Вышнеградский и шахматы-960

  Что объединяет забытого русского композитора-новатора и маргинальный вариант шахмат? Вышнеградский — это революционный подход к музыке, когда вместо привычных нот предлагается полёт к звуковой бесконечности, то есть для получения новых выразительных средств строительные блоки можно расщеплять, как элементарные частицы. Иначе говоря, микрохроматизм.
  В Иване Вышнеградском важна идея поиска уникального языка, способного обогащать средства выразительности. Быть собой в творческом плане сложно тогда, когда перебор комбинаций и всевозможных созвучий — это всё дежа вю. Поиск собственной музыкальной идентичности усложняется системой из определённого количества «звуковых букв». Выходит, музыканта вынуждают приходить на «Земляничную поляну», которая уже вытоптана Бергманом. 
  Канонизация двенадцати «святых» нот приводит к неприятию любых отклонений и священной войне против них. Вкус, подпитываемый стандартным скрипящим набором, с первой секунды расстреливает всё, что на миллиметр выбивается из заурядного диапазона, потому что это воспринимается как «не-музыка».
  Привычная расстановка фигур (нот) на чёрно-белых цветах наскучила и Фишеру. Партии (и музыкальные, кстати, тоже) разыгрывались по стандарту с минимальными отклонениями от принятого канона. Некая предопределённость и минимизация творческой мысли подобралась к классическим шахматам, базирующимся на всесторонней изученности шаблонных дебютов. Шахматы с 960 вариантами начальных расстановок уничтожают любую предматчевую подготовку и игру по лекалам. Наступает момент свободы, то есть творчества.
  Однако там, где изменения, там и их глубинное непонимание и отторжение. Вопрос Вышнеградского и Фишера — это не узкоспециальная проблема конкретной области. Это основные проблемы человека — остановка в развитии и догматическая убеждённость.
  Почему только определённые последовательности звуков считаются музыкой, а нотный блудный сын, ушедший на пару октав выше, — это ужасный диссонанс и какофония? Почему «лучшие» умы, склонившись над великим полем битвы из 64 клеток, убивают свои клетки мозга, делая компьютерные ходы, выстраданные железкой? Почему люди так отказываются принимать новое, хватаются за старое и живут в вечном шаблоне?
  Думать не надо.
  А потом ядерные удары, поломанные судьбы и цивилизационный регресс.
  Сколько культурных открытий осталось тайной одного-двух человек? Алтарь общепризнанных гениев — лубочные картинки в сравнении с «...» неизвестных сверхтворцов.
   


Рецензии