Сказка про книгу

В одном известном городе, название которого я позабыл, случился ажиотаж из-за книги.

Эту книгу написал городской сумасшедший. Собственно говоря, это была не книга даже, а книжонка: какие-то невнятные рассуждения и необоснованные обвинения. Да и издана она была в Чужом мегаполисе, так что, скорее всего, свободные граждане о ней никогда бы не узнали. Но тут на городского сумасшедшего дружно накинулись журналисты и начали распекать и его самого, и его позорное творение. 

Чужой мегаполис, посмевший опубликовать эту «мерзость», журналисты обвинили в провокации. А городского сумасшедшего обозвали свиньей, которая гадит в корыто, из которого жрет. Цитировались и самые возмутительные места из сего клеветнического опуса.

Не смогли отмолчаться и депутаты: по указанию градоначальника они тоже сказали свое «фи» городскому сумасшедшему и его книге.

«Все, что написано в книге, больше относится к Чужому мегаполису, нежели к нашему городу», - заявил первый депутат.

«Я книгу не читал, но и без того знаю, что городской сумасшедший – сволочь», - поддержал его второй.

«Тюрьма по нему плачет», - мрачно предсказал третий, забыв, однако, уточнить, по кому именно плачет тюрьма. Можно было понять и так: она ждет не дождется не городского сумасшедшего, а градоначальника.

Но это была лишь оговорка, а в целом депутаты никогда не гадили в свою огромную кормушку. Ведь для этого есть плоские миски свободных граждан.

И свободные граждане, давно переставшие что-либо читать, были заинтригованы. И засели за свои компьютеры, чтобы эту книгу найти. И, разумеется, нашли ее.

Ничего нового они не узнали. Но были восхищены смелостью городского сумасшедшего.

Вот что, например, он писал о градоначальнике:

«Стоит только градоначальнику чихнуть, как по всему городу тут же устраивают массовые обсуждения этого чиха. Нам всем объясняют, как вовремя, как удачно чихнул градоначальник и как это замечательно скажется на здоровье всех свободных граждан. Кажется, работа всех наших шаманов заключается только в том, чтобы кричать: «Будьте здоровы, ваше демократическое величество! Благодаря вам и мы все тоже будем здоровы!» Хотя, конечно, шаманы еще должны следить за тем, чтобы все остальные свободные граждане не отмалчивались, а тоже дружно славили градоначальника. При этом как-то не заметно, чтобы здоровье свободных граждан улучшилось. А потому правильно написал один поэт, имя которого я забыл:

А страна моя родная
Вот уже который год
Расцветает, расцветает
И никак не расцветет».

Или еще:
«Градоначальник пришел к власти со словами «Мочить в сортире» и этим только и занимается. Ничего другого он делать или не умеет, или не хочет. Хотя, скорее всего, и то, и другое: не хочет, потому что не умеет. Ему и так хорошо. А враги, которых мочат в сортире, внутренние и внешние наши враги – это враги не города, а градоначальника».

«Наше стремление встать в один ряд с Чужим мегаполисом и Сказочным поселением, - писал далее городской сумасшедший, - постоянное промывание наших мозгов по этому поводу, бесконечные заверения, что мы обязательно этого добьемся, догоним и перегоним напоминают мне стихи другого поэта, имя которого я тоже забыл:

Друг-гвинеец так и прёт —
Всё больше отставание.
Но я надеюсь, что придёт
Второе мне дыхание.
Потом я третье за ним ищу,
Потом — четвертое дыханье…
Ну, я на пятом сокращу
С гвинейцем расстоянье!»

Презрительно отозвался городской сумасшедший и о той громадной помощи, которую градоначальник оказывал временно обнищавшим свободным гражданам:
«Бросит градоначальник свободным гражданам обглоданную кость с барского стола, а крику столько, будто подарил им скатерть-самобранку».

Досталось и городскому телевидению:
«Я думаю, все эти идиотские ток-шоу, «глубокомысленные» рассуждения политиков-кретинов, низкопробные телесериалы на телевидении – это не потакание вкусам телезрителей, а кое-что более омерзительное. Это целенаправленное взращивание быдла! Ведь оно, быдло, не умеет смотреть дальше своего носа, а потому им легче управлять. Так что телевидение цинично отрабатывает госзаказ».

Разумеется, эта фраза тележурналистов возмущала больше всего, но они ее почему-то не цитировали. Зато ее с удовольствием цитировали городские газеты.

Пытался городской сумасшедший и шутить. Одна из его шуток:
«Ценность твоих вещей определяется временем, затраченным на их поиск. Вот и выясняется, что в отсутствие жены самыми ценными оказываются чистые носки».

Но здесь свободные граждане были озадачены: а причем здесь чистые носки? Чего вдруг городской сумасшедший ударился в философию? Ты о градоначальнике давай, коль начал!

И городской сумасшедший «дал» о градоначальнике. Вторую его шутку свободные граждане признали более удачной:

«Когда наш город переименовали, назвав его именем градоначальника, у нас в семье случился разлад. Моя жена вдруг потребовала, чтобы одна комната в нашей квартире была названа ее именем. После долгих споров сошлись на том, что это будут кухня. Хотя жена изначально претендовала на спальню».

А вот журналисты из-за этой шутки разнесли городского сумасшедшего в пух и прах. У них появилась прекрасная возможность обвинить его во лжи. Ведь у городского сумасшедшего никогда не было ни жены, ни квартиры.

Несколько слов городской сумасшедший сказал и о патриотизме. И вот что именно:

«Я думаю, что патриотизм – настоящий патриотизм – это «тихое» чувство. Настоящий патриот не станет драть глотку и кричать на всех углах о любви к Родине. Эта любовь просто живет внутри него. Но есть и ура-патриотизм. Он разжигается искусственно и, как правило, на ненависти к другим странам и к другим народам. Но ура-патриотизм быстро сдувается. А бывает и хуже – взрывается!  Где-то я прочитал об одной Богом забытой стране под названием, если не ошибаюсь, Россия. Перед войной 1914 года там абсолютно все были ура-патриотами и до безумия любили своего царя. А через четыре года почти все уже радовались, что царя расстреляли. И вот что я еще заметил: чем ниже интеллект человека, тем выше его ура-патриотизм».

А вот еще одно философское рассуждение – и тоже весьма сомнительного качества: «Мне кажется, вечная проблема нашего города вот в чем. Когда власти немного отпускает вожжи, народ решает, что все дозволено и пускается во все тяжкие. И тогда власти (со страха, может быть) начинают закручивать гайки, но так увлекаются этим процессом, что уже не могут остановиться. То есть ни те, ни другие не знают меры. «Широка душа и наших граждан, и правителей наших, но лучше бы ее сузить».

Эти две записи внимательно проанализировали уже не журналисты и даже не депутаты, а шаманы в погонах. После чего городского сумасшедшего обвинили в публичных призывах к осуществлению террористической деятельности…

В книге еще много чего интересного, но пересказывать остальные сентенции городского сумасшедшего у меня не хватает смелости. Скажу больше – я даже не читал эту книгу! Ведь я законопослушный свободный гражданин!

Более того! С гордостью могу заявить, что я истинный патриот своего города, хотя и забыл его название!


Рецензии
Действительно, эта сказка прошла мимо моего внимания. И я подозреваю, что не все сказки здесь были мною прочитаны. В разделе "Новые сказки..." я точно все прочла. А здесь наверное что-то упустила. Нужно будет пересмотреть заново. Конечно, жаль, что на Прозе отсутствует опция скачать книгу, как , к примеру, на АвторТудей. Поэтому придется потрудится. Когда-то я так начала распечатывать свою книгу. Хотелось сделать подарок маме. Но у мамы началась деменция, и книги ей уже были ни к чему. Поэтому я это дело забросила. С началом войны я вообще редко за компьютер садилась. Совсем забросила и писать и печатать. В результате принтер засох, причем, как оказалось, навсегда. Без возможности размочить и восстановить. так что процесс распечатки пока остановлен до лучших времен. Пока у нас на очереди электрические станции и солнечные батареи. Но я не теряю надежды. Заведу специальную папку и начну туда копировать все ваши сказки.

Что же касается самой сказки, то городской сумасшедший часто говорит правильные вещи. За что и сидит в тюрьме.

Как я понимаю, городской сумасшедший - это собирательный образ российской оппозиции, чей слабый голос почти не слышен сквозь толстые стены той тюрьмы, в которую её загнали. Да и количеством она не блещет, как и качеством.

Про патриотизм - в самую точку. У этого самого ура-патриотизма в русском языке есть еще одно обозначение - кваснОй патриотизм или лапотный. Про такого рода патриотизм хорошо сказал английский поэт и критик Сэмюэль Джонсон: "Патриотизм - это последнее прибежище негодяя". И это выражение сейчас как нельзя ярко демонстрируется в одной известной всем стране. Даже последние преступники и негодяи, прикрываясь патриотизмом и слепой любовью к своему отечеству, получают прощение за свои преступления и индульгенцию на преступления в будущем. И это страшно.

Рута Неле   05.08.2023 18:31     Заявить о нарушении
Я вас понимаю, Елена: в такой ситуации трудно сидеть за компьютером. Хотя я все-таки периодически захожу на вашу страницу, жду продолжения.
А в данной сказке я вложил в уста городского сумасшедшего некоторые свои рассуждения. В том числе и о переименовании нашей столицы Астаны в Нур-Султан. Был уверен, что ей вернут название, но не думал, что это случится еще при жизни Назарбаева.
А квасные патриоты - это вообще не патриоты. Либо негодяи, как справедливо
заметил Джонсон, либо идиоты.

Олег Поливода   05.08.2023 19:38   Заявить о нарушении
Ого. Я такого не знала. Да у вас там, похоже, культ личности покруче, чем в рф.
Я когда читаю Ваши сказки, автоматически переношу события в одну известную "супердержаву", забывая о том, что Вы можете иметь в виду совсем другую страну. Свою, к примеру. Но в этом-то и весь трагизм, что подобное может происходит не в одной стране, а в каждой второй из тех, что когда-то именовались ссср.

А по поводу так называемого патриотизма и национальной гордости ещё вспомнились слова небезызвестного Виктора Шендеровича:"Раба легко узнать по гордости за его хозяина". наверное именно этим и объясняется та истерика, в которую впадают россияне, когда слышат критику своей страны. Потому что для них характерна мощнейшая самоиндентификация с россией - когда без страны и её величия ты - никто, пустышка.

Рута Неле   05.08.2023 20:47   Заявить о нарушении
Куль личности у нас еще тот был! Куда ни кинь, везде Назарбаев или Нурсултан: улица, проспект, университет, вершина, столица... В Интернете даже песню Антонова несколько переделали: "Пройду по Назарбаева, сверну на Назарбаева..." Моя "Сказка про ономастику" именно об этом. Но теперь начинают потихоньку переименовывать. Во всяком случае, столицу и вершину уже переименовали. Но теперь у нас более адекватные времена. По крайней мере, пока.

Олег Поливода   05.08.2023 21:05   Заявить о нарушении
Не смогла отправить сообщение почем-то, поэтому решила написать здесь, потому что Вы писали, что периодически забегаете ко мне на обновление. Ну, вот, наконец-то я хоть что-то сумела написать и опубликовать. Уж и не знаю, какими титаническими усилиями. Если так пойдет и дальше, боюсь, придется мне писать до конца жизни. Не судите строго, как смогла, так и написала.

Рута Неле   07.08.2023 18:28   Заявить о нарушении