Центр силы. Про имперскость

Запад и уж Западная Европа точно послабее, поглупее России.
Система образования, наука, торговля в Европе возникли  раньше, и как результат болле развиты, а Россия "догоняет".  То есть, у европейцев  логическое полушарие  развито очень активно. А В России  логическое и образное полушарие сталкиваются, партитетствуют. Иногда образное полушарие создаёт помеху для логики,  но в конце концов  такой тандем  способствует творческости, инновационности и удобен для художественного творчества.
Подавленность, неразвитость образного полушария может привести к развитию психопатии и социопатии.  Американцы не столь педантичны, как европейцы, но поскольку традиции американцы (в основном протестанты) оставили в Старом свете, у них опять же некоторое слабоумие, толкающее их к нивелировке. Мы на них смотрим и думаем, чё нормальных-то людей не подберут. А их там   просто почти нет.  Специалисты в науке и технология все сплошь приезжие.
Сами американцы вульгарны, а развитие технологий это только усугубляет. Их буйная правополушарность и образованию мешает и этатизму.
То есть, наиболее двухполушарными ("средне-слабым звеном", если по Ленину) являются русские-россияне.
Муштра не только на базе рационализма возникает, но и на базе религии, традиционализма.  В России и это размывается, не достигает четкости и дисциплинированности. Но это-то и позволяет развивать, например, этику. Так как этика не любит регламента, она светская и неформальная.  Отсюда и космизм (этнической строгости нет,  когда кто-то начинает  хватазировать  вышиванки, сразу замечается, что это отстой. Русской традиции свойственны смех, ирония, шутовство.  Догматизм - это греческое, не наше.  Попу наш Балда по лбу нащелкал.
Русь - центр силы. Можно сказать и империя, но надо оговариваться, мол, интегрия скорее. Вообще схема имперская метрополия- периферия - это формула европейского рационализма. Из неё и колониализм, и геноцид, и апартеид.  По сути это и не империя, а наоборот,  энтропия. Европейцы-америкацы даже закрыть свой расизм толком не могут. Полюбэ себя считают лидерами демократии, а прочих  тиранами, авторитаристами.
У России есть ландшафтно-географические условия для её великодержавности. Это большая территория, флективный язык (практически праязык всех индоевропейцев), суровый климат, подсечно-огневое земледелие, религии разные, но доминирует православие (причем сох хранилось и староверие, неуправляемое государством), масса этносов, но доминируют русские, традиционно централизованная власть и сильная армия. 
После падения Рюриковичей и установление Романовых можно сказать проходило два разных процесса. Верхушка стремилась озападниться, но перманентно  этому оказывалось сопротивление, так что в 1917 Романовы со всеми болярами- дворянами, которые рядились то в поляков, то в немцев, то во французов, то задружились с англичанами, отправились в свой любимый Париж.
То есть, даже если Русь-Россия попадала в смуту и становилась объектом заграничного а влияния, она всё равно восстанавливалась и расширялась. И не только при Сталине, но и при Николае Первом и при Екатерине Второй. То есть, на Руси неизбежно появлялись пассионарные силы, воссоздающие империю.
А когда её лидеры теряли силу, как это началось при Хрущёве, которого сняли, как нашкодившего бригадира. После него лидеры уже даже не могли провести простую ротацию.  Андропов и Черненко были уже не просто слабыми лидерами, но к тому же старыми и больными, так что в 85 выпрыгнул прощелыга Горбачев.  История с Ельциным показала, что его окружение было такое же как и сам Михаил Сергеевич. Андропов просто признался: "Мы не знаем страны, в корой живём".  Стал выпускать дешевую водку и признался в сбитии самолёта, который, скорее всего, сбили и не мы, а американцы.      
Началось же с того, что начали демонизировать Сталина, человыека создавшего Советский Союз. То есть, выбили из под себя табуретку.
Китай, тот и преданность к Сталину сохранил, и не смотря на крутой реформаторский поворот, оставил 70%  достижений товарищем Мао. 
Но через несколько лет перестройки-гласности Сталин, как сакральный лидер России-СССР "воскрес".  Куча книг, документальных и основательных,  указывают на мудрость Сталина на его центральную роль и в Победе и индустриальном росте государства. Репрессии были инициированы его противниками, в конечном счёте именно против него.
При СССР мы сильно запутались относительно Маркса-Энгельса, которые не были лидерами. Они были чем-то совсем другим. Их теория была инструкцией для левых политиков и не содержала ничего научного или философски стройного.  Царская России не имела  развитой политической культуры или каких-то серьезных контр-элитных трендов.  Марксизм набирал популярность. Марксисты были моложе, интереснее эсеров-народников, в Германии социал-демократы были парламентской партией. Впрочем, для российской революции Ильич внёс существенные поправки (которые в сущности меняли важнейшие аксиомы: вместо пролетариата - союз рабочих и крестьян, вместо материализма субъективный фактор политической партии, вместо или наряду  с прописями политэкономии, диалектики и материализма - строгий устав "ордена меченосцев").   Меньшевики, а потом троцкисты негодовали насчет ленинско-сталинских "поправок".  Но Маркс-Энгельс занимались приватизацией рабочего и коммунистического движений,   а перед Лениным-Сталиным стояла задача воссоздать империю (центр силы).
Один интересный автор выдвинул гипотезо-аксиому, что "империя" (центр силы , лучше сказать) должен быть один. Само развитие не может происходить без единого центра. Когда-то это был Египет, потом Рим на Босфоре (видимо, слово Босфор переводится не "бычья переправа", а всё-таки "Царь- град" - "Форт Базилевса"). Если поразмышлять, то придётся согласиться: почему в глобальном масштабе единоначалия быть не должно?   А кто тогда? Китай, США. ЕС, Бразилия, Индия , Россия?  Современность показывает,  что  США скорее терроризирует , грабит и разрушает мир, чем централизует. Последние события показывают, что США даже внутри себя не может спокойно разобраться и впадает всё больше в энтропию.  Внешне Россия как бы восстанавливает "региональную  Великую державу", но "региональных" Сверхдержав не бывает. 
Советская формула имперскости страдала рядом несообразностей. Современная формула, почему-то нам кажется, совершенней. По крайней мере до сих пор она срабатывает вполне эффективно.
Пришло вот в голову, что проект "Бессмертный полк" - это как бы инициация его участников в наследники Победы, "сынов боярских". Боярин означало "боец, воин". Потом стало означать аристократа.   Ежегодное шествие (с перерывом на пандемию) маркирует нас как единую силу. Если советские демонстрации были обязаловкой, государственным обрядом,  то "Бессмертный полк" полностью выстроен на энтузиазме и инициативе участников. Это ничего им не даёт, кроме внутренних самоощущений.  То есть, в процесс включается личность, её воля. Это рост империи.
Мы не стали прорисовывать исторический экскурс, чтобы показать, что Русь уже давно движется по этому пути. Не только Гитлера мы разбили, но и Наполеона, и Лжедмитриев. Восстановление России в рамках СССР (может без Прибалтики) необходимо, чтобы мир успокоился.   
                17 марта 2021
   
 


Рецензии