Татарский язык в 1-ой вшрсс

Сашке Мясникову посвящаю


Санёк, если ты жив, давай вспомним 1960-й год, нашу Первую ВШРСС на Шиховской косе Каспия, где из нас творили радиотелеграфистов. Мы были с тобой напарниками в освоении связи и приёма и передач морзянкой на ближних и дальних радиополигонах. Помнишь? Гоняли нас в школе до седьмого пота, но мы находили время и похохмить. Порой казалось, что в нашу роту собрали одних «артистов» со всех хуторов, станиц, сёл, кишлаков и аулов, хат, юрт и саклей. Меня, хохмоча, выловили в знаменитом Ростов-папе на Дону. Тебя, татарина, еле словили в степи на реке Сал. Бог свёл нас до пары. Ты по русски, откровенно говоря, говорил плохенько, а я по татарски вообще не шарабанил. Надо же было нам общаться, вот я тебя и упросил подучить меня вашей речи. Начал ты меня обучать по свей методике и кое-как объяснил, что тата;ры по вашему - татарлар, а татарская станица - татар тартмасы  или татарлар тартмасы.


 Тебе было трудно переводить на русский язык, и я стал запоминать на слух, как радист, не зная значения содержания. Помнишь, Саня, как я быстро запоминал и, хохоча, выкрикивал после отбоя в казарме, отчего хохотали все курсанты, а зам. комвзвода, крымский татарин, Шмиголь рыскал глазами по казарме в поисках какого-нибудь татарина. Ему и в голову не приходило, что это я, Ханджей ору:

- Киль манда. -

А Володька Непомнящий из Херсона кричал:

- От манды киль. -

Шмиголь котом камышовым прыгает в одил угол казармы, а из другого угла Стас Хекилаев орёт:

- Блям, блям, исяр тугель!

Белять нада, дуслар! -

А Роман Хекилаев из Кисловодска своё орёт:

- Газер усень шуугна, ганцхен модень гевна! –

А Алик Бордюков, москвич из интеллигентной семьи пацан, издеваясь над Шмиголем, словно пищит:

- Ховнинтен хулсиге ховрад угаднь юорийе. –

И весь «шухер» завершал Славка Аралушкин, мастер спорта по боксу:

 - Ата ман. -

Саша, дорогой мой товарищ по оружию, после окончания школы разбросала нас военная судьба по частям БакВО. И службу нёс я на знаменитом острове Наргин (Зёюк-Зиря), где служили такие же «хохмачи», которых бакинцы называли «Боги войны», а сам остров «Огненный щит». О том прекрасном времени – молодости нашей и наргинцах – ты , или твои дети и внуки можете  прочесть у меня в разделе «Воспоминания. Наргин Зёюк-Зиря»

P.S. Теперь там кладбище кораблей и руины.


Рецензии