Сказание о Чхун Хян. О книге

Сказание о Чхун Хян

Давно присматривался к небольшой книжечке: «Классическая повесть. Сказание о Чхун Хян». Книга была напечатана и издана в Северной Корее в Пхеньяне в 1991 году, поэтому вероятно есть и другие переводы, так как «Сказание о Чхун Хян», популярно и в Южной Корее.
Раньше я думал, что история о Чхун Хян – это некая небольшая легенда, о супружеской верности и это действительно так, однако вместо небольшой легенды, обнаружил довольно объёмную повесть, раскрывающую гораздо больше тем, чем одна лишь супружеская верность.

В основе истории верная и преданная любовь Чхун Хян, девушки из простолюдинов и Ли Мон Рёном, сына наместника. Их любви приходится преодолеть не только разницу в классовых сословиях, общественное мнение, долгую разлуку, но и произвол чиновников. У этой истории есть масса моментов, которые меня тронули до глубины души, хочу поделиться некоторыми из них:

- О пяти янбанских (дворянских) этических нормах я уже писал отдельно, так что тут приведу лишь цитату:

«Незыблемые правила поведения – пять этических норм: долг между королём и верноподданным, любовь между родителями и детьми, разница в правах между мужем и женой, очередь в семейной лестнице и вообще в обществе между старшими и младшими, взаимная вера между друзьями. Это отличает людей от животных».

С небольшими корректировками эти пять этических норм, безусловно, актуальны и по сей день…

- Развод в то время не приветствовался. И мать Чхун Хян говорит: «Нельзя бросать жену, без семи оснований для развода». Конечно, если человек захочет развестись он легко придумает эти основания, но мне очень понравилась мысль, что прежде чем развестись, каждый из супругов, должен семь раз подумать и, по крайней мере, приложить все усилия, чтобы разногласия и проблемы преодолеть, а не сбегать при первых признаках трудностей.

И даже не смотря на такую этику, пример Чхун Хян, подвергнувшейся телесным наказаниям за отказ сожительствовать с правителем, у всех вызывает восхищение, за что её приравнивают к святым женщинам прошлого.

- Находясь в темнице, Чхун Хян много размышляет о причинах своего заточения и понимает, что совесть её чиста и ей не нужно не перед кем оправдываться, она говорит: «Ведь не в силе Бог, а в правде», и молится о том, чтобы весть о её злоключениях, дошла до супруга. Так и происходит, и Ли Мон Рён, по стечению обстоятельств оказывается в нужное время и в нужном месте. Позже он и сам осознаёт, что не своими усилиями добился успеха в Сеуле, а молитвами тёщи и Чхун Хян, которые все годы его обучения верили в него и молились о нём.

- В какой-то момент на фоне пыток и истощения, находясь в забытьи, Чхун Хян попадает в духовный мир. Входя во дворец в Царстве Небесном, она видит на воротах надпись: «Быть навеки непоколебимым в верности». И встречает во дворце святых прошлого, сумевших прожить свою жизнь с чистой совестью, сохранив супружескую верность, а также верность Богу. Они утешают её: «Ты считаешь себя ничтожной оттого, что родилась дочерью кисэн (куртизанки). Но не может быть ничтожным человек, у которого чистая душа. Тебе обязательно улыбнётся счастье, когда будешь до конца верна своей клятве в преданности». Таким образом видно, что Бог не оставлял Чхун Хян и поддерживал её, даже в самых сложных обстоятельствах.

Так же Чхун Хян были показаны весёлые и красивые дети, танцующие, подобно лебедям с раскрытыми крыльями – это были дети, погибшие за то, что их родители сохраняли верность. Даже после такого несправедливого конца на Земле, они обрели свою справедливость в духовном мире.

- В книге много стихотворений и песен, в основном это любовная переписка Чхун Хян и Ли Мон Рёна, и вообще умение слагать стихи, считалось в то время чуть ли не самым высшим достижением. Но есть и народные песни, как например песня хлеборобов, в которой они поют с одной стороны о бедствиях постигших их, а с другой черпают силы, чтобы жить дальше:

«Наш Намвон страдает
От четырёх недугов.
Недуг правителя – распутство,
Недуг предводителя – эпилепсия,
Недуг чиновников – пьянство,
Недуг народа – голод и смерть».

- Ли Мон Рён, видя несправедливость, постигшую Чхун Хян, говорит: «Мир перевёрнут вверх дном. Зло торжествует над добром. Без вины Чхун Хян сидит в темнице, а преступники веселятся на пиру». После этого он обретает решимость наказать виновных и восстановить справедливость.

- Чхун Хян до самого последнего момента не знала, что её спасут и пребывала в уверенности, что её судьба – это смертная казнь и всё же приняла свою судьбу. Ли Мон Рён, так как являлся тайным ревизором, не мог сразу всем раскрыться и предстал перед всеми в образе обыкновенного нищего. Из-за этого Чхун Хян пришлось ещё одно испытание перенести в ночь перед казнью – она увидела мужа в виде нищего, но даже это не сломило её, она завещает матери распродать все вещи, чтобы вернуть Ли Мон Рёну положение. Чтобы замысел его состоялся, Ли Мон Рён может лишь утешить Чхун Хян словами: «Пусть даже упадёт небо, но человек не пропадёт… Если ты хочешь ещё хоть раз повидать меня, то крепись».

У этой истории, хороший конец, зло оказалось наказано, а верная любовь восторжествовала. «Сказание о Чхун Хян» - это один из выдающихся шедевров корейской культуры, и сейчас нашему вниманию кроме книги, благодаря всемирно известной балетной компании Юнивёрсал, доступен ещё и балет Чхун Хян, а также художественный фильм 1999 года выпуска.

Читали «Сказание о Чхун Хян»? Смотрели балет или кино о Чхун Хян? Делитесь впечатлением в комментариях…


Рецензии