Обессивно-компульсивный невроз. Маслоу и Франкл

"Невроз, при котором поиск безопасности обретает наиболее выраженные формы - это обессивно-компульсивный невроз. Страдающие ОН неистово стремятся упорядочить и стабилизировать мир, так чтобы в нём не возникало неуправляемых, неожиданных или незнакомых опасностей. Они связывают себя различного рода ритуалами, правилами и догмами, так чтобы любая случайность была предусмотрена и чтобы не возникло новых непредвиденных обстоятельств. Они ухитряются поддерживать своё равновесие, избегая всего незнакомого и чужого и поддерживая свой ограниченный мир в таком чётком, аккуратном и регламентированном состоянии, что на всё в этом мире можно положиться. Они пытаются организовать мир таким образом, что никакая неожиданность (опасность) не может произойти.
Если же не по их вине что то неожиданное всё же случается, они впадают в панику, как будто это неожиданное происшествие представляет собой серьёзную опасность. То, что у здорового человека проявляется лишь как не слишком устойчивое предпочтение (например, предпочтение знакомого), становится в аномальных случаях настоятельной потребностью на грани жизни и смерти. Здоровый вкус к неизведанному и незнакомому у рядового больного, страдающего неврозом, отсутствует или сводится к минимуму".

А.Маслоу "Мотивация и личность"

***

"Стремление к безопасности принимает субъективистское качество и выливается в обессивное стремление к просто ЧУВСТВУ "стопроцентной безопасности". Исходом оказывается трагическая бесполезность. Потому что если его фаустовское стремление к абсолютной безопасности осуждено на неудачу, стремление к ЧУВСТВУ безопасности становится недостижимым тем более...
Нормальная личность удовлетворяется миром с частичной безопасностью, в то время как невротик ищет абсолютной безопасности...ОН хочет иметь чувство очевидности, стремясь к нему как к самоцели и  тем самым оказывается уносимым на бесконечно движущейся ленте.Невротик хотел бы иметь только чувство спокойной совести. Нормальная личность готова принимать ответственность за существование. С точки зрения того, чего человек должен хотеть, ОН хочет слишком многого, но в смысле того, что человек может выполнить, он хочет слишком малого.
ОН пренебрегает реальностью, которую нормальная личность использует, как трамплин для экзистенциональной свободы...
Адлер говорит: "Скурпулёзность - это ничто иное, как стремление налагать законы собственной личности на тривиальности среды". И всё же это стремление, подобно воле ОН к порядку вообще, ещё может быть названо человеческим в лучшем смысле слова".

Виктор Франкл "Доктор и душа"   

***

Обессивный невроз это не болезнь разума, не говоря уже о болезни "духа". Позиция, которую личность занимает в отношении болезни, не зависит от болезни. Он остаётся свободным менять свою установку. ОН "соблазняет" ОН занять определённую философскую позицию, а именно позицию мировоззрения стопроцентности... 

Что происходит в сознании обессивного невротика, когда его одолевают сомнения? Предположим, он считает: дважды два четыре. В каждом конкретном случае можно сказать, что прежде чем появятся сомнения, он знает, что его вычисление правильное. Тем не менее, он быстро начинает сомневаться. "Я должен посчитать это снова, - говорит такой невротик, - хотя я знаю, что решил пример правильно". Эмоционально, таким образом, он чувствует, что остался какой то беспокоящий момент. Нормальная личность удовлетворяется полученными результатами своих мыслительных действий и не подвергает их дальнейшей проверке; но у обессивного невротика отсутствует это простое чувство удовлетворения, которое следует за мыслью и которое в случае арифметического примера "дважды два равняется четырём" выражалось бы так: "Разумеется, ответ правильный". Нормальная личность переживает чувство уверенности, вытекающее из очевидности; у обессивного невротика отсутствует нормальное чувство очевидности. Даже занимаясь значительно более трудными арифметическими примерами или более сложной мыслительной активностью в других областях, нормальная личность игнорирует этот иррациональный остаток, который необходимо сопровождает все результаты мышления. Но обессивный невротик не может пренебречь этим иррациональным остатком; его мысли не могут обойти его стороной. Наряду с его дефицитарным чувством очевидности ему недостаёт толерантности к этому иррациональному остатку. Обессивному невротику просто не удаётся его проигнорировать.
Как же в таком случае ОН реагирует на этот иррациональный остаток?
Повторяя вновь мыслительный процесс, он пытается преодолеть его, но по природе вещей ему никогда не удаётся полностью его устранить. Следовательно, он вынужден повторять мыслительный процесс вновь и вновь, каждый раз пытаясь аннигилировать иррациональный остаток. В лучшем случае он может преуспеть в его уменьшении. Игра напоминает работу вакуумного насоса, который не может создать абсолютный ваккум: он может с каждым движением поршня удалить из сосуда только определённый процент воздуха. Первое движение поршня уменьшает массу воздуха на одну десятую часть, следующее - на одну сотую и так далее. В конце концов поршень начинает повторять бесполезные движения аналогично повторению навязчивых действий при обессивном неврозе. С каждой проверкой результатов своего мышления ОН будет чувствовать чуточку больше уверенности, но некоторый остаток будет всё время оставаться, независимо от того, как часто невротик, подчиняясь своей компульсии, старается устранить этот остаток. Он продолжает свои усилия до полного истощения, потом собирается с духом, чтобы пробормотать неопределённое кредо, находит временное успокоение в округлённой сумме и прекращает размышление до следующего раза.
Это нарушение чувства очевидности в сфере познания соответствует нарушению инстинктивной уверенности в сфере принятия решений. Инстинктивная уверенность ОН оказывается нарушенной - та самая уверенность инстинкта, которая у здоровой личности управляет поведением в повседневной жизни и освобождает его от груза тривиальных решений. Инстинктивная уверенность нормальной личности сохраняет осознание ответственности для решающих моментов жизни, и даже тогда эта ответственность действует в несколько иррациональной форме - как совесть. ОН, однако, должен компенсировать особой бдительностью и особой добросовестностью два тимопсихических дефекта, которыми он страдает: нарушения чувства очевидности и инстинктивной уверенности. Такая сверхдобросовестность и сверхсознательность восходят к ноопсихической сверхкомпенсации.
Нарушение эмоционального самодоверия в познании и принятии решений ведёт у ОН к чрезмерному, искусственному самоанализу. Оно порождает у них путём компенсации желание абсолютной определённости в познании и сфере принятия решений и тенденцию к ригидным моральным решениям. ОН посылает письмо и закрывает дверь с такой же серьёзностью и тщательностью, с какой нормальный человек выбирает профессию или будущую жену. Совершенно очевидно, что такое чрезмерное осознавание и интенсивное самонаблюдение сами по себе должны быть достаточно обременительными. По причине гипертрофированного осознавания, которое сопровождает познавательную активность и принятие решений у невротика, ему недостаёт того свободного стиля, свойственного жизни, мыслям и действиям нормальной личности. Пешеход начнёт спотыкаться, если слишком сильно сфокусирует внимание на своей ходьбе, вместо того, чтобы направлять свой взор на цель. Личность в лучшем случае может инициировать некоторое действие с эксцессивным осознаванием, но не может выполнять его с той же степенью осознавания без того, чтобы само осознавание не стало разрушающим фактором.
Экцессивное осознавание и чрезмерная добросовестность ОН представляют две его типичных черт характера, корни которых мы можем проследить до тимопсихической подструктуры личности. Отсюда следует, что одна из задач терапии состоит в том, чтобы помочь ОН отыскать обратный путь к утраченным источникам инстинктивной уверенности и чувству очевидности, которые скрыты в глубоких эмоциональных слоях личности. Эта цель может быть достигнута методом переучивания: у пациента необходимо вырабатывать способность доверять той остаточной определённости и остаточному чувству очевидности, которые ещё можно отыскать даже у ОН.
ОН ищет абсолютную определённость в познании и принятии решений. Он стремится к стопроцентности. Он всегда хочет абсолютного, всеобщего. ОН глубоко страдает от ограниченности человеческого мышления и сомнительности всех человеческих решений.
Для ОН характерно интенсивное нетерпение. Он страдает не только интолерантностью к иррациональной остаточности мышления, но также интолерантностью к расхождению между тем, что есть, и тем, что должно быть. В основе этого явления может лежать стремление к "богоподобности", о котором говорил А.Адлер, и дубликатом которого является признание несовершенства творца. Это допущение сводится к признанию расхождения между тем, что есть, и тем, что должно быть.
С экзистенционально-аналитической точки зрения основной сущностью ОН является искажение фаустовского стремления. В его воле к абсолютному и его стремлении к стопроцентности во всех областях ОН подобен фрустрированному Фаусту...

Женщину, страдавшую ОН, мучили постоянные сомнения по поводу того, что она должна делать. Эти сомнения достигли такой интенсивности, что в конце концов она вообще не могла ничего делать. Даже в самых обычных вещах она не могла выбрать, что ей делать. Она не могла решить, идти ли ей на концерт или погулять в парке, и в результате оставалась дома, занимаясь внутренними дебатами всё то время, которое она могла бы использовать для одного или другого занятия. Подобная нерешительность проявляется у ОН как в самых тривиальных вещах, так и в случаях принятия наиболее важных решений. Но с помощью специальной логотерапии даже самая обессивно-невротическая сверхдобросовестность может быть устранена так же, как и гипертрофированный рационализм. Хотя Гёте говорил: "сознание - для человека, который размышляет, но никогда - для человека, который действует", эта максима не подходит для нашего типа сверхдобросовестного ОН. Нам требуется добавить к максиме Гёте немножко здравого смысла: возможно, что было бы неправильно действовать тем или иным образом, но хуже всего не действовать вообще. ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ НЕ МОЖЕТ РЕШИТЬ НИЧЕГО ВООБЩЕ, НЕ СПОСОБЕН ПРИНЯТЬ НИКАКОГО РЕШЕНИЯ, НЕСОМНЕННО, ПРИНИМАЕТ САМОЕ НЕГОДНОЕ РЕШЕНИЕ ИЗ ВСЕХ ВОЗМОЖНЫХ".

Виктор Франкл "Доктор и душа: от психотерапии к логотерапии".

***

Лицо обессивно-компульсивного невроза - трагическая бесполезность в результате невозможности принять решение. Любое решение кажется не достаточно правильным.


Рецензии