Мария Ряднина или Марфа - монахиня в миру

Из своего детства, которое пришлось на конец 1960-х - начало 1970-х годов,  я больше других запомнила  одну бабушку-соседку, Марию Петровну. Она почему-то отличалась от других. В то время соседки обычно называли друг друга по отчеству.  У моей бабушки Марии было две подруги-соседки, тоже Марии. Мою бабушку соседи называли «Яковлевна», а ее подруг - «Андреевна» и «Кузьминична». Вот и соседку Марию Петровну звали «Петровна».
Она жила в соседнем доме, в одном дворе с двумя другими Мариями - Андреевной и Кузьминичной. Тогда она казалась мне очень старой, да она и была по возрасту гораздо старше моей бабушки. Мария Петровна обычно одевалась в длинные юбки, кофты с длинными рукавами, а на голове всегда носила платок. По-моему, никто из соседей никогда и не видел ее в более легкой одежде, даже в разгар летней жары. Еще у нее были круглые очки с очень толстыми стеклами, а за ними – голубые или светло-серые глаза. Я хорошо запомнила её седые, вьющиеся волосы. Ходила она тогда уже с палкой. Мария Петровна по-соседски общалась с моей бабушкой и с моей матерью. Запомнилось, как однажды летним вечером Мария Петровна зашла к нам во двор и предупредила: «Сегодня ночью будет полное лунное затмение». В это время как раз показывали один из первых зарубежных сериалов - «Сага о Форсайтах», и все соседи были прикованы к телевизорам, но на лунное затмение все-таки вышли посмотреть. Еще Мария Петровна говорила: «Я газету не читаю, а штудирую, от корки до корки». Это была самая настоящая учительница старого образца, еще дореволюционного времени, выпускница института благородных девиц.
Вспоминаю, как однажды она пришла к моей матери с конвертом, а в нем было письмо от брата Марии Петровны, который жил за границей, где-то в Америке. В конверте, кроме письма, которое моя мать тогда читала соседке вслух, по ее просьбе, была также цветная фотография семьи заграничного брата Марии Петровны на фоне дома. В то время цветные фотографии были еще редкостью, поэтому я так хорошо ее запомнила. Мою мать Мария Петровна всегда называла «деточка» и «Анечка». Вот и все мои детские воспоминания об этой соседке.
Много позже, когда я стала заниматься краеведением, мне удалось больше узнать о Марии Петровне. Она поселилась на нашей улице в конце 1943 года, вместе с сыном Виктором, который тогда был ещё школьником. Произошло это после освобождения города от фашистской оккупации, во время которой Мария Петровна с сыном находилась в эвакуации. Ее фамилия была Ряднина, а родом Мария Петровна была из станицы Должанской, из состоятельной казачьей семьи. По рассказам соседок, в юности она окончила институт благородных девиц, вероятнее всего, это был Мариинский женский институт в Екатеринодаре, а затем всю жизнь работала учительницей. Мария Петровна была женщина очень грамотная и начитанная, любила классическую музыку. Мой старший брат вспоминал, что летом она иногда выносила во двор патефон и слушала всегда одну и ту же пластинку - «Элегия» Массне. Возможно, у нее и была только одна эта пластинка. Соседка Валентина Федоровна, жившая в одном дворе с Марией Петровной, рассказывала, что у неё в комнате висел большой портрет, на котором хозяйка была изображена в молодости: очень красивая,  модно одетая, настоящая дама.
Я долго не могла понять, почему мою соседку Марию Петровну соседи называли по-разному: то Марфа, то Мария. Недавно мне удалось узнать еще одну интересную подробность из её жизни. Бывшая соседка Марии Петровны, Елена Юрьевна, ныне жительница города Калининграда, написала мне о том, что Мария Петровна Ряднина была тайно пострижена в монахини, хотя и продолжала жить в миру. Марфа – это её имя в монашестве. Известно, что во второй половине 1920-х годов, во время гонений на церковь, в советской стране совершались тайные постриги. Возможно, что таким образом была когда-то пострижена и Мария Петровна Ряднина. Она родилась в 1888 году в станице Должанской. Родители Марии Петровны:  Петр Константинович Ряднина и его жена Агафья Демьяновна. Её братья служили в Кубанском казачьем войске. Алексей Петрович Ряднина родился в 1890 году, окончил Оренбургское казачье училище. В Первую мировую войну - подъесаул 2-го Екатеринодарского полка. В Гражданскую войну – есаул, офицер Кубанской Войсковой автомобильной сотни. Умер от тифа в марте 1920 года в Екатеринодаре. Андрей Петрович Ряднина родился в 1895 году, хорунжий Кубанского казачьего войска. Эмигрировал из России вместе с Белой армией. Скончался в 1969 году, в возрасте 73 лет, похоронен в Саут-Бенд, штат Индиана, США. Со своим младшим братом Андреем Мария Петровна все-таки переписывалась, это его письмо я когда-то видела у неё в руках. Соседи рассказывали, что из Америки ей периодически присылали посылки, но она боялась их получать, опасаясь гонений со стороны советских властей. Мария Петровна прожила долгую жизнь, она умерла в конце 1970-х годов в городе Орджоникидзе, там жил её сын Виктор.
К сожалению, у соседей не сохранилось её фотографий, хотя две другие соседки, Мария Андреевна и Мария Кузьминична, жившие с ней в одном дворе, присутствуют на немногочисленных фотографических снимках того времени. Возможно, Мария Петровна сама не хотела, чтобы её изображение осталось на фотографиях. Теперь уже точно не узнаешь, действительно ли она была тайной монахиней. Думаю, что это вполне вероятно. Как бы то ни было, отличаясь от других пожилых женщин своей внешностью, интеллигентностью, манерой общения, Мария Петровна Ряднина запомнилась мне больше других соседок времён моего детства.


Рецензии