Крук и Джеронимо в Сьерра-Мадре

             Крук и Джеронимо в Сьерра-Мадре, май-июнь 1883г.(продолжение этой статьи:  http://proza.ru/2021/03/16/306).

      https://apacheria.es/la-apacheria-en-el-siglo-xix-4/


 

19 мая Алчесай сказал чирикауа что они сдались, что скауты вернутся к ним со своими лошадьми и мулами, чтобы женщины и дети могли использовать их во время возвращения в Сан-Карлос. Это обрадовало чирикауа, но все же они были обеспокоены ответом, который могли дать Джеронимо и Чато по возвращении из рейда в Чиуауа.  «Когда воины вернутся, они могут начать стрелять», - говорили они они скаутам. Надеясь избежать столкновения, женщины развешали вокруг лагеря куски белой материи, так как не знали, как отреагируют воины.

Незадолго до 9 утра  20 мая с высоких скал, окружавших лагерь Крука, послышался шум. Это были 36 вооруженных воинов, бегущих от скалы к скале (каждый воин имел новый многозарядный винчестер и большинство из них имели современные револьверы последней модели, а некоторые – традиционные луки и копья). Скауты западных апачей укрылись  за деревьями с оружием в руках. Через некоторое время несколько женщин чирикауа пошли к воинам, сказав Джеронимо и Каатенею, что Крук ищет мира. Наконец вожди чирикауа велели четырем разведчикам пойти к ним, чтобы переговорить. Эти четыре разведчика были Тсои [Пичес], Na-ni-lsoage, Dastine [родственник Jelikine]; и Hac-ke-ha-gos-lid  [из апачей-Cibecue зять Чато]. Все четверо отправились на позиции чирикауа, объяснив им ситуацию, что Чиуауа и вся его группа сдались, и если они войдут в лагерь, они не будут атакованы. Но предводители нервничали, обсуждая что делать. Они боялись предательства и быть повешенными на деревьях, но постепенно их страх рассеивался.

 

Как только разведчики вернулись в лагерь, воин, возможно Анандиа [который служил скаутом с Токлани], прибежал в лагерь, бросив ружье и ремень на землю, показывая руки Джорджу Раттену [гражданскому разведчику, который был с Сибером], потом обнял Токланни, называя его братом. В тот день прибыли другие чирикауа [группами по два и по три], и наконец, в начале вечера Джеронимо и другие вожди пришли в лагерь Крука.
Ранним утром 21 мая Крук завтракал вместе с Джеронимо, Найче, Чато и Джеликином. Джеронимо признался что был удивлен, увидев здесь Крука, который объяснил причины его присутствия так:  «Мы пришли, чтобы найти их [чирикауа] и вернуть их с нами, и не сражаться с ними, а присоединиться к ним как к друзьям». Разведчик Керли внимательно наблюдал за реакцией чирикауа, заметив, что кто-то из них говорит, что они согласны, а другие ничего не говорят. Крук сказал Джеронимо сдаться и вернуться в резервацию или сражаться, заметив при этом: «Я не забираю твое оружие, потому что я не боюсь тебя». Однако Керли был неспокойен. Большинство вождей, включая Джеронимо, были на взводе и жаждали мести. В конце дня Каатеней и 78 других воинов приехали в лагерь, приведя  украденный в Чиуауа скот, и около 229 чирикауа.

На следующий день, когда Каатеней навещал скаутов Белой Горы, гонец велел ему отправиться в лагерь чирикауа. Вожди планировали устроить в тот вечер танец с разведчиками западных Апачей. Молодые женщины чирикауа будут участвовать, чтобы привлечь разведчиков, а затем по заранее заданному сигналу воины убьют разведчиков. Когда Каатеней согласился, они попросили Джеликина принять участие.

         

Хотя он не был вождем, он был одним из самых важных воинов племени, не согласившимся использовать предательство. Кроме того, он был воспитан апачами-Cibecue. «Эти белогорцы похожи на моих родственников» - сказал он перед отъездом с собрания, что оттолкнуло других чирикауа. У Найче, Бонито и Чато были друзья и родственники среди скаутов  Белой Горы. Джеронимо снова повернулся к Джеликину, пытаясь уговорить его: «Тесть, сегодня вечером мы хотим сделать то, что тебе сказали. Каждый раз, когда мы ходили на войну раньше, ты ходил с нами. Но теперь твой разум сомневается».  Джеликин ответил: «Я сказал тебе, что не помогу сделать это». Он разозлился и собрался уходить. В какой-то момент он вернулся к совету, сказав:  «Вы, вожди, ничего не значите для меня. Я был с вами много раз и помог вам убить много мексиканцев и белых… Я не хочу слышать это снова».. План утвердился, но рухнул, когда Эл Сибер посоветовал скаутам апачей Белой Горы не ходить на танец.

Прежде чем снова встретиться с Круком, Джеронимо попросил совета у Сибера, который сказал: 
«Джеронимо, ты просишь моего совета. Я за мир, когда это возможно. Я за войну только тогда когда знаю, что мира быть не может. Тебе, Джеронимо, не нравится мир, если бы ты не покинул резервацию, когда был там. В прошлый раз, когда мы разговаривали в Сьерра-де-Терас я сказал, что не слишком далеко то время, когда американцы приедут в Мексику, чтобы найти тебя и твоих людей. Теперь мы здесь. Теперь я говорю тебе со всей верой и честью, что чирикауа не могут успешно противостоять белому человеку, так как мы смогли добраться до этой страны. Если ты продолжишь войну с белым человеком сейчас и при этих обстоятельствах, ты и весь твой народ будут уничтожены. Требуется 10 лет, чтобы сделать воина из 10-летнего мальчика. Генерал Крук может сделать много сотен солдат за один день. Белый человек не может быть уничтожен.

 

Мы с тобой видели эту страну, когда она была страной индейцев. Мы видели это, когда здесь нечего было делать, кроме как найти еду для себя и своей лошади. Мы видели, что с тех пор повсюду есть деревни, ранчо и поселения, где раньше были только индейцы. Теперь мы видим железную дорогу и телеграф, и с этим отрядом есть много людей, которые могут передавать слова со стеклом и солнцем, как  апач может отправить сигнал. Здесь я вижу тебя, Джеронимо, гордого и способного военачальника чирикауа, окруженного последними из твоего племени, около 600 душ. Ты привел их в эти горы как в последнее место убежища. Здесь сейчас 200 человек или более в самом сердце территории, которые прибыли в это убежище, и эти 200 мужчин являются американцами и могут найти путь, чтобы вернуться сюда снова. Теперь я скажу тебе, что ты можешь сделать? Ты должен отправиться в резервацию сейчас, иначе следуя по тропе войны  ты увидишь, как последние остатки твоеего племени умирают вместе с тобой. Твои храбрецы  не боятся, ты оказываешь на них большое влияние, никто не боится смерти, но люди которые привыкли сталкиваться со смертью каждый день, не могут всегда преуспеть в борьбе. Я боролся и мне знакомо это чувство - когда ты знаешь, что не сможешь победить.

 

 Мое сердце ожесточается, когда я знаю, что должен быть за камнями весь день и ползти прочь, когда наступает темнота, и у меня есть только моя винтовка со мной, и я не знаю, когда я  смогу получить что-нибудь поесть, а иногда и что-то другое, чем можно перевязать мои раны.  Я не могу сказать что буду чувствовать дальше, но могу сказать что это не то, чего я хочу ни от одного мужчины, будь то белый или индеец.

Я никогда не попадаю в ловушку, которую я чувствую, но я попадал в более чем одну. Среди всех воинов племени чирикауа они знают не больше о горах или войне, чем я. В то время как день за днем и неделя за неделей ваше положение слабеет, мое положение все сильнее и сильнее. Я знаю, что белый человек победит. Могу я заставить тебя поверить? Да, я отвечу на этот вопрос. Я могу заставить тебя поверить в это, потому что ты знаешь, что я говорю только правду. Я старик. Ты знаешь, когда я был молод, я работал на правительство 25 лет своей жизни, и все это время моей единственной работой было охотиться на индейцев, которые были мародерами и врагами моего народа. Некоторые люди никогда не умирают, и я должен быть одним из них. Как узнать, есть ли в моих словах мудрость и говорят ли они правду? Я всегда стараюсь. Иногда я совершал ошибки, но никогда не говорил индейцу преднамеренной лжи. Джеронимо, прими мой совет и скажи завтра генералу Круку, что ты и твои люди едете с ним в Сан-Карлос. Теперь ты знаешь, что вы не можете остаться и вам некуда идти. Что еще я могу сказать?».

 

Сидящий рядом Джеронимо не сказал ни слова. Наконец, после долгого вздоха, он ответил: «Сиби (так его называли) твои слова тронули меня. Они глубоко ударили в мое сердце. Я подумаю о том что ты сказал, потому что я знаю, что это правда, но я и всегда был гордым человеком, и твои слова и слова генерала Крука причиняют боль моему сердцу. Завтра я поговорю с генералом и не забуду советов, которые ты мне дал».

Утром 22 мая Джеронимо встретился с генералом Круком. Дэн Трапп в своей книге  «Эл Сибер, командир скаутов» писал, что  Сибер сидел рядом, одной рукой сжимая револьвер под рубашкой, намереваясь вынести мозг Джеронимо при первых признаках предательства. Но Джеронимо сказал что хочет мира, который будет длиться вечно. Крук ответил, что Джеронимо вел такую кровопролитную войну с нашим народом и мексиканцами, что ему было все равно, вернется ли он в Сан-Карлос. Если он был готов сложить оружие и работать в сельском хозяйстве, генерал Крук позволил бы ему вернуться; в противном случае лучшее, что он мог сделать, это остаться там, где он был, и сражаться с ним.  «Я не отобрал у тебя оружия - сказал генерал - потому что не боюсь тебя. Вам было разрешено свободно ходить по лагерю, чтобы вы могли видеть, что у нас достаточно сил, чтобы уничтожить вас, если мы захотим; и вы видели своими глазами, сколько апачей сражаются на нашей стороне против вас. Заключая мир с американцами, вы также должны заключить его с мексиканцами».  Джеронимо заявил о своем презрении к мексиканцам и о том что он всегда сражался с ними, и в последнем противостоянии с ними не потерял ни одного воина.

Он добавил:  «Я слышал твои вчерашние слова, которые заставили меня почувствовать, что я сделал большое зло. Может быть, я сделал зло, так белый человек видит мое поведение. Я знаю, что белый человек не похож на апача. Мое влияние среди моего народа велико, как ты сказал, но здесь есть воины, которых никто не может контролировать. В прошлом году некоторые люди из моего племени вторглись в вашу страну. Я не буду отрицать. Мне было бы бесполезно пытаться отрицать это, но этот молодой человек, который переводит [Том Хорн] и этот старик, который всегда идет на войну [Эл  Сибер], столкнулись с моим народом. Ты жалуешься, что мой народ напал на твою страну. Ты не думаешь, что я должен жаловаться ,что эти [Хорн и Зибер] убили моих воинов? Ну, я не жалуюсь, потому что знаю, что мои молодые люди могут умереть. Я и мои люди знаем, что рано или поздно мы все умрем. И теперь я скажу тебе, что такая жизнь мне больше не нравится. Я стар для тропы войны, и чего я достиг? Только это, сегодня я предстаю перед вами с просьбой. Сегодня я попрошу то, чего я, гордый военачальник племени чирикауа, никогда не думал, что попрошу у белого человека. Я прошу тебя отвезти меня в резервацию и сделать со мной все, что ты сочтешь нужным. Я поеду с тобой завтра, или когда ты скажешь».

Джеронимо сказал Круку, что он всегда хотел мира, но отвечал на полученные оскорбления - что с ним плохо обращались в Сан-Карлосе, что мексиканцы были очень коварны с его народом и что он не мог поверить его словам. Джеронимо сказал, что он пытался связаться с мексиканскими генералами в Чиуауа, чтобы организовать обмен пленными. Если генерал Крук позволит ему вернуться в Сан-Карлос и обеспечит ему справедливое обращение, он будет зарабатывать на жизнь и идти по пути мира. Иначе он и его люди погибли бы в этих горах, сражаясь до последнего человека. Он не боялся мексиканцев, но не мог бороться с ними и с американцами, и с их многочисленными апачами-союзниками. Генерал Крук сказал: 

«Чирикауа очень умны и могут легко увернуться от американской кавалерии, когда захотят пересечь пограничную линию; но отныне Мексика не защитит их. Я говорю тебе все это чтобы ты знал, что означает отказ пойти со мной. Если ты сейчас не пойдешь со мной с миром, это будет означать войну и я вернусь сюда, но я сделаю это с горечью в сердце. Я организую группу для войны и отправлю ее сюда, разделенную на несколько отрядов, чтобы она могла действовать во всех горах сразу. Тогда чирикауа будут обречены, и я, старец, пойду с сжавшимся сердцем в могилу, потому что война будет долгой и горькой, и дни мои пройдут беспокойно, и ночи мои будут бессонными. Я не приду сам, потому что трудностей для меня будет много, поэтому мне придется оставаться дома, но как я уже сказал - без отдыха и сна. Джеронимо, ты пойдешь с этого совета  на совет со своими людьми с впечатлением, что я слишком строго высказался против тебя. Я говорю только то что знаю, потому что не должно быть никаких недоразумений. Это очень важный совет для меня, поскольку я не могу начать войну, не предоставив миру шанс. Я послушаю, что ты скажешь завтра».

Джеронимо сказал, что он желает мира и попросил, чтобы его отвезли обратно в Сан-Карлос. Он также попросил разрешения собрать всех своих людей, и он послал некоторых из своих молодых людей, чтобы искать их. Затем Джеронимо, Найче и Чато позавтракали с капитаном Джоном г. Бурком и лейтенантом Гюставом Дж. Фибегером. Позже Бурк играл в лагере с несколькими молодыми парнями.

Чирикауа прибывали все утро, посланные Чиуауа и его группой, в основном верхом на хороших жеребцах. Молодые воины, верхом на лошадях, общим  числом 38 человек, вели бычков, коров, жеребят и ослов. Все они были вооружены Винчестерами и  Спрингфильдами, револьверами и копьями, наконечниками которых были старые кавалерийские сабли. Мальчики несли револьверы, копья, луки и стрелы. Это была группа Каатенея. Тонто-апачи скауты опасались чирикауа; у разведчиков апачей у Белой Горы были семейные связи с кем-то из них, но все они держали свои винтовки рядом, бояськакого-то предательства.
Пять плененных мексиканских женщин были доставлены в лагерь Крука Гоналтсисом (также называемым Патрисио, братом Чато). Их имена были Валентина Маркес, Рефугио Эрнандес, Рафаэла Мендоса, Мария Мартинес, и Антония Эрнандес и ее ребенок, который только что родился. Все они были женаты на мексиканских солдатах из «11-й Пехоты», которые были захвачены в последнем рейде Чиуауа, недалеко от станции  «Центральной мексиканской железной дороги»  всего двумя неделями ранее. Первоначально их было шесть, но Джеронимо отправил самого старшего и самого слабого с письмом к мексиканскому генералу, сказав что он хочет заключить мир и сделает это, если мексиканцы вернут к женщин и детей апачей обратно в их распоряжении. Если они откажутся от этого предложения, он захватит как можно больше мексиканских женщин и детей, чтобы держать их в заложниках, и продолжит борьбу за Сонору и Чиуауа. Женщины описывали ужас, который царил в Чиуауа, от простого упоминанием имени Джеронимо, которого крестьяне считали демоном, посланным в наказание за свои грехи. Джеронимо и его люди убивали мексиканских солдат камнями, чтобы не тратить на них боеприпасы. Женщины страдали от многих трудностей, поднимаясь по высоким холмам, пробираясь сквозь потоки холодной воды, пересекая болота и леса. Их одежда была разорвана ежевикой и боярышником, а ноги изранены и опухли от ходьбы по камням. Капитан Бурк заверил, что американцы их защитят. Тем не менее недни по имени Вашингтон несколько раз пытался запугать их, чтобы они отправились в лагерь чирикауа. Бурк и несколько погонщиков поклялись убить его, если он прикоснется к женщинам.

Джеронимо попросил подождать еще неделю, чтобы дождаться Локо и остальных чирикауа, и собрать всех лошадей, запасти больше мескаля и конины, чтобы отправиться в поход с большим количеством припасов. Джеронимо опасался, что если генерал Крук покинет Сьерра-Мадре, мексиканцы могут напасть на его группу. Крук признал что то, что сказал Джеронимо, было справедливым, сказав что они будут медленно возвращаться, чтобы не оставлять молодых и слабых людей позади, чтобы они закончили варить мескаль, и большинство апачей, которые не присутствовали, могли добраться до колонны, но те кто этого не сделал, должны были бы добраться сами до Сан-Карлос. Джеронимо повторил свое желание мира, он сказал, что сам заберет и привезет остальных своих людей и что он будет искать Чарли Маккомаса. Если возможно, он присоединится к американцам до того, как они покинут Сьерра-Мадре. Если это не так, он отправится в Сан-Карлос, как только сможет сделать это, но он заключил:  «Я останусь здесь, пока не соберу последнего мужчину, женщину и ребенка чирикауа». Всю ночь чирикауа и разведчики апачей танцевали вместе в знак мира под звуки барабанов. Джеронимо, Каатеней и Чато отправились искать Чиуауа и Ху.

23 мая Крук приказал Гейтвуду дать пайки 220 чирикауа, и вскоре после этого прибыли Локо и Нана с 17 людьми из его группы, в результате чего общее число сдавшихся составило 237 человек. Нана получил много ран в своих бесчисленных столкновениях с белыми, и имел очень заметную хромоту на одну ногу. Он сказал, что чирикауа идут по тропам и что они все отправятся в Сан-Карлос, как только соберут свои семьи.

 

24 мая отряд Крука предпринял возвращение в Сан-Карлос. Старейшины чирикауа ехали на мулах, ослах и лошадях, а также - самые слабые женщины и дети. Подавляющее большинство апачей шло пешком. Они разбили лагерь в полдень у реки Бависпе [Сонора], не пройдя большого расстояния. Апачи-скауты, головы которых были повязаны красной фланелью, окружили лагерь со своими винтовками наготове. Лошади и мулы вошли в сверкающий поток, солдаты приходили и уходили, одни пили воду, другие с ведрами полными воды, а некоторые еще мыли шею, лицо и руки перед едой. Весь отряд искупался в реке, как и женщины и дети чирикауа. Эти, когда им надоело плавать, занялись военными играми. Трое парней бросились вперед, изображая мексиканцев, бежали, прятались или уклонялись от окружавших их преследователей, делая вид что пускают в них стрелы. Один из них был оставлен мертвым, лежащим на земле, а два других были захвачены. Веселье было настолько захватывающим, что  «труп»  открыл глаза чтобы посмотреть, как идет бой. Занимаясь этими видами спорта, от постоянных упражнений, таких как плавание, верховая езда, бег вверх и вниз по самым крутым склонам, апачи проводили свои юношеские годы. Неудивительно, что их кости были крепкими, а мышцы стальными.  Там они пробыли несколько дней. Женщины-апачки нарезали и высушили большие куски говядины, а также привели ослов, нагруженных мескалем, который варился в печах из горячих камней, покрытых мокрой травой и грязью. Процесс приготовления длился от трех до четырех дней. Скауты-апачи проводили время играя с чирикауа, которых они безжалостно  «обчистили», заработав сотни долларов золотом, серебром и банкнотами в карточных играх монте и конкиана.

 

Чато вернулся 26 мая, присоединившись к Локо и Круку  на завтрак. Джеронимо послал его попросить Крука подождать еще несколько дней, потому что чирикауа были очень разбросаны. Вожди чирикауа не хотели идти в Сан-Карлос, пока не собрали всех своих людей, которые были в Сьерра-Мадре. Они еще не нашли Чиуауа, Ху и группу воинов, которые отвечали за лошадей и мулов у реки Арос. Крук сказал Чато, что он должен выдвигаться в путь, потому что их запасы заканчиваются.

Чато и Локо сказали Круку в то утро, что Джеронимо послал уведомление о том, что чирикауа рассеяннее, чем он думал, и что ему не удалось собрать их всех и собрать свои стада лошадей, поэтому они попросили генерала остаться там еще на неделю, чтобы никого не оставлять позади.  Локо сказал, что он хотел обрести покой, хотел вернуться и иметь небольшую ферму, как и раньше, со своим собственным скотом и лошадьми.
27 мая чирикауа приготовили уже достаточно мескаля, чтобы его хватило до прибытия в Сан-Карлос. Один из скаутов апачей прибежал очень возбужденный, сказав что когда он охотился к северу оттуда, он увидел большой отряд мексиканских солдат. Разведчик пытался говорить с мексиканцами, которые, считая его враждебным, трижды стреляли в него. Лейтенант Форсайт, Эл Сибер и несколько солдат и разведчиков апачей скакали галопом, чтобы связаться с мексиканцами, но не догнали их.

28 мая отряд очень медленно возобновил путь в Сан-Карлос, потому что мексиканские женщины не могли ездить на большие расстояния по этим трудным дорогам, и потому, что несколько мужчин отряда были больны. У двух разведчиков апачей была пневмония, они были уверены что умрут, несмотря на заботу  «человека-медика».

Два дня спустя Джеронимо, Чато, Чиуауа и Каатеней прибыли ночью с 116 чирикауа, увеличив общее количество до 384-х человек. 30-го числа, после марша 25-30 км., что было довольно далеко с учетом всех обстоятельств, они пересекли главный перевал Сьерра-Мадре на высоте чуть более 2438 метров. Капитан Бурк завтракал с Джеронимо и Бонито. Генерал Крук отправился в Сан-Карлос, взяв с собой 52 воина (в том числе Бонито, Локо и Нана) и 273-х  женщин и детей апачей. Джеронимо отправился искать остальную группу, которая все еще находилась в горах. Скаут из  Белой Горы привел последнюю группу чирикауа, возглавляемую двумя чоконен по имени Tu-n-tc-ile-sa-an (также называемый Туззони) и Be-lin-te. С ними шли несколько белогорцев, захваченных в Игл-Крик в апреле 1882 года в овечьем лагере Стивенса. Tuzzone- Туззони, член группы Чато стал проводником, как только они покинули Сьерра-Мадре.

Соснового дерева было много, и огонь, дым и жар пересушивали глотки людей и чернили их лица. Скауты апачей убили двух или трех оленей, и еще столько же индеек, а в водах ручьев было много форели  (апачи не ели рыбу).  Они продолжили спуск в сторону гор, принадлежащих штату Чиуауа, найдя след мексиканских войск и надпись на коре дерева, которая гласила: «11-й батальон прошел здесь 21 мая 83 года».

1 июня Джеронимо и его группа догнали генерала Крука, однако через несколько дней они уехали. Скауты охотились на многочисленных оленей и индеек, потому что последние пайки закончились 4 июня.  Отряду грозил большой пожар на лугу зеленой долины реки Ханос. Подгоняемое сильным ветром, пламя устремилось в лагерь. Солдаты, скауты, воины и женщины чирикауа и даже дети хватали ветви деревьев, одеяла или куски ткани, чтобы защитить себя от огня. Пламя достигло вершины холма, ближайшего к лагерю, поднимая в небо большие облака коричневого и серого цвета. Им удалось спасти лагерь, хотя несколько лошадей и мулов получили серьезные ожоги.
Они продолжили марш к ручью Лос-Ольхос (притоку Ханос), в километре от места где мексиканский полковник Лоренцо Гарсиа убил 30 апреля прошлого года многих женщин и детей чирикауа из группы Локо, когда они были вынуждены Джеронимо и его людьми бежать из Сан-Карлос. Человеческие кости, белые и чистые от зубов койотов, блестели в песчаном русле потока. Корзины и другая утварь апачей были разбросаны по земле, а могилы с грубыми крестами сигнализировали о мексиканских потерях. Продолжая свой марш они повернули на запад, чтобы снова войти в Сонору, минуя Серро- Кокоспера (муниципалитет Хананеа, Сонора) высотой 1,456 метров.

8 июня колонна генерала Крука вошла в долину Сан-Бернардино С 300 чирикауа  (в том числе 45 мужчин, а также Локо, Нана, Бонито, Мангас  и Катлай). Американские власти посчитали, что экспедицию постигла катастрофа, поскольку с 5 мая не было никаких вестей от них. Когда Кроуфорд прибыл в Сан-Карлос, он добавил 22-х  членов группы Локо, которые были в форте Томас, плюс Датчи и Гуудей, предоставленные в его распоряжение 25 июня, прибавив общее количество чирикауа до 325 человек.

14 июня агент Сан-Карлоса П. П. Уилкокс, узнав о прибытии Крука с чирикауа, запротестовал против будущего расположения их в резервации. Уилкокс утверждал, что чирикауа будут препятствовать его успехам с другими апачами, заручившись поддержкой министра внутренних дел Генри М. Теллера. Военный министр Линкольн был проинформирован о том, что чирикауа не будут смешиваться с другими апачами агентства, и что они должны рассматриваться как военнопленные. Позже Крук уведомил Военное Ведомство, что он может обеспечить мир, если ему будет разрешено управлять чирикауа по-своему.

15 июня отряд Крука прибыл в Сильвер-Спрингс (Зеленая Долина, округ Пима, штат Аризона), где командовал полковник Биддл. В Сильвер-Спрингс пришли новости [газеты и телеграммы], в которых говорилось что намерение правительства состояло в том, чтобы повесить всех мужчин чирикауа без различия, и распределить женщин и детей среди других племен. Это привело к тому, что несколько вождей собрали своих людей и отправились обратно в Мексику, пока не узнали точно свою судьбу, имея уже несколько столкновений с мексиканскими войсками. Когда все прояснилось, они выполнили свое обещание и вернулись обратно в Сан-Карлос.

23 июня генерал Крук с примерно 52 мужчинами и 273 женщинами и детьми чирикауа-апачей, которые не бежали в Мексику, прибыл в Сан-Карлос. Они были разделены на небольшие группы вокруг резервации с целью достижения племенной дезинтеграции, чтобы они могли наблюдать прогресс, достигнутый мирными апачами, и в то же время чтобы доверенные апачи могли более внимательно следить за чирикауа. Бонито, Локо и Нана были среди мужчин. Джакали, 18-летняя дочь Ху, раненая в ногу во время нападения мексиканцев 24 января 1883 года, была среди женщин. Оказавшись в резервации, хирург убедил ее, что ей нужно ампутировать ногу, иначе она рискует умереть. По-видимому она выздоровела, хотя проживет недолго, потому что о ней больше не было упоминаний.
Другие вожди, Джеронимо, Найче, Чато, Чиуауа, Каатеней и Зеле (всего 60 человек) пообещали приехать «позже», заверив его, что они присоединятся к нему около Сан-Бернардино. Но у них было две проблемы. Во-первых, они не смогли найти около 100 чирикахуа (в частности Ху), желающих сохранить всех чирикауа вместе; и во-вторых, у нескольких вождей были пленные родственники в Мексике, поэтому они не хотели возвращаться в Сан-Карлос без них.

Командир скаутов Эл Сибер был назначен в Сан-Карлос по возвращении из Мексики. Арчи Макинтош тоже был там, отвечая за нормирование чирикауа, поскольку он был одним из немногих белых мужчин  (на самом деле сын шотландского отца и матери из северного племени чиппева), которому они доверяли, потому что его жена была метиска из апачей, по имени Доминга. Во время поездки в Тусон Крук передал Антонио В. Ломели, мексиканскому консулу в Тусоне пять женщин, которые были ранее в руках чирикауа.

Чарли МакКомаса так и не нашли. Чирикауа сказали, что он был на ранчерии Бонито и Чато, разрушенной капитаном Кроуфордом. Есть несколько версий, первая: что он не пережил своего пленения больше месяца или двух; вторая: чирикауа убили его в отместку за смерть, вызванную нападением капитана Кроуфорда (Джейсон Бетцинез сказал, что находясь в Индейской промышленной школе Карлайла с Рамоной Чиуауа она сказала ему, что женщина, которая умерла в первый момент нападения была матерью Спиди, и была так взбешена, что схватила Чарли и ударила его о камень, бросив тело в кусты); третья: что он погиб случайно во время этого нападения; четвертая: умер от холода в горах; пятая:  что в будущем он станет главой отряда «бронко» апачей. Чирикауа доставили 13 пленников (женщин и детей), а Чарли там не было. Может быть, ни один апач не хотел упоминать о нем, чтобы не быть обвиненным в его смерти?

7 июля Крук имел все полномочия поддерживать и контролировать чирикауа, которые имели статус военнопленных и находились в ведении Военного Министерства, а капитан Кроуфорд, лейтенант Дэвис и лейтенант Гейтвуд отвечали за административный контроль в целях поддержания мира, вершить правосудие и наказывать нарушителей апачей. Газеты и сенатор от Техаса Барнетт Гиббс предположили, что генерал мог быть схвачен Джеронимо во время его экспедиции в Сьерра-Мадре, осуждая отсутствие лидера апачей в резервации Сан-Карлос, а также предположили, что Крук был вынужден предложить апачам более чем превосходное условия для их сдачи в плен.


Рецензии