Цветы праздника Хиган. реж. Ясудзиро Одзу. 1958г

Убейте меня, но вряд ли я найду человека, способного эмоционально откликнуться на это кино, Опять-таки, я не знаю ни одного японца. Упрямое следование традициям, беспрекословный патриархат - в России скорее удел недоумков, в то время как на Востоке это почва, на которой расцветает жизнь. Можно сказать, что фильм похож на средневековый японский стишок, который выглядел бы так:

Печальный отец,
У которого дочь
Замуж идёт за любимого,
А не того, кого выбрал ей он.
Значит завтра ему умереть.
Время пришло.

В этой скупой на декорации и  экспрессию актёров картине нас радует Мондрианова лаконичность интерьеров, глубокая сдержанность режиссёра, которую охотно перенимают и показывают его артисты, и почти русская музыка. Я никогда не видел такого замурованного в обыденные факты шекспировского драматизма. Шекспир, у которого, чтобы взволновать зрителя, персонажи машут мечами и произносят громоподобные речи, здесь переселился в обманчиво спокойного  Ясудзиро Одзу. Отец тихо, под влиянием перемен, теряет власть. Чем не Король Лир? Правда, Лир умер от горя, а мы легко миримся со всем, что преподносит нам жизнь в качестве прогресса. Вот и поверженный отец в конечном итоге поехал в другой город к новобрачным, чтобы преклонить колена перед новым неведомым ему богом – явившейся ниоткуда любовью, которая, вероятнее всего, в скором времени в никуда и испарится. 


Рецензии