горькая судьба

   На окраине села жила семья Ивановых. Отец - Дмитрий Иванович работал писарчуком у богача. Имел троих маленьких детей. Дети худо-бедно были одеты,обуты,накормлены. Жена его Аннушка, слыла самой красивой женщиной в селе. Не зря многие мужчины заглядывались на нее. Не исключением  были и из богатых семей. Бывало идет, а вернее не идет, а  плывет, как лебедушка по  улице, а мужики, увидев ее останавливались, провожая ее взглядом, любуясь этим чудом природы. Всем казалось, что одень ее в любую одежду, красота ее лица, статность ее фигуры, никуда не денутся. Никто из мужчин не отворотит свой взгляд искрящихся глаз.
 
    Почти каждый день ее видели в разных нарядах. Женщины своим мужьям задавали один и тот же вопрос: « сколько надо зарабатывать Дмитрию Ивановичу, чтобы так   наряжать свою любимую женщину?» Как позже выяснилось, Аннушка  имела всего пару нарядов, ночью постирает и перекрасит в другой цвет.Вот тебе и обновка!

   Соседи с завистью смотрели на эту пару. Глядя на сидящих соседей  у цветущей сирени, соседи наблюдали, как Дмитрий Иванович нежно касался рукой ее тела, целовал ее губы, щеки, напоминающие спелые яблоки. Своими сильными руками брал ее на руки и кружил, кружил свою любимую и неповторимую. А она в свою очередь счастливо  смеялась своим неподдельным смехом. Обнимет своего Митю, прильнет своей головой к груди и глядя в глаза мужа шепчет « спасибо, мой дорогой, любимый». Соседи, наблюдающие эти любовные сцены, вздыхали, порой радовались за них, вытирая слезы и сравнивая со своей жизнью.

    Прожив  в счастливом угаре любви 7 лет  в дом  Дмитрия Ивановича пришла беда. В этот день погода была скверная, дул сильный ветер, небо заволокло черными тучами. Пошел дождь. Косые струи дождя пронзали воздух с такой силой, что  ударяясь о землю оставляли после себя вмятину. Около двух часов продолжалось божье наказание. Как только ветер унял свой  гневный нрав, облака ушли куда то вдаль на запад и можно было наблюдать везде неприглядную картину. Раскрытые крыши домов,  выскалили, как зубы, оголившиеся страпила, повсюду сломанные деревья,  лежали на земле и без того худые заборы. Аннушка решила закрыть ляду на чердаке. Дотягиваясь до дверцы, нога соскользнула с мокрой  лестницы и она с криком упала на землю.

   Сорвавшись с лестницы Аннушка повредила себе позвоночник, слегла и вскоре в свои  двадцать шесть лет она покинула этот мир, оставив мужу троих детей Марусю, Лиду и Любочку. Старшенькой  Марусе было всего шесть лет. Как горевал Дмитрий Иванович! Соседи видели, как он выходил во двор, чтобы дети не видели его страданий, как горько он плакал о жене, тело его вздрагивало от рыданий, за несколько дней  он похудел, осунулся. С трудом преодолевая житейские трудности, Дмитрий Иванович, как мог готовил еду, обстирывал детей. Дети были всегда чистыми и накормленными.

   Прошло месяца три после смерти жены, как Дмитрий Иванович привел в дом женщину Веру Петровну. «Вот уж не ко двору, ни кожи - ни рожи!»- сетовали соседи. Нельзя было не согласиться с мнением соседей. Взгляд не женский, взгляд зверя.
    Дмитрия Ивановича как подменили, все ему было безразлично. Возвратившись с работы он усаживался в темном уголочке и наблюдал за действиями новоиспеченной жены. Прошло всего два дня с ее появления, началась порка малышей, била  наотмашь, сопровождая словами: « я вас научу гаденышей, как вести себя!» маленькую Любочку, зажав рот ладонью, кидала на кровать, как бревнышко. Однажды соседка наблюдала как мачеха кинула Любу в траву. Нина Ивановна Овчаренко не выдержала,  тайком   прибежала и увидела ребенка, лежащего в траве. Личико было грязное от пыли, от слез по щечкам тянулись пыльные дорожки. Рот был набит  грязью. Нина Ивановна взяла ребенка на руки, спешно ушла в свой двор. Вера Ивановна крикнула в след: «можешь забрать всех, - помедлив, добавила,- да и хозяина в придачу.»  Вера Ивановна, успокоив дитя, выкупала, накормила и уложила спать. Сама прилегла рядом. Любочка всхлипывая спала, положив свою худенькую ручку на лицо Нины Ивановны. Та не могла сдвинуться с места, боясь разбудить ребенка. Недолго прожила Любочка у соседки. Наконец Дмитрий Иванович пришел, молча взял дочь на руки и ушел. Только у двери остановился, обратил свой взгляд на соседку, еле выдавил «спасибо».

  В его доме пошли разборки, но детям лучше не стало. Теперь мачеху начало  раздражать присутствие в доме  Маруси. « А не пора ли отдать эту дармоедку в няньки? Хоть какая то будет от нее польза»- дула в уши Дмитрия Ивановича  мачеха. Прежнего Дмитрия Ивановича уже не было. Отвез все- таки дочь к богачам Скрипкиным. Заехал во двор, высадил дочь, оставив ее посреди двора, а сам ушел в дом. Через некоторое время вышел с бумагой в руках, в приказном порядке сказал: « оставайся,да смотри, выполняй работу справно! Не заставляй меня краснеть.» Сел на телегу и подстегнув лошадь кнутом, умчался. Малышка стояла во дворе, провожая взглядом удаляющегося отца. Слезы ручьем текли  по щекам. После того, как отец скрылся из виду, Маруся села на лавку стоящую у дома. Сидя на лавке, покачивая ножками, не могла понять почему ее бросили в чужом дворе.

   Через некоторое время показалась  толстая высокая женщина- это хозяйка  Евдокия Акимовна. Взяв за руку, она повела Марусю в дом. Даже не поинтересовавшись кушала ли девочка сегодня. Только к вечеру вся семья села за стол ужинать. После ужина Марусе объяснили ее обязанности-  смотреть за детьми Санькой и Раей, наливать воду птице, давать корм. Время шло, подошло время сенокоса, а чтобы поиметь лишние рабочие руки, хозяева на семейном совете решили отправить Марусю на сенокос в качестве погонщика лошадей, запряженных в лобогрейку. Лошади спокойные, ничего с ней не случится. Погоняй себе , да погоняй,- решили они.
   Рано утром привезли на место, усадили на  железное сидение лобогрейки, сказав – «ну с богом, Марусенька». А сами уехали заниматься своими делами. Своим детским голоском Маруся произнесла «Но-о-о», лошади послушно тронулись. Понурив голову, двигались медленно, а Маруся вилами сбрасывала с валок скошенную траву. Но это длилось недолго, метров через сто  из высокого травостоя вылетает дрофа. От неожиданности лошади  стали на дыбы и храпя, рванули галопом. Погонщика, а вернее погонщицы на месте как и не было! Она попала под лобогрейку. Лошади убежали, а Маруся, измазанная пылью перемешанной с кровью, лежала в  траве. Хозяева, увидев примчавшихся  лошадей были испуганы. Спешно прибыв на луг, они нашли Марусю в траве. К счастью она была жива. Привезли домой, вызвали врача. Прошло намного времени,  и Маруся стала выздоравливать.

    А тут в семье Дмитрия Ивановича новая беда, пропала маленькая Любочка. Прошло двое суток,  и Дмитрий Иванович обнаружил, что в доме нет Любочки.
- А где же дочь?- спросил у мачехи.
- А я по чем знаю, ее уже двое суток нет,- спокойно ответила мачеха.
   Объявили в селе поиски, но тщетно, девочки нигде нет. Через день в селе появился мужчина- попрошайка с девочкой.  В десяти километрах от села, он увидел как женщина просто выкинула из телеги ребенка с кляпом во рту, а сама удалилась в сторону села. Точно обрисовал женщину так, что все сразу  поняли о ком идет речь. Худая, рыжеволосая, прихрамывающая на правую ногу, все эти черты прямо указывали на мачеху Веру Петровну. Ему указали на дом, где пропала девочка. В доме взрослых не оказалось кроме стоящей на подоконнике Лиды. Увидев сестренку, Любаша помчалась к ней, расставив ручонки с криком -Лидонька!

    Вечером состоялся семейный совет в присутствии соседки Нины Ивановны.  А поздно ночью вещи  были выброшены на улицу вместе с мачехой.
    Вскоре на правах хозяйки, в доме была одинокая, не имеющая детей Нина Ивановна. Своей душевностью, человечностью она давала детям все: заботу, ласку, любовь. Дети взрослели, считали Нину Ивановну своей мамой.

     Взаимопонимание, уважение и любовь детей, давали Нине Ивановне  силы, терпение, ну и здоровье. Приболевшие родители всегда были окружены  заботой, любовью, что давало возможность жить и радоваться.





      Дробноход А.Я.      с.Лопанка


Рецензии