Хорошее общество и базовые потребности по Маслоу
Если же не по их вине что то неожиданное всё же случается, они впадают в панику, как будто это неожиданное происшествие представляет собой серьёзную опасность. То, что у здорового человека проявляется лишь как не слишком устойчивое предпочтение (например, предпочтение знакомого), становится в аномальных случаях настоятельной потребностью на грани жизни и смерти. Здоровый вкус к неизведанному и незнакомому у рядового больного, страдающего неврозом, отсутствует или сводится к минимуму...
***
Практически все теоретики психопатологии подчеркивали наличие препятствий к удовлетворению потребности в любви как основу неспособности к адаптации...
Потребности в любви включают как потребность быть объектом любви, так и потребность любить.
***
Потребность в стабильной, обоснованной, обычно высокой самооценке, в самоуважении или чувстве собственного достоинства и в уважении окружающих. Сила, достижения, адекватность, мастерство и компетентность, уверенность перед лицом внешнего мира, независимость и свобода. Желание хорошей репутации и престижа (уважение и оценка со стороны других людей), а также статус, известность и слава, превосходство, признание и внимание, значительность, чувство собственного достоинства или признательность.
Удовлетворение потребности в самоуважении вызывает чувство уверенности в себе, силы, способностей и адекватности, ощущение своей полезности и необходимости в мире. Препятствия к удовлетворению в этой потребности ведут к появлению чувства неполноценности, слабости и беспомощности. Эти чувства, в свою очередь, ведут к подавленности или иным компенсаторным или невротическим склонностям.
"Люди, которые познали истинную свободу (не ту, ради которой пришлось поступиться безопасностью и защищённостью, но ту, которая опирается на соответствующую безопасность и защищённость), не согласятся беспрепятственно и добровольно расстаться с ней. Но мы не можем быть уверены, что это справедливо и по отношению к тем, кто рождён в рабстве" (Э.Фромм, 1941).
Наиболее стабильное, наиболее здоровое чувство самоуважения базируется на заслуженном уважении со стороны окружающих, а не на показной славе и известности или неоправданной лести. И здесь полезно отмечать действительные компетентность и достижения, в основе которых лежит исключительно сила воли, целеустремлённость и ответственность, от того, что даётся естественным путём, без всякого труда, одними врождёнными качествами, конституцией, биологической судьбой или , как выразила это Хорни, от Подлинного Я, а не от идеализированного псевдо-Я.
***
Потребность в самоактуализации.
Человек должен быть тем, чем он может быть. Люди должны сохранять верность своей природе. Эту потребность мы можем назвать самоактуализацией - желание реализовать себя, а именно склонность проявить в себе то, что заложено потенциально. Желание в большей степени проявить присущие отличительные черты, чтобы достичь всего, на что он способен...
Общим свойством потребностей в самоактуализации является то, что их проявление обычно опирается на некоторую предварительную удовлетворённость физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности, любви и уважении.
***
Такие предпосылки, как свобода слова, свобода делать то, что тебе хочется, если это не мешает другим, свобода самовыражения, свобода получения сведений и доступа к информации, свобода защищать себя, правосудие, справедливость, честность, дисциплина в группе, являются примерами предварительных условий для удовлетворения базовых потребностей...
Секретность, цензура, обман и блокирование коммуникации угрожает всем базовым потребностям.
***
Я был свидетелем нескольких случаев, в которых было очевидным, что патология (скука, потеря вкуса к жизни, отвращение к себе, угнетённое состояние функций организма, устойчивое нарушение работы интеллекта и вкусов, и т.д.) была вызвана тем, что интеллектуально развитые люди проводили бессмысленную жизнь на бессмысленной работе. Соответствующая когнитивная терапия (возобновление учёбы, получение места, которое требовало большего напряжения интеллекта, инсайт) устранило эти симптомы...
Инсайт обычно представляет собой яркое, счастливое эмоциональное переживание в жизни любого человека, возможно, момент высшего взлёта на протяжении всей жизни...
Желание знать и понимать само по себе конативно (то есть носит побудительный характер) и является столько же личностной потребностью, сколь и базовой.
***
Эстетические потребности.
Некоторые личности имеют эстетические потребности базового характера. Они заболевают от безобразия и излечиваются, будучи окружены прекрасным; они страстно стремятся к прекрасному, и это стремление может утолить только красота. Это явление почти повсеместно наблюдается у здоровых детей. ...
Потребности в порядке, гармонии, завершённости, доведении действий до конца, в системе и структуре - все они могут быть отнесены к когнитивным, конативным, эстетическим и даже к невротическим потребностям.
***
Люди, продолжительное время испытывающие нужду, могут остаток своих дней довольствоваться лишь тем, что у них есть достаточно пищи.
***
Психопатическая личность представляет собой ещё один пример устойчивой утраты потребности в любви. Одним из объяснений такой дисфункции является то, что есть люди, которые испытывали недостаток любви с первых дней своей жизни и просто навсегда утратили желание и способность любить и быть любимыми.
***
Человек, который бросил работу, но не потерял уважения к себе, а затем голодал шесть месяцев или около того, может захотеть вернуть себе работу даже ценой потери уважения к себе.
***
Повышенная устойчивость к фрустрации благодаря своевременному удовлетворению. Люди, на протяжении всей жизни которых, особенно в детстве и юности, базовые потребности были удовлетворены, чрезвычайно устойчивы в противостоянии последующим помехам в удовлетворении этих потребностей. В результате базового удовлетворения у них сформировался сильный, здоровый характер. Это сильные люди, которые спокойно переносят противодействие и расхождение во мнениях, которые могут плыть против течения общественного мнения и готовы постоять за правду, заплатив дорогой для себя ценой. К ним относятся лишь те, кто любил и был любим по настоящему, кто имел много глубоких дружеских привязанностей и кто способен выдержать ненависть, неприятие или гонения...
Люди, преданные высшим ценностям, становятся мучениками: они готовы отказаться от всего ради определённого идеала или того, что представляет ценность...
Люди, которые чувствовали себя сильными и защищёнными в раннем детстве, сохраняют ощущение силы и уверенности в себе перед лицом любой угрожающей им опасности.
***
Пять групп потребностей - физиологические, потребности в безопасности, принадлежности, уважении и самоактуализации.
У среднего гражданина удовлетворены 85% физиологических потребностей, 70% потребностей в безопасности, 50% потребностей в любви, 40% потребностей в уважении и 10% потребностей в самоактуализации...
У среднего человека потребности чаще бывают неосознанными, чем осознанными...
Изучение психологически здоровых людей показывает, что их характерная черта - это влечение к таинственному, неизведанному, хаотическому, неупорядоченному и необъяснимому. Всё это привлекательно по своей сути; сферы интересны сами по себе. Эту реакцию можно сравнить со скукой - реакцией на хорошо знакомое.
***
Человек, у которого есть препятствия на пути удовлетворения любой из базовых потребностей, может быть с полным основанием рассматриваться как больной или как находящийся в не вполне подобающем человеку состоянии. Здесь уместна параллель с тем, как мы определяем человека, которому не достаёт витаминов или минералов, считая его нездоровым. Кто скажет, что дефицит любви менее важен, чем недостаток витаминов?
***
Нам придётся честно посмотреть в лицо факту взаимосвязи человека и общества. Одним из выводов будет то, что :
- поскольку человек, имеющий препятствия на пути к удовлетворению любой из базовых потребностей, должен быть назван нездоровым;
- поскольку фундаментальные препятствия такого рода создаются внешними по отношению к индивиду силами, значит
- болезнь индивида вытекает из болезни общества.
Хорошее или здоровое общество определяется, как такое, в котором есть возможность для проявления высших устремлений людей благодаря удовлетворению всех их базовых потребностей.
Абрахам Маслоу "Мотивация и личность"
Свидетельство о публикации №221031801672