Остров неясных смертей. Глава 21

Глава двадцать первая
Вечер третьего дня.
О пользе изучения философии и логики

Есть три ошибки в общении людей:
первая - это желание говорить прежде, чем нужно;
вторая - застенчивость, не говорить, когда это нужно;
третья - говорить, не наблюдая за вашим слушателем.
Конфуций

Через полчаса после ужина Виктор пошел к себе. Подождав несколько минут, я незаметно кивнул Сан Санычу и сказал, что тоже пойду передохну немного. Ольга дернулась было встать со стула, но поймав мой взгляд и недвусмысленный жест рукой, села обратно.
Вскоре в мою дверь постучал Сан Саныч. Я открыл, и он зашел. Недвусмысленно пошевелив свои уши руками, правой я помахал над головой, а указательный палец левой прижал к губам. Сан Саныч догадливо кивнул и спросил:
- Ваши предложения, мой дорогой друг?
- Предлагаю посоветоваться с Виктором. Он сегодня определённо проявил себя как эксперт в некоторых очень специфических вопросах. У меня, например, таких знаний нет. 
- Полностью согласен с предыдущим оратором и у меня знания по многим специальным вопросам отсутствуют. Пойдем?
По дороге к Виктору я спросил:
- Игры про доброго и злого следователя знаешь?
- А то! И мы кино смотрим, и мы когда-то книжки читали…
- Роль «злого» исполнить сможешь? Но «без фанатизма»…
- А ты, «гуманист», значит «добрым» будешь, - добродушно засмеялся Сан Саныч.
- Добрые предложения должны делать добрые люди, - ответил я любимой фразой и включил диктофон на своем телефоне.
Виктор явно не ожидал увидеть нас у своих дверей.
- Приглашай – посоветоваться надо, - с широкой улыбкой сказал Сан Саныч, стоя у порога. Виктор молча посторонился. Мы прошли и присели у журнального столика, причем я сел спиной к окну. Хозяин отошел к холодильнику и спросил
- Может выпьете чего-нибудь? - он явно старался изобразить гостеприимного хозяина.
- Потом, - ответил ему я, - сначала нам действительно надо серьёзно поговорить.
Виктор тоже присел.
- Понимаешь, начал я, -  в суете после взрыва катера как-то на задний план отошли вопросы кто и откуда стрелял? «Ежу понятно было», что стрелок не будет дожидаться, пока кто-то «любопытствующий» не придет посмотреть на «такого меткого». Ясно, что пальнул умело и тут же скрылся.
А вот завтра можно попробовать отыскать винтовку или иное оружие, из которого были произведены выстрелы по катеру. Но для этого надо определить место и расстояние, поправку на угол цели, возможность прицельного выстрела при движении катера по морской поверхности… может быть, учесть силу притяжения, которая воздействует на пулю…
Теперь усмехался Виктор.
- Что-то для философа и коллекционера акварели у тебя слишком специфические познания и вытекающие из них вопросы. Наводит на определённые размышления...
- Ну, что ты, не надо ненужных подозрений, - спокойно ответил я и широко улыбнулся. - На самом деле все объясняется совершенно обыденными вещами или их комбинацией. Да будет тебе известно, что изучение логики является… и всегда являлось частью общефилософской подготовки. И многие выдающиеся философы были одновременно и блестящими логиками. В любом случае философская подготовка подразумевает изучение причинно-следственных связей. Кроме того, я не всегда был философом, хотя и любил философию с юных дней. И акварель коллекционирую только тридцать лет из шестидесяти.
А логика моих рассуждений проста – чтобы попасть с одного выстрела, сделанного с вершины скалы, в катер «пляшущий на морской волне», надо обладать определёнными навыками стрельбы и, возможно, снайперской винтовкой. Можно, конечно, обшарить все верхушки острова, но лучше сузить зону поиска.
- Мне не совсем понятно, почему вы решили, что я смогу определить сектор стрельбы? – поинтересовался Виктор.
- Виктор, складывается впечатление, что ты не хочешь нам помочь -  с нажимом в голосе сказал Сан Саныч, -  и это тоже наводит на определённые размышления…
Ну, вот – пошла игра в «злого следователя». Теперь снова «мой ход». Я внимательно посмотрел на Виктора, благо свет падал на его лицо, и сказал:
- Подожди, Сан Саныч, я кое-что объясню товарищу майору.
На миг лицо Виктора дрогнуло, но он остался спокойным и ничего не сказал. Пришлось продолжать по заготовленному варианту:
- До выхода на пенсию я работал в разных муниципальных и государственных органах на различных штатских должностях – начальником отдела экспертизы, советником по широкому кругу вопросов и прочее, прочее, прочее. И однажды меня направили на научно-практическую конференцию по вопросам муниципального развития, которую организовывала Тюменская областная Дума. Проходила эта конференция в Ишиме. Глава города подготовил для участников экскурсию по Ишиму, и в разговоре упомянул про то, что воинский городок уже несколько лет пустует, после вывода оттуда военных связистов.
В первый наш совместный вечер – между чтением стихов о любви - я краем уха слышал, как ты кому-то из женщин говорил, про то что, когда служил в Ишиме у тебя красивая девушка была.
- Да уж… «логика у тебя железная» – раз в Ишиме дружил с красивой девушкой, то могу «на глаз определить сектор снайперской стрельбы на скале в экваториальных водах».
- Виктор, он не такой дурак, как на первый взгляд кажется, - подал свою реплику Сан Саныч, - тебя где учили «недооценивать противника»?
- Что уже «противник» среди нас появился? – мгновенно отреагировал Виктор.
Держался он спокойно и уверенно. Но и я еще не все сказал…
- Сан Саныч, да подожди ты с упреками, - примирительно сказал я. – Можно продолжать?
- Валяй, - добродушно улыбнулся Виктор.
- На следующий день, когда я в бассейне девушкам рассказывал о своей нереализованной мечте прыгнуть с парашютом, ты заметил, что сделал не один прыжок. Так было? Ничего я не напутал?
- Так было – ничего не напутал. Не один раз я прыгал с парашютом. И что? - Виктор был абсолютно спокоен.
- А вчера на мой вопрос о готовности понырять и поплавать с аквалангом ты что сказал?
- Спросил для чего нырять. Умею с аквалангом обращаться. Ну и что? Красивая девушка в Ишиме, парашют и акваланг… Выводы-то какие? Не пойму - к чему ты клонишь?
- А он к тому клонит, - захохотал Сан Саныч, - что наличие определенных навыков хорошо укладывается в определение «специальная парашютно-десантная и водолазная подготовка». Конечно, не каждый майор может этим похвастаться. Но ты его дальше слушай – настоящий философ зря слово не скажет. Пиво у тебя в холодильнике есть? Что-опять в глотке пересохло.
- Пива нет – в холодильнике только вино, а в баре - коньяк, ром и текила есть. - ответил Виктор.
- Сан Саныч, притащи пива из бара… На троих – я тоже нынче пивком побалуюсь. И на девушек посмотри – как они там без мужского внимания?
Сан Саныч без споров согласился «сгонять за пивом», «глянуть на девушек» и ушел. Нужная психологическая обстановка была создана для продолжения разговора.
- Много лет назад я где-то прочитал, что до 95% разведывательной информации находится в открытых источниках. Аналогичная ситуация с экономической информацией… Впрочем, что это я тебе – директору маркетингового агентства – рассказываю азы профессии… Сегодня я внимательно наблюдал как ты обращаешься с ножами, с какой неохотой положил пистолет на полку...
Рота связи действительно располагалась в военном городке в центре Ишима. Но раньше там была учебная часть спецназа РВСН,  позднее переведенная куда-то под Новосибирск. Мэр Ишима коротким словом «спецназ» обозначил тех, кто там служил. А уж представить чему там учили было не сложно: охране стратегических объектов и борьбе с диверсионно-разведывательными группами противника, разведке,  боевому охранению и сопровождением колонн, прикладной рукопашке … Может быть, я что-то упустил как лицо, сугубо гражданское?
- «Болтун – находка для шпиона», - буркнул Виктор.
- Ты это про меня или про ишимского мэра?
- Про мэра.
- Да… мэры они такие… Не всегда базар фильтруют. Знал я одного мэра, который решил выделиться оригинальностью избирательной кампании, пришел на предвыборный митинг в СИЗО  и бодро заявил: «Я очень рад видеть вас здесь»…
Что же касается вопроса, который ты хотел бы задать, но воздерживаешься, то ответ простой. Я просто прикинул твой возраст, предполагаемые годы службы в Ишиме, умение обращаться с оружием, парашютом и аквалангом, и сделал вывод о службе в специальных подразделениях Министерства обороны. Как подтверждение –  сегодняшний разговор. Я говорил о месте, с которого был произведен выстрел, а ты – о «секторе снайперской стрельбы». Мелочь, а приятно. А сам факт твоей службы в армейском спецназе вряд является государственной или военной тайной. Так?
- Так…  это - не тайна. Просто не привык я рот разевать и языком трепать, когда дело службы касается. 
- И это – правильно!
- Про выстрел по катеру вот что могу сказать – конечно, из пистолета на таком расстоянии его не достать… Винтовка или карабин нужен. Кроме того, было два выстрела – сразу один за другим, поэтому звук почти слился и только опытное ухом могло различить. И скорей всего пули были зажигательные, поэтому канистры с бензином и взорвались.
Виктор замолчал, о чем-то раздумывая, потом кивнул головой и продолжил:
- Но для взрыва после выстрела должно быть совпадение нескольких факторов: высокая температура в полупустой канистре с нагретыми парами бензина - то есть избыточное давление… по сравнению с нормальной ситуацией. Тогда при попадании трассера на выходе пуля и подожжёт истекающие пары бензина, будет взрыв канистры.
Теперь задумался я и стал вслух прикидывать варианты:
- Жаркая погода у нас есть… Если первая пуля просто прошила полную канистру – без взрыва, то все равно бензин начал вытекать… Вторая пуля или могла попасть в неполную канистру и взорвать ее, или иным образом поджечь вытекающий бензин и с последующим взрывом. Возможен еще вариант с минированием катера и совпадением по времени взрыва и стрельбы.  Ну маловероятным кажется мне такое совпадение из секунды в секунду. Да и зачем катер минировать? Дойти до берега с тем запасом горючки, которая в баках оставалась, нельзя было, а вот покататься или на рыбалку выйти недалеко вполне можно. И тогда вопрос – зачем взрывать случайных людей? Нет! Более разумным кажется все-же взрыв после выстрела. А ты как думаешь?
- Пожалуй…  всё же взрыв как результат выстрелов…  Сейчас уже стемнело, а завтра попробуем найти позицию стрелка. – Виктор помолчал и добавил, - зря я логиков и философов недооценивал… А как ты догадался, что я майор?

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие
Глава первая. «Рай на реке Квай». Первые знакомства
Глава вторая. Утро первого дня. Морское путешествия на маленькой яхте
Глава третья. Полдень первого дня. Тридцать секунд для первого впечатления
Глава четвертая.  Вечер первого дня. «Встреча с поэзией» и другие не плотские развлечения
Глава пятая. Вечер первого дня. Время поэзии и первые осложнения
Глава шестая. Вечер первого дня. Коварство незнакомых коктейлей, или несколько слов на тему «Столько пить не надо»…
Глава седьмая. Утро второго дня. Первая смерть
Глава восьмая. Утро второго дня. Миролюбивые беседы над обрывом
Глава девятая. Вечер второго дня. Длинный рассказ про отпечатки пальцев
Глава десятая. День второй, до обеда. Как не надо падать с лестницы…
Глава одиннадцатая. День второй, после обеда Дневное общение в маленьких бассейнах
Глава двенадцатая. День и вечер второго дня. «Воспоминанья о минувших днях»…
Глава тринадцатая. Вечер второго дня. О пользе рассказов про массовые убийства
Глава четырнадцатая. Поздний вечер второго дня. «У одинокого оптимиста кровать наполовину занята»…
Глава пятнадцатая. Утро третьего дня. Нужно ли пожилому джентльмену заглядывать в мусорную корзину?
Глава шестнадцатая. Полдень третьего дня. «Уже не персик, но еще не курага»…
Глава семнадцатая. Вторая половина третьего дня. Рассуждения Сан Саныча о геополитике и воспоминания о жучках.
Глава восемнадцатая. Вторая половина третьего дня. Воспоминания о моей молодости
Глава девятнадцатая. Вторая половина и вечер третьего дня. Размышления об объёме сосудов
Глава двадцатая. Вторая половина третьего дня. «Вам не надо брать в руки это оружие»…
Глава двадцать первая. Вечер третьего дня. О пользе изучения философии и логики
Глава двадцать вторая. Поздний вечер третьего дня. Дружеские беседы под холодное пиво
Глава двадцать третья. Очень поздний вечер третьего дня. Об искусстве заключения вынужденных сделок
Глава двадцать четвертая. Ночь между днем третьим и днем четвертым. Короткий разговор в состоянии сильной усталости
Глава двадцать пятая. Утро четвёртого дня. «Каждый доли своей хозяин, счастья своего кузнец»
Глава двадцать шестая. День четвертый, после завтрака. Как правильно вводить в заблуждение…
Глава двадцать седьмая. День четвертый, после обеда. «Море, море, шум прибоя»…
Глава двадцать восьмая. День четвертый, перед ужином. Версии, рожденные на пирсе…
Глава двадцать девятая. Вечер четвертого дня. Можно ли обмануть свою судьбу? Или чужую?
Глава тридцатая. Ночь между днями четвертым и пятым. Разговоры о перистых облаках или «Красота в глазах смотрящего»…
Глава тридцать первая. Утро пятого дня.  Тайник и «сломанная хризантема».
Глава тридцать вторая. День шестой. Разговоры о красивой любви и плотских желаниях
Глава тридцать третья. День седьмой. «Мы разошлись, как в море корабли»...
Эпилог. Два письма с неожиданными предложениями


Рецензии