Колыма. Часть 1. Арест
( Светлана. Из отзывов читателей)
Воспоминания моего дяди, Александра Лобанова (1905 - 1984)-узника ГУЛАГА , достались нам в рукописи, где он вначале написал : "Напрягая память, мне удалось по крупицам собрать всё то, что относилось к моим давно минувшим злоключениям. Записи адресованы в первую очередь моим многочисленным родственникам для поддержания духа в трудные минуты жизни, а если судьбе будет угодно, то более широкой аудитории ".
Часть 1.Арест.
Арестован я был в канун 1мая 1938 года, в колхозе Красная Молька Балаганского района Иркутской области, куда я был назначен главным агрономом и заведующим сортучастком.
Накануне ареста мы крепко спали после суетного трудового дня. На рассвете кто-то постучался в дверь. Это оказались знакомые из райотдела МВД милиционеры. Они неспеша вошли в избу. Я сразу почувствовал в столь неурочном их появлении что-то неладное и ждал грозы. Старший милиционер, немного волнуясь, предъявил мне небольшую голубенькую бумажку со штампом областного прокурора.
- Это ордер на обыск и арест! - пояснил он.
- Ну что же, обыскивайте, - с недоумением ответил я.
- Мы обыска делать не станем! - снисходительно проговорил милиционер. - А вот актик об обыске составим для формальности и документы ваши заберём с собой!
Встревоженная неожиданными посетителями, из-за перегородки комнаты вышла жена. Она без расспросов поняла, что меня арестовывают. По моей просьбе она извлекла из чемодана паспорт, свидетельство об образовании и подала их мне. При этом она сказала каким-то незнакомым, приглушенным от волнения голосом :
-Не отчаивайся! Знай, что бы не случилось, мы с дочуркой будем всегда тебя ждать!
А дочурка, которой в то время было всего 5 лет, безмятежно спала в своей уютной и тёплой кроватке, не догадываясь о случившемся.
Когда милиционеры вывели меня из избы на улицу, то там около колхозной конторы уже стояла открытая грузовая машина, до отказа набитая арестованными колхозниками вместе с председателем и директором МТС. В основном, это были буряты. Около машины толпились плачущие женщины и дети. Вооружённые охранники, нервничая, отгоняли их от машины, как назойливых мух. Я не сразу понял, что здесь происходит. Почему арестовывают колхозников, далёких от политики? Меня мало тогда удивил арест директора МТС, так как они часто менялись и куда-то исчезали.
У машины меня вдруг кто-то одернул за полу пальто. Я оглянулся и вздрогнул от неожиданности - передо мной стояла моя дочурка. Мать подняла её с постели, чтобы проститься со мной. Она тревожно озиралась на толпу плачущих женщин и детей.
-Папа, а куда тебя забирают? - недоуменно спросила она.
-Меня забирают в солдаты! - ответил я. Обмануть её мне не удалось. Дочурка со слезами на глазах возразила :
-Нет, папка... Тебя арестовали...
Она, с трудом выговаривая, так растянула это незнакомое для неё слово, словно объявила мне приговор. Я был потрясён понятливостью дочки и не стал разубеждать. Успел только спросить :
-Почему одна? А где мама?
Позднее я узнал, что жена, не совладав собой, упала дома без чувств.
(продолжение следует)
Свидетельство о публикации №221031801207