За причинённые неудобства

    Железнодорожная магистраль- крупнейшая народно-хозяйственная отрасль. Она, по моему убеждению, по уровню и сложности управления не имеет равных в системе народнохозяйственного комплекса. Отличается разбросанностью объекта, сложностью управления, важностью выполнения задач. Трудно представить народно-хозяйственные отрасли без грузовых железнодорожных перевозок. Тысячи и тысячи тонн готовых изделий и сырья перебрасывается из региона в регионы, от предприятия к предприятия. Обеспечиваются импортно - экспортные поставки. Впечатляют железнодорожные составы с народно-хозяйственным грузом, обеспечивается сравнительно низкая стоимость перевозок.
Заслуживает доброго слова организация пассажироперевозок. Пассажирские поезда формирования минского отделения железной дороги отличаются высокой культурой обслуживания пассажиров, хорошей подготовкой персонала, качеством подвижного состава. Во многих поездах внедрены современные технические новшества: автоматическая регулировка микроклимата, биотуалеты, моющие средства - всё, что крайне нужно для жизнедеятельности человека.
     Особого внимания заслуживает железнодорожный пригородный транспорт. Трудно представить железнодорожную магистраль без электрички. Она в основном является связующим звеном пассажирских перевозок между сельскими населёнными пунктами, близлежащими городами и районными центрами. И здесь имеют место позитивные изменения: в хорошем состоянии подвижной состав, салоны содержаться в чистоте, выдерживается температурный режим.
     Однако, как и во всём, человеческие потребности не ограничены. На мой взгляд, стоимость проезда в электричках и дизельных поездах остаётся высокой. Судите сами: электропоезд состоит из десяти вагонов, располагает тысяча сто- тысяча двести посадочных мест. Управляет электрокомплексом два работника: машинист и его помощник. Транспортное средство по сравнению с другими имеет преимущества: более дешёвая ( в расчёте на километр пути) электрическая энергия. Ровные ( без выбоин и ухаб) магистральные пути, высокие сроки эксплуатации основных производственных фондов. При таких технических возможностях стоимость проезда в электричке приближена к стоимости проезда в колёсном пассажирском транспорте. Например. Стоимость проезда в электричке от станции Минск-пассажирский до Молодечно составляет 3610 рублей, в десятиместном микроавтобусе по этому маршруту - 6000 рублей. Условия эксплуатации этих двух видов транспорта не сравнимы. Особенно в зимних условиях, где расход дорогостоящего топлива в микроавтобусах выше, дорожные условия эксплуатации отличаются по качеству, количество перевозимых пассажиров в сотню-другую меньше.
    Замечено, что пассажироперевозки на пригородном железнодорожном транспорте резко возрастают с мая по сентябрь. Это время приходиться на период введения льгот для пенсионеров. Они крайне нужны. Не совсем продуманные решения по выделению дачных участков в более ранний период привели к значительным затратам на проезд. Например. Проезд к дачам, расположенным в Татарщизне составляет в одну сторону  около трёх тысяч рублей. Проезд в две стороны ( туда и обратно) - около шести тысяч рублей. И наоборот. С октября ( время окончания предоставления льгот) пассажиропоток заметно сокращается. Объясняется снижение пассажиропотока однозначно- дорого! Чтобы избежать оппонентов, обратимся ещё раз к примеру. Троллейбусным маршрутом №53 по одному талону на проезд стоимостью 700 рублей можно пересечь город Минск поперёк, то есть от микрорайона «Малиновка» до «Зелёного луга». Повторимся : условия  эксплуатации городского пассажирского транспорта -как говориться в народе- не мёд. И пробки, и светофоры, и перегрузки в часы пик, и не всегда идеальные дорожные условия, и пассажировместимость , не сравнимая с железнодорожным электротранспортом. Тоже дорого , но дешевле чем на электричках и дизелях, для которых применяют метод посадочного, а в последующем километрового счётчика. Высокая стоимость не привлекает пассажира, а скорее всего- отчуждает. Ездят потому что крайне нужно, что другого удобного и практичного транспорта нет. Монополист этим пользуется. А зря! Помнятся слова главы государства-«надо привлекать пассажира!» В том числе и доступной стоимостью, которая должна увязываться со снижением себестоимости пассажироперевозок. Путей такого снижения достаточно. Только надо оглядеться. В инженерно-технических работниках и экономистах отрасль не обижена. Если нет , то привлечь научные силы специализированного института. От этого выиграют и железнодорожная отрасль, и люди, получающие от неё необходимые услуги. Следует совершенствовать  продажу билетов  на проезд в пригородном пассажирском транспорте. На первых порах кажется , что совершенствовать?  Крупные вокзалы и остановочные пункты оборудованы билетными кассами: плати деньги- получай билет на право проезда. Однако, нередко контрольная служба на дороге выявляет безбилетных пассажиров. В народе их « зайцами »  называют. Соглашусь: есть « зайцы » , но добрая часть приходиться на порядочных пассажиров, попадающих из-за несовершенной системы обслуживания  в унижающий разряд «заяц». Это транзитные пассажиры, у которых недостаточно времени на приобретения билета на пригородный железнодорожный транспорт, опаздывающие из-за сбоев городского пассажирского транспорта, возрастные и лица с ограничениями по состоянию здоровья, но не освобождённые от уплаты за проезд.
    Чтобы избежать нежелательных явлений , возникающих между контролёрами и пассажирами , попавшими в нежелательную ситуацию, на мой взгляд, надо ввести службу билетных кассиров. Это не ново. Такая служба эффективно функционирует в городском пассажирском транспорте. И она себя оправдала. Практика оплаты за проезд в пригородном железнодорожном транспорте функционирует в Российской Федерации. От этого выигрывают люди: без проблем оплачивают проезд и не чувствуют себя униженными в окружении многочисленных пассажиров. Требуется обратить внимание на предоставление бытовых услуг в электропоездах. Одна из них, кажущая до простоты смешной- это санитарная зона. Проще говоря, функционирование туалетов во время движения. Кстати, требования , связанные с ограничением выбросов жизненно важных отходов распространяется  только на железнодорожный транспорт. Свободны от ограничений автомобилисты , которых отнюдь не меньше, а многократно больше на дорогах.
    Раньше санитарная зона распространялась в границах станции. Но это было раньше. Ныне требования ужесточены. На каждом туалете электрички границы санитарной зоны обозначены. В направлении Минск-Молодечно в санитарную зону включено расстояние до станции «Беларусь» , а затем из остановочного пункта «Мясота» до станции Молодечно. По времени это составляет более часа времени нахождения в пути.
    С этим можно было бы согласиться, если бы не человеческий организм.  Ему «непонятно» решение санитарного врача и администрации железной дороги. В качестве пассажиров в вагонах находятся и совсем здоровые люди, и пенсионеры, и дети, которым не прикажешь. А кто может утверждать, что для абсолютно здорового человека в пути не потребуется туалет. Да и норма выбросов останется той же самой. Думается , санитарной службе железной дороги есть о чём подумать. На мой взгляд, возражать здесь у врачей нет оснований. Как ни как задействованы в этом жизненно важные органы.
     Отмена электричек по всем направлениям железной дороги стали нормой. Есть расписание движения электропоездов- надо выполнять. Каждая отмена дезориентирует потенциального пассажира, что может привести к возможным не стыковкам с другим транспортом. Потенциальный пассажир руководствуется расписанием, которое, как правило отпечатано в печатных изданиях. Временные изменения отражены только в информации на станциях. Они недоступны для населения, проживающего в отдалённости.
     Следует отметить , что условия отдыха пассажиров во время ожидания транспорта нормальные. Это относиться не только к железнодорожным узлам в крупных мегаполисам,  но и рядовым станциям, остановочным пунктам.Что надо ожидая электричку тому же дачнику: скамейку для отдыха да крышу над головой, защиту от ветра и сквозняков. И эти требования выдерживаются.
        Но, хотя и редко, есть досадные отступления. На участке железной дороги Минск пассажирский - Ждановичи строиться скоростная пригородная магистраль. Нужное  строительство. Ведётся в сложных технических условиях: плотность движения транспорта высокая. Движение железнодорожного  транспорта в обоих направлениях осуществляется по одной колее. Одна - в режиме строительства. На остановочном пункте ''Лебяжий''  всегда множество пассажиров. По нагрузке его можно сравнить с достаточно не малой станцией. Со всей страны  приезжают на оптовые рынки. Было не так внушительное здание для ожидания очередного транспорта. Как говорилось: летом от грозы и дождя,  зимой от шквалистого ( и менее) ветра. Сейчас этого здания нет. На его месте, огороженная предупреждающей лентой лежит груда бетона. Может это и надо- строительство- есть строительство.  Но прежде,  чем ломать, надо подумать о людях: сделать лёгкие строения, тем самым защитить их от непогоды. К сожалению этого не случилось. И прозябают люди , ожидая часами транспорта , рискуя своим здоровьем. А он, в связи со строительством , ходит не часто.
     Не хочу сказать, что администрация железной дороги не проявила внимания к пассажирам . Она вывесила на видном месте плакат : '' Уважаемые пассажиры!  В связи с проведением строительных работ на участке Минск- Ждановичи  приносим вам свои извинения за причинённые неудобства ''. Впечатляет. Но от этого не становиться теплее. Всё же надо больше проявлять заботу о человеке. Где бы он не был.

03.01.2011г.   


Рецензии
Хорошо, что подымает эти вопросы Николай!

Николаев Андрей 5   19.07.2022 12:59     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.