Санкт-Петербург и Орловский край

Санкт-Петербург!!! Город фантастический, удивительный. Одному из самых красивых городов мира 27 мая 2003 года исполнилось уже три века. У града Святого Петра сложная, трудная и счастливая судьба. С городом на Неве связан расцвет русской культуры: архитектуры, скульптуры, живописи, музыки и литературы. Орловцы при-частны к судьбе северной столицы. Б.И.Орловский (Смирнов) работал в Петербургской мастерской И.П.Мартоса — в Академии художеств. Борис Иванович — автор памятников полководцам, героям Отечественной войны 1812 года М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю-де-Толи у Казанского собора, изваял бронзовую статую ангела высотой в 6,4 метра увенчивающую Александровскую колонну на Дворцовой площади.
Драматичной была жизнь в Петербурге публициста и литературного критика Д.И.Писарева. Он окончил в Петербурге гимназию и историко-филологический факультет университета. В 1862-1866 гг. Дмитрий был заключён в Петропавловскую крепость за революционную пропаганду. В Петербурге жили мать и сестра Писарева.
Жил в городе на Неве и фольклорист П.И.Якушкин.
Далеко не каждый знает, что отец и мать известного петербургского поэта С. М. Городецкого родились на Орловщине. Сам он учился в Орловской губернии мужской гимназии.
Государственный деятель А.Е.Бадаев признателен Петербургу, поскольку здесь стремительно началась его карьера.
Нельзя представить себе золотой век русской литературы без таких имён, как Ф.И.Тютчев, И.С.Тургенев, А.А.Фет, Н.С.Лесков, А.Н.Апухтин, Л.Н.Андреев. И все они уроженцы Орловского края.

 Загадочное очарование Петербурга тянуло к себе блистательного поэта Ф.И.Тютчева. В 1836 году он переслал в Петербург рукописное собрание своих стихотворений. Они попали к Жуковскому и Пушкину. Поэты по достоинству оценили стихи. В октябре 1836 года вышел 3-й том пушкинского журнала «Современник». Он открывался циклом стихотворений, подписанных инициалами «Ф.Т.» В сле¬дующем номере этого же журнала было напечатано ещё восемь стихотворений с той же подписью. 22 года Тютчев был на дипломатической службе за рубежом. Осенью 1844 Федор Иванович с семьёй переехал в Россию, в Петербург. Он был зачислен в министерство иностранных дел, в 1848 году был назначен старшим цензором при особой канцелярии министерства иностранных дел, а в 1858 - председателем «комитета ценсуры иностранной» и в этой должности служил он до конца жизни. Поэта потрясал великий город.

«Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака — великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.
О Север, Север — чародей,
Иль я тобою околдован?
Иль в самом деле я прикован К гранитной полосе твоей?»
(1844)

Появляются околдованные необыкновенной красотой строки влюблённого человека. И время этому сильному и свежему чувству не властно.

«И опять звезда ныряет
В лёгкой зыби невских волн,
И опять любовь вверяет
Ей таинственный свой чёлн»
(«На Неве», 1850)

«Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды.
Нет искр в небесной синеве,
Всё стихло в бледном обаянье.
Лишь по задумчивой Неве
Струится лунное сиянье.
Во сне ль всё это снится мне
Или гляжу я в самом деле,
На что при этой же луне
С тобой живые мы глядели?»
(1868)

Похоронен Тютчев на Новодевичьем кладбище в Петербурге.

Без преувеличения целая жизнь великого писателя И.С.Тургенева ассоциируется с Петербургом. В 1834 году старший брат Ивана Сергеевича, Николай, был определён в Петербургское артиллерийское училище, и летом того же года отец перевёз в столицу и младшего своего сына, успевшего закончить в Московском университете первый курс. Выдержав экзамены на второй курс, Тургенев был принят на 1-е отделение философского факультета (так тогда именовался историко-филологический факультет). Но вскоре Ивана ждало потрясение. 30.10.1834 в Петербурге скончался его отец. Немало важных событий было в жизни Тургенева в столице: служба в особой канцелярии министерства внутренних дел, знакомство с известной французской певицей Полиной Виардо, дружба с критиком Виссарионом Белинским, сотрудничество со знаменитым журналом «Современник», арест Тургенева после публикации некролога о Гоголе. 24 мая 1881 года Тургенев уехал в Спасское-Лутовиново — родовое имение во Мценском уезде Орловской губернии. Там его навестила семья поэта Якова Полонского и актриса Мария Савина. 26 августа он возвратился в столицу, остановившись в Европейской гостинице. Через день Тургенев уехал в Париж. Это было последнее посещение Тургеневым России и Петербурга.
Как только стало известно о смерти писателя, 24 августа 1883 года состоялось экс-тренное заседание петербургской думы, где городской издатель сочинений Тургенева, Иван Ильич Глазунов (1826-1889) произнёс речь, закончившуюся словами: «Тургенев — наш петербуржец, по преимуществу: он в Петербурге воспитывался, в Петербурге вышли из-под его пера лучшие его произведения, в Петербурге его гениальные труды появились в печати и, наконец, в Петербурге он пожелал быть похороненным. Поэтому петербургской думе и должна принадлежать честь идти впереди России в чествовании памяти великого писателя».
(Бялый Г.А. Муратов А.Б. Тургенев в Петербурге. - Лениздат. - 1970. — С.348).
Многие произведения Тургенева пронизаны темой Петербурга. Это становится ясным на примере одного из самых значительных произведений — романа «Отцы и дети». Первые отклики на роман пришли из Петербурга от Достоевского и Майкова, прислали Тургеневу письма Писемский и Анненков.
В Петербурге же вокруг нового романа Тургенева разыгралась небывалая ещё в России полемика. И главные герои романа обучались в Петербурге. Аркадий Кирсанов окончил университет. Евгений Базаров — воспитанник Медико-хирургической академии.
В самый разгар критической бури, вызванной «Отцами и детьми», Тургенев приехал в Петербург. 26 мая 1862 года он поселился в гостинице Клея. Писатель стал свидетелем волнующих общественно-политических событий, благодаря чему имя автора «Отцов и детей» было у всех на устах.
Тургенев вспоминал, что после его возвращения в Петербург, в самый день известных пожаров Апраксинского двора, слово «нигилист» уже было подхвачено тысячами голосов.
Тургенев был наставником замечательного поэта А.А.Фета. Афанасий познакомился с городом на Неве ещё в раннем возрасте.
«Мне было уже лет 14, когда около Нового года отец решительно объявил, что повезёт меня и Любиньку в Петербург учиться, — пишет Фет — ... наше путешествие окончилось на постоялом дворе средней Мещанской в Петербурге. На другой или третий день отец повёз нас на Миллионную в дом министра Новосильцева, где кроме его жены мы были представлены и старухе матери с весьма серьёзным лицом. В глаза бросалось уважение, с которым высокопоставленные гости относились к этой старухе, говорившей всем генералам: «Ты, батюшка».
(Фет А. Воспоминания. - Москва: Правда. - 1983. — С.99,102).

Сестру Фета Любиньку отвезли в Екатерининский институт, а поэт В.А.Жуковский посоветовал отцу везти Афанасия учиться в Дерпт, что и было сделано. Фет много раз бывал в Петербурге. Проведывал тяжело больных поэта Ф.И.Тютчева и писателя А.В.Дружинина. Тютчев проживал в доме Армянской церкви.
«Безмолвно пожав руку, Тютчев пригласил меня сесть рядом с диваном, на котором он полулежал, — пишет Фет. — Должно быть его лихорадило и знобило в тёплой комнате от рыданий. Виднелось только одно изнемогающее лицо. Говорить в такое время нечего. Через несколько минут я пожал ему руку и тихо вышел. Мир праху твоему, великий поэт!» Фет рассказал о том, что в предпоследнюю поездку в Петербург ему было крайне тяжело видеть ежедневное и несомненное разрушение Дружинина — этого когда-то добродушного и весёлого человека. Фет был в день погребения усопшего на отпевании в церкви Смоленского кладбища. Он посетил в Петербурге и своего больного племянника Петра Борисова в больнице святого Николая. Для этого поэт переплыл в лодке через Неву на левый берег.
«Борисов не обратил на нас ни малейшего внимания и что-то бормотал, причём доктор сказал: «Читает наизусть латинские стихи»
Больной поднял голову, и глаза его вспыхнули огнём восторга.
— Дядя Афоня! — крикнул он. Но это был один момент: луч восторга, засиявший в глазах его, видимо, погасал, и, понуря голову, он снова сел на прежнее место, с которого было порывисто вскочил. Убедившись в превосходном уходе за моим больным, я отказался от мысли перевозить его в Москву».
(Фет А. Воспоминания. - 1983. — С.466).
Сестра Фета Надежда Афанасьевна и её сын Петр похоронены в Петербурге. Если Фет бывал в Петербурге наездами, то литературная деятельность Н.С.Лескова почти полностью протекала в столице. Здесь великий писатель жил и работал в течение тридцати четырёх лет. Он хорошо знал быт различных слоёв, общественную и литературную жизнь города, пристально занимался его прошлым.
Петербургские впечатления нашли своё отражение в публицистике писателя, в его романах, повестях и рассказах. Лесков был участником литературных кружков столицы, сотрудничал во многих журналах и газетах. Широк и разнообразен круг его знакомств в литературной, артистической, художественной среде города.
«А как славно нам там жилось в то время! — вспоминал Лесков первые свои годы в Петербурге. — Литераторы и молодые и старые сходились вместе ежедневно или в магазине Кожанчикова, где помещалась редакция «Отечественных записок», или в магазине Печаткина.
Оттуда мы отправлялись пить чай в Балабинский трактир за особый «литераторский» столик. Хозяйничали обыкновенно или Н.И.Костомаров, или Кожанчиков — оба были большие мастера разливать чай. За чаем шли оживлённые разговоры, споры, рассказы».
(Лесков А. Жизнь Николая Лескова. - Тула.: Приок. кн. изд. - 1981. — С.440). «Лесков любил «Петра творенье», гордился им. В исключительных красотах Петербурга не допускалось ни малейшего сомнения», - так писал о своём отце Андрей Лесков. Однако Лесков любил и другой Петербург. Любил он в «Александров день»(30 августа) затеряться в пёстрой толпе на Невском, наблюдая за праздничным крестным ходом; на Марсовом поле или Адмиралтейской площади (там, где бывали народные гулянья), в шумном гомоне, хохоте, криках толпы, беспечно предаться безудержному потоку общего веселья; любил жадно вслушиваться в говор мужиков и лакеев, фабричного и мелкочиновного люда на бойком базаре у Иоанновских ворот Петропавловской крепости.
Несмотря на то, что орловские и киевские впечатления (как и глубокое знание провинциальной жизни России вообще) постоянно питали художественное творчество писателя, Петербург властно входил на страницы его ранних романов, повестей, очерков. Обобщающий образ города встал со страниц повести «Воительница» (1866). Действие охватывает почти весь Петербург: оно развёртывается то в Коломне, то на Моховой или Гагаринской улицах, то «у Знаменья» или у Пяти углов. И это не случайно: сама «география» событий подчеркивает всеобъемлющий характер изображения. В Шестилавочной, а затем на Грязной улице находит приют оказавшаяся без средств к существованию героиня повести Леканида Петровна. Однако повесть Лескова не приводит к пессимистическому выводу и не создаёт безысходно трагедийного звучания. Лесков стремится даже в низменности существования найти ростки здоровых человеческих чувств и сил, указать на возможность их возрождения и их победы над царящим миром исковерканной, извращенной нравственности. Любопытно, что несколько лет назад на сцене Орловского академического драмтеатра имени И.С.Тургенева с большим успехом шёл спектакль, поставленный по пьесе «Воительница» с народной артисткой СССР Верой Васильевой в главной роли.
В октябре 1882 года Лесков был избран в Петербурге «старшиною» Пушкинского кружка — литературно-артистического объединения. Осенью 1887 года Лесков поселился в квартире 4 в доме 50 по Фурштадтской улице. Это жилище он уже не менял до последних своих дней. Квартира располагалась на первом этаже, окнами в сад. Кабинет поражал новичков пестротой убранства, насыщенностью предметами, в какой-то мере отражавшей разнообразие интересов самого хозяина: старые книги, иконографическая коллекция, несколько старинных часов, на стенах недорогие картины, гравюры, акварели.
Одна из современниц отмечала, что комната сразу показалась ей похожей на Лескова: «Пёстрая, яркая, своеобразная». Реконструкция петербургского кабинета «волшебника слова» представлена в музее Н.С.Лескова в Орле.
(Чуднова Л.Г. Лесков в Петербурге. - Лениздат. - 1975).

Многие представители старинных дворянских родов стремились уехать учиться в столицу. Будущий видный поэт и прозаик А.Апухтин не был исключением. Он поступил в закрытое учебное заведение — училище правоведения в Петербурге, где готовили судейских чиновников и высший персонал для министерства юстиции.В училище Апухтин продолжает писать стихи и быстро завоёвывает среди однокашников славу «будущего Пушкина».
Однокашником Апухтина по училищу был П.И.Чайковский. Они очень подружились и пронесли потом эту дружбу через всю жизнь. Позднее Чайковский создал несколько ставших известными музыкальных произведений на слова Апухтина: «День ли царит, тишина ли ночная», «Ни отзыва, ни слова, ни привета», «Ночи безумные», «Забыть так скоро».
Более всех был уверен в даровании юного поэта И.С.Тургенев,смотревший на Апухтина как на восходящую звезду. И когда молодым поэтом был написан цикл «Деревенские очерки» (1859), по рекомендации Тургенева их напечатали в «Современнике». А это значило сразу стать знаменитостью.
(Апухтин А.Н. Сочинения. - Москва: Художественная литература. - 1985. — С.6).
С 1865 г. и до последнего дня Апухтин жил в Петербурге. Сложное отношение к этому городу было у впечатлительного поэта.

«Точно волшебством каким-то объятый,
Воздух недвижим ночной.
Город прославленный, город богатый,
Я не прельщуся тобой.
Пусть твоя ночь в непробудном
молчаньи
И хороша и светла, —
Ты затаил в себе много страданья,
Много пороков и зла.
Пусть на тебя с высоты недоступной
Звёзды приветно глядят,
Только и видят они твой преступный,
Твой закоснелый разврат.
В пышном чертоге, облитые светом,
Залы огнями горят».
(Петербургская ночь, 13 января 1856 года).

А вот совсем иной взгляд.

«... Плывём. Уж зарево полнеба
облегло:
Багровые струи сверкают перед нами,
Качаяся, скользит покорное весло
Над полусонными водами».
И сердце просится в неведомую даль,
В душе проносятся неясные мечтанья,
И радость томная, и светлая печаль,
И непонятные желанья.
И так мне хорошо, и так душа полна,
Что взор с смущением невольным
замечает,
Как зданий и дерев другая сторона
Всё ближе, ближе подступает».
(На Неве вечером, 30 мая 1856).

Подобно Апухтину будущий прозаик Л.Н.Андреев отправился учиться в Петербург. Мама писателя Анастасия Николаевна рассказывала о сыне:
«В университет хотела отдать во что бы то ни стало, а денег не было. Заложила и дом, и землю и отправила его в Петербург».
В августе 1891 года Леонид был зачислен на юридический факультет Петербургского университета. Уже будучи известным писателем, Андреев вспоминал, что в студенческие годы он «сильно нуждался», «на первом курсе в С.-Петербурге даже голодал». Не столько впрочем от настоящей нужды, — с иронией добавлял он, — сколько от молодости, неопытности и неумения утилизовать лишние части костюма». Время, прожитое Андреевым в Петербурге, отмечено исключительно напряжённой умственной деятельностью будущего писателя, его постоянными раздумьями над смыслом жизни, мучительными поисками идеала.
«Любовь — великая сила, — записывает Андреев 29.03.1892. - Она вызывает к жизни всё лучшее в человеке.Она пробуждает желание быть совершенным, быть лучше других, она служит великим стимулом труда и развития.»
(Афонин Л. Леонид Андреев. - Орловское кнжное издательство, 1959. — С.31).
В дневнике в 1891-1892 Леонид Андреев пишет о своей жизни в Петербурге. Копия дневника хранится в фондах Государственного литературного музея И.С.Тургенева в Орле. Писатель правдиво рассказывал о событиях в городе на Неве. Например, о встрече в Петрограде солдат, изувеченных на фронте. Гремели оркестры, развевались трёхцветные флаги, толпа жирных, довольных жизнью людей рукоплескала «обрубкам кровавого обеда» — слепым, безногим. (Там же. — С.209).
Действие пьесы Андреева «Собачий вальс» происходит в столице. Писатель точен, он указывает набережную Екатерининского канала. Перед нами проплывает целая картина: «Ночь, Туман. Мутный воздух светел от городских фонарей и неподвижен. Отчётливо видна на первом плане только чугунная решетка». (Андреев Л. Пьесы. - М. - С.612-613).
В 1918 году Леонид приехал в Петроград к умирающей матери. 12 сентября 1919 года Андреев умер от паралича сердца в местечке Мустамяки в Финляндии. В 1956 году прах писателя был перенесён в Ленинград и похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища, неподалеку от многих писателей-орловцев — Тургенева, Лескова, Апухтина, Писарева.
Андреев жил в Петербурге по адресу: улица Мойки, дом 1, кв.12. Родная внучка писателя Ирина Григорьевна Андреева-Рыжкова ходатайствует об увековечивании памяти Леонида Николаевича — установлении мемориальной доски на фасаде этого дома.
В Петербурге жил и похоронен внук Андреева поэт Александр Серафимович Вагин — автор публикаций о жизни своего знаменитого деда. Вагин бывал в Орле, поддерживал связи с орловским музеем Андреева.

Образно написал портрет центральной части Петербурга И.А.Бунин:

«Просыпаюсь в полумраке.
В занесённое окно
Смуглым золотом Исаакий
Смотрит дивно и темно».
(Чудный город. — С.165).

Мы видим, что орловские прозаики и поэты сроднились с Петербургом. Их привлекала интенсивная литературная жизнь в столице, общение с выдающимися деятелями культуры, возможность выпускать свои книги в крупных издательствах, печататься в престижных журналах. Ну и конечно, уникальность города на Неве. Орловские литераторы стремились справедливо изображать бытие Северной Пальмиры,не опасались показывать и теневые стороны. Миновали годы, многое изменилось, но постоянным оставалась только любовь к великому городу. Орловские литераторы жили тут, умирали и были похоронены в болотистой петербургской земле. Наверно, каждый из них мог сказать о себе тютчевское:

«О Север, Север — чародей,
Иль я тобою околдован?
Иль в самом деле я прикован
К гранитной полосе твоей?»

(Бельский Александр. Орловский энциклопедический словарь, 2009, - С.513-518).


Рецензии