Павел Басинский идет по следу Максима Горького

Павел Басинский. «Горький».

От знакомства с книгами Басинского читателя могут оттолкнуть два обстоятельства. Для поклонников Виктора Пелевина (коих немало) имя Павла Басинского известно давно – со времени выхода «Generation П», в котором Пелевин утопил Басинского (под псевдонимом Бисинский) в деревенском сортире, отомстив за негативную рецензию на роман «Чапаев и Пустота» (и правильно сделал!). Для либералов Басинский может быть неприемлем по той причине, что многие годы он кропает заметки в «Российской газете», встав в ряды путинских пропаганд(истов). Ничего особенно позорного в его исполнении я не читал – все-таки, в основном, Басинский пишет о литературе, но его репутацию присутствие в этой газете отнюдь не улучшило.

В общем и целом, эта фигура крайне сомнительная, но в мировой литературе можно найти немало примеров отличных писателей с подобной репутацией. Жорж Сименон в жизни был совершенно необузданным эротоманом, которые изменял своим женам направо и налево, что не мешало ему быть выдающимся писателем, а не только папой популярного Мегрэ.

С Басинским схожая история. Не знаю, какой из него писатель (его художественную прозу я не читал), но биограф он исключительный. Его книга о Максиме Горьком, которая вышла в серии «Жизнь замечательных людей» в 2005 году, получилась крайне  увлекательной. Эта работа об одном из столпов русской литературы написана в жанре детектива, что в биографическом жанре встречается нечасто. Все повествование построено автором таким образом, что он вместе с нами идет по следу Алексея Пешкова, который скрылся за пеленой мифологического тумана, плотно окутывающего фигуру Максима Горького.

Сам писатель приложил немало усилий, чтобы скрыть свое истинное лицо от читателей, поэтому выбор Басинским жанра детективного расследования для этой биографии представляется вполне логичным. К сожалению, по его итогам я бы не назвал это расследование успешным. Автор в данном случае сработал в стиле Агаты Кристи. Бабушка Агата умела привлечь внимание читателя к своим романам, от которых оторваться было сложно, но финалы ее произведений обычно оставляют желать лучшего. Так получилось и с биографией Горького. Вести следствие по делу вместе с Басинским чрезвычайно интересно, но в конце книги меня охватило недоумение: как, и это все? А где же разгадка феномена Горького?…

В этой биографии нельзя было обойти тему, что случилось с Горьким на закате его жизни. Горький более двух десятилетий не просто считался одним из главных русских писателей, он был видным общественным деятелем и моральным авторитетом, который с позиций гуманизма последовательно противостоял угнетателям русского народа – сначала царским сатрапам, а затем и большевикам. Почему же гуманист, апологет культуры и западник Горький в итоге стал верным слугой одного из самых чудовищных режимов в истории?… Неужели, все ради денег и сытой жизни?..

В некотором роде Басинский попытался ответить на этот вопрос еще в первой  половине книги, когда рассказывал о сходстве мировоззрений Горького и Фридриха Ницше. Горький с юных лет не верил в Бога, а на освободившееся место поставил некоего идеального человека, чье имя «звучит гордо!». Под «человеком» он понимал не реальных людей – своих современников, а человека как цель, человека будущего (каким он будет – сам Горький не имел представления). По ходу повествования Басинский пытается убедить нас, что, найдя своего Бога в образе человека, Горький с тех самых пор сделал ставку на силу, а не на мораль (безумству храбрых пел он песню, а слабых ему было не жаль). Я бы мог согласиться с автором, что эта философия Горького и привела к его превращению в сталинского пса, но тогда почему мутация писателя произошла так поздно? Ведь после того, как Горький пропел песню безумству храбрых, он десятилетиями помогал и спасал всех встречных и поперечных! Всех этих жалких и слабых людишек.

Я думаю, чтобы дать убедительный ответ на резкое изменение жизненной траектории своего героя, Басинскому было необходимо тщательно проанализировать эволюцию взглядов Горького в 20-е годы, а автор этот период в жизни писателя практически не раскрыл. Не осветил Басинский и крайне интересный вопрос о том, каким образом Горькому удавалось жить на две страны. Вдумайтесь в тот факт, что в конце 20-х – начале 30-х писатель свободно перемещался из фашистской Италии в сталинский СССР и обратно! Разве не имеет значения, что он выбирал, где жить, не между демократическим французским Лазурным берегом и СССР, а авторитарной диктатурой в Сорренто и тоталитарной диктатурой в Москве? Возможно, здесь и зарыта собака Горького, фигурально выражаясь?…

В целом Басинский исследовал биографию своего героя примерно на 2/3, а то и меньше. Жизнь писателя, его творчество и мировоззрение до отъезда Горького за границу во время первой русской революции раскрыты подробно и обстоятельно (хотя про женщин Горького в книге почти ничего нет), но после этого Басинский помчался галопом по Европам. В десятилетие от революции до революции автор, по сути, вместил лишь взаимоотношения Горького с Андреевым и Лениным (при этом, слишком увлекшись Леонидом Андреевым, несколько забыв про своего героя), затем вкратце пробежался по теме «Горький и революция», после чего перепрыгнул к теме «возвращение Горького в СССР», но и на ней долго не задержался, закончив свою работу затянувшейся агонией писателя, которая действительно весьма интригует, но все-таки не является главной для этой книги.

Почему Басинский, который бодро бежал по сильно пахнущему следу Горького, вдруг потерял его? Неужели автора-детектива поджимали сроки сдачи книги, и по этой причине он на одном дыхании пролетел все 20-30-е годы в жизни своего героя, забыв, что главной задачей любого биографа Алексея Пешкова является раскрытие загадки финального кульбита Максима Горького?… Или же дело в том, что Басинский и сам не в курсе, что произошло с его героем? Ведь автор в тексте книги мимоходом проговаривается, что «духовная судьба Горького» до сих пор не понята. Подразумевается, что не понята никем, в том числе и Басинским.

Итак, свое увлекательное расследование Басинский до конца не довел. Он близко познакомил читателя с «первым Горьким», который пророс из Алеши Пешкова, но «второго Горького» – слуги дьявола в книге просто нет.


Рецензии