Фил Эспозито

Думаю, в нашей стране очень многие мужчины рады тому, что хоккеист «Вашингтон Кэпиталс» Александр Овечкин, забросив в последнем поединке очередную шайбу, стал шестым по результативности игроком в Национальной хоккейной лиге, обогнав на 1 гол знаменитого Фила Эспозито, которого советские болельщики со стажем еще с 1972 года терпеть не могли за его хулиганское поведение во время знаменитой супер-серии Канада-СССР.  О нем я и хочу поведать своим читателям.

Сейчас, когда читаешь в спортивных изданиях, на какие суммы заключаются контракты звезд хоккея в ведущей хоккейной лиге – НХЛ, и когда можно увидеть, как живут нынешние звезды, даже трудно представить, что так было не всегда.  Гладиаторы хоккея из шести команд НХЛ в 30-60-е годы, чтобы прокормить себя, в период летнего отдыха работали где-нибудь. Знаменитый Бобби Халл работал все лето на своем ранчо, кое-кто был шофером,  кто-то работал на заводе по своей специальности, как тот же Морис Ришар.  Сколько же получали звезды, вы узнаете из этой заметке об одном звездном игроке НХЛ – Филе Эспозито.  Именно он забил первый гол в ворота нашей сборной в историческом первом матче суперсерии Канада-СССР 1972 года.  Кстати, сами канадцы ставят это событие на 20 место в числе сотни самых важных для Канады событий.  Звезда НХЛ расскажет свое видение этой исторической серии.

Филип Энтони (Фил) Эспозито родился 20 февраля 1942 года в городе Су-Сент-Мари, провинции Онтарио, в Канаде. Когда ему было четыре года, а его брату Тони три, их отец построил на заднем дворе небольшой каток, на котором они катались. Их отец тоже раньше занимался хоккеем, но его выгнали из секции, за то, что он ударил арбитра.

- Отец сделал все для того, чтобы я в детстве мог играть в хоккей. Помню, как мы просыпались с Тони в три часа ночи, смотрим в окно – а там отец либо каток заливает, либо снег на нем расчищает, - Фил Эспозито.

Учиться в школе Филу вообще не нравилось. Эспозито: «Я никак не мог понять, почему меня заставляют учить про какой-то 15-й век. «Какая нахрен разница, что там тогда произошло?». Фил состоял в школьной банде «Черепа», они занимались мелким хулиганством: разбивали стекла, переворачивали мусорные бачки для смеха и т.п. Хоккейная экипировка стоила дорого для семьи Эспозито, и первые настоящие коньки, которые ему купил отец, были 46-го размера, хотя он носил 39-й.

Сначала, молодому хоккеисту приходилось надевать 5-6 пар носков, чтобы не утонуть – его отец не мог позволить покупать новые коньки часто. Мать Фила приносила толстые каталоги магазинов, и они служили братьям щитками – они приматывали их к голени веревкой.

- В 14 лет я стал выступать в юниорской лиге. Но уже после того, как мы не прошли в состав команды «Алгома». Ее спонсировал мой дядя, но мы все равно не попали в состав. Я этот просмотр никогда не забуду. Я прокатился всего два круга. А если судить по катанию, то у меня были большие проблемы. Я был ростом 179 см, но совсем тощий. Выглядел достаточно аляповато. Катание вообще никогда не было моим козырем, - Фил Эспозито.

Когда Филу было 17 лет, команда 7-го микрорайона, где он выступал, выиграла чемпионат Канады среди подростков. Его брат Тони был в команде вратарем. В 1960 году Фил вместе с друзьями-хоккеистами прошел отбор в «Сент-Кэтринс» - команду юниорской лиги. Но однажды они отправились кутить, и вернулись назад в два час ночи. Их «спалил» Боб Уилсон – главный скаут «Чикаго», и сказал, что отправляет их в другую юниорскую команду «Ниагара Фоллс», поскольку они нарушили режим.

«Ниагарой» владел «Бостон», а «Чикаго» поставило крест на молодом игроке. Эспозито: «В те времена тысячи пацанов играли в юниорских лигах, а команд в НХЛ было всего шесть. Поэтому на дверь людям указывали с легким сердцем». Фил поехал на просмотр в «Ниагару» со свои другом Ричардом, но им дали «от ворот поворот». Тренер им сказал: «Если вы не прошли в состав «Сент-Кэтринс», то какого рожна решили, что пройдете в мою команду?» Когда они вернулись обратно, Уилсон им предложил два варианта: либо они отправляются домой, либо играют в «джуниор-би». Они выбрали команду в городе Сарния. Платили им десять долларов в неделю.

- Когда я играл в Сарнии, учился в католической школе. Посреди учебного года у нас был выезд, и домой мы вернулись в 4 утра. А в 9 у меня был экзамен по английскому. Я положил голову на парту и заснул. Меня разбудила монашка: «Просыпайся и пиши экзамен». Я разозлился и написал: «Я не знаю нихера», поставил подпись и сдал. «Встал и вышел из класса», сказала она. На следующий день меня вызвала директор школы. «Что ты тут делаешь? Зачем пришел в школу?» – спросила она. – «Приехал сюда в хоккей играть» - «Нашей школе не нужно всякое хоккейное отребье» - «Я приехал играть в хоккей. Так что можешь засунуть свою школу себе куда подальше», - Фил Эспозито.

Эспозито ушел из школы, и назад не вернулся. Когда его отец узнал, что его сын ушел из школы, он сказал, что надеется, что у Фила все получится в хоккее, иначе всю жизнь он будет пахать на заводе. Денег на хоккее Эспозито зарабатывал мало, и летом подрабатывал на сталелитейном заводе, где работал его отец. В том сезоне он «заработал» 108 очков (47+61) в 32 играх, и его взяли в «Сент-Кэтрнис Блэкхокс».

За этот клуб он забросил 32 шайбы и сделал 39 голевых передач в 49 матчах. Тот сезон «Сент-Кэтринс» завершало полуфинальной серией против «Хэмилтон Ред Уингс». Эспозито: «Во время очередного матча я собрался перепрыгнуть через бортик, и зацепился за него коньком – полетел вниз головой. Падая, я сломал левое запястье». Последние пять игр Фил играл со сломанным запястьем. После этого его пригласили в профессиональный клуб «Су-Сент-Мари Сандербердс» доиграть сезон. Он провел 6 матчей в гипсе, и отличился 3 голевыми передачами.

С 1962 по 1964 года он играл за «Сент-Луис» по минимальному контракту в 2500 долларов за сезон. Но он много играл в покер, и много проигрывал – в 1962 году он проиграл 1500 долларов. А 28 августа 1962 года он сыграл свадьбу с своей подружкой Линдой. Эспозито: «Свадьбу я толком не помню, потому что был в г… И друзья и брат были в таком же состоянии». В 1964 году Фила «подняли» в «Чикаго Блэкхокс», за 27 игр до конца чемпионата. Он «заработал» 5 очков (3+2).

- Я очень уважал Горди Хоу. В самом начале моей карьеры в «Чикаго» когда я выскочил на площадку, все готовились к вбрасыванию. Я занял позицию напротив Горди. Халл велел мне его держать. Но едва раздался свисток судьи, как Горди со всего размаху въехал мне локтем в лицо! У меня пошла кровь изо рта. Я в ответ ударил его клюшкой. Нас удалили. В то время скамейка штрафников была одна, между игроками сидел полицейский. Я повернулся к Хоу, и крикнул: «А ты еще был моим кумиром, сукин сын!» - «Что ты сказал, макаронник?» - «Ничего, мистер Хоу», - Фил Эспозито.

В сезоне 1964/65 Эспозито уже «заработал» для «Чикаго» 55 очков (23+32) в 70 матчах. Это был десятый показатель в лиге.

- После тренировок мы обычно шли в бар «Док Стимакс», и пили там пиво с куриными крыльями. Заправившись пивом, мы обычно шли к кому-нибудь из нас смотреть «Три балбеса». Ели попкорн, смотрели телевизор, а потом расходились по домам, чтобы поужинать с женами. После ужина мы снова собирались в баре, - Фил Эспозито.

В сезоне 1965/66 Фил набрал 53 очка (27+26), и 2 очка (1+1) в плей-офф. Следующий сезон принес Эспозито 61 очко (21+40), а «Чикаго» занял первое место по итогам регулярного чемпионата. После вылета из плей-офф у команды состоялась вечеринка, по случаю окончания сезона. Фил вместе с Бобби Халлом изрядно «наклюкались». Когда они увидели тренера Билли Рэя и генерального менеджера Томми Айвэна, Эспозито сказал Халлу, что эти двое все равно ничего добьются для команды.

Бобби сказал Филу, чтобы тот подошел к ним, и сам честно сказал, что он про них думает. Эспозито подошел к ним и сказал: «Мы потрясающая команда, у вас тут настоящая династия могла бы получиться, но вы двое все равно все похерете!» После этих слов Халл оттащил его в сторону. Уходя с вечеринки, они оба смеялись.

- День спустя я пришел в офис Айвэна, получить командировочные. Я подошел к секретарше. Она позвонила ему, и я услышал, как он орет в трубку: «Скажи этому сукиному сыну, что я не хочу его видеть. Мне плевать на него. Дай ему, что он там хочет, и пусть убирается отсюда!» Наверное, я как раз тогда понял, что в команду больше не вернусь, - Фил Эспозито.

Уже потом, Эспозито объяснили, что не слова в адрес Айвэна и Рэя подтолкнули их к тому, чтобы его обменять, просто владельцу «Чикаго» Норрису не нравилось, как тот играет. В межсезонье Эспозито опять устроился работать на сталелитейный завод. А потом Фил узнал, что его обменяли в «Бостон Брюинз». Но в «Бостоне» Эспозито мог и не заиграть. В «Чикаго» Фил заработал за последний сезон 8000 долларов плюс 3800 за плей-офф, а генеральный менеджер «Бостона» Милт Шмидт предлагал ему контракт на 10000 долларов. Фил же настаивал на 12000, на что Шмидт не соглашался.

Переговоры зашли в тупик. Эспозито уже был готов бросить хоккей и остаться работать на заводе. В конечном итоге они сошлись на 11000 долларах, плюс бонусы за заброшенные шайбы. В том сезоне Эспозито заработал 16500 долларов. В своем дебютном сезоне за «Бостон» Эспозито набрал 84 очка (35+49) за 74 матча, став вторым в лиге по результативности.

А вот второй сезон за «Бостон» Фил провел с необыкновенным энтузиазмом. Он стал первым хоккеистом в НХЛ, который набрал в одном сезоне 100 очков. 2 марта 1969 года в матче против «Питтсбурга» он забросил 2 шайбы, набрав соответственно 99 и 100 очко. Всего в сезоне на его счету 126 очков (49+77) – Эспозито стал самым результативным игроком чемпионата, вторым стал Бобби Халл (107 очков), а третьим Горди Хоу с 103 очками. Также Фил стал самым результативным игроком в розыгрыше Кубка Стэнли, набрав 18 очков (8+10), всего в 10 матчах.

- В сезоне 1968/69 я набрал более сотни очков. И приписываю этот успех во многом умению правильно занять позицию. Вся суть нападения и обороны заключается в выборе позиции. А тренеры-мудаки теперь в это не верят. Вся суть состоит в том, чтобы занять позицию в расчете на партнеров, которые доставят тебе шайбу. Я забил кучу голов с пятака. Просто потому, что грамотно выбирал позицию. И горжусь этим, - Фил Эспозито.

Эспозито по итогам сезона получил два приза: «Харт Трофи» (лучшему игроку сезона) и «Арт Росс Трофи» (лучшему бомбардиру). Согласно новому контракту Эспозито полагался бонус в 10000 долларов, практически второй оклад, если он забьет в сезоне 50 шайб. Он очень хотел получить эти деньги, и все таки, забил 50-й гол в ворота «Рейнджерс». Судья за воротами зажег лампу, но арбитр Верн Баффи не засчитал гол, сказав, что шайба не пересекла линию ворот.

Эспозито: «Мне нравился Верн, но в тот день я обложил его трехэтажным матом, но еще и на публику играл, конечно». Никакого бонуса за 50 заброшенных шайб Эспозито не полагалось. После окончания сезона владелец «Бостона» Уэстон Эдамс вызвал Фила к себе в офис. Эспозито описывал владельца клуба как невероятного скрягу, который ходил в старой одежде, но который очень любил свою команду. Эспозито: «Я пришел к нему в офис и он сказал: «Я дам тебе десятитысячный бонус. Иначе твой труд не был бы оплачен по достоинству». Впервые в жизни Фил мог себе позволить не работать летом на заводе.

- Мы играли, чтобы заработать, но зарплаты у нас сильно отличались от современных. Черт, я работал во время летнего периода, пока мне не было 30 лет, я был водителем бульдозера на заводе, потому что я не зарабатывал достаточно денег, играя в хоккей. Когда я добрался до 100000 долларов, я действительно оставил работу летом, - Фил Эспозито.

В сезоне 1969/70 «Бостон Брюинз» выиграл Кубок Стэнли победив в финале команду Скотти Боумэна «Сент Луис Блюз». Эспозито стал самым результативным в плей-офф, установив новый рекорд НХЛ – 27 очков (13+14) в 14 матчах. Также он стал самым лучшим бомбардиром по итогам чемпионата, забросив 43 шайбы. А всего в его активе 99 очков (43+56) в 76 матчах.

- Бостон закатил в нашу честь праздник с парадом. Мы кутили всю ночь напролет. Мы с бодуна расселись по машинам, и болельщики приветствовали нас. Девушки показывали нам свои лифчики и груди. Это был сумасшедший дом. После парада мы все вышли на сцену, и мэр города Кевин Уайт выступил с речью. Все это транслировалось по телевидению. Пока мэр толкал речь, Джонни МакКензи взял кружку пива и вылил ему на голову. Но Уайт был классным мужиком. Он засмеялся. Джонни тоже засмеялся. Уайт сказал ему: «Я с тобой за это еще поквитаюсь!» - Фил Эспозито.

Эспозито вспоминал, что тренеры «Бостона» очень хотели, чтобы команда была сплоченнее, и были не против, когда команда после тренировки или матча, всем составом шла в бар пить пиво. Что они и делали. Фил: «Блин, как мы зажигали!» Фил считает, что они были хорошей командой, но у них были проблемы с дисциплиной. После выигрыша Кубка Стэнли, только одной вечеринкой дело не закончилось.

Эспозито вспоминал, что утром проснулся у себя на лужайке в обнимку с Кубком Стэнли. Да и остальные хоккеисты от него не отставали. Через два дня Эспозито поехал с Эдди Джонстоном к Бобби Орру в Помпано-Бич, где праздник продолжился.

- Главной философией моей жизни было то, что жить надо на полную катушку. Также считало и большинство моих партнеров по «Бостону». Именно эта атмосфера безумия и безудержного веселья, помимо всего прочего, и сделала нас классной командой. Нам было все по барабану. Мы всегда отрывались по полной – на льду и за его пределами, - Фил Эспозито.

В сезоне 1970/71 «Бостон» уверенно финишировал на первом месте в Восточном дивизионе в регулярном чемпионате, но в плей-офф не сумел пройти «Монреаль Канадиенс». Эспозито в чемпионате забросил 76 шайб, и сделал 76 передач, набрав, таким образом, 152 очка, побив все рекорды лиги НХЛ. Он стал четвертым хоккеистом в истории НХЛ забросившим 50 и более шайб в одном сезоне.

Также он стал первым хоккеистом, покорившим рубеж в 100 очков дважды в своей карьере. По итогам сезона Эспозито – самый результативный бомбардир. Ему были вручены два приза – «Арт Росс Трофи» (лучшему бомбардиру) и «Приз имени Лестера Пирсона» (лучшему игроку сезона, по мнению профсоюза хоккеистов). Руководство «Бостона» ему и еще трем хоккеистам вручило по шайбе из 18-каратного золота. Шайбы весили по шесть фунтов (2,72 кг).

- Помню, отец спросил, что я буду делать с шайбой из чистого золота. «В смысле?» - «Ну, ты есть ее будешь что ли? Продай лучше. Сделаешь шайбу из свинца и позолотишь ее. Никто же не увидит разницу». Шайбу я продавать не стал. После того сезона мне здорово повысили зарплату. Я стал одним из первых игроков, который зарабатывал 100000 долларов в год. Мне как раз исполнилось 30 лет, - Фил Эспозито.

Сезон 1971/72, как и в прошлом году «Бостон» закончил на первом месте в Восточном дивизионе. Клуб не повторил прошлогодней ошибки, и второй раз за три года взял Кубок Стэнли, победив в финале «Нью-Йорк Рейнджерс». Эспозито в очередной раз стал самым результативным игроком чемпионата, набрав 133 очка (66+67). Также он получил приз «Арт Росс Трофи».

Эспозито вспоминал о последнем матче в Нью-Йорке: «Мы победили, и наш капитан ездил по площадке с Кубком Стэнли. Мы катили за ним и целовали Кубок. Болельщики «Рейнджерс» бросали в нас всякий мусор, пока мы катались по кругу».

Знаменитая суперсерия СССР – Канада из восьми товарищеских матчей состоялась в сентябре 1972 года. Поначалу ни Фил, ни его брат Тони не хотели участвовать в ней. В своем родном городе Су-Сент-Мари они открыли летнюю хоккейную школу, и никуда не желали ехать. И все же председатель профсоюза Алан Иглсон уговорил их участвовать в суперсерии. 24 августа Фил с Тони отправились на сборы в Торонто, и им пришлось вернуть деньги за летнюю школу. Иглсон обещал, что им возместят ущерб, но, в конце концов, их обманул.

- Я никогда не видел советских хоккеистов. Я не смотрел Олимпийские игры, меня это не заботило. Мы понятия не имели, что они собой представляют. Готовились к веселому матчу. Думали, выпьем перед выходом на лед, покатаемся в свое удовольствие, а потом еще выпьем, отмечая победу, - Фил Эспозито.

Иглсон пообещал Эспозито, что все деньги от этих матчей пойдут в пенсионный фонд НХЛ. Игрокам же вообще ничего не заплатят, а выдадут 2500 долларов на повседневные расходы. Позже Эспозито узнал, что правами на показ серии между Канадой и СССР владели Иглсон, Бобби Орр и человек по имени Фрэнк Харнетт, которые и заработали много денег. На сборы пригласили 36 человек, а тренером назначили Гэрри Синдена (бывший тренер «Бостон Брюинз»).

- Звездой той команды считался Владислав Третьяк, но по мне он не был хорошим вратарем. Больше я никого не знал, и знать не хотел. Все они были сран… коммуняками, что в них разбираться? Мне было абсолютно наплевать на их образ жизни. Позже выяснилось, что они хотели жить как я. В Канаде они ели как короли, и скупали джинсы. Третьяк больше всех купил (от автора: создается такое ощущение, что Эспозито лично ходил за нашими хоккеистами, и считал, кто и сколько джинсов купил). Вот только непонятно: если ты коммунист, то зачем тебе деньги и прочее? Так что я их даже не уважал, потому что слова не должны расходиться с делом, - Фил Эспозито.

Первая игра состоялась 2 сентября 1972 года в монреальском «Форуме» в 20.00 по местному времени. Трибуны были заполнены до отказа. На той игре присутствовало правительство Канады, во главе с премьер-министром П. Трюдо. В том первом матче наша сборная обыграла канадских профессионалов со счетом 7:3, несмотря на то, что на 7-й минуте уступала 0:2. Он назвал несколько причин проигрыша советской команде: не было кондиционера в «Форуме», а стояла 33-градусная жара, они толком не тренировались, на сборах провели меньше двух недель, а сборная СССР готовилась к этим матчам два года (!!!), вратарь Кеннет Драйден подвел.

После матча в раздевалку зашел тренер Гэрри Синдэн, и сказал хоккеистам, что предстоит непростая серия, и надо максимально «собраться». После игры Эспозито попросили пообщаться с прессой. Когда его спросили, удивлен ли он, он ответил: «Блин, конечно же, я удивлен! Я понятия не имел, что они так катаются. Мы вообще не представляли, против кого играли». Эспозито в том матче забросил первую шайбу, на 30-й секунде 1 периода.

Перед вторым матчем Синдэн провел в составе изменения, а вратарем поставил брата Фила Тони. И Фил считает, что его брат в том матче играл великолепно. Как и в первой встрече, первый гол в ворота сборной СССР забил Эспозито. Это произошло во втором периоде, на 28-й минуте встречи. Вот как он сам описывает этот эпизод: «Кэшмен завалил Лутченко – его надо было за это удалять. Однако свистка не последовало, Кэш подхватил шайбу, и выдал ее мне на пятак. Я подтянул ее к себе. В этот момент Кузькин врезал мне клюшкой сзади по голове. Но я забил гол, так что толком и не почувствовал тот удар».

Также Эспозито отметился голевой передачей Питеру Маховличу. Сборная Канады победила 4:1. Эспозито: «Теперь и сборная СССР знала, что мы тоже умеем играть в хоккей». Тот матч запомнился не только первым поражением нашей сборной, но и необыкновенно грубой игрой канадцев. Вратарь Драйден, позже, в своей книге писал: «Становилось неловко и стыдно за своих. На месте русских я бы подумал: «эти канадцы, должно быть настоящие звери, раз позволяют себе такие выходки». Советские тренеры были недовольны американскими судьями, которые откровенно помогали канадцам. А Андрей Старовойтов (руководитель советской делегации) после матча заявил: «Судьи позволяли канадцам действовать, как шайке разбойников». Лучшими игроками того матча с канадской стороны были названы Фил и Тони Эспозито.

Третьему и четвертому матчам серии Эспозито в свое книге уделил буквально по две строки. И это, наверное, неудивительно – в 3-м матче команды сыграл вничью (4:4), а в 4-м победила сборная СССР – 5:3. Эспозито отличился в 3-й игре – забросил одну шайбу, и сделал голевую передачу, а 4-й на его счету две голевых передачи. Эспозито вспоминал, что после окончания 4-го матча болельщики их освистывали, и с трибун выкрикивали разные непристойности в адрес игроков сборной Канады.

- Я вышел на лед, где комментатор Джонни Исо задал какой-то вопрос, который я теперь уже и не вспомню. Я был в бешенстве. Злость из меня просто сочилась. Я даже не осознавал, что я ему там наговорил, пока не увидел эту запись 10 лет спустя. Я сказал: «Хочу сказать всем жителям Канады: мы старались, мы выложились на 100%, а люди, которые нас освистали…Боже…Все мы раздосадованы, разочарованы и огорчены. Мы не можем поверить, что в прессе о нас пишут плохо, что нас освистывают на наших аренах. Давайте не будем отрицать, что у соперника хорошая команда. Мы любим Канаду. Это несправедливо, что нас освистывают. Я говорил, а в это время на меня кричали с трибун, обзывались, - Фил Эспозито.

- Нас же просто ненавидели в Канаде. Родителям все время присылали письма с оскорблениями, дом отца засыпали мусором, они не могли выйти прогуляться по улице. Канадцы вообще перестали уважать меня. Нам было абсолютно не до какой-то там серии, а тут еще подобная реакция, - Фил Эспозито.

Эспозито вспоминал, что незадолго до вылета в Москву, Иглсон, Синден и Фергюсон собрали команду, и сказали, что русские не хотят, чтобы в Москву отправлялись их жены и подруги. А также отказались и еще от двух обещаний. Тогда Эспозито попросил руководство оставить их одних, и обсудить ситуацию. Эспозито: «Я сказал: «Я играю в Бостоне, так что меня никто убивать не будет, если проиграем русским. Это вот у ребят из канадских команд будут проблемы. Если же русские меняют правила игры, то мы делаем им ручкой. Пошли они к черту».

Все согласились с его словами, и объяснили руководству свою позицию. На следующий день хоккеистам сказали, что все будет так, как договаривались первоначально. Вечером 20 сентября сборная Канады прибыла в Москву.

Эспозито считает, что с самого их прилета в СССР, советская принимающая сторона пыталась хитрить. Одной из таких уловок он посчитал то, что их продержали два часа в аэропорту, досматривая их вещи и багаж. Между тем сборная Канады привезла с собой не только амуницию, но и еду: 350 ящиков пива, 350 ящиков газировки, множество коробок со стейками и прочей пищей. Когда же команда доехала до гостиницы, выяснилось, что почти половина продуктов пропала.

Эспозито: «Я считаю, что это русские нас обокрали. У них же там ничего не было». Позже канадская сторона заявляла, что кражи продолжаются. Род Жильбер: «Мы страшно разозлились, когда у нас сперли наше пиво после пятого матча».

- От аэропорта до гостиницы нас везли на двух автобусах. Даже из окна автобуса было видно, что Россия похожа на выжженную землю. Заселили нас в какую-то халупу (гостиница «Интурист»), а нашим женам было практически нечем заняться, потому что даже на шопинг сходить просто некуда, - Фил Эспозито.

Эспозито вспоминал, перед прилетом в Москву Фрэнк Маховлич (канадский хоккеист хорватского происхождения) сказал, что русские наверняка поставят в их номера жучки для прослушки. Он предложил спать в палатках, где прослушку поставить невозможно. Эспозито вспоминал, что они боялись разговаривать в номере, и однажды изрядно «набравшись» начали обыскивать свои номера, но ничего не нашли. Это он написал в книге, а в одном из интервью российскому изданию сказал, что только в своей комнате нашел два микрофона.

Одной из самых известных историй стало обрушение огромной люстры в конференц-зале. Кто-то из канадцев ночью нашел под ковром небольшую выпуклость и, оттащив ковер в сторону, увидел там небольшую металлическую коробочку на винтах. Решив, что это подслушивающие устройство, он вывернул все винты, после чего на нижнем этаже рухнула огромная люстра, которая и держалась на них. Считается, что этим канадцем был Фрэнк Маховлич, но Эспозито сказал, что никто так и не признался. Ущерб в 3800 долларов собирали со всей команды.

- Мы все время ели в отеле. Чем нас будут кормить – каждый раз было загадкой. Один раз нам подали ворону. Сказали, что это черный дрозд. Еще как-то раз нам принесли стейк из медвежатины. Он был жестковатый, но неплохой. Мы ели стейки из конины. Тоже неплохие. Но русская кухня было настолько ужасна, что я думал, у меня инфаркт будет, - Фил Эспозито.

Эспозито считает, что русские старались их «вывести из себя» любым способом. Одним из таких способов он назвал периодические звонки среди ночи, у него и других хоккеистов, которые не давали им нормально выспаться. Эспозито: «Русские делали все что угодно, лишь бы мы подошли к игре не в форме». Эспозито вспоминал, что однажды со злости на этот телефонный звонок, он выдернул телефонный провод из стены и порвал его. Тогда к нему в четыре утра пришел мастер, и устранил обрыв.

В своей книге Эспозито пишет фантастические вещи. Он написал, что им было запрещено выезжать за город без сопровождения, так как весь пригород Москвы был просто усеян установками с ядерными боеголовками, и им не хотели их показывать. Однажды он прогуливался по парку и услышал свисток. Увидел, как мужчины с портфелями и женщины с сумками подошли к солдатам и, взяв в руки лопаты, принялись сажать цветы. А через 15 минут снова прозвучал свисток, и все, положив лопаты на землю и взяв свои вещи, ушли по своим делам.

- Мы ездили на тренировки на автобусе от отеля, и с нами всегда были двое русских «переводчиков». Мы были уверены, что это шпионы КГБ. Как-то раз Питер Маховлич попытался высадить их из автобуса, так там чуть не заварилась драка. Хорошо, что они не пытались драться, а то мы б им просто голову оторвали. Это была война. Я настолько сильно ненавидел русское общество с их телефонами на прослушке, атмосферой секретности, шпионами и длинными очередями, что готов был убить тех гадов в автобусе. Если так подумать, то я бы и игроков сборной СССР убил, если б это привело к победе в серии. Вот настолько сильно мы хотели их победить , - Фил Эспозито.

После четырех матчей в Канаде у команд был перерыв в две недели. Советские хоккеисты вернулись домой, а сборная Канады 13 сентября отправилась в Стокгольм, где провела две товарищеские встречи со сборной Швеции. Первый матч состоялся 16 сентября, и канадцы победили – 4:1. Эспозито: «Шведы играли грязно. Они били нас клюшками исподтишка и плевались». Слова Эспозито совершенно не подтверждает статистика – больше всех удаляли именно канадцев. А у Эспозито вообще рекорд в этом матче – 14 минут штрафного времени.

А во втором матче похожая статистика – опять канадцы впереди по количеству штрафного времени. А «героем» второй встречи стал канадец Билл Голдсуорси – у него так же, как и у Эспозито в первом матче, 14 минут штрафа. Эспозито вспоминал, что швед Ульф Стернер вообще заточил крюк своей клюшки, и во время борьбы с Кэшменом ударил того прямо в рот, разрезав ему язык пополам. Когда Стернера удалили, Кэшмен последовал за ним в раздевалку, и еще Эспозито и пять человек вместе с ними.

Эспозито: «Кэш искал Стернера повсюду и хотел его убить. У него изо рта хлестала кровь». Вечером у него распух язык, и его отвезли в больницу. Кэшмен выбыл до конца серии, но остался с командой до конца. Второй матч 17 сентября закончился вничью – 4:4. Сборная Канады смогла уйти от поражения на последней минуте встречи, благодаря голу Эспозито.

- После первой игры кто-то позвонил в наш отель и сказал, что там заложена бомба, нам пришлось эвакуироваться. Пару раз звонили с угрозами убить меня. Когда мы ходили по улицам Стокгольма с Тони и Кэшом, я всегда старался идти между ними. Я решил, что если кто-то решит застрелить меня, то сначала ему придется пройти через Кэшмена или моего брата. Куда бы они не повернули, я всегда поворачивался вместе с ними и всегда оставался в центре. Когда они спросили меня об этом, я ответил: «Ну, вот люблю я, в центре находится». И смешно и страшно, - Фил Эспозито.

Эспозито вспоминал, что в Канаде все считали, что они «уделают шведов одной левой», но после ничьей канадская пресса вновь накинулась на них. Заголовки в канадских газетах были уничижительные. По почте хоккеистам приходило много неприятных писем от канадских болельщиков. Эспозито: «В это невозможно было поверить». Кстати, по воспоминаниям Эспозито, шведской прессе не понравилась игра и выходки профессионалов. Эспозито: "В газетах нас называли «хулиганами» и «канадской мафией". Да и сам он признался, что они тоже играли весьма грязно.

Эспозито считает, что именно эти игры в Швеции, позволили канадцам стать сплоченной командой. Ведь некоторых своих партнеров по сборной он до этой серии не просто не любил, а ненавидел. После первой игры они всей командой отправились в парк напротив отеля «Гранд», захватив с собой два ящика пива. Они пили пиво и отмечали рождение ребенка у Ги Лапуэнта.
- Мы были одни в чужой стране, дома нас поливали грязью, но мы были вместе – и это помогло нам стать командой. «Давайте ребята! Один за всех и все за одного!» - говорили мы. «Мы можем надеяться только на себя». Многим было что сказать. «Есть только мы. Даже тренеры не входят в это «мы». Мы – это мы. Пошел на … этот Иглсон. Пошли на … эти шведы. Пошли на … эти русские. И канадское правительство пусть идет на … Вместе с газетами», - говорили парни. Нам было наплевать на всех, кроме самих себя, и это нас сблизило, - Фил Эспозито.

5-й матч Суперсерии состоялся 22 сентября во Дворце спорта в Лужниках, и был забит до отказа (15000 зрителей). В Москву прибыли около 3000 болельщиков из Канады, которые ярко выделялись своей «громкой» манерой «боления» на фоне наших соотечественников. В правительственной ложе присутствовали: Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев, Председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин, Председатель Президиума ВС СССР Н.В.Подгорный и другие высокопоставленные лица.

Перед началом пятого поединка, во время объявления хоккеистов, Эспозито поскользнулся и упал на пятую точку. Однако, не растерялся и, встав на одно колено, отвесил поклон болельщикам, заслужив аплодисменты. Эспозито: «Рухнул на лед пятой точкой, все вокруг ржут. Поднялся, поклонился и вижу глаза Брежнева – он тоже смеется. Я ему так ручкой делаю: чмоки! Был рад, что его рассмешил».

Эспозито вспоминал, что первые два периода они играли здорово – действительно в первом периоде забили 1 гол, а во втором 2, и на третий период выходили при счете 3:0 в свою пользу. За 11 минут до конца встречи счет был 4:1 в пользу сборной Канады. И тут игроки сборной СССР, как будто проснулись – за шесть минут забросили 4 шайбы, и одержали победу – 5:4.

Эспозито считает, что в том проигрыше виноваты только судьи. Эспозито: «Все судьи были из стран восточного блока, кроме одного из ФРГ, и все они были ужасны. Они судили нечестно. Мы постоянно играли то вчетвером, то втроем». Однако, согласно статистике того матча у обеих команд равное количество штрафного времени – по 10 минут.

- После игры мы сидели в раздевалке, и некоторые игроки были откровенно подавлены. Я сказал: «Парни, мы больше ни одной игры этим убл… не проиграем. Мы их к ногтю прижмем! Мы выиграем три матча подряд», - Фил Эспозито.

Сборной СССР осталось выиграть только одну игру из трех оставшихся, чтобы выиграть в серии.
- Я не понимаю стремления нанести травму. Я долго играл в эту игру и никогда не стремился никого травмировать, кроме русских в 72-м, - Фил Эспозито.

Шестую игру встречи сборная Канады выиграла у советской сборной – 3:2, причем все шайбы были забиты во 2-м периоде. Вратарь в том матче Драйден вспоминал, что они упустили инициативу в конце второго периода, и в раздевалке дико переругались, понимая, что теряют контроль над игрой. Но третий период, по словам Драйдена канадцы провели отлично: «Русские не могли ничего с нами поделать, потому что мы не давали им действовать».

Кстати, во втором периоде Харламов сравнял счет, но арбитры (ФРГ) ее не засчитали. Драйден в своей книге написал, что не видел, попала ли шайба в ворота. Он вспоминал, что русские не протестовали, только поинтересовались, засчитывается ли шайба и, получив отрицательный ответ, уехали. Драйден: «Случись подобное в Северной Америке, кто-нибудь наверняка шмякнул бы клюшкой о стекло перед лицом судьи – это как минимум».

В той шестой игре канадцы отличились необыкновенной жестокостью, которую не видели прежде болельщики СССР. Получил травму Харламов – «отличился» Бобби Кларк. Борис Федосов в «Известиях» писал: «Канадцы в открытую охотились за Харламовым. Такой хоккей чужд нам, поэтому наши спортсмены не отвечали. Особенно грубо играл Эспозито».

В седьмой игре серии канадцы вновь одержали победу – 4:3. Харламов из-за травмы не смог выйти на игру. Два гола из четырех на счету Эспозито. Также «отличился» Эспозито стычкой с Борисом Михайловым. Когда же его отправили на скамейку штрафников, он несколько раз Михайлову выразительный жест - рукой проведя по горлу. И предлагал, тоже выражаясь языком жестов подраться один на один.

Эспозито: «Михайлов ударил меня клюшкой в приватное место. Пониже живота. Мне это не понравилось, а судья не свистнул удаление. Если меня кто в НХЛ бил по бубенчикам, этот наглей сразу получал ответку. Ну, а Борис избежал наказания. Михайлов утверждает, что я ему тоже врезал. Не помню».

Михайлов: «У нас амуниция была такая, что икры оставались открытыми. Вот Фил и повадился тыкать мне туда клюшкой. А это больно, между прочим! Я сообразил, что у него подмышка открыта, ну, я и сунул. Он взвыл, я понял, что нашел болевую точку. Так и обменивались любезностями: он – по икрам, я - по ребрам. Ему надоело, с кулаками полез, потом выражаться стал. Я послал его на чистом русском. Знаете, почему он завелся? Он привык, чтобы его боялись, почтительно расступались».

Перед восьмой решающей встречей счет был равным в серии – по три победы у каждой команды и ничья. Такой нервной и напряженной игры, наверное, не было во всей серии. Все началось уже в первом периоде, после того, как Якушев забросил шайбу в ворота Драйдена, реализовав большинство. Меньше чем через минуту чехословацкий судья Рудольф Батя зафиксировал у Жана-Поля Паризе нарушение.

Паризе буквально «взорвался» – сначала он стал ругаться с арбитрами, за что получил десятиминутный штраф на недисциплинированное поведение, затем начал стучать клюшкой по льду, а потом подъехал к арбитру и замахнулся на него клюшкой. Вовремя одумался. Как он позже говорил, у него не было намерения ударить арбитра, это был просто взрыв эмоций. Арбитры удалили канадца до конца встречи.
- Наши на скамье совсем вышли из себя. Кто-то даже швырнул на поле стул. Все как с цепи сорвались. На лед полетели полотенца, перчатки, клюшки, шайбы. Канадские болельщики скандировали: «Поехали домой, поехали домой». На противоположной трибуне Иглсон перебрался через ограждение и побежал вдоль борта к нашей скамье. Милиционеры плотным кольцом окружили скамью для оштрафованных. В общем, картина была пренеприятная. Все это время русские сидели на своей скамье и на борту, со скучающим видом наблюдая за происходящим, - Кеннет Драйден.

Несколько минут потребовалось, чтобы страсти улеглись, а работники Дворца спорта убрали с площадки лишние предметы. На 7-й минуте Эспозито сравнял счет. Лутченко на 14-й минуте вывел нашу команду вперед, но на 17-й Парк опять сравнял счет. Во втором периоде Шадрин, Якушев и Васильев забили канадцам по голу, на что те ответили только заброшенной шайбой Уайта. На последний перерыв команды уходили со счетом 5:3 в пользу сборной СССР.

Третий период решающего матча можно смело записать в актив именно Фила Эспозито – именно он стал тем лидером, который смог повести за собой сборную Канады. На 43-й минуте встречи он сократил разрыв в счете – 4:5. Эспозито: «Вообще-то я не понимал, как они могли меня оставить одного на пятаке. Впрочем, свое место там я забронировал еще в начале серии. Стоило кому-нибудь только ко мне подъехать, как он получал с локтя. Подъехал ко мне – получи в лоб с локтя».з 4

Кстати именно Эспозито во втором периоде буквально вытащил шайбу из своих ворот, когда вратарь был уже бессилен. На 53-й минуте Эспозито организовал атаку и стал одним из ассистентов Курнуайе – автора 5-й гола в наши ворота. Но лампочка за воротами не зажглась.

- Русские снова пытались нас обмануть! Иглсон увидел все это с трибуны и психанул. Он так громко орал, что русские солдаты арестовали его и пытались вывести с трибуны. Питер Махлович увидел, что происходит, перепрыгнул через борт и стал отгонять вооруженных солдат клюшкой. К этому моменту мы всей командой лезли через борт. Питер вырвал Иглсона у них из рук. Мы орали: «Тащи его к нам!» Стэплтон, Пит и я отгоняли солдат клюшками, а остальные вели себя так, будто сошли с ума. Идя по льду к нашей скамейке, Иглсон и наш врач показывали всем средний палец, - Фил Эспозито. 4

Гол был засчитан. Тот матч обслуживали два арбитра. Эспозито вспоминал, что один арбитр им нравился (ФРГ), а второй (ЧССР) был полным м… Ничейный счет приносивший победу сборной СССР, по лучшей разнице заброшенных шайб держался до последней минуты. На последней минуте (59:26) шестой и решающий гол забил Хендерсон с передачи Эспозито. Эспозито: «Одна эта победная шайба сделала Пола знаменитым в Канаде на всю жизнь». Когда время матча истекло, все игроки сборной Канады высыпали на лед и стали обниматься.

- Я прокатился мимо тренера русских Кулагина. Он был здоровым толстяком, которого мы между собой прозвали «Хохмач». «Смотри слезами не захлебнись на …, … краснопузый», - сказал я ему, - Фил Эспозито
Конец своей карьеры игрока  Фил Эспозито провел в команде «Ньюорк-Рейнджерс».  Эта команда считалась самой богатой в НХЛ, но это не помогало её выигрывать призы, в том числе  самый главный -  Кубок Стэнли.

Эспозито стал в команде капитаном, и вспоминал, что у игроков «Рейнджерс» были серьезные проблемы с мотивацией. Им было все равно, выиграют они или проиграют – деньги то «капают». В том сезоне «Рейнджерс» заняла последнее место в свое дивизионе, как впрочем, и в следующем. В сезоне 1977/78 тоже. А сам Эспозито больше не был в лидерах чемпионата по результативности – даже не входил в первую десятку.

Играл Эспозито и на Кубке Канады 1976 года. В семи матчах набрал 7 очков (4+3). В матче против сборной СССР 11 сентября в Торонто был в составе, но его словам Скотти Боумэн редко выпускал его на лед. Эспозито: «Боумэн после игры сказал: «Фил недостаточно хорошо катается, чтобы играть против русских». На следующий день Эспозито поругался с Боумэном, послав его, и до конца турнира с ним не разговаривал. На тот момент ему было 34 года.из 6

- В 1977 году «Рейнджерс» не попал в плей-офф, и я поехал играть в Вену на чемпионат мира. Я вел себя как псих. Как настоящий психопат, потому что у нас собралась плохая команда, и шансов на победу мы не имели. Я подумал, что, может быть, получится хотя бы, запугать соперников. Мы победили и шведов и чехов. Однако сборная СССР нас просто уничтожила – 8:1, 11:1, - Фил Эспозито.

Эспозито вспоминал, что два раза сумел подраться на том турнире. Один случай он описывает подробно. В первом матче (2:4) против сборной Швеции Стиг Сальминг ударил его клюкой ниже пояса. Эспозито хотел отомстить, но это получилось у него только после игры. В отеле он зашел в лифт и встретил там Сальминга в компании двух игроков. И без разговоров дал ему в челюсть, причем по его словам хорошо.

Вечером перед второй игрой (7:0) Эспозито подошел к столу шведов за ужином и сказал: «Если вы … возомнили, что сможете нас обыграть, то вы … Мы вас покалечим! По-ка-ле-чим!» Сборная Канады заняла на турнире 4-е место, а Эспозито набрал 10 очков (7+3). Сезон 19080/81 стал для него последним в хоккейной карьере. На тот момент ему было 39 лет.

После окончания карьеры принял предложения генерального менеджера «Рейнджерс» Крэйга Патрика, и проработал у него один сезон помощником. Летом 1982 года подписал 4-летний контракт на 200 тысяч долларов в год и работал комментатором. Через четыре года стал генеральным менеджером «Рейнджерс» (оклад 400000 долларов в год). Некоторое время работал там главным тренером. В 1992 году стал создателем клуба «Тампа-Бэй Лайтнинг». Финансовую поддержку нашел в Японии. и6

- Меня дважды увольняли с поста генерального менеджера – сначала «Рейнджерс», а потом в «Тампа-Бэй.» Кроме того, я дважды разводился. И, тем не менее, мне никогда не было больнее, чем когда «Лайтнинг», основанный мною, отобрали эти жирные коты, обладавшие большим влиянием, властью и деньгами, - Фил Эспозито.

Сейчас Эспозито женат третий раз. От двух предыдущих браков, у него трое детей, все девочки. На одной из дочерей (Карри скончалась в 2012 году) был женат бывший хоккеист Александр Селиванов. В браке родилось двое сыновей.

Филип Энтони Эспозито – лучший бомбардир Суперсерии-72. Член Зала хоккейной славы. В НХЛ провел 18 сезонов. Участник 10 матчей всех звезд НХЛ. 6 раз становился лучшим снайпером чемпионата НХЛ. 5 раз – лучшим бомбардиром чемпионата НХЛ. Имеет 7-е место в истории НХЛ по голам – 717. 10-е место по очкам – 1590. Многократный обладатель призов «Арт Росс Трофи». Двукратный обладатель призов «Лестер Пирсон Авард», «Харт Трофи». Обладатель приза «Лестер Патрик Трофи». Победитель Кубка Канады 1976 года. Двукратный победитель Кубка Стэнли. Офицер ордена Канады (1972 год).6

- Я начал получать свою энхаэловскую пенсию в июле 2002 года. Я провел в НХЛ 19 лет, так что теперь получаю ежегодно 32000 канадских долларов, - Фил Эспозито.

В публикации использованы материалы следующих изданий: Википедия, «Спорт-Экспресс», «Советский спорт», «Чемпионат», Фил Эспозито «Гром и молнии – хоккейные мемуары без п…».


Рецензии