Дельфины. Клюква. Море и Господь

Удивительные существа эти дельфины. Понаблюдаешь за ними, и рыбами не очень – то хочется назвать!  Доверительно тянутся к людям. И во многом  на нас похожи.
          Мне однажды пришлось в дельфинарии увидеть роды одной такой морской особи. Боже! Ну, всё, как у женщины! Только самочка – в воде. В воде, говорят, и женщинам легче разродиться.   Может, у дельфинов позаимствовали?

          Смотрю – круг даст, а потом подплывает к вытянутой руке сотрудницы дельфинария – ветврачу. Та её ласкает  - то по мордочке погладит, то по спинке.  Только руку протянет к показавшему хвост детенышу, как  роженица – круть, и на новый круг пошла! И опять – к ласковой руке сотрудницы. Будто помощи просит. Будто эти ласковые проглаживания облегчают роды. А может душу самочки согревает сознание, что человек сочувствует, разделяет её боль, стремиться как-то помочь? Сознание… Есть ли оно у дельфинов?

                Есть! Пусть не на таком уровне развито, как у человека, но – есть!
   Вот не уплывает же рожать куда-то подальше или – поглубже, а к человеку тянется.
На пятый круг пошла и вдруг – пыхххх! И выскочил из её утробы малыш  в туманных клубах крови, тут же растёкшейся по волнам от всплеска! Бухнулся в воду и плавники расставил. Ой, мне стало как-то не по себе – а вдруг сейчас пойдёт ко дну? Он ведь плавать-то ещё не умеет.
            А тут ещё и другие дельфины к нему прямиком мчатся! А вдруг сожрут? Волнуюсь. Но роженица - быстро, проворно -  разворачивается, поддевает под дельфинёнка свой носик и – опа! Малыш летит вверх! Как оказывается – лёгкие расправляет и набирает воздуха. Падает в воду. Самочка  прикрывает его животом. Потом – прижимает к боку. И вдруг снова подбрасывает малыша себе на спину! И - молнией от подплывающих взрослых дельфинов.

          Вот это фоооо-кус! А кроха, кроха-то – не знаю чем – вцепилась в мамину спину и – как прилипла – мчится вместе с мамочкой подальше от не прошеных гостей! Вот это даа!
     Потом  самочка малыша со спины своей носиком  бырррр, и – под свой живот. И тот понял её – быстро прилип к какой-то складке кожи и ротик раскрыл.
И вдруг из этой складки – белый фонтанчик – прыск! Прямо малышу в рот!  Проглотил! И опять ротик раскрыл! И опять фонтанчик впрыснул  в него белую струйку!
     Оказывается – это молочко. Так самки вскармливают своих дельфинят.

Впрыскиванием! И что ещё интересно – молоко в воде не растворилось, как кровь из чрева! А прямо струйкой – в ротик. Капля отскочила и – не растворилась, плавает. Малыш увидел, ртом поймал и проглотил.
      Потом узнала: оказывается  - у дельфинов нет губ, чтобы схватить сосок и сосать. Да и сосков, как у женщины или козы, кошке – у самки дельфина нет.

       А  как дельфины охотно и не без азарта играют с людьми в мяч? – Залюбуешься!
Плывут за мячом, ловят, удерживают и несут и отдают человеку - на! И ждут же,  пока им его обратно бросят, чтоб догнать, поймать и принести. Понимают же, что это не случайно уронили мяч, что это – игра.  Просто интересно смотреть на этих дельфинов.

       Но это было в  дельфинарии.
      А однажды, отдыхая в Железном порту, мы с сыночком на пароходе отправились в экскурсионный рейс по  Чёрному морю.  Какой простор! Море и небо! Мы любовались морской стихией. Но моего сыночка больше интересовали волны, чайки. Он так внимательно смотрел вокруг и вдруг радостно  мне заявил:
- Рыбы! Мама, смотри – за нами плывут большие рыбы!
 Смотрю – да, плывут. Большие и черные. То выскакивая из воды, то снова ныряя в пучину. Это были свободные жители морей – дельфины.

    Следующая встреча с дельфинами произошла много-много лет спустя.  О ней и до сих пор вспоминаю с дрожью! И – разочарованием. Да нет, не в дельфинах.  А…
              Не удержусь – расскажу.
    Как-то от профсоюза нашего трубного завода, мне как металлургу, специалисту литейного, самого сложного, цеха дали путёвку для отдыха в наш производственный пансионат на берегу Азовского моря – «Безыменное».

     В краях моего детства было много мелких речушек, прудов. И мы, детвора,  рано учились плавать и  часами резвились на воде.
    Но в селение была только школа – семилетка.  Чтобы получить среднее образование, я уехала к дяде Сене – младшему брату папы, академику, прошедшему всю Великую Отечественную фронтовыми дорогами от Чехии до Японии, - в Новгород.  Он тут во всём округе курировал рыбоводство. В округе было много озёр. И болот. По болотистым местам росла клюква – самая распространённая ягодка в тех местах. При сборе её надо было быть осторожным –  случалось, что и затягивала с головой человека трясина.
       Мы, как и все, знали об этом, но хотелось свежих ягод. И мы однажды с тётей Лидой, артисткой эстрады - женой дяди, решили тоже собрать свежей клюквы.
        Взяли шесты, лукошки и пошли. Шесты, чтобы ими сначала впереди себя и по бокам прощупать глубину трясины. Если шест немного входил в  жижу и чувствовалось твёрдое дно – значит можно ступить ногой. У меня был маленький шест – где-то чуть больше метра.  И вот мы собираем клюкву, а там, где почва болотистее – просто всё красно от клюквы. Но люди туда не идут. Знают  - опасно.

       И вот я пощупала шестом впереди – вроде он уткнулся в твердь, и я – стала ногой. И – ногу мою медленно потянуло в ил. И вторую ногу. Я стараюсь вытащить ноги – но они ещё сильнее тонут. Боже! Я поняла, что меня сейчас просто засосёт болото с головой! Меня охватил дикий ужас смерти! И я вовсю мощь заорала тёте:
- Тёоо-тяаа! Спасай меня! Спасай! Я не хочу умирать! Я жить хочу!
Та глянула, а поспешить на помощь боится, что и её засосёт!
    Господи! Хорошо, что близко по тропе шли два парня! Тётя взмолилась к ним:
- Ребяаа-та-а! Спасите мне де-воч-кууу!
 Они были с большими шестами. Они быстро легли на животы и ползком приблизились ко мне. Протянули длинный шест и приказали крепко накрепко за него держаться и ни на миг не выпускать из рук. Я – вцепилась. Вцепилась, как в единственную надежду  на жизнь.
   Они вдвоём тащили меня. Господи! Как же я сжимала этот шест! Руки в кровь раздирали корни и сучки колючего кустарника, во рту,  в глазах – липкая вонючая багнюка…
  Меня вытащили. Я готова была расцеловать своих спасителей! Но мне было всего 14 лет. Парни  помогли мне выбраться на твёрдую, безопасную уже дорогу. И мы возвратились домой. С тех пор я не только болото, пруд, боюсь любого водоёма.  Во мне живёт тот страх.
        Поэтому – дальше 10-15 метров от берега  в море не отходила.

  А Азовское вроде мелкое. У самого берега –   детвора, визжит, брызгается, мешая воду с песком и водорослями. Чуть подальше – взрослые барахтаются, ныряют, в мяч играют. Ну, я и решила чуть отойти от них, где вода почище – окунуться. Дошла – вода мне по грудь. Окунулась раза  - два и немного проплыла.  Солнышко светит. Море тихое, спокойное. Стою – любуюсь морской стихией. И вдруг замечаю, что  плавающие девушки, парни, женщины с детьми -  все  бросились к берегу! Я посмотрела вперёд и увидела, что что-то страшное плывёт ко мне. Черный плавник. Прямо  - ко мне! И я уже вижу не только плавник, но и часть черной спины! Ужас охватил меня. Я будто окаменела – стою на месте, вместо того, чтобы бежать. А оно уже рядом со мной. Такое же огромное и черное, как мы видели тогда с сыночком в Чёрном море с палубы парохода.

   В мыслях мгновенно пронеслось: «Слава Богу, что не акула! Дельфины вроде людей не едят». Но как же страшно! Какой же огромный этот дельфин! Стою не шелохнусь ни руками, ни ногами. Мысленно молю:
-Господи, спаси меня! Спаси, Господи! Не дай ему подбросить меня так, как та рожавшая дельфиниха своего дельфинёнка! Я же ни нырять, ни плавать хорошо теперь не могу!
 Стою, смотрю на него. А он тоже замер на месте и смотрит на меня.

   А люди все повыскакивали из воды на берег и смотрят, как акула будет меня пожирать. И никто не закричал, не захлопал по воде, хотя бы зонтами, которые держали в руках, чтобы  как-то отпугнуть это огромное страшилище.
 
   И только один мужчина остался стоять, так метров в 50 от меня.
Но на помощь не поспешил. Стоял и смотрел на меня и морского гостя. Захотел быть очевидцем события! Чтоб потом эмоционально повествовать – как было дело «прям у него на глазах»!

   Над морем воцарилось напряжённая, безмолвная тишина.

   Дельфин высунул из воды свою голову. Я подняла руку и перекрестилась. Не знаю почему.  Не знаю… Перекрестилась…
    И дельфин поплыл в море. Отплыв метров 20 от меня, выпрыгнул из воды вверх метра на два, хватанул воздуха и опять в море. И снова - прыжок вверх! И, ещё разок, сделав своё « сальто Мортале», уплыл в море.

     Я чуть – чуть пришла в себя. И благодарила Господа:
- Спасибо тебе, Господи, что не акула! Один Ты меня спас! – и опять перекрестилась.
    
     И тогда подплыл ко мне мужик- наблюдатель  «экстрима»:
- Ну что, женщина? Вам не плохо? Мы все боялись, что это акула.

    - И что? – Смылись быстро на берег, и молча, с любопытством, ждали увидеть, как акула начнёт пожирать меня?
      Даже никто не только не поспешил ко мне на помощь, а даже не крикнул, не бросил камня, чтоб отпугнуть хищника! Своя жизнь дороже, чем жизнь другого человека? А ведь все в Советской школе учили правило пионеров: сам – погибай, а товарища – выручай.   
           Учили-то все, да к сердцу приняли единицы. А из вас, наблюдателей  - никто.

      Вот мой сынок бы, окажись на вашем месте – бросился бы первым на помощь в данном случае! Да он и бросился… Там, в небе, над «Геранью», при военных учениях приравненных к бою… При  подготовке  к отправке в Афган… Долг – ценою жизни…

      Да, сыночек бы бросился на помощь к своей маме! Да и родные – брат, сестра! Как было не раз. Или был бы в этот миг рядом любимый, верный друг – он бы бросился на стаю акул, чтобы спасти меня!
      Да и люди не все такие, как эти –  увидавшие  опасность первыми и, молча побежавшие спасаться, не предупредив даже меня, оставив на возможную гибель.
 
      И вы – стояли и, молча, наблюдали. Не все такие. Живёт Божья искра в сердцах настоящих людей, как у тех двоих пареньков, там, на болоте под Новгородом…
      Они вытащили меня, девочку - подростка, собирающую клюкву,  из пасти ненасытной прорвы, не дав  ей затянуть меня с головой.
        Нет, Свет не без добрых людей!
    Ладно, мужчина – плывите, вас ждут на берегу любопытные! Расскажите им.
  Не забудьте поведать им о Главном – Бог в моём сердце. Он меня всегда спасёт.
 
         
             М. Дьяченко. Прощеное Воскресенье. 14 - 17 марта 2021 г.


Рецензии
Марина, очень затронул за живое Ваш рассказ. Написано живо и интригующе. А люди... они всего лишь люди... от них лучше ничего не ждать. А если б этому мужику тут же стала грозить опасность...помогли бы? Только честно. А дельфинов видела, когда мне было 13 лет и я в первый раз увидела море. Это было в Керченском проливе.

Анна Толстова 2   15.03.2023 09:31     Заявить о нарушении
Спасибо, Анночка! На ваш вопрос: "Заорала бы на весь мир, приглашая к нему на помощь!" -/ОА

Мари Монна   17.03.2023 21:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.