Жизнь без прикрас 3

                ***
     Вот, кажется, давно было, уже забылось. Да, нет, не забылось, просто причины не было, не было похожего случая, чтоб всколыхнуло, разбудило память, а уж она рада нырнуть в пропасть прожитых лет и всё расставит по своим местам.
     В моём нынешнем саду, когда-то посаженная яблонька, так разрослась, что ветки свои положила на огуречную тепличку. Яблочки на яблоньке родили через год. В неурожайный год десятка два яблочек всё же родило. Яблоки по сибирским меркам были крупные, я и тому была рада. Сорт яблони я и в молодые годы вспомнить не смогла бы, а теперь уже и не пытаюсь. Одно знаю – за этой яблоней глаз да глаз нужен. Недозрелые яблочки – кислые, а перезреют яблоки – горькие, есть невозможно. Вот и лови момент и собирай урожай. Но что интересно, цветёт яблоня, каждая ветка - когда ей вздумается. На солнышке раньше цветёт, а если в тени, то попозже, так же и яблоки зреют. Одна морока с нею.
     Вот, в это лето получилось так, что каждое яблочко на счету. Отдыхает яблоня. Стала срывать, осторожненько, чтоб не стукнулись. Надо же внуков угостить. А дети приехали, я, почитай все яблоки и раздала. Ладно, думаю, - скоро на другой яблоньке яблочки созреют, они лёжкие, вот уж тогда наемся вволю. Подумав так-то, взяла ведро и пошла в огуречную тепличку урожай собирать. Огуречные стебли подвязанные и так переплелись, что я и так и этак высматриваю огурчики, жалко если перерастут… Смотрела огурцы, а высмотрела за стеклянной стенкой на яблоне «укравшееся» яблоко. Обрадовалась. «Ну, уж это яблочко только для меня созрело!..»
     Собрала огурцы, отнесла ведро на крыльцо, на столик поставила. Сама за яблочком вернулась. Раздвинула ветки, а это яблочко само прямо на меня упало. Я запуталась в густых ветках, не смогла его поймать. Пока вылезла, наклонилась взглядом ищу желанный плод. И тут, скорее услышала, чем увидела, как осы сердятся. С испугу замерла на месте, смотрю, что дальше будет. И тут только заметила, что в яблоке большая выеденная дыра. А в ней штук шесть полосатых тел трудяг торчит, ещё и над яблоком несколько ос кружат… Затаив дыхание. На цыпочках попятилась назад, обошла стороной ту яблоню и пошла к скамейке. Надо было сесть и отдышаться, в себя прийти, а заодно поблагодарить Высшие силы, что отвели от меня беду…
     Сидела я, сидела в тенёчке и неожиданно вспомнила детство своё «золотое». Уж в мамином огороде, на Украине я точно за одним яблочком не охотилась бы. Этих яблок столько было, что и козы со свиньями ими брезговали. А мы, детишки, знамо дело – привередничали. Выбирали на ветках – самое-самое, что ни на есть лучшее.
     У нас, за домом, росла яблоня - папировка. Очень сочные, сладкие были на ней яблоки. На плодах кожица лопалась, как на разварившейся картошке, пчёлы, осы из них сок пили, и я, на правах хозяйки, взяла в руки длинный вербовый прут и им сбивала себе понравившееся большое яблоко. Долго прыгала, наконец таки сбила то яблоко и оно упало на землю. Но поднять его не успела, как, откуда ни возьмись, рядом оказался соседский мальчика, оттолкнул меня, схватил то яблоко и тут же откусил у него бочок. Я только взвизгнула от неожиданности. А он только захохотал смехом победителя, но вдруг осёкся и посмотрел на то, что у него в руке осталось. Оказывается, в этом яблоке осы себе столовую устроили. И теперь часть той столовой была у него во рту. От зависти он куснул большущий кусок… Я тоже увидела, что случилось и отскочила в сторону, боясь разгневанных ос.  А уж Василь плевался…И, ничего. «Никакая холера его не брала», как его же отец о нём говорил. Василь всегда ходил поцарапанный, кем-то покусанный и с подновляемым фонарём под глазом. Так что из-за очередного укуса осы он трагедию не устраивал. Правда, он всё же пришёл к моему отцу с высунутым языком. Как уж там мой отец вынимал ему жало из языка, я смотреть не смогла. Убежала в сени. Только слышно было: «ыыы»! Но и мне попало. Бабушка, толкнув меня в плечо, сердито проворчала: «Видела? Смотри теперь, что в рот тащишь!..» Мама пришла с фермы и я ей рассказала, как дело было. На что мама, со вздохом сказала, мол – зависть и жадность всегда будут наказаны… Не хватай самое большое, что бы там ни было, зачастую оно окажется с подвохом…

                ***
    
     Когда в назначенное время не пришёл садовый автобус, а у самой вечером дойти уже не хватит сил, вся надежда только на то, что у кого-то из проезжающих на личной легковушке появится совесть и подбросит до центральной дороги, где ходят маршрутные автобусы, там уже легче доехать до дома. Нашёлся таки добрый человек, который ехал домой с женой и собакой на заднем сидении. Я же собак боюсь и… только извинилась, так как побоялась сесть рядом на заднее сидение, даже не смотря на то, что хозяева уверяли меня в том, что собака не кусается. Вопрос решился тем, что хозяйка  пересела к своей собаке, а я села рядом с водителем. Поехали.
     Я всё равно чувствую себя неуютно, ведь собака сидит за моей спиной. Но уже через минуту поняла, что четвероногому пассажиру не до меня. С его стороны немного приоткрыто окно. Как раз чтоб собака могла высунуть в щель голову, что она и сделала, как только машина сдвинулась с места. И началось… Собака облаивала каждую встречную машину, а если видела велосипедиста – просто захлёбывалась лаем.
     Собаку я разглядывала в боковое зеркало легковушки. В какой-то момент мне даже жалко собаку стало. И тогда я попросила водителя закрыть то стекло, с той стороны, где собака. Стекло выдвинулось автоматически. Собака не успокоилась, а наоборот – это для неё послужило страшной трагедией. Она металась по салону и жалобно выла. Водитель опять приоткрыл окно. Сколько радости было у собаки, что она могла теперь безнаказанно облаивать… даже пасущихся коров.
     Когда я выходила из машины, собака на меня даже не взглянула, но когда машина покатилась дальше, непрерывный лай доносился до тех пор, пока машина не свернула за угол.

                ***
     Не нами придумано, веками хозяйство ведут Он и Она. Но в жизни всякое бывает. Случается, что рушится семья, а жить-то дальше как-то надо, вот и пытается один работать за двоих. Порой и сил, и времени, иной раз и умения, способности не хватает, чтоб заменить человека противоположного пола. И тут одного старания мало, его видения мира совсем иное. Ну, да деваться некуда. Хоть скоком, хоть боком, да всё вперёд. Вот и у меня на хозяйстве одни бабьи руки, к тому же не очень-то сильные. Стараюсь всё успеть, а получается – Тришкин кафтан. Пока о одном конце огорода красоту наведу, в другом месте – глаза бы не глядели. Вот так с весны до осени «дырки латаю», а пока в автобусе еду – отдыхаю.
     Понятно, что в огороде делаю уже ту работу, без которой уже край. Как надо сделать, а что не первой важности – пусть ждёт до следующего раза. А Природа свои планы с моей нерасторопностью  не сверяет. Всё живое растёт, к солнышку тянется. Вот и получилось так, что между забором и баней не пройти. Разрослась ежевика, выкинула свои жуть какие колючие батоги и, хоть на них на следующее лето вкусные ягодки будут зреть, в это лето в тот конец огорода я таки пару раз пыталась пройти, но поняла, что в этой образовавшейся глуши появилась своя крылатая хозяйка. За баней растёт старая ветвистая слива, а от дороги прикрывает её разросшийся куст сирени. Одну из веток сливы облюбовала себе для дневного покоя большая сова. Сова хоть песен не поёт, но зато мышам спуску не даёт. Я посчитала, что такое соседство хозяйству только на пользу и, пока не созреет слива, решила её не беспокоить.
     Я в тот год ещё на заводе работала. И чтоб попусту не тратить время, после ночной смены ехала сразу в сад. Там посплю сколько получится и принимаюсь за садовую работу. Бывало, что и в самый солнцепёк прилягу на старый диван. Одно меня расстраивало: от окна до забора – метра полтора. Так распланировал прежний хозяин, у которого я купила этот сад. А за забором дорога, понятное дело – ничья. Какие звуки оттуда доносятся… приходится терпеть. Хоть то ладно, что не долго. Но, вот одна закавыка похоже не одну меня раздражала. Каждому понятно, что забор держится на столбах. Забор деревянный и столбы для него прежний хозяин тоже вкопал какие у него были. Я так думаю, на мой неопытный в этом вопросе взгляд, что эти столбы были чем-то обработаны. Но один столб напоследок ему пришлось вкопать необработанный. И завелись в этой необработанной древесине нежелательные жильцы. Лесной лекарь – дятел, в красной шапочке, зачастил к этому столбу. Когда я на грядках работаю, то мне и горя мало, что дятел тот столб охаживает, а когда я пришла с ночи, спать легла и, вдруг прилетает «барабанщик» и под самым моим окном начинает клювом «гвозди заколачивать»… Терпенье лопнет, выйду, прогоню его, опять лягу на диван, только начну задрёмывать и тут… опять – двадцать пять!..
     Только я отбросила одеяло, чтоб очередной раз «поговорить по душам» с дятлом, как вдруг вижу за окном похоже разговор назревает покруче моего. У совы, которая днюет на моей сливе за баней тоже была своя ночная смена. А этот «лекарь» ей тоже спать не давал. Вот эта большая птица подлетела и села на самую макушку столба, угрожающе раскрыв клюв, по-змеиному шипя, уставилась на нарушителя спокойствия. Взмахивая крылышками, дятел попятился вниз по столбу. А ниже куст войлочной вишни. Пятиться больше некуда, пришлось улетать восвояси. Сова ещё немного посидела и тоже покинула столб. Потом, за всё лето я ни разу не видела дятла на том столбе.

                ***
     Ох, уж эти туманы, тяжёлые Енисейские туманы, белесые с серой мутью. В один из таких вечеров я осталась в саду ночевать, теперь и сама тому не рада. Работы на огороде осенью много. Припозднилась. Зашла в дом, а в доме печка натоплена, тепло. Вспомнила, что в квартире ещё «не дали отопление», даже тоска взяла. Подбросила в печку пару полешек и занялась вечерними приготовлениями. Свет включила, набросила на плечи тёплый платок, села на диван и со сладостным блаженством ноги вдоль дивана вытянула. Наконец – то заслуженный отдых…
     Полулежу на подушке, слушаю как потрескивает огонь в печке, огоньки мигают в узорчатых отверстиях внизу чугунной дверки. Ах, хорошо-то как!
     Через какое-то время глянула в окно и мне вдруг показалось, что мой дом опустили на дно морское. Белесая немота за окном. Холодок пробежался по телу, даже плечами передёрнула, муторно стало на душе. Если бы хотя бы кошка была со мной в доме, а то – никого. Я и дома, в своей квартире одна, но там слышно, как кто-то по лестнице идёт, соседи вверху ходят, детишки бегают за стеной, внучата хохочут. А тут…
     Что-то даже не сидится мне на диване. Подошла к другому окну, увидела из окна освещённый куст осенней калины, даже слёзы навернулись.  Стала себя успокаивать, мол, всё нормально. Калина под окном, как в детстве возле маминой хаты. И туман стал мягкого бирюзового цвета. А вот и чайник закипел…

 


Рецензии