Краткие сведения о чеченском тайпе тумсой

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ЧЕЧЕНСКОМ ТАЙПЕ ТУМСОЙ




I. Об образовании и расселении тайпа Тумсой:

     Согласно историческим материалам и другим сведениям, тайп Тумсой сложился на рубеже VIII-IX вв. нашего времени (н.э.).

В «Жахотан тептаре» подробно описываются обстоятельства о переселении предков современных тумсойцев в горный район Аргунского ущелья из области Галанчожской котловины, где они ранее проживали.

     Исторически, тайпы ЧIаьнтий, Зумсой и Тумсой считаются кровно-родственными обществами и составляют в общей структуре народа нохчий/нахчий тайповый союз (тукхум) "Чантий" (ЧIаьнтий). Вместе с этим же, тайп Тумсой по своему территориально-географическому расселению входит и в Шатойский тайповый союз (тукхум). В историческх документах и литературе Шатойское союзно-тайповой общество отмечается как шатойцы, шатой, шуотой, шибуты, шубухи, тшанские люди и т.д.).

     Первое ясно упоминаемое имя одного из этнархов тайпа Тумсой (по сведениям этого же документа) – ТIум. В содержании «тептара» имеется два исторических предания о нём (ТIум) - «Турпала ТIуман гIан» (Сон героя ТIум) и «ТIум чанах латар» (Поединок ТIум с медведем);

     Уже (примерно) в Х в. н.э. часть тумсойцев из Тумсой-Мохка переселяется в один из районов чеченской плоскости (местность современного с. Ачхой-Мартан). Это была воинская дружина, именовавшаяся «ТIеман гIера».

     В принципе, «ТIеман гIера» и является первой (из образовавшихся и в последующие времена) структурной единицей в составе общества Тумсой. Вследствие происходивших социально-политических процессов, в т.ч. и демографического фактора, устоявшееся название воинской дружины «ТIеман гIера» со временем трансформировалось. В итоге чего, понятие «ТIеман гIера» постепенно преобразовалось и получило несколько изменённую форму звучания «ТIеман гар». Связано это было, прежде всего, усилением компонента оседлости в функциональной сущности «ТIеман гIера», являвшейся изначально воинской структурой (воинским сословием) в составе тайпа Тумсой с локализацией своей деятельности на Чеченской плоскости, в частности, в пределах предгорно-равнинной зоны между реками Март, Ашхо, Нитхи, Асса и Сунжа (наименования указанных рек более позднего времени).

     «ТIеман гар», несколько видоизменённо, сохраняется в составе тайпа Тумсой и в наши дни. Сейчас его называют – «ТIемГ-некъи» (ТIемГан-некъи, ТемГан-некъи).

     На сегодняшний день представители тайпа «Тумсой» проживают во многих населённых пунктах ЧР, как в горной местности (аул. Тумсой, с/п… Борзой, Рядухой и др.), так и в равнинных поселениях и городах. Наиболее крупные их локализации в равнинной части ЧР находятся в с.с. Ачхой-Мартан, Старые-Атаги, Гойты, Толстой-Юрт (чеч. Девкар-Эвла), Валерик, Катар-Юрт, г. Грозный, с.с.Закан-Юрт, Урус-Мартан, Дуба-Юрт, Чири-Юрт, пос. Гикало и др.

     Поселение Харсеной (Хьорсане) заложено предками тумсойцев (частью представителей ТIеман гар, выживших в сражении ашхойцев с войском Хромого Тимура) в конце XIV века.

II. О генетическом составе тайпа Тумсой:

     Тайп Тумсой - это союз родовых и субэтнических групп, имеющий общую историю, общую территорию расселения, которая называлась Тумсойн Мохк, свою тайповую гору (Тумсойн лам), прочные внутригаровые связи, свои традиции и нравы. У тумсойцев принято называть друг друга «тайпан ваша», «тайпан йиша», а также существует осознание и ясное понимание понятия «свой».

     В местности расположения горы Тумсой-лам  известны следующие топонимы: БIаьвс (БIовс) корта — «Башни вершина», Тумсойн хьех -«Тумсойцев пещера»; БIачин ирзу — «Бачин поляна»; ВахIабан ирзо — Вахаба поляна; Мусхьажи ирзо — «Мусхажи поляна»; Тумса басса- «Тумса склон»; Соьлечун чурт дегIа меттиг — «Аварца стела стоит где» и др.

     Есть свидетельства о существовании у тумсойцев значительного числа родовых башенных комплексов ещё в период нашествия армии Хромого Тимура (Тамерлана) на Северный Кавказ. Известно, что армия Тамерлана уничтожила не только поселения равнинных чеченцев, но и поселения и укрепления горной зоны, в том числе расположенные в Аргунском ущелье.
 
     Число разрушенных тогда башенных комплексов тумсойцев, в имеющихся в нашем распоряжении свидетельств, варьируется. По одним сведениям их было восемь-пятнадцать, а по другим – 25 – 30 и более (в их число относят не только жилые башни, но и сигнально-сторожевые сооружения, а также иные жилые строения из камня). В наше время ещё существует одна башня, именуемая как «Тумсойская башня». Это жилая башня позднего средневековья, расположенная в Шатойском районе Чечни, на левом берегу р. Тумсой-эрк. Принадлежит она тайпу Тумсой. Башня имеет высоту около 5 м. Она была построена, по всей вероятности, в XVI веке. Данная башня имеет и второе (народное) название – «Вата-шайхан гIала» (Башня Шейх-Ваты). «Тумсойская башня» является объектом культурного наследия регионального значения.

     На текущий момент число тумсойцев, сдавших генетический тест, не так много. Уже полученные результаты проведенных ДНК-тестирований показывают, что состав тайпа Тумсой, преимущественно, однородный и представлен двумя братскими гаплогруппами J1 и J2. Пока преобладающей является гаплогруппа J1. Она, к примеру, выявлена у представителей  БИРГIИН-ГАР, ГАЗИ-НЕКЪИ, ГIИЧИН-ГАР, ТЕТИ-НЕКЪИ. В меньшей степени обнаруживается гаплогруппа J2. К данной гаплогруппе относятся представители ТIЕМАН-ГАР (ТIемГ-некъи, ТеманГ-некъи), Самбиевы, Наурузовы (тумсойцы из Ингушетии). Однако, вполне допустимо, что процентное соотношение Gg J1 и J2 может претерпеть в будущем изменение при наличии более значительного числа протестированных и в этом направлении нами проводится дополнительная работа.

III. О структурном составе тайпа Тумсой:

     В наше время, кроме «ТIеман гар» (ныне – «ТIемГ-некъи» или «Темган-некъи»), в состав тайпа Тумсой входят:

 - ЛАЗИН-ГАР (пофамильный состав, расселение):

Ахмадовы (г. Грозный; из них Iаббаз), Байсаевы (аул Тумсой, г. Грозный), Бисултановы (аул Тумсой, г. Грозный), Битукаевы (аул Тумсой), Бишаевы (г. Грозный), Булатовы (п. Гикало), Дадаевы (аул Тумсой, г. Грозный), Дацаевы (г.Грозный), Демильхановы (аул Тумсой), Ларзанукаевы  (аул Тумсой), Магомадовы (с/п. Редухой, г. Грозный), Межидовы (г. Грозный), Мерзоевы (аул Тумсой, г. Грозный), Мусаевы (п. Гикало), Садаевы (г. Грозный), Тагировы (аул Тумсой), Тепсуркаевы (аул Тумсой, г. Грозный), Тимаевы (с/п. Тумс-Барзой, Грозный), Магомадовы (Тутаевы, аул Тумсой), Умхановы (г. Грозный; из их семьи доктор наук), Шамсадовы (аул Тумсой, г. Грозный), Цагаровы (г. Грозный), Юсуповы (с/п. Тумс-Барзой), Янарсаевы (г. Грозный), Янгулбаевы (г. Грозный.[1]

 - БИРГIИН-ГАР (по свидетельству представителей этих гаров, БиргIин-гар является ответвлением от корне-родовой ветки – Лазин-гар):

Азиевы (с/п. Тумс-Барзой, г. Грозный), Висаитовы (с/п. Тумс-Барзой), Висхановы (с/п. Тумс-Барзой), Газабаевы (г. Грозный), Гамбулатовы (с. Ачхой-Мартан), Джукуровы (с/п. Тумс-Барзой), Дукаевы (с/п. Тумс-Барзой, г. Грозный), Инсаевы (г. Грозный), Калаевы (г. Грозный), Межиевы (с/п. Тумс-Барзой), Мунаевы (г. Грозный), Мучаровы (с/п. Тумс-Барзой), Сайдулаевы (фактически они Гадаевы. Живут в г. Грозный), Сукиевы (с/п. Тумс-Барзой, г. Грозный), Сусаевы (с/п. Тумс-Барзой, г. Грозный), Укаевы (с. Ачхой-Мартан; Дука и Ука – 2 брата, в их ц1а входят и Гамбулатовы), Умаровы (с/п. Тумс-Барзой), Чупалаевы (г. Грозный), Ялсаевы (с/п. Тумс-Барзой), Ясаевы (г. Грозный).[2]

 - ЧИТМАР-ГАР:

Ацаевы (аул Тумсой, г. Грозный), Битмурзаевы (аул Тумсой, с/п. Тумс-Барзой, г. Грозный), Ватаевы (аул Тумсой), Гучиговы (г. Грозный), Джангириевы (г. Грозный), Озиевы (аул Тумсой, с/п. Тумс-Барзой, г. Грозный).[3]

 - АЛХАСТ-ГАР (по свидетельству представителей этих гаров, Алхаст-гар является ответвлением от корне-родовой ветки – Читмар-гар):

Вагаповы (г. Грозный), Вириговы (с/п. Тумс-Барзе),  Джабраиловы (?), Джамалдиновы (с/п. Тумс-Барзе, г. Грозный), Махмудовы (п. Гикало), Надаевы (?), Орцуевы (г. Грозный), Саралаповы (г. Грозный), Темирбулатовы (с/п. Тумс-Барзе, г. Грозный), Темирбулатовы (?), Тепсаевы (с. Ачхой-Мартан), Тепсуркаевы (?), Хакимовы (п. Гикало),  Шамаевы (с. Ачхой-Мартан), Эрзнукаевы (?).[4]

 - IЕЖИН-ГАР:

Висаевы (с/п. Редухой), Гехаевы (с/п. Редухой, г. Грозный), Гириевы (с/п. Редухой, г. Грозный), Джабраиловы (г. Грозный), Джандаевы (с/п. Редухой, г. Грозный), Ибрагимовы (с/п. Редухой, г. Грозный), Идиговы (с/п. Редухой, г. Грозный), Кагермановы (г. Грозный), Магомадовы (с/п. Редухой, г. Грозный), Нитаевы (с/п. Тумс-Барзой, г. Грозный), Сатабаевы (г. Грозный), Хакимовы (г. Грозный), Ханкаровы (г. Грозный), Хасаровы (с/п. Редухой, г. Грозный), Юнусовы (г. Грозный), Яхъяевы (г. Грозный).[5]

 - ГIИЧИН-ГАР (ГIИЧИНГОЙ):

Анзоровы (с/п. Редухой), Багаевы (с/п. Редухой), Баснукаевы (с/п. Редухой, г. Грозный), Бучаев (п. Горагорский), Дадаевы (с/п. Редухой), Долаевы (с/п. Редухой, г. Грозный), Закриевы (г. Грозный), Истамуловы (г. Грозный), Кукаевы (г. Казань), Назировы (г. Грозный), Сельмурзаевы (п. Гикало), Умаровы (с/п. Редухой, г. Грозный), Шахгириевы (с/п. Редухой), Эскиевы (с/п. Редухой, г. Грозный).[6]

ТУМСОЙ ИЗ с. ВАЛЕРИК:

Алархановы, Зельмухановы, Мелкаевы (Мелькаевы), Ванкаевы, Исаевы, Солсановы.[7]

ТУМСОЙ ИЗ п. ГИКАЛО:

Битмурзаевы (Читмар-гар), Булатовы (Лазин-га), Вириговы (Алхаст-гар), Махмудовы (Алхаст-гар), Мусаевы (Лазин-гар), Сельмурзаевы (ГIичин-гар), Хакимовы (Алхаст-гар), Чупулаевы (БиргIин-гар).[8]

ТУМСОЙ ИЗ с. КАТЫР-ЮРТ:

Анзоровы, Висхаевы, Исраиловы, Магамадовы, Накаевы, Ховцаевы;

ТУМСОЙ ИЗ с. КУЛАРЫ: Самбиевы;

ТУМСОЙ ИЗ с. СТАРЫЕ-АТАГИ:

Айдаевы, Анзоровы, Ахмадовы, Ахматовы, Бакриевы, Берснукаевы, Закаевы, Ибрагимовы, Ильхаевы, Истапаевы, Кадыровы, Кунтаевы, Мациевы, Мудаевы, Нажаевы, Самбиевы, Сербиевы, Тепсуркаевы, Туркаевы (?), Хусаиновы, Чагаевы, Шаиповы, Эдиловы, Эльснукаевы, Эльсултановы (?), Юнусовы, Юсуповы, Яхихановы.[9]

ТУМСОЙ ИЗ Республики Ингушетия: Наурузовы (проживают в гг. Назрань, Сунжа ...)


   Д А Л Е Е - ТУМСОЙЦЫ, НАСЕЛЯЮЩИЕ Г. АЧХОЙ-МАРТАН (селение Iашхой/Ачхой, Iашхойн-Март/Ачхой-Мартан преобразовано в город в феврале 2023 г.). Данные даются в алфавитном порядке:[10]

 
 - БУОКИ-НЕКЪИ:

Фамилии, входящие в родовую ветку «Буоки-некъи»: Алсабековы, Аслахановы, Ахтахановы, Ахмурзаевы, Бугаевы, Вахаевы, Гирмахановы, Ильясовы, Сельмурзаевы, Эскиевы;
Из с. Борзоя и др. населённых пунктов ЧР: Белоевы, Гадаевы, Генаевы, Ильясовы, Мацалговы, Хачукаевы.

 - ГАДИ-НЕКЪИ:

Данная ветка образовалась в середине 90-х гг. ХХ в.
В эту ветку объединились три родственные группы фамилий.
Фамилии, входящие в Гади-некъи: Бачулиевы, Вакалишевы, Витаевы, Джангаровы, Какураевы, Каураевы, Кацаевы, Минцаевы, Садулаевы, Султановы, Тахаевы, Темировы, Тимерсултановы, Цокаевы.

 - ГАЗИ-НЕКЪИ:

Гази-некъи включают в себя следующие фамилии: Абдулаевы, Абуевы, Арсанукаевы, Ахиевы, Асмадовы, Ахмадовы, Ахматовы, Байкаевы, Бекмурзаевы, Бучаевы,Джамурзаевы, Димаевы, Зубайраевы, Исаевы, Магомадовы, Мадиевы, Мадаговы, Мурадовы, Муртазовы, Сатуевы, Умаровы, Устархановы, Хатаевы, Хатуевы, Хусейновы, Шахмурзаевы, Элихановы, Эльмурзаевы.

 - ГIУДИ-НЕКЪИ:

Фамилии, входящие в родовую ветку «ГIуди-некъи»: Атабаевы, Арсамековы, Бекхановы, Домбаевы, Мунаевы, Музаевы, Темирбулатовы, Шаиповы.

 - ИЭКИ-НЕКЪИ:

Фамилии, входящие в родовую ветку «Иэки-некъи»: Алисултановы, Берсановы, Бугаевы, Гайрбековы, Дагаевы, Дакаевы, Даукаевы, Джабраиловы, Дойтаевы, Евсултановы (Тумсоевы), Жабировы, Ибрагимовы, Каимовы, Мутушевы, Осмаевы, Садулаевы, Самхадовы, Сапараевы, Сайдаевы, Товсултановы, Тохтаевы, Тумсоевы, Тумсуевы, Умаровы, Умархаджиевы, Уразбиевы, Шовхаловы, Эльбековы, Юсуповы.
С Иэки-некъи есть общепризнанная родственность фамилий - Тасуевы, Денисултановы, представители которых проживают в с. Гойты.

 - МАМАТ-НЕКЪИ:

Фамилии, входящие в родовую ветку «Мамат-некъи»: Абабаевы, Абалаевы, Абубакаровы, Арсабековы, Арсахановы, Асламбековы, Аслахановы, Банкаевы, Башаевы, Берсановы, Бугаевы, Ванкаевы, Ватаевы,  Виситаевы, Даурбековы, Джамулаевы, Дидаевы, Духиговы, Макаевы, Мусаевы, Мучаевы, Накаевы, Оздамировы, Симбагаевы (Мазлаки ц1а), Симбагаевы (Йорси ц1а), Такаевы, Умаровы, Хакимовы, Цыкаевы, Эстамировы, Эхаевы.
- В селении Старые Атаги (чеч. Йоккха-Атагlа) Урус-Мартановского района ЧР живут Сербиевы, относящиеся к «Мамат-некъи».
- В селении Толстой-Юрт (чеч. Девкар-Эвла) Грозненского района ЧР живут Саидовы, относящиеся к «Мамат-некъи».
- В селении Валерик (чеч. Валаргт1е) Ачхой-мартановского района живут Ванкаевы, относящиеся к «Мамат-некъи».

 - ТЕТИ-НЕКЪИ:

Фамилии, входящие в родовую ветку «Тети-некъи»: Бакаевы, Байсаевы, Гадаевы, Ибрагимовы, Магомадовы, Тумсоевы, Чинтаговы, Эльмурзаевы, Эстамировы, Канташевы, Накаевы.

Примечание: Фамилии Канташевых и Накаевых из родовой ветки тумсойцев "Тети-некъи" (с. Ачхой-Мартан) по родословной (генетическое древо) возводят себя к "ГIичин-гар" (Шатойский район ЧР). То же самое подтверждается и Баснукаевыми, Бучаевыми и Эскиевыми из "ГIичин-гар", составляющие одну из родовых подветок (ЦIА) названного "гар". 

 - ТОБШ-НЕКЪИ:[10]

Фамилии, входящие в родовую ветку «Тобш-некъи»: Арсангириевы, Бакаевы, Батиговы, Бедриговы, Бексултановы, Касараевы, Муршадировы, Натаевы, Эдаевы.

 -ТIЕМАНГАН-ГАР (ТЕМАНГАН-ГАР/НЕКЪИ):

Фамилии, входящие в родовую ветку «ТIеманган-гар»: Автаевы, Алибековы, Бахалиевы, Бексултановы, Бериевы, Гацаевы, Гучиговы, Дадаевы, Дахо, Джабраиловы, Джамурзаевы, Джанаралиевы, Джанхотовы, Дудаевы, Дукушевы, Идиговы, Исмаиловы, Исмаиловы, Коврнукаевы, Кураевы, Мадиевы, Миаевы, Мукаевы, Раисовы, Сагаевы, Садулаевы, Сатуевы, Талхиговы (с. Ачхой-Мартан, п. Ойсхара), Тумсоевы, Устархановы, Хажмурадовы, Хадисовы, Цокаевы, Цугаевы, Шамсаевы, Эльмурзаевы.

- К родовой ветке ТIЕМАНГАН-ГАР относится и фамилия Абдулазизовых, представители которой проживают в с. Надтеречное (Лаха-Невра) Надтеречного района ЧР.

- Также к родовой ветке ТIЕМАНГАН-ГАР относятся все фамилии, составляющие Мухарши-цIа (ваьр) из селения Урус-Мартан: Ахарашовы, Идиговы, Ильясовы, Исмаиловы, Маашевы, Сагаевы, Тутрашевы, Усмановы, Хадаевы, Хатуевы, Хусеевы, Цаашевы, Эдаевы.

- К родовой ветке ТIЕМАНГАН-ГАР причисляется и фамилия Хасуевы. Во второй половине ХIХ в. родоначальники этой фамилии переселились в с. Ачхой из современного селения Борзой Шатойского района ЧР. С того самого времени, по свидетельству Хасуева Лечи, основанном на рассказах его отца Хасу Ахьмада (Дала гечдойла цунна), они соотносили себя с родовой веткой ТIЕМГ-НЕКЪИ.

 - АЛХАСТ-ГАРАХ  -  ЦIА:
Фамилии, представители которых проживают в с. Ачхой-Мартан и входят в родовую общность «Алхаст-гар»: Шамаевы, Надаевы, Эрзанукаевы.

 - БИРГIИН-ГАРАХ  -  ЦIА:
Фамилия Укаевых, представители которой проживают в с. Ачхой-Мартан, относится к тумсойской родовой ветке «БИРГIИН-ГАР».

ПРИМЕЧАНИЯ К РАЗДЕЛУ III:
 
1. Все представители Мухарши-ц1а (ваьр), в основе своём, как и представители собственно ТIЕМГ-НЕКЪИ, БУОКИ-НЕКЪИ, ГАЗИ-НЕКЪИ, ТЕТИ-НЕКЪИ, берут своё начало из ТIЕМАН-ГАРА – образовавшейся первой в структуре тайпа ТУМСОЙ большой родовой ветки в качестве воинского сословия (IX-Х в. н. э.).
Ввиду такого обстоятельства, Мухарши-ц1а (ваьра) относится в равной степени к  ТIЕМГАН-НЕКЪИ, БУОКИ-НЕКЪИ, ГАЗИ-НЕКЪИ, ТЕТИ-НЕКЪИ и мог бы причисляться к любому из этих ветвей тайпа ТУМСОЙ равнозначно;
2. «Некъи» (родовая ветка тумсойцев), сложившиеся в с. Ачхой-Мартан ЧР в ходе непростого и длительного исторического процесса, не во всех случаях являются единым целым или ответвлением от «гаров», расселённых в Шатойском районе ЧР. В основе своём, «Некъи» из селения Ачхой-Мартан, по своей структуре, времени происхождения и т.д., те же самые «гары». Их свободно называют как «Некъи», в то же время и как «Гары». Исключениями являются лишь те случаи, когда те или иные фамилии или группа фамилий, в силу истрических событий и обстоятельств, инкорпорировались в те или иные «Некъи», не разрывая, при этом, принадлежность к своему родовому корню, восходящему к тому или иному «Гара» в Шатойском районе или других родовых сообществ, расселённых в иных поселениях Чеченской Республики.   


IV. Имена известных личностей из чеченского тайпа Тумсой:

1. ТIум – первое и известное имя одного из этнархов тумсойцев;
2. Хьорс (Хьаьрс) – правитель удельного военно-сторожевого поселения  средневекового чеченского государства «Сим-Сим», военачальник и предводитель крепости «Т1еман г1ап» (в месте современного с.Ачхой-Мартан);
3. ТIемГ – военачальник и предводитель, возглавивший в ХVI в. реконкисту (возвращение) некоторых чеченских обществ на равнину в западном направлении современной Чечни;
4. ГIанбур – военно-политический предводитель, деятельность которого относится к ХVII/ХVIII в.в.;
5. Жанбур – политический и государственный деятель ХVIII в.. Важное значением имело то обстоятельство, что при его жизнедеятельности, на протяжении (на основе свидетельствующего материала) 10-15 лет имела место военная передышка, т.е. в течении этого времени не велись войны, что дало людям значительную возможность укрепиться и поднять свой жизненный уровень;
6. Жаьнги Жанхот – автор арабоязычной рукописи «Жахотан тептар» (составлен в 1867 г.), учёный-богослов, известный народный дипломат, историк-летописец, участник Кавказской войны;
7. Шейх-Вата – один из первых мусульман горного края Чечни. Согласно одной из существующих версий, он принял ислам после явления ему во сне Пророка Мухаммеда (С.I.С.), праведник и суфийский шейх. Относительно его биографических данных и жизнедеятельности существует целый ряд версий. В настоящее время мы работаем над тем, чтобы на основе более тщательного исследования, учитывая при этом все имеющиеся в нашем распоряжении материалы полевых записей, сформулировать свою точку зрения по всем имеющимся вопросам относительно личности Шейха-Ваты;
8. Дуркш (Дуркъш) – участник Кавказской войны, наиб участка аула Март (Ачхой);
9. МIежа – вакиль Кунта-Хьажи Кишиева в селении Ачхой (Ачхой-Мартан), участник Кавказской войны. В более ранние годы был сподвижником Бейбулата Таймиева;
10. Дахо Джанхотов – государственный и политический деятель первой трети ХХ в.;
11. Тимаев А. Ж.  (Ваха) - советский и (российский) чеченский учёный, доктор филологических наук, профессор, академик Академии наук Чеченской Республики;
12. Умханов Х.А. - доктор медицинских наук, профессор, детский ортопед и  травматолог, Заслуженный изобретатель СССР, член Гильдии протезистов-ортопедов России;
13. Арсанукаев Зайнди Зиявдиевич (05.06.1952 г.) — доктор физико-математических наук;
14. Аслаханов С-А.М. – доктор педагогических наук, профессор, Чеченский
государственный педагогический университет (ЧГПИ);
15. Сапаев (Нетаев) Хусейн Хамзатович - доктор технических наук, с 2018 г. — профессор кафедры химии ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»;
16. Баснукаев М.Ш. - кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Налоги и налогообложение» Чеченского государственного университета.

V. Об источниках и литературе о тайпе Тумсой:

Опубликованные статьи:

1. Дахо А.А.  «Жахотан тептар» (текст и комментарии). Статья вышла в журнале «Таллам» АН ЧР - №3 (20), 2020. На страницах 46-65 (включительно):
2. Тесаев А.З. «К вопросу о роли рукописи «Жахотан тептар» в освещении средневекового периода истории чеченцев» (рецензионная статья). Вышла в журнале Lingua – universum, №3 2020 г. На страницах 70-75;
3. Дахо А.А. «Март-нах: кто они?». Вышла в журнале Lingua – universum,
№3, 2020 г. На страницах 63-69;

ИСТОЧНИКИ:
1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; - Из материалов книги «ЖАХОТАН ТЕПТАР»;

Материалы на стадии разработки и публикации:

     На текущий момент в стадии опубликования находится несколько научных статей , содержание которых связано с историческим прошлым тайпа Тумсой, готовится к изданию книга на чеченском языке под названием «Жахотан тептар». Планируется её издание в будущем и на русском языке. Более того, под научным руководством  доктора исторических наук, профессора Л.М. Гарсаева готовится материал к книге «Тумсой из народа нохчий».


Рецензии
Очень интересно

Парвин Гейдаров   12.12.2022 20:28     Заявить о нарушении
Уважаемый, Парвин Гейдаров!

Искренно признателен за Ваш отзыв!

С уважением!

Дахо Алви   12.12.2022 21:14   Заявить о нарушении
1. Родословие чеченцев - Рюриковичей:
ЛЕГЕНДАРНЫЕ РЮРИКОВИЧИ РУССКИХ ЛЕТОПИСЕЙ - ЭТО ПОТОМКИ РЮРИКА. Т.Е. ПРОРОКА МУХАММАДА - мир ему.
В Исламе их называют Алидами, потомками халифа Али-мир ему. - С илл.
http://vk.com/moskovitt?w=wall223360289_6472
.
Адам ОЛЕАРИЙ О РУССКИХ В 1654 Г. И ГОС. ДУМА РОССИИ В 1994 г.
Что объединяет русских и евреев крепче сиамских близнецов. - С илл..видео
http://vk.com/moskovitt?w=wall223360289_6460/all
.
3. Екатерина-2 и Путин -1:
КАКИЕ "РУССКИЕ" ЗЕМЛИ ХОЧЕТ ЗАБРАТЬ ПУТИН У УКРАИНЫ.
- Хипеж рабов: Корона немки Екатерины -2. - С илл., видео.
http://vk.com/moskovitt?w=wall223360289_6463%2Fall

Олег Александрович Олегов   08.02.2023 20:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.