Митра в Кельтском мире

Митра в Кельтском мире: параллельная линия развития

В кельтской мифологии известен божественный персонаж эпических сказаний Мидир, вероятне всего, представляющий самостоятельную линию развития обще-индоевропейского мифологического образа (как нами было указано выше, проанализированного Г.А. Кошеленко ), которая параллельна линии развития общеиндоиранского Митры. Но также, по нашему мнению, имеет место проникновение в кельтскую среду и некоторх моментов, связанных с иранским Митрой (особенно, если учесть, что вспомогательная кавалерия римлян в Британии состояла из рекрутируемых конфедератов – ираноязычных сармат) и, затем, они были приписаны кельтскому Мидиру.

В ирландской мифологии Мидир (ст.-ирл. Midir, ирл. Midhir) – сын Дагда, отца богов из Племен Богини Дану (Туатта Де Дананн), но также известны галльские (материковых кельтов) надписи с посвящениями богу Deo Medru.

Считается, что имя Мидир может происходит от старо-ирландского  слова  midithir в значении «судья; взвесить, судить. оценить» (< пра-кельт. *medyetor < пра-и.-е. *med- «измерять; давать совет; выносить приговор»). Когда Мидир внезапно появляется посреди двора Эохайда Айрема, делается замечание: «Он был всегда справедлив, но в ту ночь он был прекраснее». По представлению кельтов Ирландии Мидир красив и горд. У него сияющие синие глаза,  ярко-желтые волосы до самых плеч, а в них – золотая нить. В легенде «Сватовство к Этайн» («Tochmarc ;ta;ne»)  Мидир появляется на коричневом коне в зеленой мантии или вышитой красной (пурпурной) тунике с золотой брошью, доходящей от плеча до плеча, серебряным щитом с золотым ободом и золотым бугорком по центру и с пятиконечным копьем.
В первой редакции «Lebor Gab;la» и в «Metrical Dindsenchas» Мидир назван «сыном Индуи, сына Эхтаха, сына Этарлама». Будучи сыном Индуи, которого называют «королем северной страны, владыкой племен коневодства», Мидир был бы братом или сводным братом Нуаду, первого веровного короля Племен Богини Дану.

Свой дворец Мидир выстроил под землей и он стал известен как сид Бри Лейт (предположительно, Ардаг Хилл, графство Лонгфорд, в центре Ирландии). Его отец  Эохайд Оллотар, известный также под именем Дагды, часто бывал у него в гостях.
Как-то раз Дагда объявился в доме у Мидира и Фуамнах с новорожденным младенцем. Оказалось, что это незаконный сын Доброго Бога от Боанн, супруги Элкмара, и мальчику, которого назвали Энгусом, срочно нужен дом. Ведь Боанн родила его в тайне от мужа. При этом Дагда позаботился о том, чтобы Элкмар, уехавший в гости, не застал его по возвращении с Боанн, и сжал девять месяцев в один день, так что Энгус был зачат и рожден в один день. Поэтому его называли также Мак Ок («Юный»), ибо мать его, Боанн, говорила, что воистину молод тот, кто был зачат на рассвете и родился до заката.  И Мидир взял сына Дагды на воспитание. Энгус думал, что приходится Мидиру сыном и не подозревал о своём родстве с Дагдой. Но однажды его обозвали пасынком, не ведающим отца с матерью, и он в слезах явился к Мидиру. Тогда Мидир привёл юношу к Дагде, дабы признал сына родной отец. Дагда принял Энгуса и даже научил его, как отобрать владения у Элкмара, и Мак Ок стал правителем Бруга. Таким образом, Мидир описывается как отец приемного сына, Энгуса Мак Ока, сына Дагда (т.е. одновременно Мак Ок – брат Мидира по отцу),
Мидир также считается отцом Бри Бруахбрекка и женщины по имени Огниад (или Ойкнис), которая была матерью Зигмалла Кэла.

В поэме «Baile Suthain Sith Eamhain» Мидир назван отцом Лера (ирл. Ler «Море-Океан»; ввал. Ллир, Llyr) и дедом Мананнана (Manannan), морского бога, короля Потустороннего мира и вождя выживших богов из Племени Богини Дану после вторжения людей.

Легенда «Сватовство к Этайн» («Tochmarc ;ta;ne»)  повествует, что Первой супругой Мидира называют Фуамнах, дочь Беотах, приемня дочь Бресала. Мидир во второй раз женился на Этайн Эхрайде (др. ирл. ;ta;n, ирл. ;da;n, ;adaoin), смертной девушке, дочери короля Айлиля из Улада, благосклонности которой он добился с помощью своего приемного сына Энгуса Мак Ока. Айлиль дал тому три задания: расчистить двенадцать лугов, осушить землю, проложив для двенадцати рек русла, и в качестве выкупа дать столько золота и серебра, сколько весила сама Этайн. Отец Энгуса Мак Ока Дагда помог выполнить эти задания за одну ночь.  Ревнивая первая жена Мидира, Фуамнах, прибегнув к помощи друида, ударила Этайн прутом из красной рябины, обратив её в пруд (лужу), а позже – в червяка и красную стрекозу (муху, cuile), которая была размером не менее головы воина, и была крайне красива, с голосом и жужжанием лучше, чем песни волынок, рогов и арф, с глазами, сияющими, как драгоценности. Капли, слетавшие с её крыльев, могли исцелить любого человека.
 Стрекоза стала спутницей Мидира. Когда об этом узнала Фуамнах, она вызвала ветер, из-за которого Этайн в обличье стрекозы семь лет практически не могла присесть. Измученная, она прилетела к Мак Оку, который поселил её в клетке (или стеклянном ларце), которая везде была с ним. Фуамнах, узнав об этом, уговорила Мидира позвать Мак Ока к себе, после чего с помощью магии изгнала муху из клетки. Видимо, тут имеется ввиду и игра слов cuile «стрекоза; муха»,  cuile «кладовая; спальня» и ben chuil «наложница, конкубина», т.е. «стрекозами» («мухами») определялись «полевые (походные) подруги» героев.

Этайн обращаться то мухой, то девой. Она летала вокруг Тары, у Священного холма, залетала во все уголки владений Племен богини Дану. Иногда она появлялась в доме Мидира, и Фуамнах пыталась всячески от нее избавиться. Но Этайн была слишком назойливой мухой, и ничем ее было ни отогнать, ни убить. Однажды Этайн в облике мухи прилетела в подземный дворец Мидира, чтобы сообщить ему о видении Бригит. В большом зале она приняла женский облик и перед Мидиром и Фуамнах рассказала то, что вызвало тревогу у богов и стало причиной утреннего совета. Бригит в своем очередном гадании увидела опасность Острову Блаженных со стороны фоморов. Дагда тут же собрал совет, на котором боги решили готовиться к войне. Они соберут всё своё оружие, чтобы обратить его против фоморов. Бог-кузнец Гоибниу начнет ковать новые мечи и копья. А возле Рябины в Заветном лесу обязательно будет находиться кто-то из богов, чтобы наблюдать. Мидир, выслушав Этайн, засобирался в путь. Он уже знал, что грядет война, а значит, надо сообщить богине войны Морриган. Фуамнах же вновь возмутилась навязчивостью мухи. Она решила воспользоваться отсутствием мужа, чтобы вновь извести соперницу с помощью магии. Но при изготовлении зелья допустила ошибку и оно вместо того, чтобы изгонять мух, привлекало их. Так жилище Мидира наполнили тысячи тысяч мух. Они заставили всех его жителей бежать. С помощью друида она получила зелье, но оно было способно только убивать мух в пределах шага, к тому же необходимо было по условиям магии считать каждую мертвую муху, иначе они снова оживали. Фуамнах постоянно сбивалась со счету, но ни одной нельзя было пропустить. Тогда она побежала искать камушки, чтобы выложить их на валуны в качестве памятников. И работа эта была ужасной, и не было конца и края ей… С тех пор родился гейс: каждой убитой мухе ставь памятник в виде мелкого камушка на вершине валуна. В конце концов, увидя, что результата нет, приемный сын Мидира Энгус обезглавил Фуамнах и окропил её кровью, смочив в ней ветки рябины, очистил жилище Мидира…

Сама Этайн-Стрекоза (Муха), спустя 1012 лет после своего рождения, и далее летала над Ирландией, но как-то, опустившись на конёк дома, в котором шло пиршество, упала в золотую чашу, из которой выпила жена уладского героя Этара.  Так Этайн была зачата во второй раз и родилась вновь во времена Конхобара. Вновь родившись, Этайн стала супругой верховного короля Ирландии Эоахайда Айрема. Этайн счастливо жила с Эохайдом во дворце в Таре. А брат короля Айлиль Ангуб стал чахнуть от безответной любви к красавице Етайн. Из сострадания Этайн уговорилась с Айлилем о встрече вне стен Тары и трижды тайно соединиться с ним. Трижды Этайн приходила в назначенный час в назначенное место, но на Айлиля нападал магический сон, и он – не приходил. Вместо него приходил Мидир, который рассказал Этайн, что наслал на Айлиля болезнь и сон, чтобы встретиться с ней вновь; Этайн вспомнила, что некогда она была супругой Мидира. Когда он предложил ей бежать, но она отказалась бежать без согласия мужа.. Однажды Мидир, в свою очередь, отыскал Етайн и выиграл ее у верховного короля Эохайда в партию шахмат («фидхелл»). Эохайд побеждает во всех играх, кроме последней, и Мидир вынужден дать королю в качестве ставок пятьдесят лошадей с красными пятнистыми головами, пятьдесят кабанов, терновый чан, пятьдесят мечей с золотой рукоятью, пятьдесят мечей с рукоятью из слоновой кости, пятьдесят красноухих коров с белыми ушастыми телятами и пятьдесят красноголовых баранов с тремя рогами и тремя головами каждый. Однако Мидир побеждает в финальной игре и просит в качестве ставки обнять и поцеловать Этайну. Эохайд неохотно позволяет и  Медир превращает себя и Этаин в лебедей, которые вылетают из королевских покоев. Эохайд отказывается принять потерю жены и преследует Мидира до курганов-сидов. Когда Эохайд начинает раскопки сида Бри Лейт, Мидир противостоит ему и предлагает ему другую игру. Мидир использует свою силу, чтобы сделать пятьдесят женщин похожими на Этаин, и предлагает королю выбрать только одну. Эохайд неправильно выбирает и навсегда теряет Этайн. Правда, по другой версии, пожив некоторое время с Мидиром, Этайн, все же, вернулась к королю Эохайду в Тару. Через некоторое время Мидир рассказал Эохайду, что Этайн, когда он забирал её из Тары, была беременна, и родила дочь, и Эохайд выбрал дочь Эсс, а не истинную Этайн. От этого инцеста родилась Мес Буахала, мать героя и верховного короля Ирландии Конайре Мора.

В «Судьбе детей Лира» («Oidheadh Chlainne Lir») упоминается «Мидхир Гордый» как один из претендентов на престол короля Племени Богини Дану после ухода Дагды, но уступает его в пользу Бодб Дерга (Bodb Derg «Красный Ворон»), старшего сына Дагды. Но также есть версии, что соправителем его был Мананнан Мак Лир. Сам Лер (Лир) не признает власти Бодба, но Мидир советует воздерживаться от наказания Лира; позже, Бодб последовательно предложит двух своих дочерей замуж за Лира, чтобы умилостивить его, однако оба брака заканчиваются неудачно.

Мидир фигурирует в кратком анекдоте о скупом поэте Атирне, сыне Фершертна, жившем в героическую эпоху, изображенную в «Ольстерском цикле». История, озаглавленная «Aigidecht Aitherni» («Гость Атирна»), рассказывает, что поэт Атирне пришел в дом Мидира в Бри-Леите и постился против него, пока не получил трех волшебных журавлей (ирл. carr) Мидира, которые стояли возле его дома, не позволяя никому входить или оказывать гостеприимство тому, кто подошел. Более того, «ни один из мужчин Ирландии, видевших их [журавлей], не мог выдержать равного боя в тот день».
Согласно ономастическому тексту «Dindshenchas Cnogba» («Область знаний»), Мидир похищает дочь Элькмара (Elcmair «Злоба») Энглек (Englec «Каменная плита»), к большому разочарованию Энгуса, который был влюблен в нее. Но такое несчастье для любимых определено потому, что они – брат и сестра, рождены одной матерью Буа (Боанн; Bua «Корова») . Таким образом, Мидир выступает как запретитель практиковавшегося раньше у кельтов инцеста (ирл. col «грех»). Средневековое собрание ирландских сказаний «Желтая книга Лекана» («Leabhar Buidhe Lecain») повествует, что один глаз Мидиру был выбит веточкой орешника во время ссоры, вспыхнувшей между двумя группами молодых людей в Бруге, когда., собственно, Мидир похищал Энглек. Глаз Мидира исцелил бог врачевания Диан Кехт, хотя в другом месте говорится, что Этайн исцелила его глаз из колодца Лох-Да-Лиг.

Таким образом, в кельтском Мидире мы видим множество сюжетов и моментов, которые непосредственно присутствуют и в нарративе об индоиранском Митре и его инвариантах в других традициях Евразии:

– является праведным судьей, разрешителем споров и устраивает союзы, устанавливает социальные нормы;
– светловая сущность (у него – ярко-желтые волосы с золотыми пасмами; божественно красив);
– рожден из земли (Мидир – сын бога земли Дагда «Доброго бога», прозванного «Красным Мудрым», «Руд Руосса» и Оллатаром «Всеотцом»);
– передвигается верхом на волшебном скакуне;
– вооружен волшебным оружием;
– отказывается от верховной короны в пользу более достойного (аналог венчания на царство Митрой бога солнца и царей людей)
– живет в подземном жилище с особым доступом для посвященных, иногда наполненном мухами (аналог «митреума» и склепа);
– воспитывает приемных детей как своих сыновей (аналоги адептов Митры).


Рецензии