Вера, подогнанная под себя

Десятилетиями, до развала Союза, мы, арцахцы, были атеистами, и многие из нас гордились этим фактом. Впрочем, не только мы, многие советские люди были в таком положении, ибо власть вдолбила нам всем в голову, что «религия – это опиум для народа».

В Нагорном Карабахе, где десятки и десятки раннехристианских монастырей, церквей, фактически не было ни одной действующей церкви. Многие культовые сооружения использовались, в лучшем случае, под склады, амбары и пр. Некоторые были разрушены временем и руками людей.

В то же время, в сёлах, горах, были святые места (вековые деревья, родники и т.д.), где люди делали жертвоприношения. А потом делили мясо жертвенного барашка или петушка на семь частей и раздавали людям. Вот и вся вера…

После развала СССР вера ураганом ворвалась в нашу жизнь, открыв глаза нам на христианство. Люди потянулись к Святому Писанию, у нас появились священники, и надо отметить, что многие карабахцы впервые в жизни увидели «живого» священнослужителя, впервые услышали проповеди в церквах. В школах был введён час «История религии».

Начали ремонтироваться и открываться монастыри и церкви.

Бывая в церкви, я всегда с интересом наблюдал за людьми, которые молились, общались с Всевышним, «рассказывая» о своём наболевшем, о своих проблемах, прося о помощи. По глазам и выражению лица, позы человека, находящегося в церкви, можно приблизительно определить, кто перед тобой. Город у нас небольшой, многие знают друг друга, также знают о проблемах в семьях. Погибшие, без вести пропавшие, искалеченные, вынужденные переселенцы – вот оборотная сторона медали всех войн, и мы не стали исключением из этого правила…

Много лет назад был случай, когда я вошёл в церковь, чтобы зажечь свечу и помолиться. В помещении было мало людей, старик да девушка, которые, закрыв глаза, молились.

В это время распахнулась входная дверь. Боковым зрением я увидел, как молодой парень спортивного телосложения, одетый в дорогой чёрный костюм, придерживает дверь.  И входит один из наших высокопоставленных чиновников, а за ним 5-6 человек из его приближённых. Чиновник встал посередине помещения церкви, опустив голову. Подошёл молодой человек и молча протянул ему несколько больших свечей. Последний взял их и подошёл к специально отведённому месту, где можно зажечь свечи.

Я опустил голову, делая вид, что не заметил его и сквозь прикрытые веки наблюдал за происходящим.

Лицо чиновника, всегда надменное, было покорным, он закрыл глаза и, крестясь, начал молиться, что-то бормоча себе под нос. Стёкла очков в дорогой оправе запотели…

Старика, стоявшего рядом со мной, я знал. У него тяжело болеет жена, сын погиб во время первой карабахской войны и можно было понять, что этот человек может попросить в молитве Его.

«А что просит этот чиновник? - подумал я. - У него прекрасный трёхэтажный дом, круглосуточная охрана, высокая зарплата, машина для обслуживания детей и супруги, дома - прислуга, все родственники устроены на «хлебных» местах». В городе поговаривали, что он ещё не чист на руку. А что может просить, сей чиновник Всевышнего, ведя неправедный образ жизни?..

Минут через пять, молодой человек, также попридержал входную дверь, чтобы чиновник смог выйти на улицу, где уже ожидали его приближённые. Чиновник с надменным выражением лица и степенной походкой подошёл к служебному Джипу. Сопровождающий открыл дверь автомобиля и после того, как чиновник сел, осторожно закрыл её. Колонна из пяти джипов тронулась и скрылась за поворотом…

Есть люди, помогающие церкви: дают наличными большие деньги, помогают реставрации, ремонту. Не все, слава Богу, но среди этой категории есть те, которые занимаются неблаговидными делами: взятки, откаты, неуплата налогов, воровство и пр.

Наверное, помогая церкви, они считают, что после этого «исчезают», «рассасываются», замаливаются их грехи. Но дело в том, что эти люди   не исправляются, а продолжают вести свой привычный образ жизни, становясь ещё наглее и циничнее. Наверное, после каждой удачной сделки, они вносят церкви свою «долю» и спят со спокойной душой, мол, теперь всё нормально. И так до следующего раза…

Надо полагать, что у этих людей своя, «удобная» для них вера. А точнее, подогнанная, видоизменённая вера под себя, где после каждой взятки, отката, откровенного воровства, можно спокойно «откупиться» деньгами и продолжать припеваючи жить…

Март 2021 г.


Рецензии