Немцы русскоговорящие в художественных фильмах

Немцы русскоговорящие
в художественных фильмах
История кино-история народа! У нашего народа – русскоговорящих немцев – своего кино нет. Не снимали о нас художественные фильмы!
Но великая история нашего народа достойна большого, цветного, многосерийного, широкоэкранного, стереофонического кино!

В наших ссыльных, северных краях, в республике Коми, после школы и индивидуального обучения я работал при комбинате бытового обслуживания, профессиональным фотографом третьего разряда в поселковом фотоателье. Проводил все виды фотообслуживания в фотостудии и даже вызова на дом. Фотоаппаратов тогда почти не у кого не было, фотографа приглашали домой сфотографировать младенца, свадьбу, юбилей, траур и так далее. Студийный деревянный фотоаппарат был на большой треноге, надо было накрываться черной тряпкой, устанавливать свет солиуксов, иметь фантазию, способность видеть выгодный ракурс лица, ретушировать негативы, печатать фотографии и нравиться клиентам своей работой.
Кроме того, я начал увлекаться киносъемкой на 8 мм кинокамеру «Экран» в том же 1966 году. Я много о кино читал, сам себя обучал, набирался опыта; сам придумывал сценарий, сам снимал. Сам делал химические растворы проявителя, отбеливателя и фиксажа. Сам проявлял плёнки, сушил, разрезал их, монтировал фильмы. У меня даже был свой кино-логотип «Шульцфильм».
Когда меня приглашали в гости, я всегда брал с собой свой кинопроектор «Русь» и показывал друзьям и знакомым снятые фильмы, в которых они участвовали. Оживлённый шумный успех был на каждой премьере! Преувеличенные слухи опережали успехи и задумки.
Как-то в Краснозатонском речном училище, где готовили судостроителей, сварщиков-котельщиков, рулевых мотористов и судовых поваров для северного речного пароходства, решили для истории снимать кино о поворотных моментах жизни будущих речников.
Училище приобрело для этого 16-миллиметровые кинокамеры «Киев-16С-2» и «Красногорск -3». Так как во всей округе не нашлось человека, который бы в этой области ориентировался лучше меня, то мне, 17-летнему пареньку, предложили вести в училище кинокружок, который должен был стать местной, маленькой киностудией.
Мы, несколько активистов, снимали торжественные линейки, комсомольские собрания, поездки в колхоз на уборку картошки, новогодние вечера, концерты художественной самодеятельности, открытие навигации на реке и другое.
После общего собрания училища, в котором училось более 300 курсантов и было около 30 преподавателей, в полном зале мы показывали свои фильмы.
В то время увидеть себя в кино было целым событием! Ребята кричали, девчата визжали от счастья, увидев себя на киноэкране. Разговоров потом было на всю зиму!
Чтобы добиться ещё большего эффекта, развлекаясь, мы заряжали плёнку в кинопроектор задом на перёд. Помню, на уборке картофеля ребята, как обычно, выкапывали картошку, собирали её в вёдра, вёдра высыпали в мешки, мешки грузили в машину, а машина увозила урожай в амбар.
На обеденном перерыве все сидели у костра, доставали из золы печёную картошку, с довольной чумазой физиономией, обжигая пальцы, чистили её, а потом отправляли себе в рот.
На экране, шутки ради, действие происходило в обратном порядке: все сидели у костра, извергали изо рта кусочки картошки, которые формировались в целую картошину, на которую затем «наклеивалась» кожура. Потом картошку бросали в костёр и закапывали в золу, прикрывая горящими головешками.
А из амбара задним ходом приезжала машина с картошкой, которую ребята раскладывали по вёдрам и закапывали в землю. Получалась смешная «осенняя посевная».
А если киномеханик увеличивал скорость кинопроектора «Украина», то получалось не хуже, чем у Чарли Чаплина! Зрители хохотали до упаду, держась за животы и задыхаясь от смеха. И не было разницы в восприятии этого киноискусства между преподавателями и учениками. Кино сближало и делало все равноправным в минуты заразительного смеха. Весёлые были времена!!!
Все отснятые тогда фильмы остались в училище, а само училище, уже давно не существующее, осталось только в памяти людей…

Свои 8-миллиметровые, немые, чёрно-белые киноплёнки я привёз в Германию, потом переснял их на видеокассеты, а затем на цифровые носители компьютера. Фильмы эти раскопировал и раздарил родне, друзьям, желающим, а некоторые выставил на своей странице в «Одноклассниках» (https://ok.ru/video/myVideo).
Сегодня они кажутся простыми и наивными, но с очень драгоценными, живыми лицами, которых уже нет на Земле. Те, кто помнит дорогих им людей, выражают мне искреннюю благодарность за свои вновь счастливо пережитые мгновения и дорогие воспоминания.
Много было снято и для семейного архива. Потому кино и интересно, что люди, попавшие на плёнку, становятся бессмертными. Мои внуки имеют теперь возможность воочию увидеть свою прабабушку, которая ушла в небытие задолго до их рождения.

Русскоговорящие немцы — люди с особой судьбой! Тема российских немцев была в СССР под запретом, особенно для кино! По ужасной и несправедливой традиции она осталась в тени и у его наследницы – России.
В Германии этот вопрос, похоже, тоже мало интересует местных историков, управленцев, политиков, работников культуры, общественных и кинодеятелей. Зрители же покорно смотрят тот мусор, что им показывают, а показывают ненужные для жизни детективы и криминал.

В современных российских художественных фильмах иногда нет-нет, да и промелькнёт стыдливое признание героя, что он «русский немец», а в Германии эту тему в художественных фильмах вообще обходят стороной, боясь знакомить местных немцев с судьбой и историей немцев из России.
А тема эта – очень богатая! Героями фильмов могут стать российские немцы, вершившие историю страны!

Помню, в 1995 году по ZDF показывали снятый по книге российской немки Нелли Дейс двухсерийный телевизионный фильм «Дочь паромщика».
К сожалению, об этом 90-летнем авторе (Н. Дейс – 1930 года рождения) сведений теперь вообще никаких не найти! И фильм в Интернете разыскать не удаётся.

В 2012 году на экраны вышел дебютный фильм берлинского режиссера Станислава Гюнтнера, приехавшего в Германию из Челябинска. Его фильм «Немец» о парне-переселенце с криминальным прошлым произвёл большое впечатление на российского режиссёра Андрея Кончаловского: «Очень профессионально, интересно, талантливо. Стильная картина», – отозвался он.
Главный герой фильма Дима (актёр Марк Филатов) приезжает из России в Германию и, как многие его русскоговорящие сверстники, находится в поиске своего места в немецком обществе.
В фильме все события выдуманы, но они могли бы быть в реальной жизни. Фильма почему-то нет в свободном доступе на просторах Интернета...

В том же 2012 году на телеэкраны России вышел солидный совместный 10-серийный проект российских, польских и украинских кинематографистов «Тайна белого ангела» (https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/88338/annot). Это история жизни легендарной польской (на самом деле – немки из России) певицы и композитора Анны Герман, которую называли белым ангелом польской эстрады.

В феврале 2014 года я лично ездил на киностудию «Мосфильм», уговаривал режиссёров Станислава Говорухина и Карена Шахназарова снять художественный фильм о российских немцах. Мне обещали познакомиться с темой, прочитать мою книгу «Перелётные птицы» и постараться что-то сделать. Но Говорухина уже нет, и мечта, наверное, не осуществится. Начиная с 14-ой страницы речь идёт о Мосфильме.

В 2017 году в газете «Новые Земляки» (№ 10, стр.10) напечатали мою статью «Фридрих Экгардт – кинорежиссёр». Там шла речь о замечательном энтузиасте, создателе документальных фильмов про советских немцев.
Фридрих, как и я, затратил много личных средств, сил, своего времени, сняв и смонтировав много документальных фильмов о краеугольных событиях нашей истории, об освободительном движении советских немцев. В его архиве тысячи ценнейших фотографий, отражающих нашу историю, но этим золотым запасом никто не интересуется, никому ничего не надо!
12 мая 2021 года Фриде (Лидие) Ивановне Божедомовой исполнится 98 лет. Этой умной, тактичной и героической женщиной, из Евпатории, живущей сейчас в Германии может заслуженно гордиться каждый Немец из России.
Она прошла депортацию, трудовую армию, работала на шахтах Кузбасса, чуть не погибла в завалах, сидела на гауптвахте. Жила в Архангельской и Кокчетавской области. Была общественным корреспондентом местной газеты, встречалась с передовыми людьми, снимала фильмы о героях живущих рядом, сняла более 90 документальных фильмов о разных представителях нашего народа.

В 2017 году кинорежиссёром Анной Хоффман (Anna Hoffmann), молодой немкой из Казахстана, был снят отличный художественный фильм под названием «Пока!»/Tsch;ss/
Фильм рассказывает о переселении в Германию семьи из Казахстана. Но в Интернете его найти и посмотреть тоже непросто – он как бы коммерческий, за плату...

Ещё были (и есть) попытки энтузиастов экранизировать работу Гуго Вормсбехера «Наш Двор», но и это тоже пока не получается... Хорошо, что в 2019 году удалось увековечить на видео театральную экранизацию этого спектакля, которую актёры государственного Северного Драматического театра из города Тара играли на новой сцене Московского Театра им. Е. Вахтангова.
Сам Гуго Густавович в молодости (в 1970 году) снимался в двухсерийном, цветном, художественном фильме „Море в огне“ в роли адъютанта немецкого фельдмаршала Манштейна. Фильм посвящался 30-летию обороны Севастополя. https://www.youtube.com/watch?v=6foz0T_uxMA

Увлекательно смотрится новый художественный фильм 2020 года „Ziemlich russische Freunde“ который показывали по первой программе немецкого телевидения. В этой кинокомедии русскоговорящие семья из Днепропетровска, с непременной любовью к тум балалайке, выдает свой переселенческий характер. Чтобы сэкономить деньги, глава семьи решил сам разминировать авиабомбу которую он нашел на своем участке, который он приобрел у немецкой семьи под строительство дома. Отсюда хитросплетенные, любовные нереальные приключения русскоговорящих в Германии. Но это не про немцев из России, это про переселенцев по другой линии.
Есть фильм выпуска 2017 года о мальчике из Москвы называется: «Одиссея Петра». Но и это не о немцах из России, в нём рассказывается, как в 1996 году по еврейской линии родители Петра решают эмигрировать в Германию. Не желая приспосабливаться к новой реальности, Петя много внимания в своих фантазиях уделяет прошлому…
В ютубе можно найти записи концертов Елены Фишер, что-то еще. Был документальный фильм про партийную активистку фракции ХДС (CDU) (Albina Nazarenus –Vetter) Альбину Нацаренус-Феттер из Франкфурта на Майне, которая с комсомольским задором очаровывает всех и вся и занимается переселенческой молодежью! Фильм «Deutschland-Heimat-Fremdes Land» показывали по первому немецкому телеканалу ARD. https://www.youtube.com/watch?v=kBu2OJrayzs

На этом сайте есть ещё документальные фильмы о Российских немцах, но художественных, как наиболее запоминающихся киноработах почти не существует и это очень большое упущение…

Кто же должен позаботиться об авторитете нашего народа? Землячество, по большому счёту, ничего заметного не делает для своих земляков в этом направлении. Те пылинки нечаянных заслуг в истории его существования даже недостойны общественного внимания.
Люди говорят, что этот лакейский орган живёт сам для себя и иногда своим соглашательством только вредит делу и имиджу русскоговорящих немцев. Такое мнение о землячества часто слышно от многих.

Такое же мнение высказывают в адрес  многих карьеристов побывавших на должности ...в Берлине. Работу, которых невозможно оценить, потому что её не видно и результата вообще нет. А затраты и зарплаты у этих высокопоставленных чинуш просто заоблачные. На эти деньги можно было бы снять не один художественный фильм.

Музей российских немцев тоже, наверное, не в состоянии организовать и возглавить это дело.
Я знаю, что среди молодого поколения немцев из России и немцев в России есть люди, окончившие соответствующие университеты; они профессионально работают в разных солидных киностудиях, делают товарную рекламу. Может быть, они могут загореться этой идей? Может они откликнуться?

Сегодня видеокамера есть в каждом телефоне, и того эффекта первых киносъёмок, конечно, уже нет. Все буквально с рождения засняты в домашнем кино.

В последнее время в Интернете появилось много самодельных любительских документальных фильмов. Причём у немцев в России их намного больше, чем у немцев из России, живущих в Германии.
Слышал, что в России проводились даже кинофестивали «Кино о российских немцах».

Во имя тех, кого уже нет с нами, надо обязательно снять именно художественные фильмы об их жизни! И снять обязательно такое кино, чтобы о нём заговорили со слезами на глазах, с восхищением в душе и с гордостью в сердце! Настоящее кино — сердцу каждому нужно!

Папа Шульц. В тексте 1510 слов и 11014 знаков (7)*
Германия. Гиссен.
papa-schulz@gmx.de
19.11.2020 – 24.11.2020.

P.S:.
Прочитал. Всё правильно ты Райнгольд пишешь. Может быть, читая твою статью и найдётся кто-либо, кто занимается кинематографией и сможет собрать много материала для такого фильма, и сможет это всё воплотить в жизнь? Как говорится идей у людей много, только не все могут довести это до читателя или кинозрителя. Ш.В.

Привет, Райнгольд! По поводу возможного художественного фильма о немцах из России могу сказать следующее. Существенное охлаждение отношение между Германией и Россией в течение последних нескольких лет делают, на мой взгляд, маловероятным появление в близком будущем такого фильма, который смог бы просветить очень многих людей с обеих сторон и способствовал бы снижению градуса напряженности между государствами и гражданскими обществами. А снять что-либо, могущее вызвать дальнейшее ухудшение атмосферы, не в интересах прежде всего самих немцев из России. Всех благ! Е.


Рецензии