Жизнь без прикрас 4

                ***
     Этот случай произошёл ещё в те годы, когда мои сыны бегали по саду в коротких штанишках, и сад наш был через три улицы дальше нынешнего сада. К нашим соседям, через дорогу, иногда по выходным наведывался сын с невесткой и с двоими маленькими детьми. Девочка – постарше, играла с моими мальчишками, а вторая девочка – совсем ещё маленькая была. По этой причине забор был увешан мокрыми ползунками. (О памперсах тогда мы ещё не знали). Наши калитки были раскрыты настежь и детишки бегали туда-сюда, играли в свои весёлые игры. Но в какой-то момент отчего-то сильно расплакалась малышка. Даже резвящиеся старшие дети приутихли. Я полола свои грядки и тоже насторожилась. «Что-то неладное случилось у соседей», - подумалось мне. Подошла поближе к забору и спрашиваю хозяйку сада:
     - Что у вас там случилось?..
     - Пустышку потеряли. Уже всё в доме перевернули. Найти не можем…
     Тут я и рада бы им помочь, но у меня в доме давно уже пустышек нет. Я вздохнула и взялась за лейку. После прополки нужно было грядку обязательно полить. А через несколько минут, сквозь щель в нашем заборе пролез большой полосатый кот с голубыми глазами. Он был ничей, но жил на нашей улице и часто наведывался в мой сад. Мальчишки его кормили тем, что сами ели. Но в этот раз, я как глянула на него, так и выронила из рук лейку. Во рту у кота была детская пустышка и розовое колечко, как свиной пятак, торчало перед кошачьим носом. Дети, все трое, тут же погнались за котом, но кот шустрее оказался и вскоре скрылся в соседнем малиннике. Я потом еле успокоила ребятишек. Ведь всё равно теперь уже эту пустышку маленькому ребёнку давать нельзя. Что поделаешь, пусть теперь уже ею кот тешится…

                ***
     Каждый хозяин на сад свои виды имеет. Кому богатый урожай нужен, а кому – просто душой отдохнуть после работы на свежем воздухе. Вот и мои знакомые огородили свой огород высоким жестяным забором, выстроили бревенчатый дом и только зимой, в самый сильные морозы, в городскую квартиру перебираются. Проходя мимо их забора, я всё искала хоть маленькую щёлочку, очень уж мне хотелось узнать, что люди прячут за таким высоким забором.
     Весной, когда в садах яблони цвели, у них на огороде, у забора тоже цвели две яблони, видела я цветочки тёмно розового цвета, как у тех яблонь, что в городе вдоль дороги высажены. Красиво, конечно, только я слышала будто бы те яблочки не очень-то вкусные, да и мелкие они уж очень. Но, хозяевам виднее.
     Однажды, уже осенью, в своём саду натрясла и насобирала полную сумку слив. Пришла на садовую автобусную остановку и тут только от людей услышала неприятную новость: автобус сломался. Вздохнула, тяжёлую сумку положила на плечо и пошла потихоньку до центральной дороги. Сливы с косточками, они чуть ли ни вдвое тяжелее яблок. Иду-иду, остановлюсь с плеча на плечо сумку перекину и опять шагами дорогу меряю. А тут уже до того устала, что и вовсе на землю сумку поставила. Сил больше нет. Надо отдохнуть. А случилось это совсем недалеко до калитки моих знакомых, каких-то шагов двадцать. О них я тогда не думала, просто так получилось. А они на тот момент к своему саду подъехали. Вышли из машины, со мной поздоровались. Расспросили, почему я с такой тяжестью пошла пешком, а потом переглянулись и пригласили меня в свой сад. Мол, мы ненадолго в сад приехали. Сейчас соберём что в теплицах успело вырасти и домой, в город повезём. А назад уже закатанное в банках привезём. «Тебя, на твою Девятку добросим…» Я обрадовалась, хоть сяду, отдохну.
     Вошла в уютный дворик, первым делом на яблони смотрю. Ветки, как гирляндами, красными яблочками усыпаны. А между тех яблонь круглый столик стоит, рядом четыре стула, видна работа старого мастера, добротно сработано. Посреди круглого стола стоит ваза в виде деревенского горшка, глиняная, старинная. В той вазе рябиновые ветки с крупными гроздьями. И так это всё красиво: сверху нависают над столом ветки яблони с яблочками-фонариками, а на столе букет зрелой рябины. «Вот бы чайку попить за этим столиком…», - подумалось мне. Но хозяевам явно не до чая. У них свои заботы. Что-то там, в теплице вёдрами гремят.
     А тем временем туча чёрная  накатила и, хоть и рано ещё, снег пошёл. Я подхватила свою сумку  и на их веранду зашла. Сижу, в окно смотрю, как снежинки на яблоньки садятся, да как воробушки под крышу сарая прячутся. Сидела-сидела, пригрелась и даже вздремнула, усталость навалилась. Хозяева стали домой собираться, меня окликнули. А я, первым делом, в окно глянула. Снегу-снегу сколько нападало. На круглом столе большой снежный бублик с пустой серединкой. Снег на рябиновых гроздьях остался. Вот где красота! Я иду, всё оглядываюсь на яблони, на стол смотрю, любуюсь.
     - А мы и не глядим. Всё куда-то торопимся… Ладно, завтра приедем, насмотримся ещё…

                ***
     Что тут говорить, Сибирь и есть Сибирь. За лето по-настоящему тёплых дней не так уж и много, а хочется вырастить в своём огороде и хоть разок поесть то, что росло в моём детстве на мамином огороде на Украине. Только, как я ни стараюсь, жалкое подобие получается.
     Уже не первый год пытаюсь вырастить кукурузу. Разными способами рассаду выращивала, потом в один ряд высаживала, чтоб солнышко мощный стебель со всех сторон обогревало. А начнут кашки вверху цвести, чтобы пыльцой опылились волоски на початках, как назло занепогодит. В итоге осенью ломаю початки, разворачиваю зелёные пелена (шулумыну), а там редкозубые рядки зёрен. Сварю в подсоленной воде и хоть какой-никакой  праздник воспоминаний детства устрою.
     Помню, в нашем селе люди разные проживали, наши – это те, которые из деда-прадеда , и пришлые… Так вот, пришлые своими незнакомыми привычками людей удивляли. Наши, как обычно, перед самыми заморозками на огороде серпом кукурузные стебли жали, в снопы вязали и торчьмя вокруг садовых деревьев ставили. Случись дождь, чтоб в снопах гниль не завелась. Ветерком  снопы обдует и ладно. Початки не сразу обламывали, понимали, что зёрна всё ещё растут за счёт материнских мощных стеблей.
     Однажды, шла я по селу. В одном огороде увидела новину. Хозяева на ещё несжатых стеблях распеленали початки, дескать – пусть они на солнце подсыхают. Пришла домой и стала рассказывать своим домашним о том, что видела. Говорю: «Может и нам так сделать?» Огород у нас большущий – 44 сотки. Там и сад, и виноград, и всякой огородины было посажено и посеяно вдоволь. Бабушка от моих слов только недовольно голову от меня отвернула. Ясно, что она  на подобный эксперимент не согласна. Мама только вздохнула и предложила мне сделать так, как я в том чужом огороде видела. Всего на десятке кукурузин оголить початки, так, ради пробы. Раз разрешили, я тут же побежала обдирать и заворачивать вниз кукурузные пелена.
     Вот, день, другой стоят оголённые початки. А на третий день, я что-то в доме делала, бабушка в окно мне стучит, во двор вызывает. Выхожу. А она мне с крайним раздражением говорит:
     - Иди, спасай свои кукурузы, а то от них скоро ничего не останется…
     Я и побежала на огород. Гляжу и глазам своим не верю. Всегда тихо, спокойно было на нашем огороде, а тут вдруг – птичий гвалт. Вороны, сороки слетелись. Домашние курицы с петухом тоже там хлопочут. Прыгают, початки кукурузные клюют, дерутся. Я стала их отгонять, а они меня и близко не подпускают. Тут уже дедушка с моим братом взяли палки и пошли в наступление. Я тут же стала обламывать уже то, что после птичьего пиршества осталось.
     - Ну, что, попробовала?..
     Бабушка стояла, подбоченясь, и холодно улыбалась. А я молчу. Что тут скажешь? Наперёд наука: своих надо слушать, а не пришлых…

                ***
     Дождя в «прогнозе погоды» не было. Я его и не ждала, да похоже его никто не ждал. Садовые автобусы «битком набиты» садоводами, и у каждого человека свои планы на день. Начало одиннадцатого, самая работа на грядках, в теплицах. Кто что-то строит, кто траву косит вдоль забора, кто над сковородкой колдует, короче – все при деле. Я, как обычно, одними руками пытаюсь ухватить несколько работ сразу. Экономлю время, в какую сторону огорода ни пойду, там за какую-то недоделанную работу зацеплюсь. У меня своя стратегия: одно и то же долго делать не могу – спина с поясницей протестуют, а так, где стоя, где присяду, на какую-то минутку наклонюсь, и дальше побежала. Тут главное – что-то делать. В конечном итоге всё сложится и всякая работа – всё на пользу дела, всё вперёд и вперёд.
     И вдруг, «зрасте вам», тихо, из-за дома синяя туча наползла и, вслед за громовым раскатом, прямо без предварительного накрапывания, полил нешуточный дождь. На веранду я забежала уже до нитки мокрая. Первым делом зашторила окна. Когда за окнами гроза, я пытаюсь хотя бы шторами отгородиться от страшной стихии. Но детское любопытство всё ещё живёт во мне. Именно оно, а ещё моя незатихающая любовь к «хляби небесной», подтолкнула меня к тому, чтобы я всё-таки для подглядывания оставила небольшой просвет в окне.
     Переодевшись и укутавшись в тёплый большой платок, я утонула в старом кресле и, тут же забыла о себе. Всё моё внимание было обращено туда, за окно. А там только всего и видно, что сочные, зелёные ветки куста розы. Бутоны уже отцветают. Проливной дождь размочил и обезобразил цветы. Я это знаю, поэтому даже не пытаюсь подсмотреть: как там мои цветы? Довольствуюсь ветками с крючковатыми шипами и листьями. «Если б не дождь, то когда бы я так детально рассмотрела листья роз?..» - по самому краешку, как тень, проскользнула мысль. То, что я называю листом, на самом деле – на одном черешке пять листочков. Четыре по обе стороны черешка, чуть помельче и ещё один, вверху, центральный, а значит самый крупный. Дождевые капли падая, бьют по лицевой стороне листа и даже не растекаются, а так, горошиной, соскальзывают вниз. И тут же, на освободившееся место, падают новые капли, ещё и ещё. Сверкнула молния, на мгновение искорками отразилась в каждой капельке, и опять сумасшедший ритм работы дождя.
     Я, то зажмурюсь, пряча лицо в платок, вздрогну от грохота небесного камнепада. Страшно становится  от мысли о том, что те «камни» видимо такие большие… сорвутся и от моего садового домика и следа не останется. Гоню от себя предательские мысли и опять смотрю на листья розы. «Им-то каково под дождём?.. Терпят. И я потерплю… Вот, согреюсь и немножечко вздремну».
     Дождь потихоньку затих. Выглянуло солнышко. Я вышла на крыльцо. Окинула взглядом поверженный огород, вздохнула и начала взглядом ощупывать куст розы под окном. Странным было то, что я не находила той ветки, которую так детально рассматривала в окно. Теперь все ветки казались одинаковыми, не лучше и не хуже всех остальных. «Вот и хорошо, что все красивые, - подвожу итог своим смотринам. – Дождь тоже – хорошо. Теперь несколько дней не нужно будет поливать огород. Но по теплицам всё же надо будет пройтись…»
















               


Рецензии