Усадьба Бориса Романова Пушкин 13. 03. 2021

Усадьба (дача) Великого князя Бориса Владимировича Романова в Царском Селе (г. Пушкине)

В конце XIX века большой участок земли был пожалован великому князю Владимиру Александровичу под строительство дома к совершеннолетию его сына Бориса Владимировича. В 1896-1897 годах на участке строится небольшой дворец и разбивается парк.

Дворец-коттедж великого князя Бориса Владимировича построен в конце XIX века, и стал одним из первых образцов модерна в России. Английский уголок Царского Села всегда вызывал и вызывает повышенный интерес.

Владелец усадьбы Великий князь Борис Владимирович - внук Александра II, двоюродный брат Николая II, впоследствии генерал-майор, командир лейб-гвардии Атаманского Наследника цесаревича полка, с 1915 года походный атаман всех казачьих войск при верховном главнокомандующем.

Усадьбу он получил в подарок от своей крестной матери - королевы Англии Виктории (скорее всего это миф). Российская Императрица Александра Федоровна, воспитанная бабушкой - королевой Викторией, поощряла английский вкус.

На самом деле - это подарок отца. Но факт, что над постройками работали английские архитекторы: Шернборн и Скотт. То есть они создали главное здание усадьбы – коттедж. Но в этом факте таится и загадка, так как ни одного из архитекторов идентифицировать не удалось.

Постройки возведены лондонской фирмой «Мэпл» в 1895-1896 годах по проекту архитектора Шерборна в типично английском стиле. Великий князь Борис Владимирович проживал на даче около двадцати лет. Здесь он завел английскую прислугу, английского шофера.

Выбирая место для строительства, архитекторы заранее разработали план парка и определили положение всех построек усадьбы. Со всех сторон здание защищено от ветра и чужих взглядов: с севера - деревьями, с юга и запада - цветочным садом, площадками с большими кронами деревьев и высокой изгородью.

Коттедж расположен в некотором удалении от Московского шоссе. Отделка главного здания усадьбы скромна, и ничто не напоминает торжественности Запасного дворца.

Коттедж больше похож на дом зажиточного буржуа, добропорядочного англичанина, который считает выше своего достоинства демонстрировать собственное благосостояние.

Архитектурное решение коттеджа - дом построен по технологии «фахверк». Дома по этой технологии строятся на основе деревянного каркаса, который выполняет одновременно несущую и декоративную роль.

Промежутки между балками каркаса заполняют любым желаемым материалом. Дома, построенные по технологии «фахверк», часто встречаются в Западной Европе, однако в России эта технология не получила распространения.

Суровые российские зимы не позволяют возводить дома из легких каркасно-щитовых конструкций. Поэтому при строительстве усадьбы великого князя Бориса Владимировича использовалась стилизация под «фахверк», так распространенный в Англии.

Нарядные стены особняка, рассеченные деревянными брусьями, смотрятся очень декоративно, и дом напоминает уютные «пряничные» домики из старинных европейских сказок.

Рядом с жилым домом расположены хозяйственные постройки: каретник, конюшни и небольшой чайный домик для близких друзей (до сегодняшнего дня не сохранился).

Резиденция Великого Князя в конце XIX века стала настоящей архитектурной сенсацией не только Петербурга, но и всей России — это был первый в своем роде особняк на территории Российской империи.

В 1899 году, завершая строительство ансамбля, петербургский архитектор А.И. фон Гоген возводит запасной дом со службами. По композиционно-стилистическим приемам он аналогичен основному дворцу-коттеджу и органично вписался в окружающие постройки.

Материалы для строительства дома были полностью привезены из-за границы. Для строительства потребовался кирпич, редкие породы дуба, ореха и ясеня, а также черепица. Коттедж был, по меркам того времени, чрезвычайно удобный и современный.

Внутренние интерьеры здания уже не напоминают парадные залы Екатерининского дворца. Небольшие комнаты, галереи и переходы делают коттедж уютным и жилым, в нем нет ничего официального и помпезного.

Характерный для английской архитектуры двухъярусный холл соединяет парадные помещения на первом этаже и жилые на втором. Первоначальную отделку сохранили кабинет, столовая, курительная гостиная, музыкальная гостиная.

Интерьеры зданий сохранили значительную часть прошлого убранства: боковые панели и фрагменты обшивки стен, отделку потолков, камины из цветного мрамора, предметы мебели и витражи жилого дома, изогнутые полотна входных дверей и бронзовые ручки.

Даче Бориса Владимировича выпала честь стать одной из первых построек, где были установлены изобретенные Францем Сан-Галли радиаторы водяного отопления «Heizkorper», что в переводе на русский буквально означает «горячая коробка».

Пейзажный парк с мраморным фонтаном обнесен прозрачной металлической оградой. Аллея, обсаженная столетними туями, ведет от главного дома к Колонистскому пруду. Колонистский пруд создан, как и Отдельный (Нижний) парк, архитектором А.А. Менеласом, того кто построил Шапель в Александровском парке.

Пруд был неотъемлемой частью ансамбля усадьбы Бориса Владимировича. Подойдя к пруду со стороны Московского шоссе, можно увидеть небольшой каменный причал. Отсюда гости Бориса Владимировича отправлялись на лодочную прогулку по пруду.

Собственный садик, разбитый вокруг главного дома, имел такое устройство, что посадки скрывали входы в здания, усложняя осуществление шпионских намерений: служебный персонал ни из своих квартир, ни из подсобных помещений не мог видеть господских гостей, ни того, когда и в каком направлении уезжал князь.

За такую уединенность хозяин поэтично называл имение «Волчьим садом» (Wolf Garden).

Княжеская дача в Отдельном парке носила и носит неофициальный статус самого английского места Петербурга не только потому, что была подарена, якобы, самой королевой и выстроена британскими специалистами, но и потому, что Борис Владимирович, будучи истинным англоманом, создал там для себя маленькую Британию: в качестве слуг держал исключительно подданных Соединенного Королевства, да и в принципе русская речь звучала здесь крайне редко — английский язык был князю привычнее, на нем он заговорил раньше, чем на русском, так как воспитывался няней-англичанкой.

Владелец поместья с юных лет слыл особой легкомысленной и эксцентричной, и даже его заслуженные военные чины и ратные подвиги не смогли изменить такого мнения. Плейбоя и донжуана, его уличали в романах с женщинами знатными, в числе которых знаменитая балерина Анна Павлова, и простыми.

Светские приемы, часто устраиваемые князем Борисом в своем английском замке, отличались широким размахом — императорский родственник знал толк в веселье, славился гостеприимством и умением жить красиво.

События 1917 года вынудили Бориса Владимировича покинуть усадьбу, а вскоре и Россию. По воспоминаниям великого князя Александра Михайловича, Великие Князья Борис и Андрей Владимировичи обязаны спасением своих жизней поразительному совпадению.

Комиссар, арестовавший братьев и которому было приказано расстрелять этих двух Великих Князей, этого не сделал, он их освободил. Свое объяснение этому событию предлагает великий князь Александр Михайлович, написавший об этом в своих мемуарах.

Он пишет, что арестовавший их комиссар оказался бывшим художником, который провел несколько лет жизни в Париже в тяжелой борьбе за существование, тщетно надеясь найти покупателя для своих картин.

За год до войны, в 1913 году, Великий Князь Борис Владимирович, прогуливаясь по Латинскому кварталу, наткнулся на выставку художественно нарисованных подушек. Они понравились ему своею оригинальностью, и он приобрел их значительное количество.

Большевистский комиссар не мог убить человека, который единственный оценил его искусство. Он посадил обоих Великих Князей в автомобиль со значком коммунистической партии и повез их в район белых армий.

Борис Владимирович умер 8 ноября 1943 года во Франции. Через две недели ему исполнилось бы шестьдесят шесть лет. Великого князя похоронили маленьком французском курортном городке Контрексвилле, где на средства Марии Павловны была построена православная часовня, ставшая семейной усыпальницей.

Усадьба была использована при съемках «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона». В серии «Охота на тигра» это был «особняк Рональда Адэра», а в серии «Смертельная схватка» интерьеры усадьбы стали «гостиницей в Мейрингене».

Сегодня это памятник архитектуры федерального значения. В его состав входят главный усадебный дом, конюшенный корпус, Запасной дом, служебные постройки, фонтан и «парк с оградой». Ансамбль неплохо сохранился, а интерьеры дошли до нас почти в первозданном виде. Но попасть внутрь практически невозможно.


Рецензии