Забытые предтечи скарабея

Щелкунчики фараонов, "тараканище" Апшаит и зелёный жук Осириса

В море вечных египетских эмблем в виде насекомых у всех на виду скарабей и данаида, а о других не все знают. А ведь египтяне наделяли священным смыслом любое, мельчайшее проявление природы – злое или доброе для них. На деле в их верованиях был собран парад из священных насекомых. До рождения аллегорического символа в виде скарабея в доисторическую эпоху и в начале Старого царства до ужаса курьёзной эмблемой богини войны и охоты Нейт был маленький серенький жук-щелкун (Agrypnus notodonta). На древнейших амулетах щелкунчик даже держит в своих лапках стрелы богини ("лучи солнца"). Его изображали в палатах цариц, носивших имя в честь богини или просто верных её культу, на мебели и на палетках. С виду это странно и не очень серьёзно – нам бы показалось, что во дворце среди стильных интерьеров "бегают" юркие тараканы. На грозного вестника жучок богини не похож – если его поймать, он забавно тикает, как карманные часики. Тут бы больше устрашил щелкунчик Гофмана.

Есть тьма древних золотых, костяных и каменных амулетов-печаток в виде щелкуна, их нанизывали как бусы. В одной гробнице в Гизе было найдено ожерелье из пятидесяти золотых жучков! За что он был избран – не совсем и ясно, впрочем, у египтян ещё не было картофеля, и личинка щелкуна (проволочник) не вредила полям. Но вот учёный Л. Кеймер заметил, что жуки в оберегах и на изображениях несколько разные – то цилиндрические и мелкие, то крупные и овальные и в этом втором типе он опознал златку, чьи личинки очень опасны для деревьев (это были, вероятно, виды Sterapsis squamosa и Acmaeodera polita). На свет они выходят из-под коры дерева "асир" (тамариска), и за это их посвятили богу Осирису. Если дровосек или плотник в некрополе слышал треск и скрип личинки под корой, он мог бы вспомнить о египетском "гробе господнем" – том самом, который "врос" в ствол такого дерева и который долго искала богиня-вдова Исида.

Из элегантного и сакрального дерева часто делали гробы, и если ствол изъеден в решето, то это не особо радовало, но всё равно парадоксальным образом в златках видели божье знамение. В отличие от щелкуна и скарабея златка, к примеру, вид Sterapsis squamosa, особенно прелестный, радует глаз зелёным металлическим блеском (у короедов часто эффектная внешность). До сих пор в обиходе златку называют "изумрудом пустыни", "жемчужным жуком", её можно сравнить с жужелицей или бронзовкой. В Израиле, где, в отличие от Египта, более богатые заповедники дикой природы, не связанные лишь с морем и пустыней, златок пруд пруди, и ещё одно её название – "иудейский жук". С ходу определить – златку или щелкуна изображает амулет, трудно, тем более по однотонным костяным амулетам эпохи Архаики. Но есть версия, что златку нарочно делали из зелёных и синих камней либо фаянса.

Два золотых жучка из гробницы царицы Ипут в Саккара инкрустированы лазуритом. Длинных жуков называли, между делом, жуками "анх", верили в их связь с воскресением – ведь златка, по сути, сокрушала в лице тамариска "тюрьму" тела Осириса, которому предстояло обрести своё бессмертие. Их очень почитали в период I – II династии, но с VI-й архаический символ вдруг вытеснили виды скарабеев (Scarabaeus sacer, Kheper aegyptiorum, Catharsius sesostris и др.), прозванных "хепр", то есть жуками восходящего солнца. Эти-то "утренние" жуки и остались вечной эмблемой египетской веры вплоть до самой её гибели. Бадж, ссылаясь на Латрея, говорит, что сперва во главе угла всё же был не чёрный с матовым блеском Scarabaeus sacer а более редкий ныне вид Ateuchus Aegyptiorum, такой же лучисто-зелёный, как златка.

Амулеты в виде жука-скарабея, особенно очень древние, часто выточены из любого зелёного, или хотя бы голубовато-зелёного камня, а если камень непригляден, то фигурки политы зелёной глазурью, а в дальнейшем такие амулеты в несметном множестве делали из глазурованной фритты обыкновенно цвета южного моря, зарослей осоки или ясного утреннего неба. Хотя были и исключения. Скарабей на груди умершего был его "ка" – мистическим двойником и заступником, вторым сердцем.
В храмах был свой маленький инсектарий, где содержали скарабеев, а по смерти хоронили их в крохотных гробиках-коробочках. А за стенами храмов жуков ловили и в древних аптеках варили из них целебные зелья, подавая их с жиром змеи. В народе наивно верили, что у женщины будет много детей, если она собирает и ест хотя бы и дохлых скарабеев.

В XIX веке, как сообщает Бадж, египтяне всё ещё, уже будучи мусульманами, охотились на священных жуков своих предков. Их варили, затем жарили в оливковом масле, топили в мирре и процеживали настой через муслиновую вуаль. Этот "бальзам" наносили на кожу от зуда, капали в кофе, который пили женщины, чтобы растолстеть. Бабки советовали за 12 часов до родов нанизывать на зубочистку по жуку в час. По рождении младенца, самого последнего из жуков-мучеников снимали, окунали в краску для век и подводили им глаза ребёнка. Это якобы навечно защищало его от глазных болезней, очень частых в стране тропического гнуса и яростного солнца.
В скрупулёзно продуманном мире мёртвых были и страшные жуки-демоны, заговор от которых очень смешно начинался: «изыди от меня, кривые губы!» (тут имелись в виду серповидные жвалы, обычные у многих насекомых).

В длинном и на редкость красивом свитке Книги Мёртвых писца Нахта изображён его бой с демоном Апшаит в виде «тараканища». Кто этот чёрный жук – трудно сказать, но у него длинные лапки, как у тех жуков, что населяют мёртвые земли – жужелиц-чернотелок. В пустыне они бойко бегут по раскаленному песку, в котором можно и яйцо испечь, едва касаясь его, и вдруг юркают в трещины скал, в недра таинственного подземного мира, в мир смерти и теней. В образе Апшаит собрали разных опасных и вредных жуков, вероятно, трупоедов (например Prionotheca coronata, Trachyderma hispida). В некрополе Саккара были обнаружены следы мрачного обряда, который бытовал в период VI-й династии: в особой чаше жуков вида Prionotheca coronata заливали кипящей ароматической смолой. Но, впрочем, сосуды, набитые телами этих жуков встречались ещё в гробницах эпохи Накада II. То ли их вот так возвращали в обитель богов, даруя им свободу духа от плоти, то ли карали, оберегая дух умершего – кто знает?

На снимках: ожерелье с подвеской в виде жука - додинастическая эпоха или уже I династия (Каир, Египетский музей древностей, JE 87499), златка Sterapsis squamosa ("изумруд пустыни), фрагмент палетки додинастической эпохи с эмблемами богини Нейт по фризу - жуками-щелкунами (Королевский музей искусства и истории в Брюсселе, инв. № E.6261), жук-щелкун Agrypnus notodonta, виньетка из Книги Мёртвых писца Нахта, эпоха XVIII династии (свиток в Британском музее, инв. № EA10471), ожерелье с каймой из подвесок в виде жуков VI династии (Музей изящных искусств в Бостоне, инв. № 13.3086), бусины из кости в виде жучков-щелкунов эпохи Накада III или же раннединастической (Музей искусств Метрополитен в США (Нью-Йорк), инв. № 16.7.59b–f).

Источники:

Ю.Я. Перепёлкин. История Древнего Египта. Издательско-торговый дом «ЛЕТНИЙ САД» Журнал «НЕВА» Санкт-Петербург, 2000 г.

Джин Критски, Рон Черри. Насекомые в мифологии. Gene Kritsky, Ron Cherry. Insect Mythology. Publication info: San Jose, CA : Writers Club Press, 2000.

Герман Левинсон, Анна Левинсон. «Исследование роли насекомых и других членистоногих в истории и культуре». «Научный обзор, том 57-й, 5 ноября 2004 г. /Hermann Levinson & Anna Levinson Forschungsarbeiten ;ber Insekten und andere Gliedertiere sowie deren Kulturgeschichte. Naturwissenschaftliche Rundschau 57. Jahrgang, Heft 3. Seewiesen, den 5.November 2004. Доктор Анна Левинсон и профессор Херманн Левинсон работают в Институте орнитологии им. Макса Планка в Эрлинг-Андехсе (Верхняя Бавария).

Панагиотакопулу Ева, Школа географии и экологии, Бирмингемский университет, Великобритания. Статья с обширнейшей библиографией и серьёзными ссылками: «Новые сведения о насекомых-вредителях в древности: археоэнтомология в Египте» в научном журнале «Журнал археологической науки» в № 28 от 2001 г. /Eva Panagiotakopulu, School of Geography & Environmental Science, University of Birmingham, U.K., Journal of Archaeological Science (2001) 28, 1235–1246 © 2001 Academic Press.

Зубов А.Б., Зубова О.И. Религия Древнего Египта. Ч. 1. Земля и боги. – М.: Рипол-классик, 2017. – 400 с.

Бадж Э.У. Древний Египет: духи, идолы, боги. - М.: Центрполиграф, 2009.

Эмери У.Б. Архаический Египет./пер. с англ. Н.Н. Каменской и А.С. Четверухина (серия: Александрийская библиотека») СПб: журнал «Нева», изд. «Летний сад», 2001 г.124.

Манфред Луркер Египетский символизм Книга из серии "Символы" Издательство Ассоциации Духовного Единения «Золотой Век». Москва 1998.

Книга музея Метрополитен «Египетское искусство в эпоху пирамид». Коллектив авторов, 1999 г /Egyptian Art in the Age of the Pyramids, Авторы: Metropolitan Museum of Art, distributed by Harry N. Abrams, INC New York.

Барта Мирослав. «Забытые в иле: палеоэкологические свидетельства в Абусире». B;rta, M. In mud forgotten: Old Kingdom palaeoecological evidence from Abusir. Studia Quaternaria 30.2, 2013, pp. 75-82. Czech Institute of Egyptology, Charles University In Prague, N;m. J. Palacha 2, 110 00 Praha 1, Czech Republic, e-mail: miroslav.barta@gmail.com

Якобсон Г.Г. Определитель жуков ("Практическая энтомология", вып. 7)
Гос. изд-во сельскохоз. и колх.-кооперат. лит-ры. Москва - Ленинград. 1931. 454 стр. (72 рис.) Изд. 2-е, дополненное Д.А. Оглоблиным

Левинсон Герман, Левинсон Анна. «Исследование роли насекомых и других членистоногих в истории и культуре». «Научный обзор, том 57-й, 5 ноября 2004 г. /Hermann Levinson & Anna Levinson Forschungsarbeiten ;ber Insekten und andere Gliedertiere sowie deren Kulturgeschichte. Naturwissenschaftliche Rundschau 57. Jahrgang, Heft 3. Seewiesen, den 5.November 2004


Рецензии