20. Открытки Тихомировых. 1914 г. В Оренбург

    Похоже, Василию Афиногеновичу удалось вылечиться. Июнь 1914. Василий Афиногенович отправляется в путешествие. Куда? Зачем?
    На открытке с видом привокзальной площади, посланной с Николаевского вокзала, памятник Александру III который смотрит на вокзал, встречая москвичей.
Паоло Трубецкой работал над скульптурой Александра III с 1899 по 1909 год. Памятник существенно отличался от многих официальных царских монументов; скульптор был далёк от идеализации, от стремления к парадности. Александр III изображён в мешковатой одежде, грузно сидящим на тяжёлом коне, не соответствовал общепринятым представлениям об императорах. Как и во многих произведениях, здесь ярко воплотилось творческое кредо автора, говорившего, что «портрет не должен быть копией. В глине или на полотне я передаю идею данного человека, то общее, характерное, что вижу в нём» говорил автор.

«Стоял комод,
на комоде бегемот,
На бегемоте обормот,
 на обормоте шапка
На шапке крест,
Кто угадает,
Того под арест».

 В 60-е годы эти строки даже не казались странными. Я считал, что это слова Демьяна Бедного. Однако, он написал другие стихи.

«Пугало.
Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья.
Торчу здесь пугалом чугунным для страны.
Навеки сбросившей ярмо самодержавья»

    Как монумент, посвященный «Державному основателю Великого Сибирского пути» памятник просуществовал 8 лет – до марта 1917 года. После февральской революции, по решению комиссии Временного правительства периодически памятник закрывали декоративными композициями, меняя оформление. Стихи Д. Бедного в 1919 были выбиты на памятнике. Праздничное оформление в 1927 году содержало клетку, поставленную вокруг скульптуры. 
    Он простоял на площади до 1937 года, когда он был демонтирован и перенесен во двор Русского музея у перехода ведущему к корпусу Бенуа. При каждом посещении Русского музея просто необходимо было выглянуть в окно за штору что бы посмотреть на опальный памятник. 
    В блокаду, как многие памятники, был защищен мешками с песком и бревенчатым настилом.
    В 1950 из разобранного постамента извлекли три блока, которые были использованы при создании бюстов Героев Советского Союза в Парке Победы и памятника Римскому–Корсакову.
     В 1994 году памятник установлен во дворе Мраморного дворца. Его перевозили по сложному пути: улица Инженерная, набережная канала Грибоедова, мимо решетки Михайловского замка, Конюшенная площадь, большой Конюшенный мост, Машков переулок, потом до места установки по Миллионной (Халтурина) ул. до места установки. Но почему не через 2 -й Садовый мост? Неужели разворот на Царицынский проезд нельзя было сделать? Ведь, кроме этого, помешать могла только грузоподъемность моста, но он перестроен и деревянный мост был заменен на железобетонный еще в 1967г.

   Открытка, написана и отправлена пред отъездом с Николаевского вокзала. Марка из чила отпечатанных еще в 1908 году. Штамп «С-ПЕТРЕБУРГ – НИКОЛАЕВСКИЙ ВОКЗ 9.06.14»  Василий Афиногенович уезжал срочно, писал быстро, размашисто карандашом.

Почта «Шум»
СПБг ЕВБ
Евдокии Григор
Тихомировой
       9/VI 9-40 веч.
       Дорогая Котя
       Через 10 мин
       Уезжаю на Мо
       скву Будь здорова
       и счастлива
       целую маму, Зою
       Вася

   Следующая открытка, отпечатанная в Вене, с видом на узкую, но каменистую маленькую речку отправлена 10 июня из Москвы и адресована жене начальника станции. Штамп вокзала пропечатан плохо. Написано аккуратно мелко.

Через СПб
Почта Шум
СПБ губернии
Жене Начальн. ст.
Евдокии Григорьвн
Г-же. Тихомировой
       Дорогая Дуня, Зоя, Мама
       Здравствуйте, пишу
       После Клина, полдень,
       ехать жарко но сносно,
       Москву приеду плохо – 2 ч.
       дня успею ли сегодня получить
       билет, еду очень свободно
       даже скучно так мало
       публики, всю ночь спал но
       без подушки отвертел шею
       До свид. Целую всех
       Василий

   Эта открытка отправлена из Пензы – штамп пропечатан плохо. На открытке, отпечатанной в Германии, фазаны.  Зачем-то в тексте карандашом исправлен (значительно позднее)год с 14 на 24. Из текста становится ясно, что Василий Афиногенович едет в Оренбург.

Через СПб
Почта Шум
Жене Начальн. ст.
Евдокии Григорьвне
Г.  Тихомировой
       11/VI 24
       11 утра
       Дорогая Дуня
       Подъезжаю к
       Гор. Пензе. Шлю
       привет тебе Зое и
       Матери целую Вас.
       Ехать хорошо в плацк.
       Вагоне но вчера из
       Москвы была страшная
       жара и духота в вагоне
       Билет до Оренбурга
       получил и только
       за 5 мин. Поспел до
       отхода поезда на
       Курский вокзал.
       В Оренбурге буду
       верно 12 вечером.
       если что нужно
       телеграфируй мне ст.
       Оренбург до Востребов
       В.А.Т. До скорого
       свид. Скучаю без вас
       Любящ. Вася

   Следующая открытка «Самара-Samara. №17. Нагрузка хлеба на реке Самарке» отправлена 12 июня из Самары.

Через СПб
Почта Шум
СПб губ. Новолад.у
ЕВБ
Евдокии Григорь
вне
Тихомировой
      12/VI 14  2ч ночи
      Дорогая Котя!
      Сижу в Самаре и придетц
      ожидать до 5 час. дня
      поезда на Оренбург, ради
      получения билета в Москве
      упустил целый день.
      Сейчас совсем светло,
      по ночам прохладно 10+
      но не сыро как у нас,
      по немногу пощипывает, в
      вагоне сквозняки. Целую тебя
      Зою Маму. Покудо все думаю
      невернуться - ли обратно
      Скучно
      Одному.  Все думаю
      об Вас. Ваш Вася


  Более из этой поездки писем нет. До ехал ли Василий Афиногенович до Оренбурга и какова цель путешествия неизвестно.


Рецензии