Джеронимо в битве при Pozo Hediondo. Январь 1851г

  Джеронимо в битве при Pozo Hediondo. Январь 1851г.
https://apacheria.es/apacheria-siglo-xix-3/

 

В начале января 1851 года, две группы апачей вторгаются в Сонору. (Первая, состоящая из воинов чоконен была под командой Посито Морага, Тригеньо и Ириголлена, с некоторыми недни из стоянок, расположенных в пресидио Ханос (Чиуауа); вторая, возглавляемая Мангасом Колорадасом (тогда ему было около 60 лет), включала чихенне вождей Дельгадито и Понсе, бедонкое Тебока и чоконен Мигеля Нарбонна и Эскиналина, а также несколько апачей-койотеро из Белой Горы, и -  согласно некоторым источникам – еще  несколько мескалеро во главе с Кадете и Ратон. Был и Кочис, и вероятно Джеронимо и Ху. Мерехильдо Грихальва - пленник чоконен - говорил, что Кочис вернулся в свой лагерь во главе своих воинов, ведя 150 лошадей и мулов, которые он распределил среди своих людей, не оставив себе ни одного. Он добавил, что это была добыча полученная в рейде, который достиг Эрмосильо (Сонора), в начале 1851 года.

Coleto Amarillo не участвовал в походе, оставаясь в Ханос. Согласно мексиканским сообщениям, в каждой группе было не менее 150 воинов.
Первая группа направилась в западные предгорья Сьерра-Мадре, вдоль реки Бависпе и на юг до Сахуарипа (Сонора). Вторая пересекла реку Сонора, добравшись с юго-запада до окрестностей Эрмосильо, где они развернулись,  чтобы начать свое возвращение. Ранчо, поместья (гасиенды), деревни и путешественники пали жертвой воинов, теряя жизни, лошадей, мулов, скот и имущество. Руководствуясь своей давней ненавистью к Соноре, апачи безжалостно убивали любого мексиканца, который попадался им на пути. В середине января обе группы направились на север с 1300 головами крупного рогатого скота и лошадей. Их маршрут был предсказуем, поэтому капитан Игнасио Пескуэйра покинул Аризпе с 50 солдатами Национальной гвардии Соноры, отправив письмо в Вакоачи, чтобы присутствующие там войска под командованием капитана Мануэля Мартинеза встретились с ним в месте под названием Cerro Colorado - небольшой группе холмов в 19 км к востоку от Pozo Hediondo (Вонючий Колодец). Пескуэйра и Мартинез собрались там 16 июня, набрав в общей сложности 80 пехотинцев и 20 кавалеристов- драгун.
На следующий день Пескуэйра привел отряд примерно в 19 км к северо-востоку от  Sierra del Cobre (муниципалитет Алтар, Сонора), где они спрятались чтобы подготовить засаду  для апачей, направлявшихся на север. Пескуэйра послал патруль, который прибыл 20 января, сказав что они видели с юга облако пыли, продвигающееся по долине. К полудню Пескуэйра занял позиции у  Pozo Hediondo (нынешняя Bella Esperanza - в 12 км. к югу от реки Накозари, Сонора), примерно в 32 км. к востоку от Аризпе, и в нескольких километрах к юго-западу от Накозари.

 

Пыль была от группы Мангаса и Кочиса. Впереди шел авангард с примерно 350 головами крупного рогатого скота. Позади Мангаса было стадо около 1000 лошадей. При приближении авангарда мексиканцы, превосходившие апачей в соотношении два к одному, напали на них, застигнув врасплох. Находясь в численно невыгодном положении, воины бросили скот, и начали отходить на оборонительные позиции на холмах, яростно сражаясь. Мексиканцы преследовали, атаковали их позиции, преодолели и разгромили их, но они не знали что основная часть группы идет позади. Мангас, видя что происходит, приказал своим воинам (около 150) развернуться чтобы спасти своих братьев. Теперь под ударом оказались мексиканцы. Обе стороны были так близко, что апачи могли использовать свои копья и луки. Во многих случаях борьба шла «на ножах», то есть рука об руку. Джеронимо помнил, что он нападал на мексиканцев спереди и сзади, повышая свою репутацию воина, как и другие молодые люди.  «Мы боролись с яростью, и многие мексиканцы попали под мою руку». Тяжелое противостояние длилось три часа, заставив  мексиканцев искать оборонительные позиции, переходя от одного холма к другому.   

Уже к 16.00 часам дня, все мексиканские офицеры были убиты или ранены. Пескуэйра и лейтенант Рафаэль Анхель Корелла были ранены, а его второй командир, капитан Мануэль Мартинез скончался. Примерно в это время прибыл другой отряд чирикауа во главе с Ириголленом, Посито Морага, Тапила, Тригуэньо, Дельгадито и Понсе, добавив к битве по крайней мере еще около сотни воинов. Обе стороны сражались до наступления темноты, когда Пескуэйра подсчитал свои потери: 26 убитых (среди них Мартинез и три других офицера) и 46 раненых (среди них Корелла, у него было четыре ранения, и он сам). По данным мексиканцев, апачи понесли тяжелые потери – общим числом 70 человек, среди которых были убитые и раненые, что кажется преувеличением.
Не имея возможности продолжать борьбу, мексиканцы отступили к деревне Кумпас (Сонора),  раненые шли пешком, падали и вставали, так как выжили только пять лошадей, которые несли наиболее тяжело раненых. Ранее Пескуэйра отправлял гонца в Кумпас с просьбой о подкреплении.

 

Мангас направился в Вакоати, где было мало солдат, так как большинство из них были в  Pozo Hediondo. В 09.00 утра 21 января апачи застали 11 человек за пределами пресидио, убив шестерых, в том числе мэра Теодоро Бустаменте, и захватив пятерых других. Вскоре после этого, по своему обыкновению, они попросили обменяться пленными. После долгих переговоров с Мангасом Колорадасом и другими апачами мексиканцы вернули немногих, но по крайней мере троих, и двое из них были мальчиками - Северо Эредиа и Хесус Арвизу (13-летний Эредиа будет спасен в июне членами пограничной комиссии в Santa Rita del Cobre {Санта-Рита, округ Грант, Нью-Мексико}; в то время как Арвизу был обменян на лошадь для Мангаса в сделке с навахо в июле 1852 года).
Затем чирикауа направились на восток, к Sierra Pit;icachi   (муниципалитет Акуа Приета, Сонора), где они разделились. Большая часть чоконен осталась там. Чоконен Ириголлена и недни (молодой Ху среди них) вернулись в окрестности Ханос (Чиуауа), а затем вместе с  недни  Coleto Amarillo , направились в Касас-Грандес (Чихуахуа); Мангас со своими бедонкое и чихенне вернулись в Нью-Мексико в Burro Mountains  (округ Грант, Нью-Мексико); чоконен Мигеля Нарбонна и Кочиса пересекли долину Сан-Бернардино, чтобы направиться к своим ранчериям в Dragoon Mountains (округ Кочис, Аризона); чихенне  Cuchillo Negro - Черного Ножа, Понсе, Нана и Локо и недни Сигаррито направились в Ханос (Чиуауа); мескалеро Кадете и Ратон ушли к югу от Нью-Мексико; и койотеро из Уайт Маунтин  - к югу от Аризоны.

Мексиканские сообщения говорили о том, что сила чирикауа  была от 400 до 700 воинов. Конечно, это было совершенно невозможно. Даже 400 было большим количеством, учитывая что многие чихенне остались в Нью-Мексико, и что большинство недни были в Ханос. Приблизительное количество может быть следующим: чихенне Понсе-50 человек; бедонкое-50 человек; чоконен Мигеля Нарбона, Кочиса, Эскиналина, Карро, Посито Морага, Тригуэньо, Тапила и Ириголлена - около 175 человек; около 25 недни Ху; и группа из Белой Горы - около 50. Итого - всего около 350 воинов. Нет уверенности в присутствии воинов-мескалеро, но некоторые источники упоминают об их присутствии.

Подполковник Национальной гвардии пресидио Моктезума (Сонора) Хосе Игнасио Теран-и-Тато, получив сообщение от Пескейры послал 100 человек в Pozo Hediondo, чтобы похоронить мертвых и следовать в погоню по следам чирикауа. Увидев мертвые тела солдат и лошадей, разбросанные по полю битвы, мексиканцы отказались идти по следу апачей. Захваченный воин из группы чоконен   Посито Морага сказал Терану-и-Тато, что Ириголлен направил чоконен в атаку на Пескуэйру. Это свидетельство было опровергнуто Луисом Гарсиа, ветераном-командиром Национальной гвардии, уроженцем Бакерака (Сонора), который был послан Тераном 28 января, чтобы сделать запись о группах апачей, разбивших лагеря в окрестностях  Ханос (Чиуауа), и сообщить об их возможном участии в рейде и битве в  Pozo Hediondo.  Гарсиа сказал, что 180 апачских семей Ханос были невиновны в этом, и что зачинщиками были апачи чоконен и койотеро Белой Горы, прибывшие из Соединенных Штатов. К сожалению, когда Гарсиа писал свой официальный доклад, полковник Хосе Мариа Карраско (ныне генерал-майор Соноры) шел по дороге из Ханос с большим отрядом. В середине февраля Карраско прибыл в Вакучи, где заявил о своем намерении объявить  «Войну смертельную и беспощадную против всех племен апачей, кроме женщин и детей в возрасте до 15 лет», обвинив военачальников в предыдущих неудачах. Канделарио, сын вождя недни Хуана Хосе Компа, находясь в Питайкачи (муниципалитет Акуа Приета, Сонора), узнал что в Соноре была организована экспедиция, чтобы напасть на апачей пресидио Ханос. Coleto Amarillo  сообщил Зозайя о слухах, поступавших из Соноры об экспедиции для нападения на мирных апачей Ханос. Зосайя попыталась успокоить его, вероятно с мыслью, что доклад Гарсиа остановит Карраско. Было известно, что группа недни  Coleto Amarillo не участвовала в битве при  Pozo Hediondo потому что они находились в Ханос постоянно  с июня 1850 года, но Карраско не верил в это или не обращал на это внимания, считая Ханос, как и многих жителей Соноры, раем для налетчиков-апачей, и торговым центром для продажи краденого скота.

 


Рецензии