Диссидент...

1.
-Вовка, слышь, чего говорю, зайди в учительскую... Валентина Павловна сказала, чтобы зашёл...
Обратился к своему однокласснику староста 6-го "А" класса Московской средней общеобразовательной школы...
-А что ей надо? Не сказала?
-Нет... Но лучше сходи... Не то плохо будет... Ты же её знаешь...
Вздохнув, Володька с тяжёлым сердцем поплёлся в учительскую. От вызовов туда он не ждал ничего хорошего...
Тем более - от Валентины Павловны... Его классной руководительницы... Дамы Бальзаковского возраста, с постоянными претензиями ко всем, кто окружал её в жизни...
Валентина Павловна была отнюдь не старой девой, но в общении между собой мальчишки класса, как, впрочем, и девочки, однозначно решили, что семейная жизнь у их классной Дамы явно не задалась... В школу она являлась засветло, а уходила позже всех... Из чего, не мудрствуя лукаво, следовало, что большая часть её Жизни проходила на работе и составляла, очевидно, главный смысл её Жизни...
Фанатично преданная своей профессии Учителя средней школы, со специализацией в алгебре и геометрии, привыкшая всё доказывать, как теоремы и решать, как уравнения с множеством неизвестных, Валентина Павловна жёстко требовала того же и от учеников... Которые, однажды заканчивая школу, мечтали никогда больше в Жизни не иметь дела с математикой в любом виде... Кстати, возможно, именно по этой причине, среди учеников выпускных классов Валентины Павловны подавляющее большинство предпочитало поступать исключительно в гуманитарные ВУЗы...
Вкусы у классной дамы везде и во всём были соответствующие... Иногда, устраивая своим подопечным экскурсии от школы в Московские музеи, Валентина Павловна придерживалась строго классических канонов в Искусстве...
Володька помнил её восторженные нравоучения относительно художников старой "классической" школы, лучшими представителями которой она считала Рафаэля и Рубенса... Не обходила она своим вниманием и представителей русской художественной школы - Крамского, Серова, Саврасова, Сурикова, Брюллова, Репина, Левитана, Айвазовского...
При этом, очевидно, вследствие недопонимания, чем какой-то личной неприязни, раздражённо отзывалась об импрессионистах, считая их выскочками, лишенными навыков классической техники живописи и художественного вкуса... Особо негативное отношение у классной дамы вызывали творения Пикассо, Модильяни, Гогена и Ван Гога... К работам Моне, Ренуара, Сезанна, Тулуза де Лотрека, Мане и др. она относилась более снисходительно, но однозначно без явной симпатии...
В одежде Валентина Павловна также придерживалась строгой классики... Чёрные или темно-синего цвета кофты, юбки и платья... Такой же строгий брючный костюм, надеваемый ею по большим государственным  Праздникам, когда директор школы устраивал торжественные линейки в актовом зале...
Лишь один единственный раз она удивила учеников, одев на свой день рождения небесного цвета кофту и светло-серую шерстяную юбку с белыми кожаными сапогами... Из чего Володька сделал вывод о возможных переменах в личной жизни классной дамы... Но, поскольку, подобная демонстрация смены гардероба произошла лишь однажды, оставалось предположить, что status quo восторжествовал...
И сейчас этот представитель классицизма во всём вызывал Володьку в учительскую...

2.
Так и не вспомнив, что же он натворил такого в последнее время и за что должен будет понести наказание, Володька вошёл в учительскую... То, что его сюда вызвали исключительно для наказания Он не сомневался ни на минуту... И потому был крайне удивлён, если не сказать больше, увидев улыбающееся лицо классной дамы, обращённое к нему...
-Владимир, вы же у нас в классе член редколлегии? Я верно говорю... Ласково-воркующим голосом обратилась она к Володьке...
Услышав такое обращение к себе, Володька испытал настоящий когнитивный диссонанс, лихорадочно соображая, во что сейчас выльется нежность классной дамы...
-Ваш класс всю неделю дежурит по школе и тебе, Володя, как члену редколлегии поручается важное и ответственное дело - оформить школьную стенгазету к Важному и Великому для всех советских людей Празднику - 57 годовщине Октябрьской Социалистической Революции...
-Валентина Павловна, я же не один в редколлегии класса... Со мной там ещё Чуев... А поручение вы даёте только мне?
-Владимир, тебе не хуже меня известно, что Чуев болеет, а поэтому именно тебе, как будущему комсомольцу, строителю социализма и коммунизма, я поручаю это ответственное задание...
-Так что же, мне одному, получается все предстоит делать?
-Владимир, не спорь! Завтра в 8.00 стенгазета к Празднику должна висеть на стенде у входа в школу! Ясно?
Володька лишь вздохнул и поплёлся обратно в класс, мысленно на ходу соображая, где достать лист ватмана, тушь разных цветов, плакатные перья и, главное, сам ТЕКСТ Поздравления, который бы соответствовал текущему моменту в Истории страны и отвечал основной линии Партии...

3.
Придя домой, Володька сразу же озаботился поиском всего того, что требовалось для выполнения важного "спецзадания"...
Чистого листа ватманской бумаги дома не было... Это он знал и так... С тех пор, как отец защитил свой диплом, заканчивая институт, листы ватмана, как, впрочем, и большинство чертёжных принадлежностей были отданы отцом своим товарищам - студентам-заочникам, к числу которых он и сам принадлежал многие годы...
Однако, его поиски по ящикам столов и секретеру всё же частично увенчались успехом, поскольку теперь в его распоряжении имелись: три плакатных Пера разного размера с ручкой-держателем для них, наборы булавок и кнопок, немного (буквально на донышке пузырька) красной туши, цветные карандаши, фломастеры и новенький альбом для рисования...
Хорошо бы было, конечно, сходить в магазин "Школьник" и купить более новые канцтовары, но денег у Володьки не было. От слова "совсем". Те 50 копеек, которые ему ежедневно давали родители на завтрак и обед в школе сегодня были уже потрачены, а занимать деньги у приятелей было не в его правилах...
Володька посмотрел на часы. 16.00. До прихода родителей с работы оставалось уже совсем немного...
-Ладно, придут... попрошу денег на ватман у них...  А у отца, возможно, найдётся какой-то текстовый материал для стенгазеты... Решил Володька и сел за уроки...

4.
Время шло... Уроки были быстро сделаны... Но родители почему-то задерживались с приходом домой... Хотя и должны уже были бы придти... приближалось Время ужина... Володька занервничал...
Звонок телефона в прихожей расставил всё на свои места... Звонила мама...
-Сына, ты нас с папой сегодня рано не жди... Мы с ним взяли билеты в кино... В "Октябре" идёт интересный фильм... Мы приедем домой поздно... Ты поужинай без нас... Суп в холодильнике... А если не захочешь - свари пельмени... Они в морозилке... Не скучай... Веди себя хорошо... Не балуйся... Гулять не ходи - погода сырая, дождь идёт... Возьми что-нибудь в папиной библиотеке, почитай... Кстати, ты уже дочитал Каверина? Два капитана? Если устал - ложись пораньше спать... Нас тогда на жди... Мы откроем своими ключами... Всё, пока...
целую!!!

5.
Володька всё понял... Ватмана не будет... Что ж, будем обходиться тем, что имеется в наличии...
Простое решение - сказаться завтра больным и вообще не ходить в школу он отбросил сразу...
-Мы не ищем лёгких путей в Жизни... любил говорить отец...
Похоже, эта фраза сейчас была применима и к Володьке...
Он сел за свой письменный стол и креативно начал решать проблему...
В первую очередь, он определил формат будущей газеты, исходя из размеров самого стенда у входной двери в школу, который он помнил "на глазок"...
Для осуществления поставленной задачи, он аккуратно вытащил из альбома для рисования четыре плотных белых листа... и сложил их рядом, как бы имитируя один ватманский лист, вытянутый в длину... Прикинул размер... Нет... пятый лист точно на стенд на войдёт... Значит вся газета будет размешаться на четырёх листах из альбома...
Но как быть с оформлением?
Ясно, что сверху надо разместить какую-то торжественную надпись, приличествующую случаю...
Например, "С 57-ой Годовщиной Великого Октября!!!" или "Ура, товарищи!!!"...
-Нет, слишком пафосно... Не годится... Подумал Володька...
-Стоп... А чего это я, собственно, валяю дурака!!! Есть же мамин отрывной календарь... там-то, наверное, имеется всё? И заголовок с рисунком... и текст?
Внезапно осенило юного плакатного художника...
Озарённый и вдохновлённый собственной идеей, Володька бросился к кухонному столу... Там в ящике мама хранила маленький отрывной календарь, каждый год приобретая новый... В них она черпала информацию о праздниках, выходных и рабочих днях, рецепты для кухни, способы кройки и шитья и много чего ещё, что было нужно в хозяйстве Советской семьи тех лет...
Так и есть... Вот он - столь сегодня необходимый ему и заветный листок... Володька бережно оторвал его от календаря и понёс к своему письменному столу с намерением перенести всё это на разложенные альбомные листы...
Плакатными перьями он пользоваться умел... Уже давно жизнь заставила научиться...
Поэтому торжественную надпись сверху на стенгазете "Да здравствует Великая Октябрьская Социалистическая Революция!!!" Он вывел без проблем... Правда, вся надпись не уместилась в одну строчку...
Не уместилась она и в две...
-Три строчки - тоже неплохо смотрится... Подумал Володька... и приступил к следующей части стенгазеты - рисунку...
На листке календаря красовался легендарный крейсер "Аврора", рисовать который ему, не имевшему особого художественного дара, было весьма непросто... Но креативный склад ума не подвёл Володьку и здесь..
С помощью простого карандаша и школьной линейки он расчертил рисунок на календаре, разбив его на одинакового размера квадраты... После чего в соответствующей пропорции перенёс детали рисунка на листы стенгазеты, также предварительно им расчерченные...
Получилось, конечно, не столь впечатляюще, как в календаре...
-Но я же не в газете "Правда" художником-оформителем работаю... в конце-то концов... Утешал себя юный художник...
Трубы у легендарного корабля, как бы выплывающего навстречу Революции, на рисунке у Володьки получились не слишком симметричными... из-за чего вся картина имела лёгкий оттенок сюрреализма... Вроде как у Босха... или Сальвадора Дали... Подумал Володька, но переделывать не стал...
-А что? Босху и Дали можно было так рисовать? А мне нет? Решил он... И, прикинув эффект от просмотра рисунка в перспективе, добавил к нему три гвоздики... Таким образом, черновой набросок в простом карандаше был готов... Оставалось лишь раскрасить его...
К сожалению, реальность сегодняшнего вечера заключалась в том, что фломастеры, подаренные Володьке родителями ещё несколько месяцев назад, почти полностью высохли... Предпринятая попытка реанимировать их с помощью технического спирта из запасов отца, практически не увенчалась успехом... Краски от таких фломастеров были блеклыми и тусклыми, никак не подходящими для торжественной даты...
К тому же закончилась и тушь, использованная Володькой для оформления заголовка стенгазеты...
Что делать? Но тут он вспомнил, что когда-то мама рассказывала ему о годах своей учебы в школе... Дети послевоенных лет были не менее изобретательны, чем Володькино поколение...
Раскрашивая рисунки, они слюнявили цветные карандаши... получалось, конечно, не слишком аккуратно, но зато картинки были в цвете...
-Выхода нет... Решил юный художник... и принялся за дело...
Через полчаса рисунок был полностью разукрашен...
Теперь необходимо было закончить стенгазету соответствующим блоком поздравительно-информационного содержания...
Текст на листке календаря в общих чертах вполне соответствовал поставленной задаче. За неимением пишущей печатной машинки, Володька стал писать текст от руки...
Однако, поскольку текст был большой, а листы из альбома были не разлинованы, то и в этом случае получилась неприятность... Строчки поплыли слева направо, наклоняясь вниз... Но переписывать уже не было возможности...

6.
На следующий день, задолго до начала занятий, Володька постучатся в дверь школы...
Хмурый сторож открыл дверь...
-Тебе чего надо здесь в такую рань?
-Мне стенгазету повесить... пустите...
-Ладно, заходи, развешивай свою газету...
Володька быстро прикрепил четыре альбомных листа, вместе составляющих одно целое - стенгазету с помощью кнопок и булавок к школьному стенду и, довольный проделанной работой, пошёл на пятый этаж школы к учебному классу. Сегодня первым уроком была Ботаника...

7.
Учеба, однако, не задалась... Практически сразу же, как только вслед за звонком к началу урока ученики вошли в класс, в дверь раз'яренной фурией влетела Валентина Павловна... Лицо её буквально горело яркими красными пятнами... Волосы классной дамы были растрёпанными...
-Где... где этот негодяй? Кричала она, шаря взглядом по лицам учеников... Наконец, разглядев Володьку на задней парте, она завизжала как резаная свинья:
-К директору, мерзавец!!! Иди за мной к директору!!! С портфелем...
Понимая, что ожидается большая головомойка, Володька покинул класс, провожаемый сочувствующими взглядами одноклассников...

8.
В кабинете директора было тесно от обилия собравшихся судить Володьку преподавателей... Кого здесь только не было... Англичанка, француженка, литераторша, историчка, оба физрука...
Первым слово взял директор:
Юноша, вы сами-то понимаете, что натворили? Мало того, Вы позволили себе глумиться над святым для всех советских людей Праздником - Днём Великой Октябрьской Социалистической Революции!!!
Так с вашей подачи теперь этот Праздник стал посмешищем для всей школы!!! Толпа школьников всех возрастов сегодня хохотала над вашим творением так, как будто они были в цирке у Юрия Никулина... Хорошо ещё, что завуч вовремя заметила это безобразие и сняла со стенда...
Директор жестом руки указал на Володькину стенгазету, лежащую на журнальном столике в его кабинете...
-Неслыханная наглость... Вмешалась в разговор англичанка...
-Ты знаешь, несчастный, где надо вешать эту стенгазету?
-Где? Робко поинтересовался Володька...
-В общественном туалете!!! Чтобы смеялись те, у кого запор!!!
-Я, конечно, не профессиональный художник, скромно потупив глаза, ответил
Володька...
-Но я так вижу... подытожил он...
-Он ещё издевается над нами?! Встряла теперь уже классная дама Валентина Павловна...
-Да что тут говорить?!  Надо передавать дело в детскую комнату милиции... и всё тут... Пусть берут на учёт этого будущего рецидивиста... Загалдели стоящие рядом преподаватели...
Слово вновь взял директор:
-Понимаешь, Владимир, что мы сейчас просто обязаны дать ход этому делу, а не сводим счёты лично с тобой... Мы защищаем Революцию!!! А как сказал Владимир Ильич Ленин:
-Всякая Революция только тогда чего-либо стоит, если она умеет защищаться... Мы защищаем сейчас также и наше социалистическое государство!!!
-Знаю... Эта работа называется "Государство и революция"...
Парировал Володька... И в этой же работе он говорил, что всякое государство - есть аппарат для угнетения его граждан...  Между прочим... Сейчас юный художник возблагодарил Судьбу за то, что когда-то прочитал конспект лекции отца в Университете марксизма-ленинизма...
Сказать, что в кабинете директора повисла пауза - ничего не сказать... Молчание всех собравшихся на суд преподавателей было столь абсолютным и долгим, что в комнате отчётливо слышались звуки печатной машинки у секретаря в приёмной...
Слова Володьки, свидетельствующие о его знакомстве с работами классика революции, произвели на присутствующих эффект разорвавшейся бомбы...
Первым нарушил молчание директор школы:
-Да, конечно... но, ты забыл упомянуть, что кроме социалистического государства...
-В этой работе Ленина про социалистическое государство ничего не сказано... Не конкретизирует автор... Сказано "всякое государство" и точка...
-Так, значит, ты против Советской власти? Пошёл напролом директор...
-А вы - против Ленина? Мгновенно ответил на его выпад Володька...
В воздухе на какое-то время опять повисла напряжённая пауза...
-Ладно, можешь идти в свой класс... Мы подумаем, что с тобой делать дальше... Пикассо... Стараясь придать твёрдость своему голосу произнёс, наконец, директор...
-Диссидент... Прошипела змеёй в спину уходящему Володьке Валентина Павловна...

9.
Вместо эпилога...
На этом... так и закончилась вся эта странная История...
Никто и никуда в компетентные органы, конечно, обращаться не стал... В школу был вызван Володькин отец, которому посоветовали получше присматривать за сыном и не подсовывать ему раньше времени труды апологетов Революции...
Но к уже имевшемуся у него прозвищу "Бизнесмен" в школе добавилось ещё одно "Диссидент"... Но Володька на обижался... Как говорится:
-Назови хоть шкафом, только к стенке не ставь!!!


Рецензии