Несложный символизм сказки Колобок

 - Дедя, аскажи каску по Колопка,- попросила поздно вечером внучка.

 - Поздновато уже Дусенька, - заметил дедушка. - Давай я тебе её завтра расскажу.

 - Неть! - капризно надула губки внучка.

 - Вот же любимая ты моя капризулька, - покачал с улыбкой головой дедушка.

 - Да ты же Колобка уже наизусть знаешь,- заметил Дёмушка.

 - Очу Колопка!- закапризничала девочка.

 - Хорошо, хорошо, будет тебе Колобок. Давайте садитесь оба поближе и будет вам сказка про Колобка,- примирительно сказал дедушка.

 - Скучно, - произнёс Дёмушка. - И зачем мне её слушать? Вырос я уже из сказок.

  -- А ты послушай сначала, - предложил дедушка. - А потом уже и решишь: скучно или нет. Только чур не перебивать! Согласны?

 Внуки кивнули головами и дедушка начал:

 - В далёкие-далёкие времена жили-были старик со старухой. И вот в месяце марте: либо в праздник Весновея, а, скорее всего, в праздник Сорок Сороков, говорит старик старухе:


— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок. Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.

 Колобок полежал, полежал, да и как все колобки в этот день, взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, по полу к двери, прыг через порог — да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

 - Подожди, деда, ничего не понимаю!- не выдержал внук. - Какие празники? Какой Весновей, какие Сорок Сороков? Это сказка на новый лад?
 
 - А мы договаривались не перебивать!- хитро прищурившись, напомнил дедушка и продолжил.- А ты думаешь сказка, это просто сказка? За ней ничего не стоит? А знаешь ли ты, что на Руси в разные дни и по разным праздникам и причинам пекли колобки?

 - Нет, - расстерянно ответил внук. - Я вообще не знал, что их пекут... Думал -просто сказка...

 - Да, нет, Дёмушка, не просто... Например, 30 января крестьяне пекли толокняные колобки – они символизировали солнце. Но Колобок из сказки ни как не мог быть испечён зимой.

 - Почему? - удивился внук.

 - А ты подумай! Как так получилось, что в разгар зимы у старика со старухой муки не оказалось? На Руси всегда к зиме готовились основательно. И ещё один вопрос? Кого в сказке третьим встречает Колобок?

 - Медведя!- уверенно отвечает внук.

 - Правильно, вот только зимой медведи, как правило, спят. А значит должен быть другой день, когда тоже пекли колобки. Верно?

 - Да-а-а, - задумчиво протянул внук. - Я об этом никогда не задумывался.

 - Ну, какие твои годы! - улыбнулся дед внуку.

 - Так значит на праздник Весновея и Сорок Сороков тоже пекли колобки! - радостно догадался внук.

 Дедушка с улыбкой кивнул внуку.

 - А когда у нас Весновей? - спросил Дёмушка.

 - 6 марта, - ответил дедушка и продолжил.- На Весновея начинают пробуждаться деревья. Начинает течь сок внутри стволов и ветвей. Да и в людях пробуждается жизнь. Старые и хворые с этого дня перемещаются с тёплых печей на завалинку, на солнышко. Чтобы природное тепло придало сил. И в этот день, с дохристианских пор тоже пекли колобок. Если вспомнить, то ведь у бабы с дедом как раз все запасы на зиму, какие были закончились- март ведь уже! Вот потому-то бабка по амбару мела, да по сусекам скребла, что бы насобирать последнюю горсть муки. А колобок, вместо того, чтобы спокойно остывать на окошке, взял и сбежал. А это говорит нам только об одном: это было 22 марта. В праздник Сорок Сороков.

 - Посему?- спросила Дуся.

 - Потому что именно в этот день, по народным приметам, если испечь из теста 40 шариков-колобков и ежедневно выбрасывать в окно по одному, можно защитить свои посевы от морозов. А ещё колобки в этот день кидали птичкам,- погладил по голове дедушка внучку смотря при этом на внука.

 - А что там дальше в сказке? - уже с нетерпением спросил Дёмушка.

 - Ну, а что там...- продолжил дедушка. -Катится Колобок по дороге, навстречу ему...

 - Заяц!- в голос сказали внуки.

 - В сказке да, Заяц. Но можно и сказать, что навстречу Колобку - Молодость! - заметил дедушка.

 - Молодость?!- удивился внук.

 - Да, - кивнул головой дедушка. - Заяц был в чести у славян, как животное, символизирующее молодую, ярую силу и мощь нарождающейся жизни. А если подумать о том, что дорога, по которой катится Колобок - это его жизненный путь. То вполне естественно, что в начале пути он встретил свою Молодость.

 - Дедя, каску дальше,- дернула за рукав дедушку внучка.

 - Ах, да... Колобок, Колобок, я тебя съем! Не ешь меня, Заяц, я тебе песенку спою...

  Пока внуки пели песенку Колобка, дедушка заметил с каким нетерпением смотрит на него внук.

 - И покатился Колобок по дороге — только Заяц его и видел! - продолжил дедушка сказку. - Катится Колобок, катится, а навстречу ему...

 - Войк! - радостно сказала Дуся. А Дёмушка вопросительно и молча смотрел на дедушку.

 - Волка на Руси принимали за Стража. Считалось, что он проводник подземного мира.
 - Подземного?- переспросил Дёмушка и уточнил. - Получается у Колобка, если рассматривать каждого животного через его символ, изначально не было варианта остаться живым?

 - Получается так,- кивнул дедушка.

 - Но лиса... Почему на ней всё закончилось? Она же безобиднее, чем волк или медведь? - не успокаивался внук.

 - Не спеши, скоро всё узнаешь,- ответил дедушка и лукаво посмотрев на внука, добавил. - А кто-то говорил, что сказка - это скучно!

 - Говорил, -нехотя признался внук. - Но я же не знал, что за каждым словом или зверем в сказке может быть что-то другое.

 - Ладно, давайте продолжим сказку, -сказал дедушка.- Колобок, Колобок, я тебя съем! Не ешь меня, Серый Волк, я тебе песенку спою.

  Песенку Колобка Дуся пела уже одна, а Дёмушка, наморщив лоб, о чём-то усиленно думал.

 - И покатился по дороге — только Волк его и видел! - продолжил дедушка сказку. Катится Колобок, навстречу ему...

 - Медеть! - подсказала внучка.
 
 - Правильно, Медведь, - улыбнулся дедушка внучке и повернулся к внуку. - Вот только Медведь являлся сторожем Навьего (тёмного) царства. А его берлога одним из проходов в подземный мир.

 - А сколько всего было царств и миров?- спросил Дёмушка.

 - Три, - ответил дедушка.

 - А что такого плохого сделал Колобок, что он должен обязательно попасть в тёмное царство? - вновь спросил внук.

 - Дёмушка, раньше не считали, что в тёмное царство попадают за плохие дела. Туда попадали все. Но это очень долгий рассказ,- заметил дедушка.

 Расскажешь? - спросил внук.

 - Если интересно расскажу как-нибудь, - согласился дедушка. - А пока мне надо дорассказать сказку. "Колобок, Колобок, я тебя съем! "Где тебе, косолапому, съесть меня! И опять покатился Колобок— только Медведь его и видел! Катится Колобок, а навстречу ему Лиса: "Колобок, Колобок, куда катишься?" "Качусь по дорожке". "Колобок, Колобок, спой мне песенку!"
Колобок и запел.А Лиса говорит:" Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Колобок, Колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок, погромче".
Колобок вскочил Лисе на нос и запел погромче ту же песенку.
А Лиса опять ему:" Колобок, Колобок, сядь ко мне на язычок да пропой в последний разок".
Колобок прыг Лисе на язык, а Лиса его — гам! — и съела. Вот и сказочке конец! А кто слушал-молодец! Дусенька, давай-ка быстренько спать!

  Дедушка уложил внучку в кровать, а сам подсел к внуку.

 - Ты заметил, что в сказке Лиса не говорит Колобку фразу: "Я тебя съем!"

 - Раньше не замечал, а сегодня заметил,- ответил Дёмушка.

 - А догадываешься почему? - спросил дедушка.

 - Она и так знала, что она его съест,- предположил внук.

 - Да, но ты догадался, откуда у неё это знание? Ты нашел ответы на свои вопросы о Лисе?

  Внук отрицательно покачал головой и дедушка тогда сказал:

 -  На Руси Лиса считалась спутницей и воплощением Макоши - богини судьбы и урожая. А от судьбы - что???

 - Не уйдёшь! - произнёс внук и просиял. - Теперь я всё понял!


Рецензии
Афигеть!!!!
Простите за малолитературную эмоцию

Вот это разбор....
Вот это аналитика!!!!
Перешлю сослуживцам....

А ведь считал себя (до сей минуты) весьма продвинутым язычником))))

Спасибо большое
Класс!!!

Олег Сологуб   31.07.2022 13:13     Заявить о нарушении
Олег! Мне не за что Вас прощать)))! Более того, Вы не представляете, как эта Ваша эмоция порадовала моё писательское нутро))). Дороже таких эмоций ничего нет, они честные.

Спасибо за рецензию. Я около месяца сидела с языческой мифологией пытаясь понять смысл русской народной сказки. Именно это меня и зацепило, ведь если сказка народная, то мы не можем сказать сколько ей веков и когда именно она родилась и уж тем более, какие смыслы были вложены во все действующие лица.

Там ниже в рецензиях мне написали, что, мол, всем известно, что сказка "Колобок" основана на космической теории... Да, я знаю, что такой вариант есть. Но для меня это только один вариант из множества. Я создала свой. По своему мировосприятию.

Наталья Куфина   31.07.2022 16:32   Заявить о нарушении
Чуть больше полугода назад я "развлекался для друзей", в качестве психотерапевтической "домашней гимнастики" разбором характеров героев некоторых очень популярных фильмов.
Реакция - хохот, задумчивость, и реплика их жен - Так бирюком и доживешь остатки

Но чтобы сказку так "разделать"
Снимаю шляпу))))

Олег Сологуб   31.07.2022 16:53   Заявить о нарушении
Ну вот теперь у Вас ещё и сказка есть к следующей вашей встрече))).

Кстати, Вы там выше написали, что отошлёте сослуживцам... Да кому хотите отсылайте. Знаете, я что заметила здесь на сайте... Не знаю, может это только у меня так... Мои, если можно так выразиться проходные произведения воспринимаюсь читателями гораздо лучше, чем те, что сильно нравятся мне самой. Этот анализ Колобка был написан просто чтобы произведению "О снеговике и снежной бабе" было не так одиноко))) - они в одном стиле и о тех же дедушке и внуках. И я совсем не ожидала, что Колобок может понравиться.

Спасибо, что читаете меня и что пишете своё мнение. Кстати, критиковать тоже можно))). Я стадию досады на произведения уже прошла, поэтому воспринимаю её нормально теперь.

Наталья Куфина   31.07.2022 17:04   Заявить о нарушении
Удивительно что такие внуки еще бывают в современном мире гаджетов.
Понравилась строка:
"Например, 30 января крестьяне пекли толокняные колобки – они символизировали солнце".
- Даже крестьяне понимали что значит Солнце для нас, не только древние египтяне-копты, которые создали образ целого бога Ра в честь Солнца. Современному человеку пофиг эта мысль - благодарности нашему светилу, но есть подсознательно: "грей нас, ты обязано это делать". Мы все дети Солнца, если оно перестанет греть, то через месяц на экваторе появится лёд. Пора человеку поставить Солнцу золотой памятник высотой 100 м. Оно это заслуживает.

Алекс Савин   18.11.2022 15:25   Заявить о нарушении
Алекс, здравствуйте. Знаете, я не знаю, существуют ли ещё такие внуки, как я их описала в нынешнем мире гаджетов. Просто мне хотелось абстрагироваться от современности и показать, что дедушка - это кладезь знаний.
Насчёт крестьян и солнца... думается мне, что те, кто ближе к земле, тот более ценит то, что даёт природа, потому что понимает зависимость собственной жизни от неё. Памятника солнца в моём городе нет, зато есть музей Солнца))).

Наталья Куфина   18.11.2022 16:19   Заявить о нарушении
Интересно бы знать - какой это сибирский город, где есть музей Солнца. Я прожил в Новосибирске 17 лет, работал в ИГД СОАН. Там такого музея тогда не было.
А памятник Солнцу должен быть международный, к примеру в Африке на пересечении экватора с Гринвичским меридианом. Тем более, Африка - родина человечества.

Алекс Савин   18.11.2022 17:45   Заявить о нарушении
Алекс, Вы бы лучше зашли на страничку Наташи и там, рецензиями, высказали бы и комментарии, и мнения...
У нее произведения гораздо емче моей рецензии.😉

Олег Сологуб   18.11.2022 18:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.