порядок исследования. 2. Алгоритм преподавания. 3. Совокупность способов решения."

На организационно-креативном уровне практики методика отыскивается или формируется. Затем она фиксируется в социально-экономической (обычай) и процедурной (мода) памяти общества - в привычках и навыках, в нормах и правилах, обрядах и играх. Педагоги, например, пользуются уже накопленным багажом методик обучения и воспитания, а по ходу наработки своего практического опыта находят для себя новые тактические и стратегические приёмы работы с детьми. Затем они делятся своим опытом с другими педагогами, способствуя, таким образом, распространению своего личного опыта и превращению его в общераспространённый. Так новации становятся традициями, а модные (современные) тенденции становятся обычным делом.

Обычай:               
1. привычка (усвоение)               
2. норма               
3. традиция               
4. обряд  (наряды, одежда, костюмы)               

Мода:
1. навык (освоение)
2. правило
3. новация
4. игра (обрядовая, детская, социально-ролевая)

Уровнями Мировоззрения являются:
1. обыденное мировоззрение,
2. идеология,
3. менталитет,
4. культ (ценности).

Многие социальные ценности становятся духовными. Среди социальных ценностей выбираются наиболее предпочтительные: вера, надежда, любовь, красота, добро, истина. Это ценности развития: самопознание, самораскрытие, самореализация, самосовершенствование, саморазвитие, творчество. Эти ценности называются вечными или абсолютными. Их ещё называют терминальными (конечными). А социальные ценности по отношению к духовным играют роль инструментальных ценностей - тех ценностей, посредством которых достигаются терминальные.

Сами по себе ценности - это ориентиры, ценностные ориентации, регулирующие социально-экономическое поведение людей. Их ещё называют смысложизненными ориентациями. Если человек ценит что-либо, то он об этом и заботится, питает, возделывает, взращивает, т.е. культивирует. Материальные ценности в своей совокупности представляют собой материальную культуру. Духовные ценности в своей совокупности - духовную культуру. Предпочтение одной ценности среди прочих других есть её культ.

Есть древний культ, доставшийся нам от предков, полностью ещё не вышедших из состояния, уподобляющего их зверям. Это культ силы. Он может быть культом доброй силы, но может быть и культом насилия и жестокости. Есть культ вещей - вещизм. Есть культ труда (трудоголизм), или наоборот, его эксплуатации, культ превосходства умственного труда над физическим. Есть культ тела - культуризм. Есть культ еды - обжорство. Есть культ денег и богатства. Есть культ власти - властолюбие. Есть культ сексуальной свободы - сексоголизм. Есть культ науки и разума. И есть культ личности - одной конкретной личности, сыгравшей значительную роль в политике, государственном строительстве, или в философской и научной жизни (картезианство, кантианство, гегельянство, марксизм, ленинизм, сталинизм, маоизм, и т.п.).

В общем, есть много разных культов, в зависимости от иерархии ценностей конкретного человека или сообщества людей. Эта иерархия может быть как одновершинна, так и многовершинна. У одного человека может быть несколько культивируемых им ценностей. Такой человек более устойчив к разным потрясениями и фрустрациям. Если не реализуется какая-либо одна ценность в его жизни, то остаются ещё другие, которые служат ему опорой. Одновершинная смысло-жизненная иерархия может привести к краху всей жизни, если обнаруживается, что эта ценность была ложной, или она не может реализовываться в данных условиях.

Думается, религия начинается с культа самого духа и души, которые отделяются от тела человека и мысленно помещаются во всё вокруг: в природу (анимизм и гилозоизм - одушевлённость всей природы), в природные явления, в огонь, солнце, ветер, воздух, воду, землю, в растения, и т.д.. Парадокс: есть люди, которые считают себя нерелигиозными, но при этом умудряются рассматривать Землю как живой организм. С космосом та же история. Космос населяется если не духами, то информационным полем. А что такое информационное поле, если не дух и не душа космоса? И что может быть элементами этого информационного поля, если не такие же образы и представления, как у человека, если не такие же записи событий во вселенской памяти? Существует ли информация вне головы человека? В книгах, аудиозаписях и видеозаписях, конечно, существует. И оттуда передаётся в человечьи головы. Может, и платоновские идеи диффундируют из окружающего пространства в голову, через какой-нибудь там третий глаз или родничок на темечке? Вопрос, конечно, интересный, и дать на него однозначный ответ нелегко.

Внутреннюю иерархию Религии можно представить в таком виде:
1. анимистика,
2. мистика,
3. патристика,
4. догматика.

Расшифровывать эти термины я не буду - это ещё больше расширит текст и быстрее погрузит вас в транс. Если они вам интересуют, вы можете сами отыскать их в интернетовских словарях и текстах.

Иерархии религии соответствует иерархия Искусства:
1. мастерство,
2. магия (волшебство)
3. миф (мифология)
4. художество.

Художественное искусство также иерархизируется на лестницу уровней. Мне больше нравится такая классификация искусства:
а) простые искусства,
б) изобразительное искусство,
в) выразительные искусства,
г) сложные искусства.

Изобразительные искусства - они же статические или пространственные.
Выразительные искусства - они же динамические или временные.
Сложные искусства - они же кинематические или пространственно-временные.
Простые - применение одного художественного средства, близки к ремёслам.

Религия и искусство считаются массовым общественным сознанием, а философия и наука - элитарным. Но, по большому счёту, каждый человек, который о чём-то логично рассуждает, является философом, даже если он и не подозревает об этом. Также и тот, который что-то измеряет, вычисляет, проделывает простейшие математические операции, необходимые в быту, на производстве, в практике, является учёным, хотя бы просто потому, что этим операциям нужно научиться. И каждый человек, который что-то изучает и выясняет, что-то как-то объясняет и предвидит последствия своих или чужих действий, критикует кого-либо и спорит с другими, является теоретиком.

Прежде всего, теория есть система обобщённого достоверного (достойного доверия и веры, надёжного) знания, описывающая, объясняющая и предсказывающая поведение объектов, на изучение которых направлена теория. Теория - это учение, доктрина, концепция.

Иерархия Теории:
1. интродукция (введение)
2. индукция (наведение)
3. дедукция (выведение)
4. кондукция, метод (ведение, сопровождение по определённому пути)

Философия:                Наука:
1. онтология                1. естественные науки
2. гносеология                2. технические науки
3. аксиология                3. гуманитарные науки
4. методология                4. технология

Опять же, не буду забивать ваши головы расшифровкой этих понятий и прослеживанием связей между ними.

Лучше посмотрите ещё раз вверх, на схему в виде тетрады тетрад, круга кругов, спирали развития.

Здесь видно, что первая тетрада представляет собой социопсихокинетику. Вторая - социопсихостатику. Третья - социопсиходинамику. Четвёртая - социопсихокинематику. (См. статью "Animum"). Также наглядно представлен переход социопсихокинематики в социопсихокинетику и социопсихостатику, проще говоря, переход теории в практику на основе превращения метода в методику.

Чтобы у вас не осталось недоумения по поводу того, зачем практическому психологу знание социопсихики, скажу следующее. Для работы с клиентом очень полезно иметь представление об его общественных связях, о бытовых условиях, в которых он проживает, об уровне владения техникой, бытовой, компьютерной или ещё какой. Также полезно ориентироваться в его профессиональной принадлежности, практической подготовке, обученности и воспитанности. Само собой, у каждого клиента есть некоторая индивидуальная система ценностных ориентаций, своё отношение к религии и художественные предпочтения. Самое главное, что полезно выяснить - его взгляды на мир и своё место в нём - мировоззрение. Не обязательно влезать в это глубоко, но можно по вскользь заданным вопросам и ответам на них, по внешним признакам (поведение, одежда, вид) понять, как влияет массовая психология на данного конкретного человека.


Рецензии