Марксизм - научное предвидение будущего или очеред

       Всю историю своего существования человек мечтал и мечтает обществе, где справедливость была бы воплощена в реальность. О таком обществе где не на словах, а на деле в полной мере проявились любовь и братство, где человек человеку был во истину другом и братом, где все имели бы равный достаток. Не было бы бедных, а богатства природы и материальные блага распределялись бы по справедливости и в равной степени были бы доступны всем и каждому.

       На заре человечества, в палеолите, когда человек в прямом смысле слова вёл борьбу с силами природы и боролся за своё выживание, где главной его задачей  было добывание пищи и защита от хищников и враждебных намерений представителей иных племён и родов. Мечты человека, в короткие периоды свободного времени не выходили за рамки того ограниченного мира в котором он обитал. И мечты эти были приземлёнными и мечтал он о хорошей пище, о достатке этой пищи, которой всегда или почти всегда было мало и недостаточно. От чего он не доедал, а иногда и голодал, а тяжёлые времена каннибализм был единственным способом сохранения жизни. Естественно, что недостаток пищи приводил к тому, что лучшие куски и в большей мере доставались и более сильным и если так можно выразиться более заслуженным членам рода, как например непосредственным добытчикам пищи охотникам, не говоря уже о вожде и его приближённых. И уже в силу этого человек не мог не мечтать о более справедливом распределение пищи и более тёплом месте у очага в пещере или в каком - то примитивном жилище.
      
       Каждая общественная формация будь то рабовладельческий строй или феодализм или капитализм рождали у человека желания и мечты о справедливости и справедливо обустроенном обществе. Что не могло не породить мыслителей и сочинителей самого различного толка и направлений от анабаптистов и других "Ересей" до трудов Эразма Ротердамского и "Утопии" Томаса Мора. В Италии конца 16 - начала 17 столетия появилась целая плеяда так называемых утопистов. Велись споры и разговоры о "Золотом веке", который стал для некоторых символом справедливого общества. В древнегреческой мифологии "Золотой век" связывался с царствованием бога Кроноса. Но век золотой завершился и ему на смену пришёл век серебряный, который в свою очередь сменился веком медным, а ему на смену пришёл век железный.В "Золотом веке" люди жили в согласии с природой, не было войн и раздоров. Государства как такового не было. "Золотой век" увязывается с теорией "Естественного состояния" и первобытно - общинном строем. Где по мнению мыслителей первобытный человек не испорченный цивилизацией хоть и довольствовался малым, но был при этом счастливым.

       Мыслитель средневековья Кампанела, убеждённый противник частной собственности выразил свои мысли в трактате "О наилучшем государстве", а так же в одном из последних сочинений - "Эклоге" где он описывает "Город Солнца". Не обошли такие умонастроения И Россию. В этом плане хорошо известен так называемый "Соловецкий документ", интересный мыслями об обустройстве государства и рассматриваются политические и экономические более справедливого по мнению автора государства.

       В данном контексте нельзя не упомянуть Роберта Оуэна, который создал новое учение о производительных силах. У Оуэна, яркого мыслителя своего времени появилось много сторонников и последователей его учения. Оуэн был хорошо образован и обладал не ординарным мышлением и не малой хваткой в предпринимательской деятельности. Его мысли о справедливом благоустройстве общества и попытки в этом ключе изменить человека к лучшему путём изменения плохих условий хорошими достойны если не восхищения, то одобрения точно. А его известный социальный эксперимент в Нью - Ленарке, где он на практике пытался осуществить свои идеи в жизнь являются примером целеустремлённости.

       В конечном итоге мысли о справедливости и о социальных преобразований и переустройства общества и государства не могли не привести к такому феномену и привели к коммунистическому учению К. Маркса. Карл Генрих Маркс, годы жизни 5 мая 1818 г. - 14 марта 1883 г. Этнический еврей, третий ребёнок в многодетной семье. После гимназии поступил в университет. В сотрудничестве с Ф.Энгельсом создал "Манифест коммунистической партии", вышедший в свет в 1848 году. "Капитал", главный труд К.Маркса. Маркс создал и обосновал последовательную цельную систему взглядов на материализм, научный социализм и рабочее движение. Надо отдать должное Ф.Энгельсу его другу и сподвижнику, который на протяжении всей жизни поддерживал финансово К.Маркса и благодаря которому его основной труд "Капитал" увидел свет.

       Учение Маркса оказало огромное влияние на его современников, появились последователи этого учения и в России. Что в конечном итоге привело к масштабным социальным преобразованиям и образованию первого в мире социалистического государства. Необходимо отметить, что вторая половина 19 века была чрезвычайно насыщена идеями социального переустройства общества. Коммунистические движения охватили многие страны мира, особенно ярко они проявились в России и в Европе.

       Почему учение Маркса оказало столь значительное влияние на многих и многих. В первую очередь видимо в силу того, что зёрна этого учения пали в благодатную почву. Капитализм в своём развитии на тот момент достиг если не потолка, то некоего пика и нуждался в модернизации и реформировании. Жёсткая эксплуатация рабочей силы, погоня за максимальными прибылями не могли не вызвать сопротивление со стороны эксплуатируемых. И естественно, что идеи благоустройства общества, построение более справедливого государства нашли отклик и поддержку в рабочей среде, как наиболее эксплуатируемого слоя общества. Можно сказать, что рабочий класс и представители интеллигенции с передовыми взглядами жаждали и желали перемен к лучшему.

       Но судя по опыту и судьбе СССР напрашивается вывод, что или что - то не так в в учении Маркса или его учение не правильно трактовались, а может быть и извращались или были в корне не верно поняты. Но так или иначе в силу каких - то причин социальные преобразования в России (СССР) воплощались в жизнь такими способами и средствами и методами, которые в конечном итоге оказались не настолько действенными, что бы они воплотились в реальность в полной мере и продолжали бы воплощаться и сегодня. Видимо что - то было не так и не то, если СССР канул в небытие.

       Но коммунистическая идея не исчезла с кончиной СССР, а продолжает действовать и реализуется в Китае, где коммунистическая партия несмотря на все ошибки и перегибы в своей политике всё таки пришла к пониманию реального положения в стране и пересмотрела взгляды на учение Маркса, переосмыслила и продолжает воплощать в жизнь идеи более справедливого общества. Экономические успехи Китая, проводимые под руководством КПК позволяют утвердиться  в том, что идея справедливого общества хотя бы в одной отдельно взятой стране и не так уж фантастичны и могут быть реализованы и реализуются. Ещё не так давно, всего несколько десятилетий назад Китай был страной с отсталой экономикой, где основная масса народа влачила нищенское существование. Сегодня Китай один из лидеров среди экономически развитых стран, сумевший за короткий период времени ликвидировать абсолютную бедность. Что с 1,5 - миллиардным населением было сделать не просто, но КПК это совершило и это вне всяческого сомнения заслуга руководства КПК и её рядовых коммунистов.

       Маркс в развитии человечества выделяет три эпохи. Первая - предыстория, эпоха отчуждения. Вторая эпоха - уничтожение частной собственности. Третья - эпоха положительного гуманизма. Эпохи разделятся двумя переходными периодами. Первая эпоха названа Марксом "Царством естественной необходимости". Третья - эпоха - "Царство свободы" или "Эпоха гуманизма". Между двумя этими эпохами находится "Царство осознанной необходимости" или "Эпоха коммунизма". О которую сломано не мало копий и которая стала камнем преткновения для последователей учения Маркса.
       По Марксу уничтожение частной собственности процесс не простой и длительный, требующий постепенного подхода и частная собственность не может и не должна уничтожаться одним росчерком пера. В "Немецкой  идеологии", написанной Марксом совместно с Энгельсом в 1845 - 46 г.г. утверждается, что частная собственность должна существовать до тех пор пока труд, как сила стоит над индивидами, то есть до тех пор пока эта сила существует. Отсюда следует, что эпоха коммунизма, главная задача которой заключена в уничтожении частной собственности не является идеальным состоянием общества.

        И сегодня спустя почти полтора столетия Маркс остаётся не понятым и каждый на свой лад трактует его труды в частности и всё его учение в целом. Ленин в своё время писал, что что никто из марксистов не понял Маркса полвека спустя. Понять Маркса, тем более читателю не искушённому не просто. Видимо в силу этого Маркс и сегодня остаётся не понятым тем более что капиталистические отношения поставлены во главу угла в абсолютном большинстве стран мира. Быть может именно из - за этого не понимания в какой - то своей мере РСДРП(б), пришедшая к власти в России после революции 1917 года и национализировавшая всё и вся и объявившая хозяином всего в том числе и природных богатств народ в конечном итоге привело к тому что СССР просуществовал всего семь десятилетий. И в действительности  в СССР хозяином всего оказался не народ, а государство.
       
        РСДРП(б), переименованная в РКП(б), в последствии в КПСС, которая была руководящей силой в СССР достигла значительных успехов в построении нового общества. Отрицать достижения СССР могут лишь апологеты капитализма и явные и не явные её враги. А поливание грязью СССР занятие не очень умное и даже глупое и имеет лишь временный успех у тех кто занят этим делом. В СССР было конечно не мало достижений, но конечно не обошлось и без ошибок и перегибов и откровенного волюнтаризма. Но видимо что - то было не так и в том числе  и в тех кто стоял у руля государства, которые в недостаточной мере усвоили учение Маркса (или вообще не усвоили) или воспринимали Маркса трактуя марксизм на свой лад и на своё усмотрение. Что сказалось на и на времени существовании СССР, которое не выдержало испытание временем и кануло в лету. Оставив в истории страны и в мире неизгладимый след и ностальгические воспоминания у многих и многих о жизни во времена СССР.

         Есть ли будущее у коммунистического учения Маркса. Видимо есть, если судить по тому, что существует государство где всем заправляет коммунистическая партия и вся власть в стране принадлежит именно этой партии. Это государство под названием Китайская народная республика достигла огромных успехов. Её экономика развивается внушительными темпами и сегодня Китай из страны некогда бедной и отсталой вышел в лидеры стран с высоко развитой экономикой. Современный Китай не только обустраивает страну и занимается благоустройство жизни народов её населяющих, но и добился немалого в деле освоения космоса и является страной высоко технологичной, с высоким научным потенциалом. Можно констатировать факто того, что идеи Маркса не только живут, но и воплощаются в жизнь. Хотя есть и примеры другого плана когда государства, объявившие себя социалистическими влачат не завидное существование.

         Видимо так называемый "Человеческий фактор" имел и имеет немаловажное значение и оказывает влияние не только на конкретного индивида, но и на общество и государство в целом. Вот и учение Маркса в огромной мере зависит от того, как индивид воспринимает и понимает и трактует марксизм и тем более если от конкретного человека зависит то как реализуются в действительности идеи благого общества. Именно в силу человеческого фактора одни государства процветают, другие находятся в нищете или вообще разрушаются.
         
        Ярким примером такого влияния является такая личность, как личность В.И.Ленина творца и создателя первого в мире социалистического государства. Личность Ленина в истории России и в мировой истории сложно переоценить. После революции 1917 года в сложных условиях Гражданской войны и интервенции, в результате чего страна, оказавшаяся на грани развала не только сумела сохраниться хоть и в усечённых границах. Но на развалах царской России построило СССР, которое оказывало не мало влияние на мировую политику.

        В сложных экономических условиях на мой субъективный взгляд Ленин нашёл единственно верный путь к восстановлению страны объявив новую экономическую политику (НЭП, которую поддержали далеко не все коммунисты в стране. Но благодаря его незыблемому на тот момент авторитету НЭП начал своё движение и успехи НЭПа были впечатляющими. И если бы Ленин не умер, а прожил ещё 10 - 15 лет скорее всего НЭП продолжал бы существовать и данный процесс принял бы необратимый характер. И вероятнее всего оказал бы значительное влияние на развитие страны в экономическом плане и не только. И индустриализация далась бы меньшей кровью и быть может не потребовалось масштабного раскулачивания и столь быстрой коллективизации крестьян. И стран добилась бы больших успехов с меньшими потерями.Но история не любит сослагательного наклонения и получилось то, что получилось. И государство под названием СССР исчезло с политической карты мира. А новая Россия оказалась в реалиях капитализма и резко усечёнными границами.

        Учение Маркса несмотря на её трудное понимание, несмотря на многочисленные интерпретации и какую - то своеобразную трактовку живёт и существует. И дело Маркса, которой он посвятил всю свою жизнь остаётся не только жизнеспособным, но и претворяется в жизнь. Капитализм и капиталистические отношения всегда вызывал и вызывает много вопросов, тем более что проблем у капитализма не мало и кризисы то и дело сотрясают всю планету. И конечно люди желают более справедливого общества и государства. И поэтому идеи марксизма остаются востребованными и сегодня будут востребованы в и в будущем. А прав или не прав Маркс со своим коммунистическим учением и состоится ли коммунизм, который должен придти на смену капитализму (а может он уже и пришёл в Китае или находится на подходе) и состоится ли Царство Свободы или Эпоха Гуманизма покажет будущее.

                16.03.2021 г.

      


Рецензии