150 лет Парижской Коммуне

18 марта 1871 г. восставший пролетариат Парижа взял власть в свои руки. Буржуазное правительство Тьера было свергнуто и бежало в Версаль. Впервые в мировой истории угнетённые трудящиеся массы стали сами творить свою историю.

«Утром 18 марта 1871 г. Париж был разбужен громовыми криками: Viva la Commune!» («Да здравствует Коммуна!»), - пишет Маркс в «Гражданской войне во Франции».

«Парижские пролетарии», – писал Центральный комитет в своём манифесте от 18 марта, - «видя несостоятельность и измену господствующих классов, поняли, что для них пробил час, когда они должны спасти положение, взяв в свои руки управление общественными делами… Они поняли, что на них возложен этот повелительный долг, что им принадлежит неоспоримое право стать господами собственной судьбы, взяв в свои руки правительственную власть».

«Но рабочий класс не может просто овладеть готовой государственной машиной и пустить её в ход для своих собственных целей» - пишет Маркс.

И действительно, коммунары сразу же начали уничтожать старую буржуазную государственную машину, - орган власти буржуазии и угнетения трудового народа, - и начали строить на её обломках свою пролетарскую государственную машину (диктатуру пролетариата).

Первым дело была уничтожена постоянная армия и заменена вооружённым народом.
Полиция, до сих пор бывшая орудием буржуазного правительства, была немедленно лишена всех своих политических функций и превращена в ответственный орган Коммуны, сменяемый в любое время (народная милиция). То же самое касается всех чиновников. Начиная с членов Коммуны, сверху донизу, общественная служба должна была исполняться за заработную плату рабочего. Всякие привилегии и выдачи денег на представительство исчезли вместе с этими чинами.

«Коммуна, - пишет Маркс, - должна была быть не парламентарной, а работающей корпорацией, в одно и тоже время и законодательствующей и исполняющей законы».

По устранении постоянного войска и полиции, этих орудий материальной власти старого правительства, Коммуна начала ломать орудие духовного угнетения масс, «силу попов», путём отделения церкви от государства и экспроприации всех церквей, поскольку они были корпорациями, владевшими имуществом. Священники должны были вернуться к скромной жизни частных лиц и, подобно их предшественникам-апостолам, жить милостыней верующих.

Все учебные заведения стали бесплатными для народа и были поставлены вне влияния церкви и государства. (Здесь Маркс имеет ввиду буржуазное государство, в то время как Коммуна стала первым в истории пролетарским государством).

Также судьи потеряли свою кажущуюся независимость, «служившую только маской для их низкого подхалимства перед сменявшими друг друга правительствами», то есть перед буржуазией. «Как и прочие должностные лица общества, они должны были впредь избираться открыто, быть ответственными и сменяемыми».

«Вместо того, чтобы один раз в три или шесть лет решать, какой член господствующего класса должен представлять и подавлять народ в парламенте, вместо этого всеобщее избирательное право должно было служить народу, организованному в коммуны».

Коммуна, делает вывод Маркс, «была, по сути дела, правительством рабочего класса, результатом борьбы производительного класса против класса присваивающего; она была открытой, наконец, политической формой, при которой могло совершиться экономическое освобождение труда».

«Старый мир скорчило от бешенства при виде красного знамени – символа Республики Труда, развевающегося над городской ратушей», пишет далее Маркс.

Великим социальным мероприятием Коммуны было её собственное существование, её работа. Маркс показывает, что к мерам, предпринимаемым Коммуной, принадлежали: отмена ночных работ булочников; запрещение под страхом наказания понижать заработную плату рабочим наложением на них штрафов под всевозможными предлогами и затем эти штрафные деньги буржуи кладут себе в карман; передача рабочим товариществам всех закрытых предприятий, владельцы которых бежали или приостановили работы.

Коммуна изумительно преобразила Париж, отмечает Маркс. «В морге – ни одного трупа; нет ночных грабежей, почти ни одной кражи… улицы Парижа впервые стали безопасными, хотя на них не было ни одного полицейского».

«Трудящийся, мыслящий, борющийся, истекающий кровью, но сияющий вдохновенным сознанием своей исторической инициативы Париж почти забывал о людоедах, стоявших перед его стенами, с энтузиазмом отдавшись строительству нового общества»!

Версальское буржуазное правительство начало предпринимать все меры для уничтожения Коммуны.

Правительство Тьера заключило соглашение с канцлером Бисмарком о том, чтобы французские войска, пленённые в результате поражения под Седаном в сентябре 1870 г. в ходе франко-прусской войны, была отпущены и предоставлены в распоряжение Версаля для расправы с восставшими рабочими Парижа.

28 мая закончились последние бои на баррикадах Парижа.

 Парижская Коммуна была потоплена в крови.

Маркс свою работу заключает выводом: «Париж рабочих с его Коммуной всегда будут чествовать как славного предвестника нового общества. Его мученики навеки запечатлены в великом сердце рабочего класса. Его палачей история уже теперь пригвоздила к тому позорному столбу, от которого их не в силах будут освободить все молитвы их попов».

Ленин пишет о жертвах Кровавой недели 21-28 мая 1871 г.: «20000 убито на улицах, 3000 умерло в тюрьмах etc. Военные суды: до 1 января 1875 г. осуждено 13700 человек (80 женщин, 60 детей), ссылка, тюрьмы» («План чтения о коммуне»).

В работе «Уроки коммуны» Ленин отмечает: «Но при всех ошибках Коммуна есть величайший образец величайшего пролетарского движения XIX века». 

«Коммуна боролась не за какую-нибудь местную или узконациональную задачу, а за освобождение всего трудящегося человечества, всех униженных и оскорблённых. Как передовой боец за социальную революцию, Коммуна снискала симпатии всюду, где страдает и борется пролетариат. Картина её жизни и смерти, вид рабочего правительства, захватившего и державшего в своих руках в течение свыше двух месяцев столицу мира, зрелище геройской борьбы пролетариата и его страдания после поражения, - всё это подняло дух миллионов рабочих, возбудило их надежды и привлекло их симпатии на сторону социализма. Гром парижских пушек разбудил спавшие глубоким сном самые отсталые слои пролетариата и всюду дал толчок к усилению революционно-социалистической пропаганды. Вот почему дело Коммуны не умерло; оно до сих пор живёт в каждом из нас.
Дело Коммуны - это дело социальной революции, дело полного политического и экономического освобождения трудящихся, это дело всесветного пролетариата. И в этом смысле оно бессмертно», - делает вывод Ленин в работе «Памяти Коммуны».
 


Рецензии