Москва и Орловский край

Москва — столица России, ее трепетное и чуткое сердце. Москва — великий город мира. Сколько эпитетов у этого необыкновенного города! Москва белокаменная, первопрестольная, златоглавая и чудесная, древняя и вечно молодая. Орловцы восторженно относятся к столице, памятуя о том, что у нашего края с Москвой давние, тесные и неразрывные связи. Вспоминается граф, московский генерал-губернатор Ф.В.Ростопчин. Он родился в с. Космодемьяновское на Орловщине. Уроженец Москвы, герой Отечественной войны 1812 года, генерал А.П.Ермолов жил и похоронен в Орле. Его двоюродный брат, поэт, герой Отечественной войны 1812 года Д.В.Давыдов владел имением в Орловской губернии. Орловцы историк Т.Н. Грановский и медик А.И. Бабухин были профессорами Московского университета. Уроженец г. Орла П.К.Штернберг стал профессором Московского университета и директором Московской обсерватории. Уроженец г. Ливны Р.В.Хохлов, физик, академик, ректор МГУ. Жили в Москве наши земляки композиторы братья Василий Сергеевич и Виктор Сергеевич Калинниковы и литературовед М.М.Бахтин. Орловец И.А.Фомин прославился как архитектор в Москве. И этот список можно продолжать и продолжать. Именами многих орловцев названы улицы в столице. Многие орловские литераторы жили в Москве и её образ нашёл отражение в их творчестве. В конце 1822 года будучи преподавателем Московского университетского пансиона уроженец Орловской губернии С.Е. Раич создал Общество молодых любителей литературы (т.н. кружок Раича, улица Б. Дмитровка, 9-11), куда входили Д.В. Веневитинов, В.Ф.Одоевский, В.К.Кюхельбеккер, Ф.И.Тютчев, будущий декабрист П.И. Калошин и другие. Часто бывал в салонах З.А.Волконской (Тверская улица, 14), семьи Сухово-Кобылиных (Б. Харитоньевский переулок, 17, Б. Кисловский переулок, 4; Тверская улица, 21). Раич был наставником М.Ю.Лермонтова и Ф.И.Тютчева. С 1840-х гг. жил в Протопоповском переулке, 10. Последние годы жизни сотрудничал в журнале «Мосвитянин». (Москва: Энциклопедия, 1997. — С. 679).

Ф.И. Тютчев.
 С 1804 года семья Тютчева жила в Москве первоначально в доме тётки матери Тютчева — графини А.В.Остерман (во дворе дом 8 по Трехсвятительскому переулку). В детстве часто бывал у бабушки по отцовской линии — П.Д.Тютчевой (улица Арбат,44) и дедушки по материнской линии — Л.В.Толстого (Б. Грузинская улица, 4). Осенью 1810 года семья Тютчева сняла дом в Староконюшенном переулке, а в декабре того же года мать поэта — Е.Л.Тютчева купила усадьбу в Армянском переулке.(дом 11). С 1816 года Тютчев посещал лекции профессора Московского университета
А.Ф.Мерзлякова, которые тот читал в Долгоруковском переулке, в доме поручика Яковлева (ныне Никитский переулок, 5; дом перестроен). В 1819-1821 годах учился на словесном отделении Московского университета; был дружен с будущим историком М.П.Погодиным. В Москву приезжал в 1825 и 1843. В 1825 году  бывал у своего родственника — дипломата А.И. Остермана-Толстого (Божедомский переулок, ныне Делегатская улица, 3) посещал салон З.А.Волконской. В 1843 остановился у родителей, снимавших квартиру в доме Крезовой на Садовой-Триумфальной улице (Д. 25). Тютчев считал Москву, наряду с Римом и Константинополем, одной из трёх (заветных столиц) грядущей Всемирной империи. Тютчев многократно бывал в Москве. Обычно останавливался в гостинице Шевалдышева (Тверская улица, 12; дом перестроен), посещал Английский клуб, был активным участником политических дебатов в клубе вокруг событий Крымской войны 1853-1856годов. Часто посещал П.Я. Чаадаева (на Новой Басманной улице). В 1863 Тютчев приезжал в Москву с Е.А. Денисьевой, останавливался в меблированных комнатах баронессы Корф в Б. Гнездниковском переулке, Бывал у сестры Денисьевой — М.А. Георгиевской в доме Шиловского (улица М. Дмитровка, 3; дом перестроен). Печатался в газетах «День», «Москва». После смерти Тютчева его сын Иван начал собирать материалы о жизни отца, ставшие основой музея Тютчева, разместившегося в подмосковном имении
Мураново, принадлежавшем тестю Ивана Фёдоровича — литератору Н.В.Путяте. Имя Тютчева носит улица (Тютчевская аллея) в Узком на юго-западе Москвы. (Москва, Энциклопедия. — С. 836; Чернов Николай. И.С. Тургенев в Москве. - М. Грахль, 1999. — С.7-9).

И.С. Тургенев.

Иван Сергеевич пишет: «Москва — это инвалидный дом российских дворян знатных и незнатных, влиятельных и бесчиновных. Все отставные стекаются сюда век доживать. Надобно ль малолетних деток отдавать в учение — едут в Москву. Со всего российского света сюда к зиме стекаются, зато летом хоть шаром покати — никого нет, даже трава на улицах станет пробиваться. Разбредутся по деревням — к зиме деньги собирать». Предки И.С.Тургенева по отцу и по матери — были в сущности коренными москвичами. При первых Романовых «дворянские гнёзда», где владельцы жили бы оседло из поколения в поколение встречались в провинции ещё редко. После Смутного времени там было небезопасно. Состоятельные и родовитые семьи, как правило, содержали благоустроенные усадьбы в столице или больших городах, а в свои деревни ездили ненадолго. У Лутовиновых, пращуров Ивана Сергеевича, в допожарной Москве имелось несколько домов на Остоженке, на Девичьем поле, в Пушкарской слободе. Точно так же и у рода Тургеневых: одна из усадеб размещалась на Арбате, у Сенного рынка, там, где теперь телефонная станция; другая — в Китай-городе, у Варварских ворот, рядом с церковью Знамения. Родители будущего писателя долгие годы сохраняли приверженность психологии старомосковской знати. Варвара Петровна ещё девицей имела усадебный дом с целым штатом в приходе церкви Неопа-лимой Купины. События 1812 года, пожар и разорение Москвы окончательно обрекли Лутовиновых и Тургеневых на постоянное проживание в губернской глубинке. Иван Тургенев любил первопрестольную и хорошо знал этот город с раннего детства, которое лишь частью прошло в деревне. Первый раз дети Тургеневых увидали белокаменную в мае 1822 года, когда семья вереницей собственных экипажей направлялась из Спасского-Лутовинова в Петербург и дальше — в путешествие по чужим краям. Простился же Тургенев с Москвой в конце лета 1881 года, в последний приезд на родину. Биографы насчитывают в Москве свыше 50 памятных мест, связанных с Тургеневым. Постоянным московским жителем Иван стал в 1824 году(он уже значится здесь в исповедной ведомости). Родители поселились в Москве с целью обучения подрастающих сыновей. Ребёнок на всю жизнь запомнил случившуюся тогда встречу с поэтом-баснописцем И.И. Дмитриевым (с ним были знакомы родители): «Твои басни хороши, а у Крылова — лучше!» — простодушно заявило дитя. С 1827 Тургенев жил в Москве, куда переехали родители, поселившиеся в доме на углу Садовой-Салютённой улицы и Б. Спас¬ского (ныне Б. Каретный пер., 12/24; дом перестроен). Т. с братом были определены в пансион Вайденгаммера, а в 1829 году — в пансион Лазаревского института. В 1833 Тургенев поступил на философский факультет Московского университета. Бывал в Москве наездами, жил в доме матери (улица Остоженка, 37; мемориальная доска). После смерти матери останавливался у брата Николая Сергеевича на Пречистенке. В 1843 году познакомился с французской певицей Полиной Виардо-Гарсия... Среди московских друзей и знакомых Тургенева — С.Т. и К.С. Аксаковы, П.В.Анненков, В.П.Боткин, А.И.Герцен, И.Е.Забелин, М.М.Ковалевский, В.Ф.Одоевский, А.Н.Островский, А.Ф.Писемский, М.П.Погодин, С.А.Соболевский, А.А. Фет (в его доме Тургенев жил несколько дней в ноябре 1858 года), М.С.Щепкин. В Москве впервые увидели свет многие произведения Тургенева, в их числе «Записки охотника» (1852). В Малом театре поставлены его пьесы «Холостяк» (1850), «Провинциалка» (1851), «Месяц в деревне» (1872). В Москве разворачивается действие многих его романов, повестей и рассказов. 7.06.1880 Тургенев выступил с речью на пушкинском празднике в зале Благородного собрания. Последний раз писатель был в Москве в 1881 году. Имя носит площадь между Мясницкой улицей и Сретенским бульваром (с 1885; в том же году на площади была открыта тургеневская читальня) и находящаяся на ней станция метро. С 1860 года останавливался у своего друга И.И.Маслова, управляющего московской удельной конторой (Пречистенский, ныне — Гоголевский бульвар, 10, мемориальная доска). (Москва, Энциклопедия, 1997. — С. 833). Мать писателя В.П.Тургенева похоронена на территории Донского монастыря г. Москвы.

«После обеда пошли мы гулять, Москва разлилась ужасно: в 1810 году была только ей подобна; льдины, бочки, брёвна, крыши домов, горшки, ящики — всё летит по реке, которая с ужасным рёвом клубится, бушует, стенает, вертится, взвивается, кипит. Она даже потопила улицу со стороны Кремля, не говоря о той стороне, которая потоплена». (Письмо из Москвы И.С.Тургенева от 3, 4, 5, (15,16,17) апрель 1831 года дяде Н.Н.Тургеневу. «В ночь на Пасху я был в Кремле. Это было великолепно! Ночь — тихая, безветренная, небо — тёмного, серо-синего цвета, усыпанное звёздами и с мягкими облачками на нём,огромная площадь,освещённая фонарями,возвышающимися вдоль фасадов старых византийских церквей, увенчанных куполами зеленоватого золота, и тысячи свечей в руках толпы — собранной, молчаливой, но благостной, медленно текущей и затем, ровно в полночь — протяжный рёв большого колокола Ивана Великого <.>, вдруг, появление из храмов крестного хода — хоругви, пение священников в серебряных ризах и в митрах на головах, и — всё покрывающий оглушительный перезвон пятидесяти колоколов «сопрано», и весь этот люд, трижды целующий друг друга в щёку и повторяющий: «Христос Воскресе!» — да, на это стоит посмотреть — и увидеть это можно в одной Москве». (Москва, 24 апреля — 6 мая 1880 года, из письма И.С. Тургенева Клоди Виардо.Перевод с французского Л.Балыковой). Действие одной из самых знаменитых повестей И.С. Тургенева «Муму» происходит в белокаменной.
«В одной из отдаленных улиц Москвы в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившемся балконом, жила некогда барыня, вдова, окружённая многочисленной дворней. Сыновья её служили в Петербурге. Дочери вышли замуж. Она выезжала редко и уединённо доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи» (1854).

А.А. Фет.
 
А.А.Фет впервые посетил Москву в 14-летнем возрасте проездом, остановившись в гостинице Шевалдышева (Тверская улица, 12; дом не сохранился). В 1837 году определён в Московскую «погодинскую школу» (дом М.П.Погодина на Девичьем поле); в 1838-1844 годах учился на словесном отделении философского факультета Московского университета. Зимой 1839 года поселился в доме родителей А.А.Григорьева (улица М. Полянка, 12; дом не сохранился); сближается с Я.П.Полонским, С.М. Соловьевым, К.Д.Кавелиным; в доме В.П. Боткина познакомился с А.И. Герценом; посещал Ф.Н. Глинку на Сретенке, бывал на «Литвечерах» у Н.Ф. и К.К.Павловых. (Рождественский бульвар, 14), где встречался с М.Н.Загоскиным, Т.Н. Грановским. С конца 1841 года регулярно печатался в журнале «Москвитянин»; в типографии С.И.Селивановского выпустил первый сборник стихов «Лирический пантеон» (1840). В 1857 году Фет, женившись на сестре Боткина Марии Петровне, поселился в д. №3 по улице М. Полянка; сблизился с Л.Н.Толстым, его сестрой и братом. Останавливался в гостинице Шевалдышева; в 1861-1863 годах — в доме Боткина (Петроверигский переулок, 4 и др.). В ноябре-декабре 1867 года  устроил в Москве литературные чтения в пользу голодающих крестьян. С 1881 года каждую зиму проводил в купленном им доме на ул. Плющихе (дом 36; не сохранился). Жизнь Фета в Москве отражена в его книге «Мои воспоминания» (т. 1-2, 1890) и мемуарах «Ранние годы моей жизни» (опубликован в 1893 году). (Москва: Энциклопедия, 1997. — С. 855). Вся жизнь А.А. Фета была связана с Москвой. Здесь он учился в университете, здесь подолгу жил в разные периоды, встречался с А.А.Григорьевым, В.П.Боткиным, Л.Н.Толстым, В.С. Соловьёвым и другими своими замечательными современниками. В Москве вышли 7 из 8 его поэтических сборников, переводы, две книги мемуаров. Московская тема широко отражена в его творчестве.

Был чудный майский день в Москве;
Кресты церквей сверкали,
Вились касатки под окном
И звонко щебетали.
Я под окном сидел, влюблён,
Душой. И юн и болен.
Как пчёлы, звуки вдалеке
Жужжали с колоколен.
(Мешков В. Открытие Москвы. - Путеводитель по книгам, М.: Книжная палата,
1992. — С. 246).
«Дом Григорьевых с постоянно запертыми воротами и калиткой на задвижки находился за Москвой-рекой на Малой Полянке, в нескольких десятков саженей от церкви Спаса в Наливках. Приняв меня как нельзя более радушно, отец и мать Григорьева просили бывать у них по воскресеньям. А так как я в это время ездил к ним на парном извозчике, то уже на следующее воскресенье старики буквально доверили мне свозить их Полонушку в цирк. Все мы хорошо знали, что Н.В.Гоголь проживает на антресолях в доме Погодина, но никто из нас его не видал. Только однажды, всходя на крыльцо погодинского дома, я встретился с Гоголем лицом к лицу. Его горбатый нос и светло-русые усы навсегда запечатлелись в моей памяти, хотя это была един¬ственная в моей жизни с ним встреча. Не будучи знакомы, мы даже друг другу не поклонились.
— Я вашу тетрадку, почтеннейший, передам Гоголю, — сказал Погодин, — он в этом случае лучший судья. Через неделю я получил от Погодина тетрадку обратно со словами: «Гоголь сказал, это несомненное дарование». (Фет А. Воспоминания, М., 1983. — С. 129-130).

С.Н. Булгаков.

В 1890 году С.Н. Булгаков поступил на юридический факультет Московского университета. Студенческие годы жил в меблированных комнатах «Америка» на Воздвиженке. Преподавал в МВТУ в качестве приват-доцента. Около 1895 года познакомился с московской издательницей М.И.Водовозовой, на её сестре — Е.И. Токмаковой — женился в 1897 году. В 1896 году по приглашению Н.Я.Грота Булгаков стал членом Московского психологического общества; вступил также в Московское юридическое общество, Московский комитет грамотности. Жил в Б. Афанасьевском переулке в доме Русского страхового общества, бывший дом Борщова, кв. 4, затем на Зубовском бульваре, д. 15, кв. 11. В 1912 году  Булгаков сблизился с отцом Павлом Флоренским, часто общался с Вячеславом В.Ивановым, Э.К.Метнером, Андреем Белым. Был профессором Московского университета. В августе 1917 года — апреле 1918 года участвовал в Поместном соборе Русской православной церкви, избран членом Высшего церковного совета; общался и сотрудничал с патриархом Тихоном. В июне 1918 года в Даниловом монастыре Булгаков был рукоположен во священники. Выехав летом 1918 года за семьёй в Крым, Булгаков уже не смог вернуться в Москву. (М: Энциклопедия; с. 146).

Л.Н. Андреев.
 Действие рассказа Л.Н. Андреева «Памятник» происходит в Москве.
«По Тверскому бульвару, по направлению к Страстному монастырю, шла женщина. Выражение «шла» не совсем верно, впрочем, определяло характер тех движений, которые проделывали её ноги, стараясь удержаться на осклизлом покате аллеи и в то же время продвинуться вперёд, к тому более светлому в окружающем сумраке месту, каким была Страстная площадь». Даниил Леонидович Андреев — сын Л.Н. Андреева выстроил необычную и тревожную метафору:

«И смутно брезжит сквозь бред и чары
Итог истории — цель дорог:
Москва, столица земного шара,
В металл облекшийся Человекобог».

Б.К.Зайцев.
Б.К. Зайцев — сын директора (с 1898 года) Московского металлического завода Гужона, в том же году поступил в Московское техническое училище, в 1899 году отчислен за участие в студенческих волнениях. В 1902-1906  годах занимался на юридическом факультете Московского университета (не закончил). Первый свой рассказ «В дороге» с помощью Л.Н.Андреева опубликовал 15.07.1901 в московской газете «Курьер». Познакомился в 1902 году с дочерью хранителя коллекции Московского исторического музея А.В.Орешникова — Верой (обвенчался с ней в 1912), которой посвятил своё главное произведение — тетралогию «Путешествие Глеба» (1937-1953). Свою полубогемную жизнь на Арбате, встречи с А.П.Чеховым, Н.Д. Телешовым, И.А.Буниным и другими отразил в книге воспоминаний «Москва» (Париж, 1939), в многочисленных рассказах. В 1918 году опубликовал повесть «Голубая звезда», где любовь идеалиста-мечтателя и «тургеневской» девушки изображена на фоне жизни московской богемы начала века. В 1922 году Зайцев избран председателем Московского отделения Всероссийского союза писателей. В том же году выехал из Москвы (последний адрес — Кривоарбатский переулок, 4) вместе с книгоиздателем З.И.Гржебиным за границу (Германия, Италия, Франция). Московские впечатления отражены также в мемуарах Зайцева «Далёкое» (Вашингтон, 1965). (М: Энциклопедия.
— С. 294-295).
Зайцев живописно рассказывает о Москве пасхальной.
«Вблизи Спасских ворот, наискосок вниз от памятника Александру II была в Кремле церковка Константина и Елены. Она стояла уединённо, как-то интимно и поэтически, близ Москва-реки и стены, в осенении деревьев — к ней и добраться не так просто. Одну пасхальную заутреню встречаем мы в ней с Андреем Белым (уже после примирения). Ночь была сырая и туманная, палили пушки, толпа в Кремле, иллюминация — Иван Великий высвечивает золотым бисером, гудят «сорок сороков» торжественным, весёлым гулом. Легко можно себе представить, что такое были разговены в Москве довоенной, даже не в Замоскворечье, а в доме литературно-интеллигентском: пасхи, куличи, окорока, цветные яйца, возлияния — всё в размерах внушительных, в духе того весёлого беспорядка, мирной сытости, что вообще уже стало легендой, а тогда стояло на краю пропасти». (Зайцев Б. Сочинения. В 3 т. — Т.3, М., ТЕРРА. — С. 359, очерк «Андрей Белый»).

И.А. Новиков.
И.А. Новиков называл Москву всегда молодой (Две встречи с А.П.Чеховым).
Фрагмент из его стихотворения «Автобус».

«О детстве, Пушкине, о снеге,
Москву окутывавшем в шаль,
Я думал; шёл, легко дышал
Мне было хорошо, как будто
Разнообразный мир, живой
Звучал и плыл, дышал — со мной.
И на душе легко, просторно.
И снова молодость плыла,
И даль была легка, бела».
1940.

А.А. Ржевский.
Поэта Алексея Андреевича Ржевского орловцы считают своим, он был женат на орловчанке, писательнице Александре Федотовне Каменской. Проникновенно его стихотворение о древней столице Руси. Он знал наш край.

Станс.
Прости, Москва, о град в котором я родился,
В котором в юности я жил и возрастал,
В котором живучи, я много веселился
И где я в первый раз любви подвластен стал.
Любви подвластен стал, и стал лишён покою,
В тебе, в тебе узнал, что прямо есть любить,
А ныне принуждён расстаться я с тобою,
Злой рок мне осудил в пустынях жизнь влачить.
Но где, расставшися с тобою жить не буду,
Любви не истреблю к тебе я никогда,
Ни на единый час тебя я не забуду,
Ты в памяти моей пребудешь завсегда.
Приятности твои на мысли вображая,
В пустынях буду я по всякий час скучать,
Там стану воздыхать и стану воздыхая,
Стенящим голосом Кларису воспевать.
1761

Литераторы И.А. Бунин и Ф.Н. Глинка родились не на Орловщине, но жили в Орле, крепко связаны с нашим краем.

И.А. Бунин.
«На Плющихе», стихотворение И.А. Бунина:

Пол навощен, блестит паркетом.
Столовая озарена
Полуденным горячим светом.
Спит кот на солнце у окна:
Мурлыкает и томно щурит
Янтарь зрачков, как леопард,
А бабушка в качалке курит
И думает «И так уж март!
А там и праздники, и лето
И снова осень».
Вдруг в окно
Влетело что-то, — вдоль буфета
Мелькнуло светлое пятно,
Зажглось, блеснув в паркетном воске-
И вновь исчезло. Что за шут?
А! Это улицей подростки,
Как солнце, зеркало несут.
И снова думы: «Оглянуться
Не успеваешь — года нет... »
А в окна, сквозь гардины льются
Столбы лучей горячий свет.
И дым, ленивою куделью
Сливаясь с светлой полосой
 Синеет, тает. Как за елью
В далёкой просеке весной.
<1906-1907>

Ф.Н. Глинка.

«Москва», стихотво¬рение Ф.Н.Глинки, одно из лучших об этом городе.

Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы.
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..
Исполинскою рукою
Ты как хартия развит,
И над малою рекою
Стал велик и знаменит!
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева
Глаз не схватит улиц длинных...
Это матушка Москва!
Кто, силач, возьмёт в охапку
Холм Кремля-богатыря?
Кто собьёт златую шапку
У Ивана-звонаря?..
Кто Царь-колокол подымет?
Кто царь-пушку повернёт?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?!
Ты не гнула крепкой выи
В бедовой своей судьбе:
Разве пасынки России
Не поклонятся тебе!..
Ты, как мученик, горела
 Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурнопламенная!
И под пеплом ты лежала
Полоненною,
И из пепла ты восстала
Неизменною!
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный, Коренной России град!
<1840>

(Бельский Александр. Орловский энциклопедический словарь, 2009. - С.340-346).


Рецензии